Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурные концепции управления в артменеджментеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и артменеджменту в частности со стороны учредителей и руководителей этих структур. Однако в российском артменеджменте нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в причудливом сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольном его толкованием при применении отдельных технологий артменеджмента. Многие руководители государственных учреждений культуры, владельцы частных арт-фирм и компаний не всегда замечают происходящие порой революционные изменения и обновление содержания арт-менеджмента и не в полном объеме используют его методологическое и технологическое разнообразие.
В то же время практика роста культуры управления во всех областях экономической и социокультурной деятельности оказывает мощное влияние на развитие страны и ее культуры и ставит вопрос о необходимости поиска нового подхода к разработке теории артменеджмента, отвечающего запросам времени, наполнению его гуманитарным содержанием.
С этой целью обратимся к рассмотрению современных социокультурных концепций развития общей теории менеджмента, которые находят широкое применение во всех сферах управленческой деятельности и в том числе в рассматриваемом нами артменеджменте.
Рассмотрим в историческом контексте изменение содержания менеджмента в постиндустриальном обществе.
Развитие промышленного капитализма (конец XIX века) вызвал к жизни потребность в творческих управленческих кадрах, когда владельцы в виду развития промышленности и возникновения крупных предприятий уже не могли самостоятельно контролировать деятельность своих работников. Лучшие специально обученные рабочие стали представлять интересы владельцев на рабочих местах.
В этот период произошла институциализация менеджмента, благодаря чему менеджмент превратился в самостоятельный и престижный вид профессиональной деятельности, самостоятельную учебную дисциплину, область научных знаний и деловую культуру. (Кезин А.В. Менеджмент: Методологическая культура. М.: Гардарики, 2001. 269 с.).
В последующий период менеджмент меняет ориентиры с потребностей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении.
Вступление общества в информационную стадию, характеризующуюся интенсивным развитием кибернетических и других теорий, знаменует дальнейшее развитие менеджмента. Возникла и новая парадигма управления, пришедшая на смену двум предыдущим нашедшим отражение в американской и японской моделях менеджмента
Задача новой парадигмы управления начала XXI века, по мнению П. Друкера (под парадигмой принято понимать концепции, которые находят применение в общественной практике в качестве руководящих идей и технологий), заключается в том, чтобы делать «знания производительными» (Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2000. 282 с.).
Другие исследователи в сфере менеджмента в связи с новой парадигмой считают необходимым значительно изменить систему управления за счет придания ей простоты, гибкости, эффективности, конкурентноспособности.
Так, Дж. Траут в своей работе «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям. (СПб.: Питер, 2001. 224 с.) предлагает в современных системах управления следующие структуры:
небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом людей, но более квалифицированных;
• небольшое количество уровней управления;
• адаптивные структуры, сформированные по типу групп (команд) специалистов;
• максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики работы организаций.
Многие современные исследователи менеджмента рассматривают его как общий для всех социальных объектов институт, который переступил границы национальных государств, обеспечивая социально-экономическое развитие человеческого общества в целом. (Алексеевский B.C. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов. Калуга: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.). Современный менеджмент носит ярко выраженный междисциплинарный характер, сочетая точные науки, где необходимы результат и возможность его проверки, с гуманитарными представляющими систему ценностей, убеждений и практического опыта.
Менеджмент сегодня можно рассматривать как своеобразную культуру управления, присущую развитой гуманистической цивилизации, стремящейся глобализовать усилия человечества как ноософное явление. (Алексеевский B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 2. С.24).
Рассмотрение смены парадигм управления с точки зрения эволюционного подхода позволяет раскрыть взаимосвязи моделей менеджмента с этапами социокультурного развития страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, менеджментом духовной сферы жизнедеятельности народов, наций, их деловой культурой.
В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры.
Исследуя психотехнологии и проблемы эффективного менеджмента, И. Кузьмин отмечает, что современный менеджмент становится интегративной наукой, изменившей взгляд на односторонний подход к пониманию развития как общества, так и менеджера.
Современная картина мира осмысляется и представляется при таком подходе путем развития точных наук сбора, систематизации, анализа, логического мышления, способствующих развитию мыслительной деятельности левого полушария человека и принятию им решений путем выбора из альтернатив. (Кузьмин И.А. Психотенология и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 192 с.).
