Тема 6. Качество продукции и конкурентоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Качество продукции и конкурентоспособность



организации (предприятия) (2 часа)

Учебная цель – ознакомиться с понятиями «качество продукции» и «конкурентоспособность предприятия».

Содержание занятия:

1. Дать понятие качества продукции и назвать его показатели.

2. Обсудить основные направления управления качеством продукции.

3. Уяснить важность конкурентоспособности предприятия.

Литература [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

 

Методические рекомендации

Первый вопрос. Дать определение понятий «качество продукции» и «конкурентоспособность продукции», их взаимосвязь, особенности и отличия. Показатели, входящие в систему показателей качества. Показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции. Цели и задачи стандартизации продукции. Ознакомиться с государственными и международными стандартами и системами качества.

Второй вопрос. Сущность управления качеством продукции и новые стратегии в этом вопросе. Факторы, влияющие на качество. Условия обеспечения качества продукции. Система управления качеством. Методы, используемые в управлении качеством. Указать задачи управления качеством продукции на предприятии. Субъекты и объекты правовых отношений управления качеством продукции. Субъективная и объективная сторона этих отношений. Назвать цели и задачи стандартизации продукции. Система нормативно-правового обеспечения управления качеством продукции в Российской Федерации.

Третий вопрос. Критерии оптимальности. Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке. Методы оценки конкурентоспособности (метод оценки товара (услуги) предприятия). Показатели конкурентоспособности предприятия.

 


Тема 7. Инновационная деятельность организации (предприятия) и подготовка нового производства (1 час)

 

Учебная цель – усвоить значение инновационной деятельности организации (предприятия), включающей систему мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Содержание занятия:

1. Дать определение инновации, ее роль в развитии предприятия.

2. Обсудить инновационную деятельность предприятия.

3. Дать оценку эффективности инновационного проекта.

Литература [2, 5, 8, 9].

 

Методические рекомендации

Первый вопрос. Дать определение понятий «инновация», «инновационная деятельность», их состав, классификация, направления и подходы к разработке и внедрению. Основные виды инновационной деятельности. Формы организации инновационной деятельности. Источники финансирования инновационной деятельности. Жизненный цикл инноваций, его стадии. Цели, задачи и особенности анализа циклов жизни новой техники и технологии.

Второй вопрос. Раскрыть сущность и содержание подготовки нового производства. Роль малых фирм в инновационной деятельности, их преимущество перед крупными компаниями. Сотрудничество крупных и мелких фирм в научных исследованиях и разработках.

Третий вопрос. Основные этапы анализа экономической эффективности инноваций. Особенности анализа инновационного проекта. Методы оценки эффективности проекта. Показатели экономической эффективности инноваций.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Задание 1. Уставный капитал и имущество организации

(предприятия) (1 час)

Учебная цель – овладеть методикой определения структуры уставного капитала и состава имущества предприятия.

Содержание занятия:

1. Дать понятие имущества и капитала предприятия.

2. Рассмотреть структуру уставного капитала предприятия, изучить порядок его формирования и изменения.

3. На основе исходных данных к задачам 1, 2 рассчитать соотношение собственных и заемных средств предприятия и определить коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Литература [1, 4, 5, 7, 9].

 

Овладение методикой определения структуры уставного капитала и состава имущества предприятия облегчит студентам изучение дисциплины «Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях», а в дальнейшем поможет при работе на предприятии.

Для достижения поставленной цели студенты должны усвоить понятия имущества и капитала предприятия, изучить порядок формирования и изменения уставного капитала, научиться определять соотношение собственных и заемных средств предприятия, а также коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Ознакомиться с методикой определения структуры уставного капитала и состава имущества предприятия студенты могут по источникам из списка рекомендуемой литературы.

В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.

В процессе занятия студент должен уяснить, что каждое предприятие обладает совокупностью материально-вещественных и нематериальных элементов, используемых в производственной деятельности, то есть имуществом, денежная оценка которого представляет собой капитал. По источникам формирования капитал предприятия делится на собственный и заемный. Нужно учитывать, что особое значение в собственном капитале предприятия имеет уставный капитал – основа создания и функционирования предприятия.

