Тема: «Методы изучения физиологических сдвигов и энергетических затрат организма при работе и их гигиеническая оценка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Методы изучения физиологических сдвигов и энергетических затрат организма при работе и их гигиеническая оценка»



Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра общей гигиены

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по общей гигиене

Владикавказ - 2010


Тема: «Методы изучения физиологических сдвигов и энергетических затрат организма при работе и их гигиеническая оценка»

I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

  1. Усвоить закономерности влияния трудового процесса на состояние и работоспособность человека для разработки мероприятий по оптимизации условий труда, совершенствовании режима труда и отдыха, облегчающих труд и повышающих работоспособность человека.
  2. Овладеть методами изучения функциональных сдвигов в организме при работе.
  3. Научиться умению оценивать полученные результаты при разных формах трудовой деятельности.

 

Студент должен знать:

  1. Основное понятие физиологии труда
  2. Основные задачи и цели данного раздела
  3. Основные функциональные изменения в различных органах и системах организма при работе
  4. Методы исследования функциональных изменений в организме при работе

 

Студент должен уметь:

 

  1. Провести оценку функциональных сдвигов в организме при работе.
  2. Оценить полученные результаты при различных видах трудовой деятельности.
  3. Предложить мероприятия направленные на снижение утомления и профилактику переутомления.

 

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда». - М., 1988. - Гл.1, с. 5-25; гл.2, с. 25-70.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.2, с. 17-51.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл. 8, с. 462-464; 483-494.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с. 311-314.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,1999. - Раздел 4, с. 194-198.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

I. Вопросы:

  1. Какие основные параметры характеризуют различные формы труда?

 

 

  1. На какие классы подразделяются условия труда?

 

  1. Перечислить производственные вредности, встречающиеся на производстве.

 

  1. Различают три вида мышечной работы:

а) динамическую положительную;

б) динамическую отрицательную;

в) …….

 

 

  1. Количество кислорода в минуту, необходимое для полного окисления продуктов распада, называется ……..

 

 

  1. При какой работе мышца работает почти в анаэробных условиях (феномен Лингарда)?

 

 

  1. Функциональные изменения отдельных органов и систем при работе:

Изменения крови:

·

·

·

 

Изменения сердечнососудистой деятельности:

·

·

·

 

Изменения дыхательной деятельности:

·

·

·

  1. Утомление – это …….

 

  1. Усталость – это ……

 

  1. Переутомление – это ……

 

 

  1. Шесть фаз работоспособности:

после начала работы: после перерыва:

1. 4.

2. 5.

3. 6.

 

 

  1. Перечислите основные меры повышения работоспособности и предупреждения переутомления……

 

II. Составить 5 вопросов тестового контроля

 

Пример тестового задания:

Усталость – это признак утомления:

1) субъективный;

2) объективный.

 

 

Ответы

  1. в;
  2. а, г, е, ж;
  3. в, г, е, ж;
  4. а, в;
  5. б;
  6. а, б, в, г, е;
  7. б, в, г;
  8. в;
  9. б, г, е, з, к;
  10. б;
  11. б;
  12. б;
  13. а;
  14. г;
  15. а;
  16. а;
  17. г;
  18. а;
  19. а;
  20. б;
  21. в;
  22. а, в, г, д;
  23. в, д;
  24. а;
  25. а;
  26. а;
  27. а, г, е, ж.

Тема: «Производственная пыль. Методы определения пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка»

I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

1. Ознакомить студентов с основными физико-химическими свойствами

пыли, методикой определения запыленности воздуха

производственных помещений.

2. Дать гигиеническую характеристику пыли, её значение в развитии

профессиональных заболеваний и мероприятия по борьбе с ней.

 

Студент должен знать:

1. Классификацию производственной пыли;

2. Общие закономерности действия пыли на организм;

3. Классификацию пневмокониозов;

4. Специфические и неспецифические заболевания;

5. Методы определения пыли в воздухе рабочих помещений;

6. Основные принципы профилактики вредного воздействия пыли.

