Рентная конц-я рыночной оценки прир.рес-в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентная конц-я рыночной оценки прир.рес-в.



Под экон.оценкой(ЭО)прир.рес-сов необход. понимать ден. выражение их хоз. ценности, обусловленной прир. особенностями. 1.В основе опред-я ЭО рес-сов лежит затратная концепция академика Струмилина. Согласно ей оценкой рес-в может служить затраты труда на их освоение и вовлечение в хоз.оборот. ЭО земель может быть определена по формуле: О=К*(У/Т:У/Т), где О- ЭО 1 га угодий; К- стоимость освоения 1 га земель;У/Т и У/Т- отнош-е урожайности к текущим затратам. 2.Однако в послед. годы все больше внимания уделяется развитию рентной концепции.

 

Сторонники этого подхода видели осн. недостаток 1-й концепции в том, что при оценивании рес-сов по затратам на освоение наиб. высокие оценки получают самые неблагоприятные для использ-я,наим. ценные по кач-ву прир. рес-сы.Суть 2-го подхода к ЭО прир. рес-са состоит в том, что ее величина опред-ся размером приносимой данным рес-сом диф.ренты, к-рая показывает экон. выйгрыш, к-рый получает нар.хоз-во благодаря более благоприятным св-вам оценив-го ре-рса

41. Исп-е смешанного подхода, концепция альтернат. и общей эконом.ценности ресурса. Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) является одной из основополагающих в экономической теории. В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие заниженную или вообще не имеющие рыночной цены, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территории.** Величина общей экономической ценности является суммой четырех показателей, это: стоимость использования прямая(на примере леса – заготовка древесины; лекарственных растений; побочных продуктов (ягоды, грибы, орехи и др.); туризма; устойчивой охоты и рыболовства.); стоимость использования косвенная (пытается уловить выгоды для наиболее территориального охвата. косвенная стоимость использования леса складывается: связывания углекислого газа (смягчение парникового эффекта);водорегулирующих функций (защита от наводнений) и др.; возможная стоимость(связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем.); стоимость существования (ценность природы самой по себе, эстетическая ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями).

42. Эконом.оценка ущерба от антропогенного возд.на окруж среду:экол.и соц-го. Эк.оценка лежит в основе платности природопольз-я, что создает материальн заинтересованность предпр в рац использовании рес природы, в совершенств-и технолог процессов с целью сокращения кол-ва выбрасыв-х в окруж среду отходов. Эк-ая оценка природ-х рес-в – денежн выражение их хоз-ой ценности, обусловлен прир особен-ми. Естественной предпосылкой эк-ой оценки яв-ся ограниченность лучших участков и объемов прир-х рес-в, их кач-ная и территор неоднородность. Трудности эконом оценки связаны с тем, что естеств ресурсы, пока в них не вложен труд, предст собой “дар природы” и поэтому, согласно труд теории стоимости, не могут иметь стоимости. На соврем этапе экон оценка может реально выполнять учетную и стимулир роль. Экон оценка позволяет рассчитать прир-ресурсн потенциал регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельн районов и прогнозирования их эконом развития. Одной из важнейш задач экон оценки явл определение матер ущерба, наносимого обществу при изъятии из хоз оборота прир богатств). Экон оценка естественных богатств необходима и при расчете эффективности природоохр мероприятий. Постеп сложились след основн направления использования оценок прир ресурсов: 1) в массов планово-проектных расчетах по обоснован изменений хар-ра исп-я данного ресурса (отводы с/х или лесных угодий под строительство и т.п.); 2) в учетно-аналитич разработках (ведение кадастров прир ресурсов, исчисление нац богатства с оценкой прир составляющей и т.п.);3) при перспективном планировании и прогнозиров;4) для целей совершенств-я системы экон стимулир-я (платежи за исп-е прир рес)

43.Сущность, состав и структура природоохранных затрат. Совершенствование природоохр деят-ти на предприятии имеет ключевое значение для решения экол проблем. Рац природопольз-я несет предприятию ряд существен преимуществ и выгод: снижение издержек; рост доходов; благоприятный имидж в глазах общественности и потенциал партнеров и инвесторов; способность к пост обновлению ассортимента продукции; благопр взаимоотн-я с органами власти и управления и. Другими словами, природоохранная деятельность предприятия (ПДП) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение, ликвидацию последствий вредного воздействия основной производственной деятельности на ОС. Существует два основных направления природоохранной деятельности на предприятии. Первое - очистка вредных выбросов предприятий. Сюда относятся обезвреживание, ликвидация или утилизация вредных отходов путем создания разного рода природоохранных очистительных сооружений. Но данное направление малоэффективно, т.к. обезвреживание, требует больших затрат ресурсов, а очистка одних компонентов приводит к концентрации других. Второе направление - устранение самих причин загрязнения, т.е. разработка ресурсосберегающих и малоотходных технологий производства. Этот путь является наиболее эффективным и экономичным. Для осуществления же всего комплекса перечисленных работ требуется создание специальных служб управления природоохранной деятельностью на предприятии.

