Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления и этапы развития социальной экологии.

Поиск

Особенности становления и этапы развития социальной экологии.

Теория и практика социальной экологии предвосхищена трудами: Аристотеля, Платона, Геродота, Гиппократа, Эмпедокла.

Экология - наука, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимодействие между собой и влияние среды на них.

Социальная экология возникла в первую очередь под влия­нием биоэкологии. Появление новых понятий в экологии (био­ценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера) обусловили необхо­димость учитывать данные не только естественных, но и обще­ственных наук. Угрозы экологической стабильности возникают как результат сложного взаимоотношения трех систем: природ­ной, технической и социальной. Эту сложность взаимоотноше­ний необходимо учитывать при определении предмета социаль­ной экологии.

Впервые определение социальной экологии дал Мак-Кензи (1935). Под социальной экологией он подразумевал экологию животных и экологию растений. Однако с развитием социальной экологии ее определение и понимание ее места в системе наук постепенно усложнялись и обогащались, что способствовало по­ниманию специфики этой научной дисциплины.

Социальная экология появляется, прежде всего, как идея социально-философская, а затем научная.

Социальная экология опирается на знания, выработанные человечеством, как в области естествознания, так и в области социальных наук.

Социальная экология предлагает в качестве конечного результата социоприродное знание, не имеющее аналогов в про­шлом, что позволяет ей считаться интегративной отраслью на­учного знания.

Источником социальной экологии в естественнонаучном плане являются: биологическая и глобальная экология, конст­руктивная география, а также целый ряд философских идей,
связанных с пониманием сущности человека и общества, их статуса в эволюции мироздания, историческом процессе.

Теоретические основы социальной экологии. Совершенствование научных взглядов на предметную область социальной экологии.

Объект – система «общество – природа» или взаимодействие общества с природой.

Важнейшие функции: природоохранная, описательная, теоретическая, прогностическая, мировоззренческая.

Экорегресса – ведут к гибели биосферы и человека. Экоразвития – предотвращают эту гибель, обеспечивая устойчивое развитие социоэкосистем.

Взгляды на предмет социальной экологии:

Р. Мак-Кензи. СЭ – наука о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды

Д.Ж. Маркович. СЭ – частная социологическая теория, предметом изучения которой, являются специфические связи между человеком и средой его обитания.

Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. СЭ – часть экологии человека, изучающая связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания.

Э.В. Гирусов: СЭ должна изучать законы общества и природы (под таковыми им понимаются законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности).

В.Р. Бганба. Предмет изучения СЭ – выявление закономерностей развития системы «общество-природа», ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий ее устойчивого развития.

Теоретическое и общеметодологическое основание для раз­вития социальной экологии создает философия. В рамках фи­лософии и других сфер гуманитарного знания идет становление экологического мировоззрения, необходимого для гармониза­ции отношений в системе «общество — природа».

Законы социальной экологии.

Экорегресса – ведут к гибели биосферы и человека. Экоразвития – предотвращают эту гибель, обеспечивая устойчивое развитие социоэкосистем.

«ЗАКОНЫ» КОММОНЕРА: 1) Все связано со всем; 2)Все должно куда-то деваться 3) Природа «знает» лучше; 4)Ничто не дается даром.

Первый закон экологии Коммонера обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе и близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия: изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные перемены, при этом сама система сохраняет общую сумму вещественно-энергетических качеств. Заяц ест траву, рысь – зайца, но и заяц, и рысь преследуют одну цель – обеспечить свой организм веществом и, главное, энергией. Энергия в разных формах связывает все организмы на Земле друг с другом и со средой обитания. Почти вся энергия, за счёт которой существует всё живое на Земле, поступает на Землю в виде солнечного излучения. У разных групп организмов свои источники энергии и вещества. Всё это – незаменимые ресурсы. Словом, в природе всё ВЗАИМОСВЯЗАНО.

Второй закон Коммонера также близок к выше рассмотренному, а также закону развития природной системы за счет окружающей ее среды, особенно первому его следствию. Сейчас в промышленной экологии разработано правило так называемого жизненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, общество должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшем, где закончится его существование и что придётся делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и «останки» одного промышленного производства стали сырьём для другого. Нередко проще приобрести новую машину, чем придумать, как избавиться от старой.

Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Он призывает к предельной осторожности. Иллюстрацией третьего закона может служить то, что один лишь математический расчет параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела. Природа пока «знает» лучше нас. Даже техника, созданная людьми не всегда подчиняется человеку. Природные же системы «сконструированы» по правилам, «цели» и «законы» которых не совпадают с нашими. Лес, поле, степь – всё это сложные системы, живущие по своим собственным законам, и отменить, их человеку не дано. ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВЫ. Надо находить способы хозяйствования и производства энергии, не нарушающие природные связи.

Четвертый закон вновь касается тех проблем, которые обобщает закон внутреннего динамического равновесия и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Коммонер так разъясняет свой четвертый закон «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен».

Еще до определения законов социальной экологии обычно называют общие законы системы «человек-природа» и только после этого подходят к формулированию законов социальной экологии, которые по отношению к «общим» законам имеют характер частных. Так поступает Реймерс, который на основании частных законов Коммонера, Тюрго, Мальтуса указывает на законы системы «человек-природа»:

1.Правило ускорения исторического развития: чем стремительнее под воздействием антропогенных причин изменяются среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, экономическом и техническом развитии общества.

2.Правило демографического насыщения (отражение правила максимального воспроизводства): в глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека.

3.Закон незаменимости биосферы (В.И.Вернадский, Д.П.Марш, Э.Реклю): "Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Поэтому сокращение естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству."

4.Закон необратимости взаимодействия человек-биосфера: возобновимые природные ресурсы делаются невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, значительной переэксплуатации, доходящей до поголовного уничтожения или крайнего истощения, а поэтому - превышения возможностей их восстановления.

5.Правило исторического роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем действовало до недавнего прошлого, - практически, до перехода сельскохозяйственного производства на индустриальные технологии. "Омоложение" достигло своего предела, энергозатраты возросли в 5-50 раз.

6.Закон убывающей отдачи А.Тюрго-Т.Мальтуса: повышение удельного вложения в агроэкосистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продуктивности.

7.Принцип естественности, или правило старого автомобиля: со временем эколого-социально-экономическая эффективность технических устройств, обеспечивающих "жесткое" управление природными системами и процессами, снижается, а экономические (материальные, трудовые, денежные) расходы на их поддержание возрастают.

8.Правило меры преобразования природных экосистем: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания и обычно ограниченные заметным изменением природных систем трех сопряженных уровней иерархии.

Закон максимума биогенной энергии (закон В.И. Вернадского—Э.С. Бауэра): Любая биологическая и «бионесовершенная» система с биотой, которая находится в состоянии «стойкого неравновесия» (динамично подвижного равновесия с окружающей средой), увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду.

5.Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний и экологическими дисциплинами.

Взаимодействуя с другими науками, социальная экология обладает собственным предметом, решает ей присущие задачи:

— анализирует природную среду, как сложную, дифферен­цированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии;

— рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу
человечества, связывая окружающую среду и деятельность чело­
века в единую систему «природа — общество»;

— раскрывает воздействие человека на природные экосисте­мы;

— ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы;

вносит существенный вклад в процесс интеграции совре­менного научного знания.

Таким образом, «социальная экология формируется как ком­плексная наука, исследующая взаимоотношения общества и природной среды, с целью формирования в зависимости от кон­кретных обстоятельств оптимальной природообразующей стратегии общества». Социальная экология изучает сложные и много­значные отношения в системе «обществочеловектехни­каприродная среда», открывает общие законы взаимодействия и пути оптимизации и гармонизации отношений в системе «обще­ствоприрода».

Социальная экология существенно изменяет научное мыш­ление, вырабатывая новые теоретические подходы, методологи­ческие ориентации у представителей различных наук, способст­вуя формированию нового экологического мышления.

