Эколог.мннеджмент предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эколог.мннеджмент предприятия.



Экологический менеджемент – это в управление, заключающееся в регулировании сознания человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и др. ценностей. Экологический менеджмент напрвлен на реализацию экономических целей организации.Основными принципами создания системы экономического менеджмента являются:

- установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из важнейших приаритетов предприятия.

- создание или укрепленгие экологической службы предприятия;

- установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтерисованными в эффективной экологической политике сторонами;

- реализация согласия между руководством и работниками по экологтическим проблемам с пониманием взаимной экологической и др. ответственности;

-выделение материальных, финансовых и кадровых ремурсов, достаточнх для обеспечения выбранного уровня экологичности;

- оценка характеристик экологичности их соответствия текущей экологической политике организации, ее перспективным целям и задачам данной области.

55.Эколог.паспорт предприятия. -нормативно-технический документ, содержащ характеристику взаимоотношений предпр-я с окруж средой. Содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технолог схем выработки осн видов прод-и, схем очистки сточных вод и аэровыбросов и т.д., а также перечень планируемых мероприятий, направлен на снижение нагрузки на окруж среду. Экол паспорт пром предпр-я исп-ся в целях гос экологич контроля. Экологич паспорт предприятия предназначен для: осуществления гос контроля по соблюдению юр лицами и ИП нормативов в области охраны окруж среды, в том числе технологич нормативов, и иных требований в области охраны окруж среды; комплексного учета использ-х прир и вторичных ресурсов; опред-я уровня влияния пр-ва на окруж среду; определения соответствия уровня пр-ва наилучшим доступным технич методам. Разработчик экол паспорта предпр-я оформляет экол пасп предпр, а также вносит изменения и дополнения в него. В общих сведениях (первый раздел) указывается взаимное расположение данного предприятия с граничащими характерными объектами. Составляется карта-схема предприятия с нанесением на нее источников загрязнения атмосферы и поверхностн вод, водозаборы, места складир-я отходов, границ санит-защитной зоны, жилых массивов, пром зон, транспортн маги-стралей, сельхозугодий, лесов, зон отдыха и т.д. «Краткая природно-климатическая характеристика» в разделе 2.3 должна содержать в виде таблицы метеорологич характеристики и коэффициенты, определяющ условия рассеив-я загрязняющ вещ-в в атмосфере для облегчения дальнейших расчетов. Нумерация источников от года к году не должна изменяться. При появл нового источника ему присв-ся номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем в отчетности не прим-ся. Всем организованным источникам присваиваются номера в пределах от 0001 до 5999, а всем неорганизованным источникам — в пределах 6001 до 9999. Составленный предприятием экол паспорт по требованию местн органов надзора может быть направлен на экспертизу.

56. Экол.аудит. Эколог. аудит представл. собой периодическую оценку эколог. показателей произв-ва и оборудования, на основании к-рой составляются опред. док-ты..Суть аудита–оценить потенц-е производств-е риски. Если, например, велик риск аварии, или оборудование недостат-но экологобезопасное, что может привести к взиманию больших налогов из-за большого кол-ва вредных выбросов, то ни кредита, ни инвестиций предприятие не получит. У предприятия могут быть след. риски: ●рост капитальных или текущих затрат, связанных с необход-тью соблюдения эколог. стандартов; ●затраты на ликвидацию последствий загрязн-й; ●затраты, связанные с транспортировкой и захоронением отходов; ●принудит-е закрытие или ограничение деят-ти; ●требования о возмещении убытков третьих сторон; ●сокращ-е объёмов продаж,если продукция считается опасной с экол. точки зр. Экоаудит в РБ не получил широкого распростр-я. Как правило,проверке подлежат только те технолог-е процессы, к-рые считаются самыми опасными. Некот. виды загрязн-й, к-рые выбрасываются мелкими источниками, не прове-ряются, однако они часто и наносят большой вред окр. среде. Поэтому, сущ-т необход-ть проведения полных проверок всех произв-в.Экоаудит осуществляется с привлечением специалистов из местных эколог инспекций и обществ эколог. организаций. Проведение таких проверок явл. обязат. усл-ем предостав-ления займов и кредитов междунар. финанс-х институтов.