Подключение правого полушария, отвечающего за интуицию, творчество, способность мотивировать и подключить к поиску решения проблем весь интеллектуальный и духовный ресурс, стратегическое мышление, образность, коммуникацию идей, требует подготовки управленца нового типа.
Ему должны быть присущи целостное образное мышление, понимание смысла человеческого существования не с точки зрения утилитарной, сиюминутной личной выгоды, нарушая при этом мыслимые и немыслимые законы развитии природы и общества.
Менеджер нового типа должен понимать законы развития мира с точки зрения духовного ноосферного обоснования, основанного на принципах экологичности и синергии - охраны и поддержания жизни на Земле всего социума и каждой личности в отдельности.
Эволюционируя, парадигмы управления осваивали методы и схемы взаимодействия людей: цели и средства их достижения, технологичность (операционность) процесса управленческого труда, разделение труда и ответственности, отбор и подготовку кадров.
Выстроенная система власти, свод законов и правил, обеспечивающих контроль за объектом управления, способствовали выработке тонких, косвенных способов воздействия на личность, низводя отношения между работниками на эксплуатационную схему - «стимул-реакция». Широко использовались и такие методы принуждения, как поддержание страха потери рабочего места, стимулирование по результатам работы.
Данная парадигма позволяла строить процесс управления сверху в рамках делового администрирования.
Следующая за ней современная парадигма управления меняет свою сущность путем наращивания гуманистических подходов к управлению. Необходимо решать новые задачи, по экономичному расходованию не только материальных и финансовых капиталов, но и человеческих — здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала. Вопрос стоит и об изменении форм и направленности стимулов труда уже с иных позиций - формационного развития общества и управления.
И, как отмечает Ю.В. Тихонравов, «прослеживая характер применения стимулов в различных общественно-экономических формациях, мы наблюдаем закон возрастания роли положительных стимулов труда и угасания значения негативного стимулирования» (Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М.: Вестник, 1997. 336 с.).
Впервые доктрину социального человека в управлении, пришедшую на смену концепции экономического человека, выдвинула школа человеческих отношений в 30-е годы XX века в США. Исследования, проводимые Э. Мэйо и М. Фоллет, убедительно доказали значение человека на производстве и целесообразность открытого общения с работниками.
Дальнейшее развитие эта концепция нашла в разработках основоположника школы операционного гуманизма Д. Макгрегора, обратившего внимание на важность в управлении не столько субъектно-объектных отношений, сколько на отношения работников к самой работе. Исследования подтвердили верность предположения о роли работы как главного фактора в поддержке мотивации и получении удовлетворения от труда, а предложенная теория X и Y объясняла трудовое поведение рабочих, имеющих противоположные установки, которые сформировались в ходе их социализации в рамках семейной или групповой культуры.
Американский психолог А. Маслоу пошел дальше в своих исследованиях, выдвинув концепцию о самореализующемся работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку за счет личной независимости, максимального использования своих способностей и ответственного отношения к работе он сумел удовлетворить все предыдущие потребности. Парадигма менеджмента человеческих ресурсов стала пониматься так, что успешность работы организации обеспечивается тем, насколько полно используется потенциал персонала при достижении целей, а методы управления должны быть направлены то, чтобы сделать человеческие ресурсы фирмы наиболее продуктивными.
Использование всех возможностей человека становится ведущим направлением в деятельности процветающих артфирм и учреждений культуры. Создаются организационно-технические и социально-психологические условия для максимальной реализации профессиональных, физических и духовных качеств специалистов-профессионалов. Организации и их структуры становятся открытыми системами, готовыми к обмену информацией с окружающей средой, а современная парадигма управления содержит в себе маркетинговую концепцию управления бизнесом и концепцию социальной ответственности менеджмента.
Среди направлений социальной ответственности менеджмента наиболее востребованными становятся:
• окружающая среда (забота о здоровье и безопасности персонала);
• развитие личности работников (общекультурный рост, квалификация, качество жизни, участие в управлении);
• образование и культура (финансирование программ образования и культуры, развитие системы ценностей, целостного образа мышления работников);
• участие в жизни общества (качество продукции, финансирование социальных проектов, уровень управленческой культуры сотрудников).