 

Студент должен уметь:

1) определять уровни запыленности воздуха в помещении;

2) давать заключение о степени загрязнения воздуха промышленной пылью и возможном характере её действия на организм;

3) провести дифференциальную диагностику основных пылевых профессиональных заболеваний;

4) предложить мероприятия по профилактике вредного воздействия пыли.

 

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.11, с. 176-195; гл.18, с. 284-310.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.7, с.137-159; 274-288; гл. 14, с.247-289.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл. 13, с.514-518.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с.328-341.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с. 264-274.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. – М., 2001, - Гл. 8, с. 126-141; гл. 11, с. 168-186; гл. 14, с. 269-306.

 

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

  1. Производственная пыль - это…….

 

 

2. Классификация промышленной пыли:

 

а) по происхождению:

 

б) по способу образования:

аэрозоли ………..…., образующиеся при размоле и обработке твердых тел;

аэрозоли …….., получающиеся в результате конденсации паров металлов.

 

в) по дисперсности:

а) видимая пыль – более ….. мкм

б) …………………………………

в) …………………………………

 

г) по характеру действия на организм:

·

·

·

 

3. Заболевания легких от воздействия промышленной пыли, проявляющиеся хроническим диффузным пневмонитом с развитием фиброза легких, называется ……..

 

  1. Пылевой фиброз, вызванный вдыханием пыли свободной двуокиси кремния, называется ………, а вдыханием двуокиси кремния в связанном состоянии называется …….

 

  1. Классификация пневмокониозов:

·

·

·

 

  1. По клинико-рентгеноморфологической картине различают три стадии силикоза:

 

I стадия  
II стадия  
III стадия  

 

  1. Методы исследования промышленной пыли:

·

·

·

 

 

  1. Профилактика пылевых заболеваний включает:

·

·

·

 

9. Решить ситуационную задачу:

 

В производстве твердых сплавов проводится пескоструйные работы. На рабочем месте пескоструйщика запыленность воздушной среды соответствует 87 мг/м3 при содержании SiO2 в свободном состоянии более 70%.

1. Является ли концентрация пыли опасной для здоровья рабочего, и какие заболевания могут возникнуть у него?

2. Назовите профилактические мероприятия.

 

10. Составить ситуационную задачу, аналогичную вышепреведенной.

 

 

Студент должен уметь:

1) определять содержание токсических веществ в воздухе рабочих помещений;

2) провести дифференциальную диагностику отравлений различной этиологии;

3) составить санитарно-гигиеническое заключение;

4) предложить оздоровительные мероприятия по профилактике профессиональных интоксикаций.

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.12, с. 195-227; гл.13, с. 227-255.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.8, с.160-177;193-200; 203-208; 211-215.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл.8, с.494-513.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с. 319-328.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с. 247-264.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. - Гл. 9, с. 141-164; гл.14, с.237-249.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

 

1. Дописать:

Промышленные яды – это ………………………………….

 

 

2. Классификация промышленных ядов:

 

По химическому принципу:

·

·

·

 

По характеру воздействия на организм:

·

·

·

 

По степени токсичности:

·

·

·

 

По степени опасности:

·

·

·

 

В зависимости от распределения ядов в тканях и проникновения в клетки:

·

·

·

 

По степени взаимодействия с организмом:

·

·

 

 

  1. Пути проникновения ядов в организм:

·

·

·

  1. Факторы, определяющие силу токсического действия ядов:

 

·

·

·

 

 

  1. Одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления называется …… действием. При этом различают:

синергизм - ……………..

антагонизм - …………....

суммация - ………………

 

 

  1. Основные принципы профилактики профессиональных интоксикаций:

·

·

·

 

 

7. Способы отбора проб воздуха на соединение токсических веществ:

1. ……

2. ……

 

8. Количественные методы определения ядов в воздухе производственных помещений: …………………….