Отношение социальной экологии к другим экологическим дисциплинам требует, прежде всего, выявления их взаимной корреляции. Для этого необходимо выявить содержание ряда экодисциплин. Биологическая экология изучает условия сущест­вования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают; она включает экологию особей и экологию популяции с теорией эволюции и популяционной генетикой. Глобальная экология исследует влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздейст­вий; в нее входят экология экосистем, биогеография, климато­логия, математическая экология, геоэкология. Биогеография изу­чает закономерности распространения и распределения по зем­ному шару сообществ живых организмов и их компонентов — видов, родов. Общая экология изучает наиболее общие закономерности взаи­моотношений организмов и их сообществ со средой; обычно об­щая экология рассматривается как синоним экологии биологи­ческой или экологии классической; включает экологию особей (популяционная экология), экологию сообществ, учения об эко­системах (синэкология), и о биосфере (глобальная экология). Прикладная экология — раздел экологии, занимающейся разра­боткой допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм ис­пользования природных ресурсов, методов управления экоси­стемами, основ «экологизации» различных отраслей хозяйства,

моделированием экосистем или экосистемных процессов и т.д. Радиационная экология изучает влияние радиоактивных веществ (нуклидов) на организмы, распределение и миграцию нуклидов в экосистемах (популяциях, биоценотической среде, особенно в почве, биоценозах); разделяется на радиоэкологию наземных, пресноводных и морских экосистем. Экологический мониторинг — система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с оценкой прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека; объектами мониторинга являются при­родные, антропогенные или природно-антропогенные экосисте­мы. Мониторинг позволяет прогнозировать возможный ущерб лесным и полевым растениям от вредителей и болезней, а также сроки нанесения этого ущерба. Экономическая экологи я разрабатывает экономические механизмы рационального природополь­зования, оценку ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение. Экологическая токсикология изучает физические и химические свойства ядов, механизмы их действия на живые организмы, признаки отравлений, изыскива­ет средства их профилактики и лечения, а также формы полез­ного использования токсического действия ядов как средства влияния и воздействия на окружающую среду. Экологическая эпидемиология изучает закономерности возникновения и распро­странения инфекционных болезней в человеческом обществе и разрабатывающая меры борьбы с ними.

№7. Методологические основы социальной экологии.

Каждая наука в своих исследованиях пользуется как общими так и специальными методами научных изысканий.

Метод (от греч. слова «прослеживание», «путь исследова­ния») — способ построения и обоснования знания. В науке ме­тод — это способ достижения новых результатов, научных ис­тин.

Основные элементы научного метода: предварительное знание о предмете исследования; средства, используемые для познания предмета; процедуры получения нового знания.

Философско-методологические принципы:

1) принцип целостного всестороннего исследования взаимоотношения между обществом и природой.

2) принцип конкретного исторического анализа

Социальная экология —молодая наука, ее ме­тод еще полностью не сформирован, поэтому она должна ис­пользовать методы естественных и общественных наук. Метод социальной экологии определяется объективными закономерно­стями, составляющими суть предмета ее исследования. Чтобы научное исследование было комплексным, необходимо свобод­ное функционирование нескольких методов исследования. Это позволяет социальной экологии выработать общий подход, ос­мыслить ряд теоретических проблем: системное понимание мира; экологический кризис; кризис человеческого бытия в со­временном мире; индустриализм, ориентированный на прибыль как причина экологического кризиса; преодоление экологиче­ского кризиса — предпосылка цивилизационного развития; гло­бальность экологических проблем; всеобщая ответственность за их решение.

В методологическом аппарате социальной экологии выделя­ют три основные группы методов: информационные, математи­ческие, нормативно-технологические.

В качестве математических рассматриваются методы, кото­рые, опираясь на результаты информационных исследований, строятпрогностические модели взаимоотношений человека и окружающей среды. Нормативно-технологические методы предназначены как для технологической основы антропологической деятельности, так и для разработки новых принципов отношений человеческого сообщества к природному окружению.

№8. Естественные системы. Характеристика основных естественных систем.

Весь окружающий нас мир можно представить как совокуп­ность естественных и социальных систем.

