Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии



“Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души”, - наставлял древнегреческий философ Эпикур (IV-IIIв.в. до н.э.)

Имея в виду философию, древнеримский мыслитель Сенека (I век н.э.) советовал своему другу: "Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов".

Выдающийся ученый XVII века Р.Декарт считал, что только философия "отличает нас от дикарей и варваров" и каждый народ "тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют".

"Философия есть... эпоха, постигнутая в мысли", - утверждал Г. Гегель (ХIХ век).

По мнению русского философа XIX века В.С.Соловьева "философия, осуществляя... человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу... Она делает человека вполне человеком".

"Я стал философом, - писал русский мыслитель XX века Н.Бердяев,- чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни"... Философия всегда была прорывом из бессмысленного... принуждающего и насилующего нас... мира к миру смысла".

"Философ - диагност своего времени", - считал немецкий философ ХХ века Юрген Хабермас.

Вопросы для самоконтроля

1) На каком этапе человеческой истории возникла философия?

2) В чем заключается сходство философии, религии и мифологии? Чем они различаются?

3) Какие особенности философии позволяют считать ее фундаментальной наукой? В каком смысле философия "больше чем наука"?

4) Каким потребностям человеческого духа отвечает философия? В каких аспектах она необходима студенту Вуза?

5) Укажите основные функции философии в обществе? Какие еще функции, на ваш взгляд, она может выполнять?

6) Почему разрозненное развитие философии и конкретных наук не может быть продуктивным? Как они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга?

7) В чем состоит специфика нынешнего этапа взаимодействия философии и конкретных наук?

8) Назовите основные проблемы философии, определите ее предмет.

9) В чем состоит коренной вопрос философии? Какие особенности этого вопроса позволяют считать его коренным?

10) Какие качества существующего диалектико-материалистического мировоззрения продолжают сохранять свое непреходящее значение, а какие требуют корректировки?

11) Как вы понимаете мысль русского философа XIX века П.Я. Чаадаева: "Мир не сочувствует ничему глубокому. Он отвращает взор от великих убеждений, глубокая идея его утомляет". Отрицает ли эта мысль значимость философии?

12) "Все науки полезнее философии, но прекраснее ее нет ни одной",- считал выдающийся мыслитель античной эпохи Аристотель. Можно ли согласиться с его мнением, что философия менее полезна, чем другие науки? Обоснуйте ответ.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Философия наряду с религией и мифологией — форма мировоззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоззрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.

В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обращенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

Предмет изучения философии:

• онтология (учение о бытие);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество;

• иные вопросы.

Методы философии:

• диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

• метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины;

догматизм — вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;

• эклектика — произвольное сложение разрозненных фактов;

• софистика — выведение с помощью логических трюков ложных посылок, которые обосновываются как истинные;

герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов;

• иные методы.

Одновременно и направлениями, и методами философии являются:

• материализм — действительность воспринимается как первичная субстанция;

• идеализм — материя производна от идеи, ее силы;

• эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

• рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Основной вопрос философии — отношение бытия к сознанию и сознания к бытию — что первично, материя или сознание?

Две основные линии философии - материализм (линия Демокрита) - материя первична, идеализм (линия Платона) - сознание, идея первичны.

Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) — материя и сознание первичны одновременно и существуют как параллельные состояния мира.

Основные направления китайской философии:

даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо (Лао Цзы — Старый Учитель);

• конфуцианство — философия поведения в обществе — сдержанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);

• легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской философии:

• ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);

буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

Основные древнегреческие (античные) философы и философские школы:

• Милетская школа ("физики") — изучали сущность космоса и

окружающего мира — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

• софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой, красноречием;

• пифагорейцы — пытались объяснить окружающий мир через математику и числа (Пифагор);

• атомисты — пытались изучить суть материи - Демокрит;

• Сократическая школа — вели философско-просветительскую деятельность — Сократ, Платон, Аристотель.

Киники — философы, находившие смысл бытия в отрешении от окружающего мира, пренебрежении его ценностями — Диоген — "Без общины, без дома, без отечества";

Стоики — находили опору в самосовершенствовании и развитии духовного мира (Сенека, Марк Аврелий).

Крупнейшие теологические философы:

• Августин Блаженный — заложил основы католицизма, обосновал всемогущество Бога и Церкви;

• Фома Аквинский — доказывал существование Бога (пять доказательств), первородность идеи перед материей.

Проблема эссенции и экзистенции — все первично было сущностью (эссенцией, идеей, "планом Бога"), впоследствии эссенция (сущность) находит выражение в экзистенции (существовании, воплощении в действительность), творец — Бог, который творит как сам, так и с помощью человека.

Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религиозных оков, научное знание, радости мирского существования.

Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон в основе бытия лежит опыт, опыт движет развитием, для накопления опыта создана Вселенная и жизнь.

Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант -- "Критика чистого разума" — окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание достигается путем работы разума, априорное существует свыше — то, что познается чувствами и не может быть доказано, "вещь в себе" — глубинная внутренняя сущность вещей и явлений не будет полностью познана никогда. Гегель высшая реальность — абсолютный дух.

Позитивизм — стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в геометрической прогрессии), чем возможности Земли его прокормить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма — Джон Дьюи философские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма — изучает проблемы существования человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в окружающем социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).

оптимизм пессимиз
В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.   В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.016 с.)