 

  1. Решить ситуационную задачу:

 

Рабочие автотранспортного предприятия при медицинском осмотре жаловались на потерю аппетита, раздражительность, быструю утомляемость, сонливость, мышечную слабость. Анализ крови свидетельствует о дегенеративных и регенеративных изменениях (анизоцитоз, пойкилоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов). Концентрация бензина на рабочих местах колебалось от 250 мг/м3 до 800 мг/м3 (ПДК 300 мг/м3).

1. Охарактеризуйте состояние здоровья рабочих.

2. Предложите мероприятия по оздоровлению условий труда.

 

 

10. Составить ситуационную задачу по вышеприведенному образцу.

 

 

Студент должен знать:

  1. Физико-гигиеническую характеристику шума, вибрации, ультразвука, инфразвука.
  2. Особенности их действия на организм.
  3. Основы гигиенического нормирования указанных факторов.

 

Студент должен уметь:

1) провести дифференциальную диагностику основных профессиональных заболеваний в результате воздействия физических факторов производственной среды;

2) произвести санитарно-гигиеническую оценку представленных уровней шума и вибрации;

3) предложить оздоровительные мероприятия направленные на снижение уровня и уменьшение неблагоприятного влияния шума, вибрации, ультразвука, инфразвука на организм.

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.8, с.135-150; гл.9, с.150-168, гл. 10, с. 167-176, гл. 19, с. 310-325.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.6, с.117 -136; гл. 15, с.289-305.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл.8, с.494-513.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с.342-359.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с.226-247.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. - Гл., с.83-111, с.186-200; гл.14, с.249-268.

 

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

I. Вопросы:

Производственный шум

 

1. Производственный шум – это ………………..

 

 

2. Человеком воспринимаются звуковые колебания с частотой от … до …. Гц.

 

3. Физические показатели, характеризующие звуковую волну:

 

4. Классификация шума:

а) по этиологии: ….

 

б) по частотной характеристике: …

 

в) по спектру: …

 

 

г) по характеру распределения во времени: …

 

5. Влияние шума на организм:

…………….. …………………

 

6.

Шумовая болезнь
Специфические клинические проявления Неспецифические клинические проявления
   

7. Дайте определение ПДУ (предельно - допустимый уровень) шума - ……

8. Меры профилактики неблагоприятного воздействия шума на организм:

Производственная вибрация

 

1. Дайте определение производственной вибрации:

 

2. Классификация вибрации:

а) по этиологии:

 

 

б) по способу воздействия на человека:

 

 

в) по характеру спектра:

 

 

г) в зависимости от частотного состава:

 

 

д) по временным характеристикам:

 

 

3. Свойственный вибрации эффект резонанса – это …

 

 

4. Перечислите ведущие симптомы вибрационной болезни: …

 

 

5. Заполнить таблицу:

 

Вибрационная болезнь, вызванная локальной вибрацией:
I стадия  
II стадия  
III стадия  
IV стадия  

 

6. В чём заключается специфическое значение комплекса витаминов С и В1, при профилактике вибрационной болезни:

Витамин С - ….

 

 

Витамин В 1- ….

 

 

7. При воздействии общей вибрации отмечаются следующие нарушения:

·

7. Меры профилактики неблагоприятного воздействия вибрации на организм: …………….

 

Ультразвук

 

1. Ультразвук – это ……

 

 

2. Механическое действие ультразвука:

 

3. Использование ультразвука:

низкочастотный высокочастотный

- -

- -

- -

4. Действие ультразвука на организм:

 

 

5. Медико-профилактические мероприятия:

 

Инфразвук

 

1. Дайте определение инфразвука …..

 

 

2. Особенности инфразвука:

а)

б)

в)

г)

 

3. Действие на организм …..

 

 

4. Меры профилактики….

 

5. Единственная радикальная мера борьбы с инфразвуком ….

 

6. Решить ситуационную задачу:

Аппаратчик на протяжении всего рабочего дня подвергается воздействию шума 70-76 дБ при частоте 800-1200 Гц.