44. Сущность и показатели эконом.эффект.природоохранных мероприятий. Методика предусматривает расчет общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности. Абсолютная эффективность средозащитных затрат определяется для выявления экономической результативности природоохранных мероприятий на различных уровнях хозяйствования (народное хозяйство, региональная отрасль, предприятие). Сравнительная эффективность средозащитных затрат необходима для экономического обоснования и отбора оптимальных вариантов природохозяйственных решений при внедрении природоохранной и ресурсосберегающей техники, технологии и т.п. Показателем общей экономической эффективности средозащитных затрат является отношение годового прироста экологически безопасной (чистой) продукции к вызвавшим его капитальным природоохранным вложениям: Эпм = П / К, где Эпм — абсолютная экономическая эффективность природоохранных мероприяти; П— прирост производства экологически безопасной продукции за счет капитальных природоохранных вложений; К— величина капитальных природоохранных вложений. Капитальные вложения экономически эффективны, если полученные показатели общей эффективности не ниже показателей и нормативов за предшествующий период. При определении сравнительной эффективности природоохранных мероприятий решают два типа задач: — задачи, связанные с выбором средозащитного профиля, наиболее результативные из организационно-технических решений; — задачи смешанного характера, при решении которых природоохранный и ресурсосберегающий факторы учитываются наравне с другими показателями развития производства. Для задач первого типа показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум приведенных средозащитных затрат. С – К*Ен, где С — текущие затраты по каждому варианту; Ен — нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений, равный 0,12; К— капитальные вложения средозащитного назначения по каждому варианту. Такой подход выгоден в том случае, когда определить экономические выгоды от реализации природоохранного проекта сложно, тогда рассчитывают каждый вариант и сравнивают между собой. При данном расчете корректным является сопоставление вариантов с приблизительно равными экономическими эффектами.

45. Хоз-й механизм природопольз-я.Террит-й и отраслевой принципы управления. Все возрастающ роль в обеспечении охраны окруж прир среды и рацион-м исп-и прир ресурсов играют методы оптимизации управленч решений. Они основаны на шир исп-и экон-математич мет-в, сетевых моделей, автоматизир систем управления и ЭВМ в разработке. С их пом разраб-т модели охраны природы в зоне действия пром предпр-й, рег-в страны и водн бассейнов. Подобн модели позв-т набл-ть будущ ситуа­ции, анализ-ть влияние различн проектов и решений на сост-у прир среды, вносить коррективы и предложения по предупрежд-ю послед-й. Предпр-я внос плату за прир ресурсы согласно установл-м нормативам, кот предусм-т плату за право польз-я, за воспр-во и охрану прир ресурсов, за выбросы загрязняющ ве­щ-в. При превыш пред допуст-х выбросов загрязняю­щ вещ-в, платежи взимают в кратн размере, исходя из затрат на лик­вид загрязн-я. Ср-ва, взимаем с предпр-й и орган-й за загрязнен окру­ж среды и нерацион исп-е прир рес-в, на­пр-ся на вып-е прир-охр мероприятий. Мех-м эк регулир-я должен предст-ть целостную сов-ть методов и инструм-в управления прир-польз-м. В свою очередь, мех-м управления прир-польз-м предст собой звено мех-ма управления экон-й в целом; поэт необход ещё согласование методов соц-экономич и экологич управления. Но конкретные методы экологич регулир-я опред-ся особен-ми сферы прир-польз-я и охраны окруж среды:1.длит-ть осн-х воспроизвод-х проц-в в прир-польз-и и переплетением эконом и естествен проц-в;2.спецификой отношений собств-ти на ресурсы природы;3.спецификой рыночн отнош-й в экологич сфере и существ-й ролью гос-ва в управлении прир-польз-м. Эффективн хоз механизм прир-польз-я должен учит вышеперечисл особ-ти и опираться как на админ-контрольные, экономич (включая и рыночн, финанс-налог), так и на соц-политич, психологич, морально-нравств и др инстр-ты. В принципе все экон инстр-ты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологич стандартах, устан-х органами гос управления прир-ем. Это не означает, что гос-во всегда прямо и непосредственно вмеш-ся в процесс прир-ия. Оно может осущ гос контроль на расст-и, тем самым усиливая демократич тенденции, повышая кач-во и гибкость экологич регулир-я.

