Развитие русской культуры в XVII-XVIII вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие русской культуры в XVII-XVIII вв



Новым явление в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщением. Оно выражалось в распространении научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе. Одним их проявлений обмирщения культуры было усиление внимания к человеческой личности. Это нашло отражение в общественно-политической мысли и литературе. Общественно-политическая мысль пыталась осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. Сюжетная историч. повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными бытовыми и сатирическими повестями неизвестных авторов: «Повесть о Горе-Злосчастии». В XVII в. наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор слал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, госуд. аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с др. странами в России происходило накопление географический знаний. Обмирщение в архитектуре выражалось, прежде всего, в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Во второй половине XVII в. было положено начало 2-м светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оживленные связи России с Западом во 2-й половине 17 в. способствовали появлению в Москве придворного театра. Первым драматическим представлением на его сцене была русская комедия «Баба-Яга Костяная Нога». Развитие культуры 17 в. отразило процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждении «мирских» светских начал в дух. культуре.

17 век характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье. Широкое распространение получают учебные пособия популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева. Появляются средние школы, где изучаются иностранные языки и другие предметы. В 1687 году открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Произведения общественной мысли начала века создаются под впечатлением Смутного времени, бурные события которого в них рассматриваются с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство. В середине и второй половине 17 века появляются сочинения Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанина, в которых обосновывается самодержавный образ правления, доказывается, что только единоличная власть способна навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. Популярность приобретает бытовая повесть, посвященная темам, волнующим читателей: столкновение младшего и старшего поколений, нравственный выбор героев, их личные переживания («Повесть о горе-злосчастии», «Повесть о Савве- Грудцыне»). Основные персоны – купцы и небогатые дворяне, люди авантюрного склада, легко отвергающие нравственные устои прошлого. Социальные конфликты породили еще один жанр – демократическую сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике», судопроизводство «Повесть о Ерше Ершовиче»). Отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Церкви середины 17 века богатым декоративным украшением фасадов (ярославские церкви).

24.Внутрення политика Александра I. Преобразования М.М.Сперанского.

В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое положение в стране. В своей реформаторской деятельности он опирался на так называемый Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский). Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г. появились новые центральные органы управления – министерства., которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой, образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией. В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора – опять-таки бюрократического – за соблюдением законности. Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, но не вносили в государственный строй ничего нового. В сфере социально-экономической Александр предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей на выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникает новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Но помещиков такая возможность не заинтересовала – указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий. После Тильзитского мира царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808-1809 гг. М.Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал «План государственного преобразования», по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления – своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума – высший законодательный орган страны. План Сперанского, предусмотревший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет – прообраз верхней палаты Думы. Несмотря на то, что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку. Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком. Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя – Аракчеева, волевого, беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни. Наиболее яркими приметами стали погромы молодых русских университетов, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения – попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединить в одном лице солдата и земледельца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.004 с.)