Факторы и типы экономического роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и типы экономического роста.



Темп устойчивого экономического роста является регулятором оптимальных темпов развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) или в обратном ее варианте — регулятором основных параметров финансового развития предприятия. Она позволяет закрепить достигнутое предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.

Руководители компаний в основном стремятся к ускорению темпов роста. Причина такого стремления проста: чем выше темпы роста, тем больше доля рынка, тем выше и больше прибыль.

Основные факторы экономического роста:

1. Рост количества и качества трудовых ресурсов;

2. Увеличение объема основного капитала;

3. Нововведения в системе производства и управления

4. Разработка природных ресурсов.

Трудовые ресурсы – наиглавнейший фактор экономического роста, от состояния которого зависит возможность вовлечения в хозяйственный оборот других ресурсов, использования и взаимодействия других факторов. Потенциал трудовых ресурсов зависит от численности работников, его половозрастной структуры, уровня общего и профессионального образования, развития науки.

Капитал - занимает господствующее положение по отношению к труду с точки зрения его организующего начала в общественном производстве, его функций управления и риска, стремление к эффективной отдаче, конкурирующей силе.

Повышение уровня используемых технологий автоматически ведет к изменению уровня требований, предъявляемых к рабочей силе, её структуре, а также изменениям в технической и воспроизводственных структурах капитала.

Типы экономического роста

1) Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлеченных в производство факторов производства на прежней технологической основе. Экстенсивные факторы: рост числа работников, увеличение капиталовложений, рост объема потребляемого сырья.

2) Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Это значит, что экономический рост достигается за счет улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы: повышение квалификации работников, режим экономии, научно – технический прогресс, совершенствование и технологии и организации труда и производства, повышение качества продукции.

2. Условие экономического роста предприятия:

Потенциал развития предприятия наращивается, если выполняется условие:

tc< tв< tп< tрп< tит,

где tс – темп роста себестоимости продукции;

tв – темп роста выручки;

tс – темп роста прибыли;

tрп – темп роста прибыли, реинвестированной в производство;

tит – темп роста инновационных технологий.

1) Первое неравенство означает, что экономический потенциал предприятия возрастает, т.е. объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в предприятие.

2) Из второго неравенства видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об имеющемся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения как результат действий направленных на оптимизацию технологического процесса.

3) Увеличение прибыли более высокими темпами по сравнению с ростом объёма продаж и себестоимостью продукции свидетельствует о том, что ресурсы предприятия используются эффективно и имеются возможности для устойчивого развития.

4) Увеличение темпов роста реинвестированной прибыли и инновационных технологий становится условием выживания предприятия, повышением конкурентоспособности продукции, что, в конечном счете, увеличивает прибыльность предприятия. В связи с этим, для устойчивого развития предприятию необходимо с увеличением общей выручки пропорционально увеличивать часть реинвестируемой в производство прибыли и авансированного капитала, идущего на нововведения, делая, таким образом, предприятие инновационно активным.

Руководство предприятий всегда стремятся к увеличению темпов экономического роста, т.е. увеличению выпуска и реализации продукции, забывая при этом о финансовых проблемах. Ускоренный рост очень остро нуждается в финансировании. И все, что предприятие зарабатывает в виде доходов, оно вынуждено инвестировать в собственное развитие. Им кажется, что вопрос можно решить за счет привлечения займов, но рано или поздно они достигнут критической отметки финансового левериджа, и кредитоспособность резко пойдет вниз. И самый вероятный исход при такой политике — банкротство.

В случае, когда общие стратегические и маркетинговые цели развития диктуют темпы роста, превышающие устойчивые руководству предприятия рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Обязательно рассчитать темпы устойчивого роста.

2. Определить реальные темпы роста и зафиксировать стратегический разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста.

3. Приступить к формированию финансовых решений и выработке финансовой политики.

4. Рассмотреть возможный перечень финансовых стратегий, выбрать лучшую и принять оптимальное решение.