46. Управление ПП:сущн.методы и ф-ции. Прир-польз-е - один из самых сложн объектов управл-я, оно нах-ся на стыке взаимод-вия естеств и обществ проц-в. В управлении прир-м исп различн методы воз­действия на коллективы предпр-й и орган-й, отдельн работников и население страны. Среди них наиб широко распростр админист­р-правовые, организацион, социально-психологич и эконо­мич методы управления. Все эти методы в управлении прир-ем должны примен комплексно, в системе, при приоритете эконо­мич методов управления. Административно-правовые методы управл-я заключ в разра­ботке и издании прав и администр актов, регулир-х орга­низацию и управление в сфере прир-польз-я, права и обяз руководящ работников, должностных лиц и насел-я страны по эконом­ному использ-ю и воспр-ву прир ресурсов и обеспечению равновесия в прир среде. Организационные методы обеспеч-т распред-е функций в сфере управл-я, поддержание технологич дисциплины, контр, рационализацию упр-я на основе достиж-я науки и техники. Социально-психологич методы управ представл собой сис­тему средств соц и психологич воздействия на коллективы предпр-й и организ-й, отдельных работников и население данного р-на с целью обеспеч благопр-х погодн условий проживания чел-ка, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжит-ти жизни людей и способности их к труду. Экономич методы управления прир-польз-м заключ-ся в широком исп-нии системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономич стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспеч-ть рацион и комплексное использ-е минеральн и др ресурсов; охрану и воспр-во окруж прир среды. При исп экон методов отпадает необход-ть прину­ждения коллективов и отдельн раб-в предпр-й к снижению потерь полезн ископ-х при добыче и переработке, к восстан-ю нарушен земель, очистке сбрасыв-х в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи реш на основе использ-я системы экон стимулирования рац прир-польз-я. Конечн результ работы предпр должны быть тесно увязаны с эффект-ю проводимых ими прир-охр меропр, чтобы кажд трудов коллект, и кажд раб-к были заинтерес-ны в соблюдении требований природоохранительн законодат-ва.

47. Правовое регул.ПП и природоохр.деят-ти. "Природопольз" – понятие собирательн, объединяющ его различн формы, виды и подвиды. В зависим от вида исп-го прир объекта выделяют: право землепольз-я, водопольз-я, недропольз-я, лесопольз-я, право польз-я животн миром, право польз-я атмосферн воздухом, комплексн прир-польз-е, т.е. пользование несколькими прир объектами. Каждый из указан выше видов прир-я можно подраздел на подвиды в зависим от цели использ-я. Так, земля может исп-ся для нужд с/х, лесн хоз-ва, пром-ти, энергетики; леса – для загот древесины, живицы, второстеп лесн рес-в, для веден охотнич хоз-ва, для оздоровительн, научн и иных целей; недра – в целях геологич изучения, разведки и добычи полезн ископ-х, размещ подземн объектов, захоронения отходов; животн мир – для охоты, рыболовства. Цели использ-я прир объектов определены природоресурсн законодат-вом. Управление охраной окруж среды и природопольз-м в Беларуси осущест-ся на организационно-право­вой и нормативной основе. Органами управления являются структуры и подразделе­ния, создаваемые всеми ветвями власти — законодательн, ис­полнительн и судебной. Парламент, являясь законодат органом гос-ва, определяет основн напр-я госуд политики в области окруж прир среды, принимает законодат акты. Правит-во, явля­ясь органом гос управления и осуществления ис­полнит власти, реализует гос экологич политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологич программы и природоохранные мероприятия. На местах гос эколог политика реа­лизуется областными, городск, район, поселков и сельск Советами депутатов, а также их исполкомами, кот несут ответств-ть за сост окруж среды на подведомств-х территориях.

