Тема 5. Цена и структура капитала предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Цена и структура капитала предприятия.



Модель экономически обоснованных потребностей (EOQ)

Модель экономически обоснованных потребностей является широко известным способом расчета оптимального уровня заказа, который даст минимальную годовую стоимость хранения запасов и стоимость выполнения заказа, при заданном объеме производства.

Оптимальный объем заказа — это разумный компромисс между стоимостью хранения и стоимостью выполнения заказа: с изменением объема заказа один вид расходов возрастает, а второй уменьшается. Например, если объем заказа относительно невелик, то средний уровень запасов будет низким, а складские расходы соответственно небольшими. Однако, если объем заказа мал, то придется возобновлять заказ достаточно часто, что повысит годовую стоимость выполнения заказа (в частности затраты на транспортную доставку, приемку товаров). И напротив, годовую стоимость выполнения заказа можно уменьшить, закупая крупные партии через большие интервалы времени, — но это приведет к повышению среднего уровня запасов и повысит стоимость хранения. Таким образом, идеальное решение — не слишком большой и не слишком малый объем заказа. Точная величина будет зависеть от конкретной стоимости хранения и выполнения заказа.

ТЕМА 8. Темп устойчивого экономического роста.

1 Понятие, факторы и типы экономического роста

2. Применение концепции устойчивого темпа роста в управлении предприятием

3. Расчет коэффициента устойчивого роста для предприятий

4. Источники финансирования экономического роста.

Тема 9. Стоимость бизнеса

 

1. Понятия, применяемые в целях оценки бизнеса

2. Описание бизнеса, сбор и анализ внутренней и внешней информации.

3. Финансовый анализ для целей оценки бизнеса

4 Анализ рисков и альтернативных издержек при оценке бизнеса.

 

1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)— это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.

Всего выделяется два источника формирования дохода при использовании предприятия:

Доход от деятельности предприятия,

Доход от распродажи активов предприятия.

Соответственно этому выделяется два вида стоимости:

1. Стоимость действующего предприятия. Это стоимость, отражающая первый источник дохода, предполагает, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль.

2. Стоимость предприятия по активам. Это стоимость, отражающая второй источник дохода, предполагает, что предприятие будет расформировано или ликвидировано, т.е. предприятие оценивается поэлементно.

В свою очередь в зависимости от целей оценки и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.

Рыночная стоимость— наиболее вероятная цена, по которой данный объект может, продан на открытом рынке.

Этот вид стоимости применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия или его активов.

Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Как пример может служить типичная ситуация: инвестор, вкладывая деньги в бизнес, стремится получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный капитал. Поэтому расчет инвестиционной стоимости производится исходя из ожидаемых инвестором доходов и конкретной ставки на капитал.

Стоимость воспроизводства— это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или актива, даже если есть более экономичные аналоги.

Стоимость замещения— это затраты на создания предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в страховании.

Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже. Денежная сумма, которая реально может быть выручена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

Залоговая стоимость— оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования.

Балансовая стоимость— затраты на приобретение объекта собственности. Балансовая собственность бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств определяется в процессе переоценки основных фондов.

В основе оценки бизнеса лежит предположение, что сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник получит в результате владения данной собственностью (бизнесом).

2. ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ Блок внешней информации описывает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.

Внешние условия работы предприятия:

макроэкономические и отраслевые факторы;

уровень инфляции,

темпы экономического развития страны,

условия конкуренции в отрасли и т.д.

К внешней информации так же относятся взаимодействия предприятия с производственно— хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления); со структурами финансово— кредитной системы (банками, кредитными организациями).

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ – характеристика деятельности предприятия, включающая следующие данные:

характеристика отрасли,

основные показатели текущего финансового состояния предприятия,

организационно— правовая форма,

размер уставного капитала,

сведения о владельцах с наибольших долей уставного капитала,

принадлежность предприятия концернам, холдингам.

Тем не менее, для оценки важны следующие данные входящие в этот информационный блок:

Ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства продукции по каждому виду продукции и описание истории предприятия.

Описание маркетинговой стратегии предприятия— определяется во-первых внешними факторами, во-вторых периодом жизненного цикла производимых товаров и в третьих наличием производственных мощностей.

Также к внутренней информации относят финансовую информацию, целью которой служит оценка реального состояния дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на дату оценки. Основные источники, из которых возможно получить необходимую для проведения работ по оценке информацию следующие:

Бухгалтерский баланс (форма 1);

Отчет о финансовых результатах (форма 2);

Кроме того, для более детального анализа важны и другие формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия (оперативная или управленческая отчетность).