57. Оценка возд.на окруж.среду планир.хоз.деят.,экол.экспертиза. Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии со следующими основными принципами: - приоритета охраны жизни и здоровья человека; - законности, научной обоснованности и гласности; -комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности; - учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, и других воздействий на нее в результате осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности; - независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий. Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии). Заказчиками (инициаторами планируемой хозяйственной и иной деятельности) выступают физические и юридические лица, включая иностранные, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Беларусь. Экспертами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, выступают должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов. Для проведения государственной экологической экспертизы наиболее сложных проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов. Объектами государственной экологической экспертизы являются: - концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; - схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; - градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки); - обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Объектами государственной экологической экспертизы могут быть и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

58. Система платного ПП.Экол.налог. Действующим зак-вом в РБ установлена с-ма платности за осн прир р-сы: минеральные, воду, землю и др. Приняты и действ-т законы «О платежах за землю», «О налоге за польз-ние прир р-сами». В з-не «Об экол налоге» установлены плательщики налогов (объединения, предпр-я, орг-ции, предста-вит-ва, обособленные подразделения и физ лица, к-рые пользуются прир р-сами или загрязняют окр среду). Налогом облагаются: 1. все объемы добываемых р-сов; 2. выбросы и сбросы загрязн вещ-в; 3. платежи за переработку нефти; 4. платежи за перемещение нефти и нефтепродуктов; 5. платежи за геологоразведочные работы.Льготы по налогу: 1. за воду хоз-питьевого и противопожарн назнач-я 2. за воду рыбхозу и прудовому рыболовству 3. за подземные воды, попутно добываемую с полезными ископае-мыми 4. за воду, поставляемую для пр-ва пр-ции растеневод-ва и животновод-ва 5. за песок и песчано-гравийную смесь для дорожного строит-ваЗакон «О платежах за землю». Опред-ны 5 функц видов земель, к-рые подлежат налогообложению: - с/х назнач-я, - населенных пунктов всех типов, - земли промышл, транспорта и оборо-ны, - лесного фонда, - водного фонда. Не платят налог:1. земли, загрязнен радионуклидами, 2. Заповед-ники, заказники, ботанич сады и нац парки; 3. учреждения к-ры и обр-ния, здравоохр, спорт комплексы; 4. земли запаса; 5 кладби-ща; 6. земли общего польз-я (площади, парки и т.д.) Освободили от налога пенсионеров и инв-в 1,2 гр, участников войны, род-лей и родств-в погибших в войне, многодетн семьи. С марта 2007г. принято решение перечислять налог за землю в бюджет сельских советов, до этого перечисляли их в бюджет районных советов.

59.Эконом.стимулирование рацион.ПП. Задачи экон. стимулир-я природоохр. и ресурсосбере-гающей деят-ти требуют корректировки как производств-х, так и макроэкон-х показателей с учётом требований. Экологизация показателей осн. произв-ва будет способств-ть заинтересован-ти субъектов хоз-я в рез-тах природоохр. деят-ти. Так, одним из осн. итоговых показателей работы предпр-я служит рентабельность, отражающая как кол-ные, так и кач-ные её рез-ты Рац природопольз-я несет предприятию ряд существен преимуществ и выгод: снижение издержек; рост доходов; благоприятный имидж в глазах общественности и потенциал партнеров и инвесторов; способность к пост обновлению ассортимента продукции; благопр взаимоотн-я с органами власти и управления и. Если на предприятии не будет осуществ-ся политика, ориентирующая на снижение негативных воздействий на ОС, то, это приведет в итоге к снижению эконом эффек-ти, конкурентосп-ти и исключению их из сферы общественного произв-ва. Управление природопольз-м на предприятии осущест-ся по след осн направлениям: планирование охраны ОС и ресурсосбережения, стимулир-е природоохр деят-ти структурн подразделений предприятия, внутрипроизводственный контроль, экологич просвещение работников предприятия, учет и отчетность в природоохр сфере. Другими словами, природоохранная деятельность предприятия (ПДП) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение, ликвидацию последствий вредного воздействия основной производственной деятельности на ОС. Существует два основных направления природоохранной деятельности на предприятии. Первое - очистка вредных выбросов предприятий. Сюда относятся обезвреживание, ликвидация или утилизация вредных отходов путем создания разного рода природоохранных очистительных сооружений. Но данное направление малоэффективно, т.к. обезвреживание, требует больших затрат ресурсов, а очистка одних компонентов приводит к концентрации других. Второе направление - устранение самих причин загрязнения, т.е. разработка ресурсосберегающих и малоотходных технологий производства. Этот путь является наиболее эффективным и экономичным. Для осуществления же всего комплекса перечисленных работ требуется создание специальных служб управления природоохранной деятельностью на предприятии.