Организация работает в режиме открытой системы, взаимодействуя с окружающей средой, используя полноту интеллектуального и духовного потенциала персонала и современные ситуационные технологии, решая сложнейшие задачи выживания и развития.
Интересно сравнение открытых и закрытых управленческих систем, которое дано в представленной таблице: онной структуры, построенной на основе одной цепочки «сверху вниз», уступает место новым моделям, обеспечивающим поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровне управления. Особенно широко и плодотворно командный менеджмент реализуется в сфере культуры.
Обучающая организация может быть представлена следующими элементами:
1) видение и культура менеджеров;
2) наделение всех властью;
3) новые структуры и их «уплощение»;
4) открытость для каждого менеджмента и источников внутренней информации;
5) социокультурные технологии: обучение, тренинги, командные действия.
Новая парадигма управления базируется на современном интегрирующем восприятии мира, который не является устойчивым и предполагает поиск приемлемого состояния объекта (организации) в непрерывном изменении.
Обратимся к таблице, отражающей доминирующие представления управленческих парадигм конца ХХ века и начала XXI. (См.: Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 2. С.30.)
Представленная таблица отражает происходящую гуманизацию управления. Происходит смена культуры и высших ценностей менеджмента: меняется поведение менеджеров, технологии из механических переросли в электронные, функции, выполняемые сотрудниками, все больше носят личностный характер; структуры теряют иерархический вид, а власть и контроль чаще передаются в нижние уровни организации; появляются более широкие возможности для индивидуального роста и обретения мастерства. Задачи, которые стоят и решаются командами, отличаются многообразием и универсальностью, заставляют находить свое место уже в системе глобальных рынков и ориентироваться не сколько на прибыль, сколько на потребителя, по-новому относиться к информации, рассматривая ее как главный ресурс. В результате меняются и требования к управленцу, который должен представлять собой самореализующуюся универсальную личность, что находит отражение в концепции поведенческого менеджмента.
Смена управленческого мышления и освоение новой управленческой культуры происходят в борьбе двух подходов к управлению: рационалистического и поведенческого. В рационалистическом подходе управление строится на получениимаксимальной прибыли от деятельности сотрудников, рабочих по переработке природных ресурсов. Поведенческий подход основан на максимальном эффекте от инициативной деятельности и реализации квалификационных интересов каждого участника команды.
В зарубежной управленческой мысли поведенческий менеджмент уступает менеджменту обучения и знаний, сущность которого заключается в раскрытии человеческих возможностей. Данные теории видят ресурсы управления в неиспользованных человеческих возможностях, открытости границ и интенсивности информационных потоков, взаимопроникновении национальных культур, что вызывает необходимость в постоянном обучении персонала, усвоении им новых знаний, технологий, ценностей деловой, организационной, трудовой, инновационной и других видов культуры управления. Соответственно меняется поведение и стиль мышления сотрудников, система ценностей, которые способствуют успеху и устойчивому росту организации. Организация становится обучающей системой, представляя собой новый тип управления.
В ближайшем будущем в развитии национального бизнеса, как в сфере экономики, производства, так и в области культуры, ожидаются изменения, вызванные проходящими во всем мире процессами глобализации.
В России эти тенденции будут усиливаться со вступлением нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию), которое откроет торговые границы нашей страны. Глобализация откроет новые рынки, устранит торговые барьеры между странами, расширит возможности для конкурентно способных фирм и выплеснет на рынок многообразие рабочей силы: от дешевых малоквалифицированных рабочих до опытных, высококвалифицированных, знающих несколько иностранных языков и понимающих культуру зарубежных партнеров, потребителей и конкурентов. Именно поэтому важным условием в построении конкурентно способных обучающихся моделей организаций в России становится овладение менеджерами культурой системного мышления, общим (совместным) видением меняющихся ситуаций и целей, методами командной работы, развитие индивидуального мастерства руководства людьми и процессами. Концепция обучающей организации становится воплощением новой социокультурной парадигмы, в которой гуманистическая и профессиональная деятельность реализуется на микроуровне.
Примечания
1. Алексеевский B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 2. С. 21–35.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2002. 832 с.
3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000. 282с.
4. Кезин А.В. Менеджмент: Методологическая культура. М.: Гардарики, 2001. 269 с.
5. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 382 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.009 с.) |