Однако прежде, чем приступить к финансовым решениям, очень важно определить, сколь длительным окажется разрыв в реальных и устойчивых темпах роста. Если приращение темпов роста займет непродолжительное время и очень скоро предприятие попадет в стадию насыщения, то проблема решается просто. На этот короткий промежуток времени предприятию лучше всего взять взаймы. Попав в стадию насыщения и получив «избыток» денег, превышающий его инвестиционные потребности, предприятие сможет вернуть долги.

Если разрыв между реальными и устойчивыми темпами роста окажется долговременным, необходимо рассмотреть набор возможных решений, постараться выбрать наилучший и выработать финансовую стратегию.

 

3. Зависимость, описывающая устойчивый рост:

g = Р х R х А х Т

где g – темпы устойчивого роста;

P – норма прибыли;

R – норма накопления прибыли;

А – оборачиваемость активов;

Т ‑ активы, соотнесенные с собственным капиталом на начало периода (финансовый леверидж, или доля заемного капитала).

Анализ данной зависимости показывает, что любые колебания в темпах роста зависят хотя бы от одного из четырех указанных параметров, то есть стремление к высоким темпам развития предприятия должно сопровождаться радикальными изменениями в его финансовой политике.

 

4. За счет чего можно финансировать ускорение темпа роста предприятия?

1) Эмиссия акций: продажа новых акций приводит к росту собственного капитала и практически к неограниченным возможностям привлечения заемного капитала. Однако почему эмиссию акций в финансовом менеджменте принято называть «пожарным» источником финансирования? Если мы выбираем эту финансовую стратегию, то неизбежно сталкиваемся с несколькими очень сложными проблемами.

1. фондовый рынок малоэффективен, и продать акции будет очень трудно

2. реализации акций необходимо организовать трудоемкий и дорогостоящий процесс прямого поиска инвесторов

3. Без активной торговли акциями на фондовом рынке потенциальный инвестор вряд ли соберется покупать неликвидные акции, да еще по рыночной цене. Может он и сделает это, но лишь в том случае, если получит гарантии и/или станет совладельцем компании. Таким образом, круг инвесторов оказывается весьма ограниченным.

2) Теперь обратимся к анализу нормы накопления. чистая прибыль после выплаты дивидендов по привилегированным акциям делится на две части: на дивидендную прибыль и на нераспределенную прибыль. Если акционеры не будут получать дивиденды, цена акций непременно рано или поздно упадет. Большая часть акционеров начнет продавать свои акции в надежде купить те, которые смогут приносить текущий доход. И над руководством нависнет угроза поглощения.

Снять напряжение сможет рост прибыли. При этом следует помнить одно, но важное ограничение: прибыль нельзя увеличить за счет роста объема продаж. Как увеличить прибыль, не увеличивая объем продаж?

- можно повысить цены, сократив рост массы продаж и решив тем самым проблемы дополнительного финансирования

- Можно сократить затраты: Себестоимость реализованной продукции будет расти пропорционально росту продаж, операционные расходы тоже будут возрастать: с увеличением объема продаж обязательно будут расти и амортизация, и затраты на рекламу. И все, что мы сможем сделать – это попытаться сократить расходы на содержание административно-управленческого персонала.

3) Ускорение оборачиваемости активов обусловлено либо ростом объема продаж, что в нашем случае неприемлемо, либо сокращением размера активов. Повышение темпов роста неизбежно приведет к росту абсолютных размеров запасов. Правомерно ставить вопрос об оптимизации уровня запасов применительно к новым, ускоренным темпам развития, внедрять современную систему мониторинга запасов.

Размер дебиторской задолженности прямо пропорционален масштабу производства и объему продаж. Таким образом, ускорение оборачиваемости активов приведет к увеличению дебиторской задолженности. Правильней было бы ставить вопрос о создании системы управления дебиторской задолженностью, в которой предусмотрены иструменты и схемы ее своевременного погашения. Безусловно, можно отказаться от клиентов, которые не очень стремятся платить по обязательствам, и таким образом снизить дебиторскую задолженность. Можно также постараться сократить медленно оборачивающиеся запасы.