60.Заруб.опыт эколого-экон.стимулирования. 1. Поощрительные: 1.Льготное налогообложен (экологичных видов продукции).2.Льготн кредитование и субсидиров экопроектов. 3.Дотации на приобретение природоохранного оборудования. 4. Ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования.5.Премир-е по результат природоохр деят-ти.

2. Принудительные: 1.Платежи за прир ресурсы.2.Платежи за выбросы загрязн вещ-в.3.Платежи за размещ отходов.4.Штрафы за нарушение природоохран законод-ва.5.Сокращ субсидирования природоемк и неэкологичн произв-в.6.Повышенное налогооблож (неэкологичной продукции).

3. Компенсационные: 1.Возмещ нанес-го ущерб.2.Созд-е природоохр фондов.3.Экол страхов-е.. В услов становления рын отнош созд-ся реальн предпос для раци-онализ-и прир-польз-я, что связано с проц-ми повыш эконом самост-ти предпр-й, обеспеч-я принципов самоуправл-я регионов и др. Поэт больш интер для экон прир-польз представл "рыночн" эконом науки- менеджм, маркетинг, макро- и микроэконом и др, из котор она черпает сведения об особ-х функционир-я рыночн экон-ки и ее возможн-х в оптимиз-и экол-эконом отнош-й. В перех период соц-эконом развития возник серьезн опасность ухудшения экол ситуации вследств разруш-я стабильн хоз связей, использ низкокач и некон-диц видов топлива, финанс трудн-й субъект-в хоз-я, ограничив-х возм-ти прир-охр деят-ти. «Чисто рын» эк-ка явл наиб опасн для природы спос-м хоз-я, поск частн собст-к в усл-х слабо регулир рынка в погоне за макс прибылью стремится к сокращ своих непроизв расходов, к кот и относ затраты на экол.А это приведет к ухудшению эколог обстановки.

61. Сущность и осн.источники финансир.природоохр.деятельности. Госуд обеспеч рационализацию природопольз, включая охрану окруж прир среды, путем создания природоохр-го законод-ва и контроля за его соблюдением. Природоохранит законод-во —система законов и др юр актов, кот регулир природоохран отнош в целях сохранения и воспр-ва прир богатств, рационал-и природопольз, сохранения здоровья населения.