Студенту необходимо обратить внимание, что собственный капитал предприятия представляет собой стоимость имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Он складывается из различных источников: уставного, или складочного капитала, отчислений от прибыли (в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд), целевого финансирования и поступлений, арендных обязательств, взносов учредителей.

Заемный капитал привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.

Методика расчета соотношения собственных и заемных средств предприятия и коэффициента обеспеченности собственными средствами осваивается на решении следующих задач.

Задача 1. Рассчитать соотношение собственных и заемных средств предприятия и определить его зависимость от внешних займов по следующим данным: уставный капитал – 20 тыс. руб.; добавочный капитал – 11 300 тыс. руб.; резервный капитал – 15 тыс. руб.; расчеты с поставщиками (кредитовый остаток) – 5400 тыс. руб.; расчеты по оплате труда – 2000 тыс. руб.; расчеты по социальному страхованию – 150 тыс. руб.; краткосрочные кредиты – 3260 тыс. руб.

Задача 2. Вычислить коэффициент обеспеченности собственными средствами и объяснить, что он показывает.

Молодняк и животные на выращивании – 210 тыс. руб.; основное производство – 73 тыс.руб.; расходы на продажу – 36 тыс.руб.; товары– 90 тыс.руб.; готовая продукция – 452 тыс.руб.; налог на добавленную стоимость – 61 тыс.руб.; расчеты с покупателями (дебетовый остаток) – 75 тыс.руб.; расчеты с прочими дебиторами – 147 тыс.руб.; расчетный счет – 50 тыс.руб.; уставный капитал – 900 тыс.руб.; нематериальные активы –16 тыс.руб.; резервный капитал –19 тыс.руб.; износ основных средств –102 тыс.руб.; амортизация нематериальных активов – 6 тыс.руб.; основные средства – 2000 тыс.руб.

 

Последовательность выполнения расчетов

1. Определяется соотношение собственных и заемных средств предприятия. При этом следует учитывать, что оно показывает, какая доля имущества формируется за счет собственного капитала, а какая – за счет заемного.

2. Рассчитывается обеспеченность предприятия собственными средствами. Для этого вычисляется коэффициент обеспеченности собственными средствами КСС по формуле:

, (1)

где УК – уставный капитал предприятия, руб.;

РК – резервный капитал, руб.;

ОС – основные средства, руб.;

НМА – нематериальные активы, руб.;

ИзОС – износ основных средств, руб.;

АмНМА – амортизация нематериальных активов, руб.;

Жвыр – молодняк и животные на выращивании, руб.;

ОП – основное производство, руб.;

Рпр – расходы на продажу, руб.;

Т – товары, руб.;

ГП – готовая продукция, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

Рпок – расчеты с покупателями (дебетовый остаток), руб.;

Рпроч – расчеты с прочими дебиторами, руб.;

р/сч – расчетный счет, руб.

Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое уставный капитал предприятия?

2. Дайте определение имущества предприятия, капитала предприятия.

3. По каким признакам капитал предприятия делится на собственный и заемный?

4. Назовите основные источники собственного и заемного капитала и прокомментируйте их значение в деятельности предприятия.

5. Дайте определение основного и оборотного капитала.

 


Задание 2. Основные фонды организации (предприятия) (2 часа)

Учебная цель – усвоить понятие основных фондов предприятия, являющихся материально-технической базой производства, и показателей, характеризующих эффективность их использования.

Содержание занятия:

1. Ознакомиться с экономической сущностью, классификацией, составом и воспроизводством основных фондов.

2. Определить, что такое износ и амортизация основных фондов.

3. Назвать показатели использования основных фондов.

4. Выполнить расчеты, используя исходные данные: нормы амортизации, фондоотдачи, коэффициента интенсивного использования оборудования.

Литература [4, 5, 6, 7, 8, 9, 12].

Знания по данной теме необходимы студентам при изучении дисциплины «Экономика сельского хозяйства», при написании курсовых проектов и дипломных работ, а в дальнейшем – в практической деятельности.

До занятия студенты изучают, используя литературные источники, понятие основных фондов, их состав и классификацию, особенности учета и оценки.