1. Оценить результаты измерения шума.

2. Какую патологию способен вызвать шум у аппаратчика?

7. Ответить на вопросы тестового задания:

Производственные источники вибрации:

а) бурильные молотки;

б) клепальные пневматические молотки;

в) платформы для виброуплотнения бетона;

г) конвейер;

д) автотранспорт.

 

8. Составить 3 разнохарактерных вопроса тестового задания с эталонами ответов, аналогичных вышеприведенному.

 

 

Студент должен уметь:

1) оценить уровень физического развития;

2) оценить уровень нервно-психического развития;

3) дать комплексную оценку физического развития и состояния здоровья детей и подростков с учётом влияющих факторов.

 

II. Литература:

  1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева. - М., 2000. - Гл. 12, с. 433-458.
  2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 7, с. 424-488.
  3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». М., 2006. - Гл. 5, с. 309-413.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

I. Вопросы:

 

  1. Какими методами изучают физическое развитие детей и подростков?

 

 

  1. Индивидуализирующий метод – это ……

 

 

  1. Генерализирующий метод – это ……

 

 

  1. Основные правила антропометрических измерений:

1)…….

2)…….

3)……

4)……

 

  1. При изучении физического развития используют …… показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки; форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к ……. показателям; жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук – это ………. показатели.

 

 

  1. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления в переднезаднем направлении - ……., так и боковые - ………………

 



 

Заполнить таблицу:

 

Три степени искривления позвоночника
  I степень  
  II степень    
  III степень  

 

 

  1. Перечислите патологические формы грудной клетки: ……

 

  1. Дописать:

а) при нормальной форме ног ноги соприкасаются в области коленных суставов;

б) при О-образной – ……

в) при Х-образной – ……

 

 

  1. Формы стопы:

– если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа …….;


- 50-60% - стопа …….;

- свыше 60% - стопа ……...

 

10. Методы оценки физического развития детей и подростков:

1) ……

2) ……

3) ……

4) ……

 

 

11. Заполнить таблицу:

 

Группы здоровья детей и подростков    
1 группа  
2 группа  
3 группа  
4 группа  
5 группа  

Приложение №1

Воздух

Состав атмосферного воздуха: азот – 78%; кислород – 20,95%; углекислый газ – 0,03 – 0,04 %,инертные газы – до 1 %

Состав оптической части солнечного спектра:

- инфракрасные лучи – 40-45 %

- видимые лучи – 40%

- УФ лучи –1%

Среднесуточная концентрация пыли в атмосферном воздухе – не более 0,15 мг/м³

Наиболее благоприятная подвижность атмосферного воздуха в летнее время - 1 –5м/с

Давление воздуха при температуре 0ºС на уровне моря и широте 45º равно 760 мм. рт. ст.

Температура воздуха в жилом помещении:

- для умеренного климата – 20-22ºС

- для холодного климата – 20-23ºС

- в жарких широтах – 23-25ºС

Допустимый перепад температуры воздуха по горизонтали от стен с оконными проемами до противоположных стен – не более 2ºС

Перепад температуры по горизонтали и вертикали на каждый метр не более 1,5-2ºС

Разница между температурой комнатного воздуха и температурой внутренней поверхности наружной стены- не более 2-3ºС

Относительная влажность воздуха в помещении - 40 –60% (допустимая 30-70%)

Скорость движения воздуха в помещении 0,1- 0,25м/с

Охлаждающая способность воздуха по «сухому кататермометру» - 5,5 –7мкал/см²

В состоянии покоя и теплового комфорта теплопотери составляют за счет

- конвекции –15,3%

- излучения – 55,65

- испарения – 29,1%

Предельно допустимая концентрация углекислого газа в помещении – не более 0,1%

 

Требования к качеству питьевой воды

Железо – не более 0,3 мг/л

Нитриты – не более 45,0 мг/л

Сульфаты - не более 500 мг/л

Хлориды – не более 350 мг/л

Фториды – не более 1,5- 0,7 мг/л в зависимости от климатических районов

 

V. По содержанию вредных химических веществ после обработки в системе водоснабжения

Гигиена населенных мест

Плотность застройки – не более 25% (при 4-5 этажной застройке, уменьшается с ростом этажности зданий)

Площадь озеленения – не менее 40 %

Величина разрывов между фасадами зданий – не менее 2,5 высот, между торцами – не менее 1 высоты

Уровень шума в жилых помещениях:

- в ночное время – 30 дБА

- в дневное – 35 дБА

- на территории, прилегающей к застройке – 45 дБА.