Сущ около 200 юр документов, касающ природопольз-я. Одним из важн явл комплексный закон «Об охране окруж прир среды», принят в 1991 г. В соотв-и с законом кажд гражданин обязан приним участие в охране окруж прир среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологич культуру, соблюдать требования природоохр законод-ва и установленные нормативы кач-ва окруж прир среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подраздел на уголовн, административн, дисциплинарн и материальн. В случаях наиболее тяжелых нарушений, напр при поджоге леса, виновн может быть подвергнут уголовн наказанию в виде лишения свободы, наложения крупн денежн штрафов, конфискации имущ-ва. Однако чаще прим-ся администр ответств в виде налож штрафов как на отдельн лиц, так и на предпр-я в целом. Она наступает в случ порчи или уничтож прир объектов, загрязн прир среды, невыполнения мер по восстановл нарушенной окруж среды, браконьерства. Должностн лица могут также подвергаться дисциплин ответств в виде полн или частичн лиш-я премий, пониж в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохр мероприятий и несоблюд экологич нормативов. Кроме того, выплата штрафа не освобожд от материальн гражда-правовой ответств, т. е. необход-ти возмещения причиненного загрязнением или нерац исп-м прир рес вреда окруж среде, здоровью и имуществу граждан, нар хозяйству. Природоохранит законод-во на практике действует еще недостат эффективно. Причин этому много, но одной из важн явл несоотв-е тяжести наказания тяжести преступл-я, в частности штрафы. Угол ответ-ть и возмещ нанес ущерба прим-ся реже, чем надо бы. Экономич методы управления прир-польз-м заключ-ся в широком исп-нии системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономич стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспеч-ть рацион и комплексное использ-е минеральн и др ресурсов; охрану и воспр-во окруж прир среды.

Эколог.страхование.

Под экологическим страхованием понимается страхование граждансок йответственности юрлиц и ИП за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Целью экологического страхования является компенсация ущерба и экономическое стимуллирование снижения степени экологического риска существующих производств.

Экономическое страхование призвано решать следующие задачи:

- установление ответственности предприятия за ущерб, наносимый залповым загрязннием;

-накопление средств в резервных страховых фондах, необходимых для ликвидации ущербов, последствий и компенсаций ущерба;

-стимулирование снижения экологического риска существующих производств;

-накопление информации исследования аварийных ситуаций, оценка экологического риска предприятий.

63.Глоб.эколог.проблемы. Глобальное потепление. изменения, обусловленые прир. процессами, их назыв. естественными, Наряду с естеств. факторами на глобальные климат. усл-я оказывает все возрастающее влияние хоз. деят-ть чела: увеличение кол-ва атмосферного углекислого газа, а также некоторых др. газов, поступающих в атмосферу в ходе хоз. деят-ти, что усиливает в ней парниковый эффект; увеличение массы атмосферных аэрозолей.Проблема защиты атмосферы. Под эгидой Европейской экон. комиссии ООН (ЕЭК) была заключена Конвенция о трансграничном загрязн-и воздуха на большие расстояния.

Разрушение озонового слоя Земли Примерно с 70-х годов XX ст. наблюдается глобальное уменьшение кол-ва стратосферного озона.

Истощение запасов пресной воды и загрязн-е вод Мирового океана. За период с 1900-1995г. потребл-е пресной воды в мире увеличилось в 6 раз, что более чем в 2 раза превышает темпы прироста населения. причины уменьш кол-ва воды: 1)рост кол-ва людей 2) нерац. использ-е и методы эксплуатации

Охрана кол-ва водных рес-сов непосредственно связана с разработкой стратегии водопольз-я на нац. и местных ур-нях, также им.место охрана кач-ва водных рес-сов.

Загр.мир.океана. Междунар. соглашения регулируют разл. аспекты, обусловливающие предотвращение загрязн-я Мирового океана, среди них: ♦запрещение или ограничение опред. условиями сбросов загрязняющих вещ-в,образующихся в процессе нормальной эксплуатации (1954); ♦предотвращение преднамеренного загрязн-я морской среды эксплуатационными отходами с судов, а также частично от стационарных и плавучих платформ (1973); ♦запрещение или ограничение захоронения отходов и др. материалов (1972); ♦предотвращение загрязн-я или уменьш-е его последствий в рез-те аварий и катастроф (1969, 1978).

Разрушение почвенного покрова Земли. Чел-во за свою историю безвозвратно потеряло больше плодородных земель, чем их распахивается во всем мире (более 1,5 млрд га), причины этого засоление почв в рез-те орошения, а также эрозия, вызван. чрезмерным выпасом, обезлесением, опустыниванием земель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.016 с.)