Нужно научиться различать понятия «износ» и «амортизация основных средств», определять норму амортизации, фондоотдачу, показатели использования основных фондов.

В начале занятия преподаватель проводит опрос студентов по теме, выставляет оценки в журнал.

В ходе практического занятия студент должен уяснить, что основные фонды представляют собой матерально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость по частям.

Важно понимать, что для эффективного управления основными фондами большое значение имеет их оценка. В практике учета и анализа основных фондов используют натуральную и денежную формы. Существуют несколько видов оценок основных фондов: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

На занятии необходимо рассмотреть показатели использования основных фондов, которые могут быть объединены в три группы:

– показатели экстенсивного использования основных фондов (коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования и коэффициент сменного режима времени работы оборудования);

– показатели интенсивного использования основных фондов (уровень использования по мощности (производительности);

– показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных.

Студенту нужно уяснить, что обобщающими показателями использования основных фондов являются фондоотдача и фондоемкость.

После проверки теоретических знаний студенты решают задачи.

Задача 1. Определить норму амортизации станочного оборудования, если его первоначальная стоимость - 90 млн руб. На модернизацию и ликвидацию изношенного оборудования было израсходовано 20 тыс. руб. Ликвидационная стоимость изношенного оборудования – 9,5 тыс. руб., срок службы – 5 лет.

Задача 2. Стоимость оборудования цеха на 01.01.11 – 15 000 тыс. руб. С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 45,6 тыс. руб.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 тыс. руб. Объем выпуска продукции 800,0 тыс. т, цена 1 т – 30 руб. Производственная мощность – 1000,0 тыс. т.

Исчислить величину фондоотдачи оборудования и коэффициент интенсивного использования.

 

Последовательность выполнения расчетов

1. Определяется норма амортизации, то есть установленный в процентах от балансовой стоимости размер амортизации за определенный период по конкретному виду основных фондов (Нам, %). Расчет выполняется по формуле:

, (2)

где ОФП – первоначальная стоимость основных фондов, руб.;

ОФЛ – ликвидационная стоимость основных фондов, руб.;

Та – нормативный срок службы основных фондов, лет.

2. Рассчитывается величина фондоотдачи оборудования Фотд по формуле:

, (3)

где ВП – годовой объем выпуска валовой продукции, руб.;

ОФср.год – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

Среднегодовая стоимость основных фондов вычисляется по формуле:

, (4)

где ОФН – стоимость основных фондов на начало года (балансовая);

ОФвв – стоимость введенных основных фондов;

ОФл – ликвидационная стоимость основных фондов;

n1 – количество месяцев с момента ввода основных фондов;

n2 – количество месяцев с момента выбытия основных фондов.

3. Определяется коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт). Для расчета этого показателя используют формулу:

, (5)

где Вф, Вн – фактическая и технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени.

Выполнив задание, студент представляет его на проверку преподавателю. Знания по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты проходят тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково экономическое содержание основных производственных фондов?

2. Какие факторы определяют структуру основных фондов?

3. Каковы формы воспроизводства основных фондов?

4. В чем сущность физического и морального износа фондов?

5. Что такое амортизация и каково ее назначение?

6. Какими показателями определяется эффективность использования основных фондов?

Задание 3. Оборотные фонды организации (предприятия) (2 часа)

Учебная цель – уяснить сущность оборотных средств организации (предприятия), которые являются необходимым элементом воспроизводственного процесса. Освоить методику расчета показателей использования оборотных средств.

Содержание занятия:

1. Определить состав и структуру оборотных средств.

2. Ознакомиться с кругооборотом оборотных средств.

3. Охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств.

4. На основе исходных данных к задачам 1, 2 определить показатели использования оборотных средств.

Литература [4, 5, 6, 7, 8, 9, 12].

 

Навыки, полученные при использовании данной методики, облегчат студентам изучение соответствующих разделов дисциплины «Экономика сельского хозяйства», помогут при написании курсовых проектов и дипломных работ, а также будут полезны при работе на сельхозпредприятии.

В ходе работы с рекомендуемой литературой важно уяснить понятие оборотных средств предприятия, их состав и структуру; стадии кругооборота оборотных средств; показатели эффективности использования оборотных средств.