 

Гигиена лечебных учреждений

Наиболее рациональная прямоугольная конфигурация больничного участка с соотношением сторон 1:2 или 2:3

Процент застройки больничного участка – не более 15% при децентрализованной системе и не более 7-8% - при централизованной.

Процент озеленения – не менее 60% площади участка

Площадь в палатах на 2 койки и более:

- на соматического больного – не менее 7м²

- на инфекционного больного – не менее 7,5м²

- для ребенка – не менее 6м²

Площадь однокоечной палаты – 9м²

Однокоечные палаты со шлюзом – 12м²

Высота палат – не менее 3м

Кубатура на одну койку – не менее 20м²

Однокоечные палаты со шлюзом – 12м²

Уровень шума ночью не более 30, днем не более 40 дБА

В каждой палатной секции для взрослых – 60% палат на 4 койки и 20% - одно- и двухкоечных палат. Отношение площади палат к вспомогательным помещениям 1:1

Стоматологические поликлиники (для стомат. факультета)

Кабинеты терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии должны иметь площадь 14м2 на 1 кресло, на каждое дополнительное кресло площадь увеличивается на 7 м2

На каждое кресло с универсальной установкой – на 10 м2

Световой коэффициент в кабинетах должен составлять 1/4-1/5

 

Военная гигиена

Радиационная гигиена

ПДД облучения 1 гр. критических органов:

- для проф. работников – 5 бэр/год

- для отдельных лиц из населения – 0,5 бэр/год

Единица активности – беккерель, кюри (определение)

Единица дозы поглощенной – грей, рад (определение)

Единицы дозы экспозиционной – кулон/кг, рентген (определение)

Единица дозы эквивалентной – зиверт, бэр (определение).

 

Профессиональная гигиена

Допустимые уровни шума в зависимости от характера производства – в пределах 50- 90 дБА

Содержание пыли в воздухе производственных помещений:

- нетоксической – не более 10 мг/м³;

- с соединением SiO2 более 70% - не более 1 мг/м3;

- с соединением SiO2 менее 70% - не более 1 мг/м3.

 


Приложение № 2

ПОЛИКЛИНИКИ

1. Название поликлиники, год строительства, количество обслуживаемого населения, характер поликлиники (государственная, частная, изолированная или входящая в состав ЛПУ, встроенное в жилое здание)

2. Адрес

3. Расположение (в черте города или за его пределами)

4. Окружение (жилой квартал, зеленый массив, промышленные предприятия,
магистрали) роза ветров, имеется ли санитарно - защитная зона

5. Характеристика земельного участка поликлиники (возвышенная, низменная, характер почвы, застроенность, площадь зеленных насаждений, число выездов, имеются ли на участке поликлиники еще какие-либо здания и объекты)

6. Тип здания поликлиники, этажность его, число выходов из здания, имеется ли
детское отделение его расположение (как оно изолированно)

7. Регистратура размещение, площадь, отделка

8. Терапевтическое отделение- количество кабинетов, размеры (площадь, глубина,
высота), ориентация окон, количество стоматологических установок и их
размещение. Соответствует ли площадь кабинета количеству установок?
Внутренняя отделка, микроклимат отделения (освещение, вентиляция,
отопление), санитарно-эпидемиологический режим (режим уборки, кварцевания,
обработка инструментария)

9. Хирургическое отделение- количество кабинетов, на сколько мест рассчитан
хирургический кабинет из каких помещений состоит, его размеры, ориентация
окон, внутренняя отделка, микроклимат отделения (освещение, вентиляция,
отопление), санитарно-эпидемиологический режим.