4) Финансовый леверидж.

Повышение финансового левериджа, т.е. увеличение доли заемного капитала в общем объеме совокупного капитала компании, приводит к росту доходности, но и возрастанию рисков и издержек. Т.о. нужно определять некий оптимальный уровень финансового левериджа и, как следствие, необходимый и достаточный для предприятия размер заемного капитала.

Таким образом, для региональных промышленных предприятий устойчивые (необходимые) темпы роста можно увеличить за счет:

1) увеличения доли собственного капитала в структуре источников финансирования;

2) повышения эффективности использования оборотных активов;

3) снижения уровня выплачиваемых дивидендов и иных платежей собственникам предприятий;

4) отказ от малорентабельной производственной деятельности;

5) применение аутсорсинга по отдельным направлениям деятельности.

Тема 9. Стоимость бизнеса

 

1. Понятия, применяемые в целях оценки бизнеса

2. Описание бизнеса, сбор и анализ внутренней и внешней информации.

3. Финансовый анализ для целей оценки бизнеса

4 Анализ рисков и альтернативных издержек при оценке бизнеса.

 

1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)— это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.

Всего выделяется два источника формирования дохода при использовании предприятия:

Доход от деятельности предприятия,

Доход от распродажи активов предприятия.

Соответственно этому выделяется два вида стоимости:

1. Стоимость действующего предприятия. Это стоимость, отражающая первый источник дохода, предполагает, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль.

2. Стоимость предприятия по активам. Это стоимость, отражающая второй источник дохода, предполагает, что предприятие будет расформировано или ликвидировано, т.е. предприятие оценивается поэлементно.

В свою очередь в зависимости от целей оценки и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.

Рыночная стоимость— наиболее вероятная цена, по которой данный объект может, продан на открытом рынке.

Этот вид стоимости применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия или его активов.

Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Как пример может служить типичная ситуация: инвестор, вкладывая деньги в бизнес, стремится получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный капитал. Поэтому расчет инвестиционной стоимости производится исходя из ожидаемых инвестором доходов и конкретной ставки на капитал.

Стоимость воспроизводства— это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или актива, даже если есть более экономичные аналоги.

Стоимость замещения— это затраты на создания предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в страховании.

Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже. Денежная сумма, которая реально может быть выручена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

Залоговая стоимость— оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования.

Балансовая стоимость— затраты на приобретение объекта собственности. Балансовая собственность бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств определяется в процессе переоценки основных фондов.

В основе оценки бизнеса лежит предположение, что сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник получит в результате владения данной собственностью (бизнесом).

2. ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ Блок внешней информации описывает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.

Внешние условия работы предприятия:

макроэкономические и отраслевые факторы;

уровень инфляции,

темпы экономического развития страны,

условия конкуренции в отрасли и т.д.

К внешней информации так же относятся взаимодействия предприятия с производственно— хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления); со структурами финансово— кредитной системы (банками, кредитными организациями).

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ – характеристика деятельности предприятия, включающая следующие данные:

характеристика отрасли,

основные показатели текущего финансового состояния предприятия,

организационно— правовая форма,

размер уставного капитала,

сведения о владельцах с наибольших долей уставного капитала,

принадлежность предприятия концернам, холдингам.

Тем не менее, для оценки важны следующие данные входящие в этот информационный блок:

Ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства продукции по каждому виду продукции и описание истории предприятия.

Описание маркетинговой стратегии предприятия— определяется во-первых внешними факторами, во-вторых периодом жизненного цикла производимых товаров и в третьих наличием производственных мощностей.