В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.

В процессе занятия студенту нужно усвоить, что важной частью имущества организации (предприятия) являются оборотные средства, то есть активы, представляющие собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме.

Необходимо обратить внимание, что оборотные производственные фонды предприятий (организаций) состоят из трех частей: производственных запасов; незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления; расходов будущих периодов. Фонды обращения включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Методика расчета показателей использования оборотных средств осваивается при решении следующих задач.

Задача 1. В I квартале предприятие реализовало продукции на 250 тыс. руб., среднеквартальные остатки оборотных средств составили 25 тыс. руб. Во II квартале объем реализации продукции увеличится на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день.

Вычислить: 1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств и время одного оборота (в днях) в I квартале; 2) коэффициент оборачиваемости оборотных средств и их абсолютную величину во II квартале; 3) высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств.

Задача 2. Рассчитать показатели использования оборотных средств по следующим данным: сумма авансированного оборотного капитала – 7400 тыс. руб.; выручка от реализации – 13 250 тыс. руб.; число дней оборота – 1 год.

Последовательность выполнения расчетов

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) исчисляется по формуле:

, (6)

где РП – объем реализованной продукции, руб.;

СО – средний остаток оборотных средств, руб.

2. Рассчитывается длительность одного оборота (Т, дн.) по формуле:

, (7)

где Д – число дней в периоде (360, 90).

Следует учесть, что чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

3. Вычисляется абсолютное высвобождение оборотных средств, которое отражает прямое уменьшение потребности в них.

4. Определяется относительное высвобождение оборотных средств. Для этого нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.

5. Для расчета коэффициента загрузки оборотных средств Кз используется формула:

(8)

После выполнения задания студенты сдают его на проверку преподавателю и получают зачет с проставлением результатов в журнал. Теоретические знания и практические навыки по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность категорий «оборотные средства», «оборотные фонды» и «фонды обращения»?

2. Чем определяется деление оборотных фондов на оборотные производственные и фонды обращения? Что входит в их состав?

3. Что представляет собой кругооборот оборотных средств?

4. Какими показателями характеризуется эффективность использования оборотных средств?

Задание 4. Трудовые ресурсы организации (предприятия) (2 часа)

Учебная цель – уяснить состав трудовых ресурсов организации (предприятия), овладеть методикой расчета показателей производительности труда и численности работников.

Содержание занятия:

1. Ознакомиться с составом и структурой кадров предприятия.

2. Изучить основные показатели производительности труда.

3. Усвоить методы организации и нормирования труда.

4. Выявить формы и системы оплаты труда.

5. Рассчитать часовую выработку продукции и трудоемкость изготовления изделия на основе исходных данных задачи 1.

6. Вычислить коэффициент выбытия и текучести кадров.

Литература [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12].

 

Знания, приобретенные студентами при освоении этого материала, потребуются им при изучении дисциплины «Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях», а также в дальнейшем – при работе на предприятии.

Изучая рекомендуемую литературу по данной теме, студент должен уяснить понятия «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы организации»; состав и структуру кадров предприятия; методы организации и нормирования труда; формы и системы оплаты труда; основные показатели производительности труда.

В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.

В процессе занятия студент должен уяснить, что организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия. Она включает в качестве необходимого составляющего элемента нормирование труда, целью которого является определение необходимых затрат и результатов труда, установление соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. В ходе обсуждения следует обратить внимание на то, что в основе формирования оптимальных условий применения труда лежит изучение трудового процесса, которое состоит из исследований динамики производительности труда и анализа затрат рабочего времени.

На практическом занятии нужно освоить особенности различных форм и систем оплаты труда.

Особое внимание следует уделить производительности труда как важнейшему экономическому показателю, служащему для определения результативности (продуктивности) трудовой деятельности как отдельного работника, так и коллектива предприятия. Производительность труда измеряется сопоставлением результатов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоемкость.

Методика расчета показателей производительности труда и численности работников осваивается при решении следующих задач.

Задача 1. За месяц работниками предприятия изготовлено 11 520 изделий. Рабочими за месяц отработано 960 чел.-ч.

