Родительный падеж имен существительных без предлога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительный падеж имен существительных без предлога



Задание. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос: чьи это вещи?

Халат, мама, панама, мальчик, очки, папа, шляпа, дедушка, косынка, бабушка, бант, девочка.

Образец ответа: Халат мамы.

Игры

«Чего нет?»

У логопеда на столе разные игрушки. Логопед предлагает детям три-четыре игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.

Дети закрывают глаза, логопед убирает сначала одну, затем две, три игрушки.

Образец ответа: Нет куклы. Нет мишки.

«Кого нет?»

I вариант. Водящий ребенок закрывает глаза. Кто-то из детей прячется. Водящий должен узнать, кого нет.

Образец ответа: Нет Лены.

II вариант. Даются картинки, изображающие членов семьи.

Дети закрывают глаза или отворачиваются. Логопед убирает одну картинку.

Образец ответа: Нет тети.

«Желание»

Оборудование. Картинки, изображающие стакан молока, стакан чая, стакан компота.

Логопед начинает фразу. Дети заканчивают ее.

— Я выпью стакан (воды).

Далее дети самостоятельно выражают свои желания аналогичной фразой, опираясь на предметные картинки.

«Угадай по листику дерево»

Оборудование. Коллекция листьев от знакомых детям деревьев.

Логопед показывает лист и спрашивает, какому дереву лист принадлежит.

Образец ответа: Это лист березы.

«Верни хозяину вещь»

У детей берутся мелкие предметы (бантик, карандаш, расческа, игрушка и т. д.). Логопед демонстрирует поочередно вещи детей и спрашивает: «Чей это карандаш?»

Образец ответа: Карандаш Вовы.

Задания.

1. Прослушать отрывок из стихотворения «Топтыгин и лиса» К. Чуковского.

Логопед. Нужен ли медведю другой хвост?

Далее логопед коротко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост, и его сразу поймали охотники.

2. Рассмотреть картинки. Назвать, чьи это хвосты.

Образец ответа: Хвост собаки. Хвост лошади.

Творительный падеж имен существительных без предлога Задания.

1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос.

а) По опорным предметным картинкам.

Пилят (чем?) (пила). Шьют (чем?) (игла). Расчесываются (чем?) (расческа).

б) Без картинок.

Мы слушаем (чем?). Мы смотрим (чем?).

2. Закончить предложения.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие веник, тряпку, воду, скатерть, мальчика и девочку.

Логопед называет начало фразы. Дети заканчивают предложение.

Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?). Маша стерла пыль (чем?). Саша помыл посуду (чем)?. Мама была довольна (кем?).

3. Дополнить предложения, отвечая на вопросы.

Оборудование. Предметные картинки.

а) По картинкам. Повторить предложение целиком.

Мама шьет (что?, кому?). Папа рисует (что?, кому?). Бабушка вяжет (что?, кому?).

б) Без картинок.

Повар мешает (что?, чем?). Зина режет (что?, чем?). Маляр красит (что?, чем?). Мама машет (кому?, чем?).

Конспекты занятий. Тема «Предложение».

Цель. Учить детей составлению простого распространенного предложения. Закрепление форм винительного и творительного падежей.

Оборудование. Стихотворение «У меня друзей немало» и иллюстрации к нему.

Ход занятия.

1. Чтение стихотворения логопедом.

У меня друзей немало, Света светит. Соня спит.

Я их всех нарисовала. Тоня тонет....

Маша машет. Паша пашет. Но не дам ей утонуть.

Коля колет. Поля полет. Я спасу подружку Тоню,

Валя валит. Катя катит. Нарисую что-нибудь.

2. Чтение стихотворения по строчкам. Попутно рассматриваются
соответствующие картинки. Дети дополняют предложения.

Маша машет (чем?) (платком). Паша пашет (что?) (поле).

3. Самостоятельное составление предложений по тем же картинкам. (Если дети затрудняются, логопед может назвать только имя.

Дети называют действие и заканчивают предложения.)

Занятие 2.

Тема. «Предложение».

Цель. Упражнять детей в составлении распространенного Предложения по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка.

Ход занятия.

Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы:

Кто нарисован на картинке? (Девочка и мальчик.) Как мы их назовем? (ДевочкуЛена, мальчикаКоля.) Составим предложение про Лену и Колю. (Лена дает Коле шары.) Как вы думаете, кто Лена Коле? (Сестра.) А Коля Лене? (Брат.)

А теперь, когда мы знаем, что Коля и Лена — брат и сестра, как можно по-другому составить предложение? (Сестра Лена дает шары брату Коле.)

Кто из детей младше: сестра или брат? (Брат младше сестры.)

Каким другим словом можно заменить слово брат, если брат маленький? (Братик.)

Как теперь можно составить наше предложение? (Сестра Лена дает шары братику Коле.)

Задание. Рассмотреть картинки. Составить предложения к каждой картинке. Исправить, что не так.

Предлоги с существительными

Тема. «Предлог».

Цель. Понимание значения предлога на. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.

Оборудование. Кубики, картинки, изображающие стул, мальчика на стуле, куклу.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Задание. Логопед вызывает одного ребенка и дает ему задание:

— Положи кубик на стол. (Ребенок выполнил задание.) Куда ты положил кубик? (На стол.) Положи кубик... стул. (Ребенок не выполнил задание.)

«Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, потому что я пропустила маленькое, но очень важное слово», — говорит логопед и обращается ко всем детям: — Догадайтесь, какое я потеряла слово.

Затем даются инструкции другому ребенку.

3. Ответы на вопросы.

Логопед сажает куклу на стул и предлагает детям ответить на вопросы, выделяя голосом предлог на.

— Где сидит кукла? (Кукла сидит на стуле.)

Логопед роняет куклу.

— Куда упала кукла? (Кукла упала на пол.) Где лежит кукла? (Кукла лежит на полу.)

— Где лежит книга? (Книга лежит на столе.)

4. Составление предложений по действию.

Логопед дает поочередно задание каждому ребенку, например:

— Лена, сядь на стул. Обращаясь к детям, спрашивает:

— Что сделала Лена? (Лена села на стул.) Где сидит Лена? (Лена сидит на стуле.)

Игра «Кто на чем поедет?»

Дети отвечают на вопрос, опираясь на предметные картинки, изображающие транспорт (поезд, машину, самолет, теплоход). Голосом выделяют предлог на.

Образец ответа: Я поеду на машине.

Задание 1. Закончить предложение и повторить его целиком. Логопед начинает предложение. Дети заканчивают.

Ромашки растут на.... Орехи растут на.... Грибы растут на.... Яблоки растут на....

Задание 2. Рассмотреть картинки, ответить на вопросы: кто на кого смотрит? Кто на кого обиделся?

Задание 3. Составить предложения по картинкам.

Логопед подбирает картинки типа: Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Мальчик лежит на песке. Птица сидит на суку. Бабушка лежит на диване.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.013 с.)