Также к внутренней информации относят финансовую информацию, целью которой служит оценка реального состояния дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на дату оценки. Основные источники, из которых возможно получить необходимую для проведения работ по оценке информацию следующие:

Бухгалтерский баланс (форма 1);

Отчет о финансовых результатах (форма 2);

Кроме того, для более детального анализа важны и другие формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия (оперативная или управленческая отчетность).

В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки. С целью частичного облегчения работ можно использовать информацию, размещенную в Интернете.

3. Финансовый анализ — изучение основных показателей, параметров, коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний с целью принятия решений о размещении капитала.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено.

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Задачи финансового анализа:

¾ изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей, тенденций финансовых явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

¾ научное обоснование текущих и перспективных планов;

¾ контроль за выполнением планов и управленческих решений;

¾ оценка результатов деятельности предприятия и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Два этапа аналитической работы:

1) предварительная оценка финансового состояния (экспресс-анализ). В нее входят составление сравнительных таблиц за 2 последних года с выявлением абсолютных и относительных отклонений по основным показателям отчетности. Смысл экспресс-анализа заключается в подборе небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных исчислений показателей и постоянном отслеживании их динамики.

2) детализированный анализ финансового состояния. Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйственного субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможности развития субъекта на перспективу. Программа проведения углубленного анализа включает: анализ ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности, рентабельности и финансовых результатов и др.

Методы финансового анализа

Горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего периода.

Вертикальный анализ (структурный) – вычисление удельного веса отдельных статей баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Анализ относительных показателей (коэффициентный анализ) сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета.

Сравнительный анализ (пространственный) - анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Если анализировать методы проведения работ по оценке, то финансовый анализ является одним из ключевых источников информации для формулирования выводов, а именно:

1) При проведении оценки доходным методом делается анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах за прошедшие периоды. Анализ проводится с целью определения основных финансовых показателей и выявления тенденций в деятельности предприятия. Сравниваются отдельные финансовые показатели с данными за ряд предшествующих периодов, и выявляется зависимость (тренд).

2) При проведении оценки рыночным методом оценка бизнеса во многом зависит от того, какие перспективы есть у предприятия в данном сегменте бизнеса.

3) Ретроспективный анализ финансовой отчетности проводится с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе данных о его текущей и прошлой деятельности.

4) При проведении оценки методом сравнительного подхода работа отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия и сравнение его с предприятием-аналогом.

4. При проведении работ по оценке обязательным является оценка различного рода рисков, которые приводят к появлению разного рода альтернативных издержек (издержек в зависимости от ситуации). Основными видами риска являются:

1. Риск осуществления деятельности в конкретной стране (страновой риск). Оценка экономической и политической стабильности страны.

2. Риск размерности. Чем больше предприятие, тем более оно мобильно на рынке (имеет больше возможностей по развитию бизнеса).

3. Риск диверсификации. Риск, относящийся к наличию спроса на рынке на предлагаемые предприятием товары, работы, услуги.

4. Финансовый риск. Риск, относящийся к инвестированию новых (инновационных) товаров, работ, услуг.

5. Профессиональный риск. Риск, оценивающий профессиональную подготовку менеджмента предприятия.

Оценка альтернативных издержек для целей оценки бизнеса является нахождением степени неопределенности или опасности неполучения планируемых объемов ожидаемых доходов. Зная только определенный уровень будущих доходов, образованных денежным потоком, можно надеяться на положительную оценку рынка лишь в том случае, когда вероятность этих доходов оценена с учетом возможных рисков. Иначе говоря, чем ниже уровень альтернативных издержек, тем больше прибыль и тем выше текущая стоимость бизнеса.

Существует два подхода к трактовке элементов оценки альтернативных издержек при проведении оценки:

Первый подход - проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы учесть неопределенность расчетов результатов рисков;

Второй подход - учет альтернативных издержек путем использования более высокой ставки определения будущих денежных потоков при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск. Является наиболее часто применяемым. При этом экономический смысл используемого увеличения ставки дисконтирования заключается в поиске некоторого дополнительного дохода, превышающего безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.064 с.)