Определить:

1) часовую выработку продукции на одного рабочего (шт.);

2) трудоемкость изготовления изделия (чел.-ч).

Задача 2. Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел. В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушли на пенсию 11 чел., поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы 13 чел., переведены на другие должности и в другие подразделения предприятия 30 чел.

Исчислить:

1) коэффициент выбытия кадров (%);

2) коэффициент текучести кадров (%).

 

Последовательность выполнения расчетов

1. Рассчитывается часовая выработка Вч на одного рабочего:

, (9)

где ОПм – объем продукции за месяц;

Тч – количество человеко-часов (рабочего времени), отработанных всеми рабочими за месяц.

2. Трудоемкость Тр изделия вычисляется по формуле:

, (10)

где Т – время, затраченное на производство всей продукции, чел.-ч;

ОП – Объем произведенной продукции в натуральном выражении.

3. Коэффициент текучести кадров КТ рассчитывается по формуле:

, (11)

где Рув – численность выбывших или уволенных работников, чел.;

Рср – среднесписочная численность персонала, чел.

4. Исчисляется коэффициент выбытия кадров КВ по формуле:

, (12)

Рув – численность уволенных работников, чел.

3. Определить показатель среднесписочной численности работников Рср, используя формулу:

а) за месяц

, (13)

где – сумма численности работников списочного состава за все календарные дни месяца;

n – календарное число дней месяца

б) за год

, (14)

где Р1, Р2,…Р12 – средняя численность работников по месяцам.

Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под трудовыми ресурсами и какие категории населения относятся к ним?

2. Назовите методы организации и нормирования труда.

3. Какие формы и системы оплаты труда вы знаете?

4. Дайте определение понятия производительности труда. Какие показатели используются для ее измерения?

 

Задание 5. Производственная программа и производственные мощности организации (предприятия) (1 час)

 

Учебная цель – усвоить значение понятия «состав и структура производственной программы», уяснить ее важность для использования производственных мощностей организации (предприятия). Овладеть методикой расчета производственной мощности, размера реализованной, валовой и чистой продукции.

Содержание занятия:

1. Освоить процесс разработки и выполнения производственной программы.

2. Уяснить, что такое производственные мощности предприятия.

3. Дать определение оптимального объема производства продукции.

4. Определить производственную мощность и коэффициент использования мощности.

5. Рассчитать размер реализованной, валовой и чистой продукции.

Литература [5, 6, 8, 9, 12].

 

Знания по данной теме необходимы студентам при изучении соответствующих разделов дисциплины «Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях» и для разработки производственной программы при работе в конкретной организации (на предприятии).

Для достижения поставленной цели студенты должны усвоить понятия «имущество» и «капитал предприятия», изучить процесс разработки и выполнения производственной программы, научиться определять оптимальный объем производства и производственную мощность предприятия.

До занятия студенты изучают по литературным источникам состав и структуру производственной программы, осваивают понятие производственных мощностей предприятия, знакомятся с определением оптимального объема производства.

В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.

В процессе занятия студент должен уяснить, что ведущим разделом плана организации (предприятия), отражающим комплексное задание по выпуску продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, является производственная программа. Основные показатели производственной программы – номенклатура продукции в натуральном выражении и валовая, товарная, реализованная и чистая продукция в стоимостном выражении.

Следует обратить внимание на то, что производственная программа должна быть оптимальной, то есть в наибольшей степени отвечать структуре ресурсов предприятия и обеспечивать наилучшие результаты его деятельности. Планируемые объемы выпуска продукции должны быть обоснованы необходимыми материальными и трудовыми ресурсами, но в первую очередь производственной мощностью.

Производственная мощность предприятия – максимально возможный годовой выпуск продукции заданного качества при использовании всех резервов производства.

Методика расчета производственной мощности, размера реализованной, валовой и чистой продукции осваивается при решении следующих задач.

Задача 1. Количество однотипных станков в цехе на 01.01.07 – 100 ед., 1 ноября установлено еще 30 ед., с 1 мая выбыло 6 ед., число рабочих дней в году – 258, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования – 6%, производительность одного станка – 5 деталей в час; план выпуска за год – 1 700 000 деталей.

Определить производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности.