10. Ортопедическое отделение и зуботехническая лаборатория- количество
кабинетов, на сколько рабочих мест врачей рассчитано отделение ортопедической
стоматологии, на сколько рабочих мест рассчитана зуботехническая лаборатория,
взаимное расположение кабинета и зубоврачебной лаборатории, площадь
кабинета, (достаточность площади), каков набор помещений зуботехнической
лаборатории площадь зубоврачебной лаборатории и литейной (достаточность
площади), внутренняя отделка помещений, микроклимат отделения (освещение,
вентиляция, отопление), санитарно-эпидемиологический режим (режим уборки,
кварцевания, обработка инструментария)

11. Детское отделение- количество кабинетов, на сколько рабочих мест врачей
рассчитано отделение, площадь кабинета, (достаточность площади),
ортодонтический кабинет (достаточность площади), внутренняя отделка
помещений, микроклимат отделения (освещение, вентиляция, отопление),
санитарно-эпидемиологический режим (режим уборки, кварцевания, обработка
инструментария)

12. Профессиональные вредности их характер в различных отделениях поликлиники,
оценка удобства рабочего места (оценка эргономичности рабочей позы),
использование индивидуальных средств защиты, продолжительность рабочего
дня, место и продолжительность перерывов в течение работы

13. Заключение

14. Рекомендации

 

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра общей гигиены

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по общей гигиене

Владикавказ - 2010


Тема: «Методы изучения физиологических сдвигов и энергетических затрат организма при работе и их гигиеническая оценка»

I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

  1. Усвоить закономерности влияния трудового процесса на состояние и работоспособность человека для разработки мероприятий по оптимизации условий труда, совершенствовании режима труда и отдыха, облегчающих труд и повышающих работоспособность человека.
  2. Овладеть методами изучения функциональных сдвигов в организме при работе.
  3. Научиться умению оценивать полученные результаты при разных формах трудовой деятельности.

 

Студент должен знать:

  1. Основное понятие физиологии труда
  2. Основные задачи и цели данного раздела
  3. Основные функциональные изменения в различных органах и системах организма при работе
  4. Методы исследования функциональных изменений в организме при работе

 

Студент должен уметь:

 

  1. Провести оценку функциональных сдвигов в организме при работе.
  2. Оценить полученные результаты при различных видах трудовой деятельности.
  3. Предложить мероприятия направленные на снижение утомления и профилактику переутомления.

 

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда». - М., 1988. - Гл.1, с. 5-25; гл.2, с. 25-70.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.2, с. 17-51.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл. 8, с. 462-464; 483-494.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с. 311-314.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,1999. - Раздел 4, с. 194-198.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

I. Вопросы:

  1. Какие основные параметры характеризуют различные формы труда?

 

 

  1. На какие классы подразделяются условия труда?

 

  1. Перечислить производственные вредности, встречающиеся на производстве.

 

  1. Различают три вида мышечной работы:

а) динамическую положительную;

б) динамическую отрицательную;

в) …….

 

 

  1. Количество кислорода в минуту, необходимое для полного окисления продуктов распада, называется ……..

 

 

  1. При какой работе мышца работает почти в анаэробных условиях (феномен Лингарда)?

 

 

  1. Функциональные изменения отдельных органов и систем при работе:

Изменения крови:

·

·

·

 

Изменения сердечнососудистой деятельности:

·

·

·

 

Изменения дыхательной деятельности:

·

·

·

  1. Утомление – это …….

 

  1. Усталость – это ……

 

  1. Переутомление – это ……

 

 

  1. Шесть фаз работоспособности:

после начала работы: после перерыва:

1. 4.

2. 5.

3. 6.

 

 

  1. Перечислите основные меры повышения работоспособности и предупреждения переутомления……

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.238 с.)