В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки. С целью частичного облегчения работ можно использовать информацию, размещенную в Интернете.

3. Финансовый анализ — изучение основных показателей, параметров, коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний с целью принятия решений о размещении капитала.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено.

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Задачи финансового анализа:

¾ изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей, тенденций финансовых явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

¾ научное обоснование текущих и перспективных планов;

¾ контроль за выполнением планов и управленческих решений;

¾ оценка результатов деятельности предприятия и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Два этапа аналитической работы:

1) предварительная оценка финансового состояния (экспресс-анализ). В нее входят составление сравнительных таблиц за 2 последних года с выявлением абсолютных и относительных отклонений по основным показателям отчетности. Смысл экспресс-анализа заключается в подборе небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных исчислений показателей и постоянном отслеживании их динамики.

2) детализированный анализ финансового состояния. Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйственного субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможности развития субъекта на перспективу. Программа проведения углубленного анализа включает: анализ ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности, рентабельности и финансовых результатов и др.

Методы финансового анализа

Горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего периода.

Вертикальный анализ (структурный) – вычисление удельного веса отдельных статей баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Анализ относительных показателей (коэффициентный анализ) сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета.

Сравнительный анализ (пространственный) - анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Если анализировать методы проведения работ по оценке, то финансовый анализ является одним из ключевых источников информации для формулирования выводов, а именно:

1) При проведении оценки доходным методом делается анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах за прошедшие периоды. Анализ проводится с целью определения основных финансовых показателей и выявления тенденций в деятельности предприятия. Сравниваются отдельные финансовые показатели с данными за ряд предшествующих периодов, и выявляется зависимость (тренд).

2) При проведении оценки рыночным методом оценка бизнеса во многом зависит от того, какие перспективы есть у предприятия в данном сегменте бизнеса.

3) Ретроспективный анализ финансовой отчетности проводится с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе данных о его текущей и прошлой деятельности.

4) При проведении оценки методом сравнительного подхода работа отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия и сравнение его с предприятием-аналогом.

4. При проведении работ по оценке обязательным является оценка различного рода рисков, которые приводят к появлению разного рода альтернативных издержек (издержек в зависимости от ситуации). Основными видами риска являются:

1. Риск осуществления деятельности в конкретной стране (страновой риск). Оценка экономической и политической стабильности страны.

2. Риск размерности. Чем больше предприятие, тем более оно мобильно на рынке (имеет больше возможностей по развитию бизнеса).

3. Риск диверсификации. Риск, относящийся к наличию спроса на рынке на предлагаемые предприятием товары, работы, услуги.

4. Финансовый риск. Риск, относящийся к инвестированию новых (инновационных) товаров, работ, услуг.

5. Профессиональный риск. Риск, оценивающий профессиональную подготовку менеджмента предприятия.

Оценка альтернативных издержек для целей оценки бизнеса является нахождением степени неопределенности или опасности неполучения планируемых объемов ожидаемых доходов. Зная только определенный уровень будущих доходов, образованных денежным потоком, можно надеяться на положительную оценку рынка лишь в том случае, когда вероятность этих доходов оценена с учетом возможных рисков. Иначе говоря, чем ниже уровень альтернативных издержек, тем больше прибыль и тем выше текущая стоимость бизнеса.

Существует два подхода к трактовке элементов оценки альтернативных издержек при проведении оценки:

Первый подход - проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы учесть неопределенность расчетов результатов рисков;

Второй подход - учет альтернативных издержек путем использования более высокой ставки определения будущих денежных потоков при оценке ожидаемого потока с тем, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск. Является наиболее часто применяемым. При этом экономический смысл используемого увеличения ставки дисконтирования заключается в поиске некоторого дополнительного дохода, превышающего безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами.

 

Тема 5. Цена и структура капитала предприятия.

1. Понятие цены и структуры капитала.

2. Теории структуры капитала.

3. Средневзвешенная и предельная цена капитала.

4. Производственный и финансовый леверидж.

 

1. Капитал как любой фактор производства, имеет определенную стоимость, под которой понимается его доходность. Для предприятия привлечение различных источников финансирования (как внутренних, так и внешних) связано с затратами, поэтому привлекаемый капитал всегда будет иметь определенную стоимость, а так как этот капитал разнообразен по источникам, то у предприятия возникает возможность альтернативного выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости каждого вида капитала. В результате привлечения различных видов капитала складывается определенная его структура и возникает определенная сумма финансовых ресурсов, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования, т.е. цена.

Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, как заемного, так и собственного капитала. Эта цена выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Цена капитала зависит от многих факторов:

- это спрос и предложение капитала,

- уровень конкуренции на финансовых рынках,

- степень развития финансовых рынков,

- уровень риска финансовых активов и др.

Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.

Структура капитала - это соотношение экономико-стоимостных характеристик различных видов активов организации.

Капитал предприятия любой формы собственности и вида деятельности по источникам формирования делятся на собственный и заемный. Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал (в случае акционерных обществ - акционерный) и нераспределенная прибыль. Заемный капитал формируется из банковских кредитов и выпущенных облигаций. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы.

 

2. Капитал предприятия обычно состоит из источников, характеризующихся различными параметрами. Именно поэтому важно знать структуру капитала для принятия необходимых финансовых решений.

Существуют два основных подхода к целесообразности управления структурой капитала.

Традиционный подход:

Предполагает прямую зависимость средней стоимости капитала от его структуры и от возможности ее оптимизации

Критерием оптимальности является минимизация цены капитала, которая достигается при определенном соотношении собственного и заемного капитала предприятия

Модель Модильяни-Миллера:

Суть теории: в идеальной экономической среде (совершенная конкуренция, отсутствие налогов и издержек ведения бизнеса) структура капитала не влияет на стоимость предприятия, которая зависит только от рентабельности его деятельности и связанными с ней рисками. На практике это утверждение иногда называют «принципом пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется.

Компромиссный подход:

Суть: оптимальная структура капитала определяется соотношением выгод от налогового щита (т.е. возможности прибавления платы за заемный капитал в себестоимость) и убытков из-за возможного банкротства, в связи с повышением доли долга по обслуживанию заемного капитала

Динамические теории: При использовании динамических моделей инвестиционные объекты связаны с многократными поступлениями и выплатами во времени, которые имеют определенные значения, и которые можно спрогнозировать и соотнести с конкретными сроками

 

3. Экономическое содержание показателя стоимости и цены капитала заключается в определении затрат, связанных с привлечением единицы капитала из каждого источника. Разнообразие источников приводит к необходимости расчета средневзвешенной стоимости капитала. Она рассчитывается в процентах в среднегодовом исчислении.

Средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost Cpital, WACC). - обобщающий показатель,характеризующий относительный уровень затрат или общую сумму всех расходов,возникающих в связи с привлечением и использованием капитала, и одновременно это минимум возврата на вложенный капитал. Формула средневзвешенной стоимости капитала основывается на средневзвешенной арифметической величине, где весами выступают доли отдельных источников в общей сумме, а сам показатель средневзвешенной величины выражает среднегодовую стоимость, выраженную в %.ССК = di * ki, где - di - удельный вес каждого источника в общей сумме, - ki цена i-го источника, выраженная в процентах в среднегодовом исчислении

Экономический смысл WACC заключается главным образом в определении стоимости вновь привлекаемой денежной единицы. WACC – относительно стабильная величина. Она характеризует сложившуюся структуру капитала. Если сложившаяся структура считается удовлетворительной, то тогда именно она должна поддерживаться при вовлечении новых источников средств для финансирования деятельности предприятия. На практике оценка WACC помогает привлечению стоимости капитала, выбору вариантов финансирования проектов, необходимых для реализации финансовой стратегии.

Средневзвешенная стоимость капитала при существующей структуре источников представляет собой оценку по данным уже закончившихся периодов и меняется с течением времени, находясь под влиянием целого комплекса факторов. Одним из основных таких факторов считается расширение объема новых инвестиций.

 

4. В финансовом менеджменте эффективным инструментом анализа считается леверидж.

Леверидж – трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к перемене результативных показателей. Значение левериджа связано с тем, что он помогает определить риск в деятельности предприятия.

Леверидж – мощный аналитический инструментарий, позволяющий:

1) принимать самые разнообразные экономические и финансовые решения: о покупке нового оборудования, величине расходов на качество, величине расходов на стимулирование сбыта, рекламу;

2) обосновывать: эффективные объемы производства и реализации продукции, эффективную ценовую политику, варианты финансирования инвестиций, оборотных средств, методы амортизации, нормативы структуры капитала, показатели финансовой стратегии и т. д.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

1. финансовый;

2. производственный (операционный);

3. производственно-финансовый.

Производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

В финансовой работе необходимо знать следующую зависимость: если доля постоянных расходов велика, то принято говорить о том, что предприятие имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятия даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли от реализации. Это связано с тем, что постоянные расходы предприятие вынуждено нести независимо от того, производится продукция или нет. Поэтому чем выше уровень производственного левериджа, тем, как правило, выше производственный риск предприятия.

Производственный леверидж является весьма важной характери­стикой деятельности компании, в частности, его высокий уровень го­ворит о том, что даже незначительное изменение в объемах произ­водства может привести к существенной финансовой нестабильнос­ти. Иными словами, относитель­но большой уровень производственного левериджа влечет за собой и большие колебания прибыли. Известны три основные меры производственного левериджа:

1) доля постоянных производственных расходов в общей сумме рас­ходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и перемен­ных расходов (DOLd);

2) отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам (DOLр);

3) отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных едини­цах (DОLr).

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.

Сила воздействия операционного рычага = ВМ / П

Валовая маржа (ВМ) - сумма покрытия, результат от реализации после возмещения переменных затрат. Одной и главных целей менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.

В = Зпер + Зпост + П,

где В – выручка от продажи продукции;

Зпер – переменные издержки;

Зпост – постоянные издержки;

П – прибыль.

ВМ = В - Зпер, ВМ = Зпост + П

Силу воздействия операционного рычага можно рассчитать как отношение процентного изменения прибыли к процентному изменению выручки.

Сила воздействия операционного рычага = ∆П,% / ∆В,%

Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между собственными, привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и прибылью. Уровень финансового левериджа прямо пропорционально оказывает влияние на степень финансового риска предприятия и требуемую акционерами норму прибыли. Доказано, что чем выше сумма процентов к выплате, тем меньше чистая прибыль предприятия. Поэтому чем выше уровень финансового левериджа, тем выше, при прочих равных условиях, финансовый риск предприятия. Сложившийся в компании уровень финансового левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Уровень финансового левериджа может измеряться несколькими показателями. Наибольшую известность получили два из них:

1) соотношение заемного и собственного капитала (DFLp);

2) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу измене­ния прибыли до вычета процентов и налогов

ЭФЛ = (1 - Cнп) x (ROA - ПК) х ЗК/CК,

где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, %;

Cнп - ставка налога на прибыль, которую выражают десятичной дробью;

ROA - коэффициент валовой рентабельности активов (характеризуется отношением валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ROA=ВП/СП

СП-совокупный капитал

ПК - средний размер процентов по кредиту, которые уплачивает предприятие за использование привлечённого капитала, %;

ЗК - средняя сумма используемого привлечённого капитала;

CК - средняя сумма собственного капитала предприятия.

Данная формула имеет три основные составляющие:

1. Налоговый корректор (1-Cнп) – величина, указывающая, каким образом будет меняться ЭФЛ при изменении уровня налогообложения. Предприятие практически не влияет на это значение, ставки налогов устанавливает государство. Но финансовые менеджеры могут использовать изменение налогового корректора для получения желаемого эффекта в том случае, если некоторые филиалы (дочерние фирмы) предприятия подвержены различной налоговой политике в связи с территориальным расположением, видами деятельности.

2.Дифференциал финансового левериджа (КBРа-ПК). Его значение в полной мере раскрывает разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента по кредиту. Чем выше значение дифференциала, тем больше вероятность положительного эффекта от финансового воздействия на предприятие. Этот показатель весьма динамичен, постоянный мониторинг дифференциала позволит контролировать финансовую ситуацию и не упустить момент снижения рентабельности активов.

3. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/CК), который характеризует сумму кредитного капитала, привлечённого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала. Именно эта величина вызывает эффект финансового левериджа: положительный или отрицательный, который получается за счёт дифференциала. То есть, положительный или отрицательный прирост этого коэффициента вызывает прирост эффекта.

Соединение всех составляющих эффекта финансового рычага позволит определить именно ту сумму заёмных средств, которая будет безопасной для предприятия и позволит получить желанный прирост прибыли.

Если значение ЭФР > 0, то организация за счет использования заемных средств повышает рентабельность собственных средств, в противном случае использование заемных средств, приводит к ухудшению финансового состояния.

Условие ЭФР > 0 выполняется в том случае, если рентабельность активов больше, чем средняя процентная ставка по кредитам.

Производственно-финансовый леверидж – обобщающая категория. В отличие от двух других видов, данный леверидж не определяется каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений. Его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.062 с.)