Задача 2. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб., из них 80% потреблено в своем производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.

Вычислить размер реализованной, валовой и чистой продукции.

 

Последовательность выполнения расчетов

1. Определяется производственная мощность М, которая выражается формулой:

М = , (15)

где ПМ – производительность одной машины, станка;

Тмакс – максимально возможный фонд времени работы оборудования, ч;

– среднегодовое количество станков, машин, оборудования;

2. Рассчитывается максимально возможный фонд времени работы по формуле:

Тмакс = , (16)

где Др – количество рабочих дней в году;

с – число смен работы оборудования;

Tсм – продолжительность смены;

%пр – процент простоев оборудования.

3. Среднегодовое количество станков исчисляется по формуле:

= , (17)

где nн – количество станков на начало периода;

nвв, nвыб – количество введенных, выбывших станков за период;

nм – число месяцев работы введенных основных фондов до конца текущего года;

mм – число месяцев бездействия выбывших основных фондов до конца текущего года.

4. Вычисляется коэффициент использования производственной мощности КИМ по формуле:

КИМ = , (18)

где Вф – объем фактически выпущенной продукции, руб.

5. Реализованная продукция – это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Объем реализованной продукции РП рассчитывается по формуле:

РП = ТП + Он – Ок, (19)

где ТП – объем товарной продукции, руб.;

Он – остатки нереализованной продукции на начало периода, руб.;

Ок – остатки нереализованной продукции на конец периода, руб.

6. Валовая продукция – это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, то есть стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период. Следует учесть, что она отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец периода.

7. Размер чистой продукции исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.

Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цель и задачи производственной программы предприятия?

2. Назовите основные показатели производственной программы.

3. В чем отличие основных оценочных показателей – товарной и реализованной продукции?

4. Дайте определение понятия «производственная мощность предприятия».

5. Какие элементы определяют величину производственной мощности предприятия?

 

Задание 6. Издержки производства и себестоимость продукции

(2 часа)

 

Учебная цель – усвоить понятия «издержки» и «себестоимость продукции». Их значение как важнейших экономических показателей, уровень которых во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.

Содержание занятия:

1. Ознакомиться с сущностью и классификацией издержек. Дать определение себестоимости продукции.

2. Изучить состав и структуру затрат, включаемых в себестоимость продукции.

3. Рассчитать себестоимость продукции планового года.

Литература [4, 5, 6, 9].

 

Эти знания и умения необходимы студентам при изучении дисциплины «Экономика сельского хозяйства», при написании курсовых проектов и дипломных работ, а в дальнейшем – при работе на сельхозпредприятиях.

Чтобы достичь названной цели, студенты должны научиться классифицировать издержки, определять затраты, включаемые в себестоимость продукции, исчислять себестоимость продукции.

До занятия студенты изучают по литературным источникам понятия «издержки» и «себестоимость продукции», их состав и классификацию.

В начале практического занятия преподаватель проводит опрос студентов по теме, выставляет оценки в журнал.

В процессе занятия студенты должны уяснить, что под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируется законодательно.

В ходе практического занятия следует изучить состав затрат на производство продукции: материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы. Следует уяснить, что группировка затрат по элементам сметы отражает общность их экономического содержания, определяет общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов по их природному назначению.

На занятии необходимо рассмотреть классификацию затрат по статьям калькуляции, которая позволяет определить себестоимость продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы их снижения.

Методика расчета себестоимости товарной продукции планового года осваивается при решении задачи:

Задача. В отчетном году себестоимость товарной продукции составила 450,2 тыс. руб., что определило затраты на 1 руб. товарной продукции – 0,89 руб. В плановом году затраты на 1 руб. товарной продукции установлены в 0,85 руб. Объем производства продукции будет увеличен на 8%.

Определить себестоимость товарной продукции планового года.

 

Последовательность выполнения расчетов

1. Объем товарной продукции отчетного периода определяется как отношение себестоимости товарной продукции к затратам на 1 руб. товарной продукции отчетного периода.

2. Себестоимость товарной продукции планового года рассчитывается как произведение объема товарной продукции планового года и плановых затрат на 1 руб. товарной продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.193 с.)