Важнейш законодательным актом, направл на обес­печение экологич безопасности и защиту окруж сре­ды РБ, явл Закон «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавл систему природоохран законодат-ва, основн принципы и объекты охраны окруж прир среды и порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РБ на благоприятную среду обитания. Закон устанавл принципы нормирования качества окруж прир среды, порядок проведения гос экологич экспертизы, экологич требования к размещению, проек­тированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предпри­ятий. Отдельные разделы закона посвящены особо охраняе­мым территориям и объектам; принципам эколог контроля, экологич воспитанию, образованию и науч­н исслед-м; ответственности за экологич право­нар-я; порядку возмещ причин-го вреда.

48. Экол.мониторинг, его ф-ции и задачи. Экологич мониторинг (мониторинг окруж среды) — это комплексн система наблюд-й за сост-м окруж среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Уровни экологического мониторинга:Глобальный Государствен Региональный Локальный В систему экол мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включ три осн направления деятельности: наблюдения за факт-ми возд-я и сост-м среды; оценку фактич состояния среды; прогноз состояния окруж прир среды и оценку прогнозируемого состояния. Следует принять во внимание то, что сама система мониторинга не включ деят-ть по управлению качеством среды, но явл источником необходимой для принятия экол значимых решений информ-и. Осн задачи экол монит-га: наблюд-е за ист-ми антропоген воздействия; наблюд-е за факт-ми антропоген воздействия; наблюд-е за сост-м прир среды и происходящими в ней процес под влиянием факторов антропоген возд-я; оценка фактич сост-я прир среды; прогноз изменения состояния прир среды под влиянием факторов антропоген воздействия и оценка прогнозир-го состояния прир среды. Экол мониторинг окруж среды может проводиться на различн уровнях пространственной организации: на уровне промышл объекта, города, област, края, респуб в составе федерации, а также на национ уровне.

49. Системы прогнозир.и планиров. в области охраны окруж.среды. В законе «Об охране окруж прир среды» устанавл-ся общая схема достиж совпадения интересов общ-ва и отдельных природопользоват через лимиты, платежи, налог льготы.В нашей стране требование охраны и рац исп-я прир богатств включено в Конституцию. Сущ около 200 юр док-в, касающ прир-польз-я. Одним из важн является комплексный закон «Об охране окруж прир среды». В соотв-и с зак-м кажд гражданин обязан принимать участ в охране окруж прир среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологич культуру, соблюд требов природоохранит законод-ва и установлен нормативы кач-ва окруж- прир среды. Основными путями защиты окруж среды от загрязнения и ресурсообеспеченности экономики явл:1 разработка и прим эффектив очистн соору­жений, малоотходн технологий, более широк исп-е вторичн сырья и отходов;2 экономное и рац расходование прирх ре­сурсов, их комплексная переработка.

50.Сущн.и осн.требования к разраб-ке эколог.нормативов. Нормативы качества окруж среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологич безопасность, и прим для оценки состояния окруж среды и нормирования допустим воздействия на нее. К нормативам качества окруж среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций хим и иных веществ; нормативы предельно допустим физич воздействий; нормативы предельно допуст концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окруж среды. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦ (ПДК) ВРЕДН ВЕЩЕСТВ – это максим концентрация вредн вещества, кот за опред время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и прир сообщество в целом. В атмосферу поступает множество примесей от различных пром производств и автотранспорта. Для контроля их содержания в воздухе нужны вполне определенные стандартизированные экологич нормативы, поэтому и было введено понятие о предельно допустимой концентрации. Величины ПДК для воздуха измеряются в мг/м3. Разработаны ПДК не только для воздуха, но и для пищ продуктов, воды (питьевая вода, вода водоемов, сточные воды), почвы. 1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ устанавлив для стационарн и передвижн источников воздействия на окруж среду исходя из нормативов допустимой антропоген нагрузки на окруж среду, нормативов качества окруж среды, а также технологич нормативов. 2. Нормативы образования отходов производств устанавливаются в целях предотвращения их вредного воздействия на окруж среду в соответствии с законод-м РБ об отходах. 3. Нормативы допустимых физич воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физич воздействий) устанавливаются для кажд источника такого воздействия. 4. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов -- нормативы, установлен в соотв-и с ограничениями объема их изъятия в целях сохран прир и прир-антропоген-х объектов. 5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юр лиц и ИП, осуществл хоз и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех стац и передвиж источ-в возд на окруж среду, располож-х в пределах конкретн территорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.142.2 (0.037 с.)