Соотношение философии, религии и мифологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение философии, религии и мифологии



Вопрос о соотношении этих трех сфер духовной жизни общества имеет принципиальное значение. Дело в том, что данные сферы обнаруживают единство в своей направленности, решают во многом сходные задачи. И мифология, и религия, и философия различными способами и в различных формах осмысляют сходные вопросы: о сущности бытия, о природе и происхождении мира, о смысле человеческой жизни и смерти, об идеалах и ценностях, которым должен следовать человек и т.п. Поэтому важно понимать в чем заключается их единство, а в чем - коренные различия.

Мифология (от греч. mifos - сказание, предание) является древнейшей формой духовной жизни общества. Мифы - это фантастические, художественно - образные сказания о сотворении мира, о делах и подвигах богов и героев, об испытаниях на жизненном пути человека, о наиболее важных явлениях природы и отношениях людей в обществе. Примерами мифов являются древневавилонский эпос о герое Гильгамеше, древнегреческие мифы о Геракле и его подвигах, о "золотом веке", о титане Прометее, похитившем у богов огонь и давшего его людям, а также научившим их искусствам, ремеслам, знаниям, умениям счета и письма и др. Многие мифы древних народов связывались в художественные повествования, примерами которых являются древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна", карело-финский "Калевала" и др. легенды, баллады, сказки, предания. Мифы соединяли в себе зачатки знания, религиозных, магических и культовых представлений, элементы искусства. Они формировали представление о мире, выполняли важные воспитательные функции, утверждая в сознании людей принятые нормы и ценности, обеспечивали целостность духовной жизни общества и связь поколений.

Отличительными особенностями мифологии являются:

* художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека;

* иррационально-фантастический характер, широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве;

* антропоморфизм, т.е. перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил;

* слитность, нерасчлененность миропонимания;

* по своей сути мифология была продуктом народного творчества, обобщала опыт народной жизни.

Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм миропонимания - религии и философии.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного Абсолюта (Бога), который признается верховным, священным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина, в которой раскрываются присущие данной религии представления о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация, учреждения, священнослужители, ведущие работу с верующими) и культ (система религиозных ритуалов, обрядов, таинств). В современном мире существует множество религиозных направлений. К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм. Наряду с ними существует множество национальных религиозных направлений: индуизм, синтоизм, иудаизм и др. Главенствующую роль в религиозном сознании занимает формирование особой религиозной духовности, ядром, которой являются этические ценности, идеалы образа жизни и образа мысли, представления о путях богопознания и спасения. Например, в центре христианской духовности находятся идеи любви к Богу и человека к человеку, справедливости, милосердия, сострадания, терпимости, совести долга, заповеди праведной жизни и др. Религиозное сознание, формируясь исторически, впитало в себя многие мифы. Для него в той или иной степени характерны все отмеченные выше черты мифологии. Вместе с тем, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств:

* жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом. Поэтому, тексты (книги), содержащие вероучение (Библия, Коран, Тора и др.) считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь;

* главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности играют в лучшем случае подчиненное значение. Апофеозом превосходства веры над разумом в религиозном сознании является известная формула одного из апологетов (защитников) христианства в эпоху его возникновения Квинта Тертуллиана: "верую, потому, что абсурдно".

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем". Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем". В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.5

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

* рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

* свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.007 с.)