Среди естественных систем можно выявить: органические системы (внутри них поддерживается существующее состояние материй, информации и отношение структур как определенное равновесие); системы циркуляции (в них проходят процессы ис­чезновения и обновления отдельных частей системы или целых систем, являющихся частями основных систем); «логические сис­темы» (имеют внутреннюю природу движения); стабильные и от­крытые системы (могут ассимилировать негативные последствия, вытекающие из их внутренних отношений или отношений меж­ду отдельными системами, они автономно могут восстанавли­ваться); взаимозаменяемые и взаимозависимые; иерархически орга­низованные (существуют в горизонтальной организации парал­лельного сосуществования как ряд механич. систем). При исследовании систем выявляют основные элементы и взаимосвязи между ними.

К естественным системам относятся: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, растения, животные и микроорганизмы.

Атмосфера — воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею как единое целое. Дав­ление и плотность воздуха в атмосфере Земли с высотой убыва­ют. В зависимости от распределения температуры, атмосферу Земли подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. Человек с атмосферой связан двояко: во-первых, она содержит кислород, без которого человек не может жить; во-вторых, атмосфера защищает человека от опасных космиче­ских лучей и ультрафиолетовой радиации.

Теперь рассмотрим гидросферу. Это водная масса на земном шаре и в атмосфере. В нее постоянно попадают, и из нее неред­ко исчезают разные твердые, жидкие и газообразные вещества, каждое из которых по-своему влияет на равновесное состояние системы. Водная масса постоянно движется. Такое движение называется гидрологическим циклом, представляющий собой со­вокупность процессов. Они регулируют количество воды на Земле в данном пространстве и времени, так как вода в своем количестве постоянна и воспроизводима. Гидрологический цикл действует, как мощный гигантский насос, перемещающий огромные массы воды, но человек ис­пользует лишь незначительную часть всей водной массы. Вода — обновляемый ресурс. Однако снабжение питьевой во­дой ограничено не только ее количеством, но и способом рас­пределения.

При изучении литосферы нас, в первую очередь, интересует почва, то есть та часть литосферы, на которой живут люди. Поч­ва — это часть природной среды, в которой человек организовал в физико-пространственном смысле свое существование. По сути, литосфера содержит необходимые минералы, получаемые живыми сущест­вами из воды и растений. Весьма важную роль в производстве органиче­ской материи играют растения, являясь существенным момен­том энергетического процесса. Они превращают солнечную энергию (при наличии воды и углекислого газа) в химиче­скую, необходимую для всех живых существ. Фактически рас­тения играют важную роль в обмене веществ, то есть в цикли­ческом движении элементов, необходимых для жизни.

Несколько слов о животных и микроорганизмах. Животных можно смело назвать потребителями энергии и минерального сырья, содержащегося в растениях. При переносе энергии от животных (которые питаются растениями) к растениям теряется 90% энергии, и лишь 10% используется с пользой.

Микроорганизмы — мельчайшие живые организмы (некото­рые биологи причисляют их к животным), выполняющие важ­ную функцию в круговороте материи. Они расщепляют органи­ческую материю на ее составные части и освобождают при этом кислород, азот, фосфор, серу и другие элементы для нового син­теза. Однако они не участвуют в обмене органической материей, поступающей естественным путем.

Итак, к живой природе относятся: растения, животные, микроорганизмы, а к неживой природной среде относятся: ат­мосфера, гидросфера и литосфера. Для тех отношений, кото­рые складываются между живой и неживой природой в кон­кретном пространстве, принято употреблять понятие — «эко­система».

Экосистема — основная функциональная единица в эколо­гии, так как охватывает собой организмы и живую природу, влияющие на свойства друг друга и необходимые для поддер­жания жизни на Земле (понятие экосистемы ввел английский фитоценолог А. Тенсли в 1935 г., с тех пор оно является ос­новным).

Функция экосистем — специфическое соединение форм жиз­ни, входящих в экосистему, и природной среды.

№9. Природные ресурсы биосферы. Классификация природных ресурсов. Роль природных ресурсов в обеспечении жизнедеятельности человека.

Экосистема — основная функциональная единица в эколо­гии, так как охватывает собой организмы и живую природу, влияющие на свойства друг друга и необходимые для поддер­жания жизни на Земле.

Функция экосистем — специфическое соединение форм жиз­ни, входящих в экосистему, и природной среды.

Единство всех экосистем живой и неживой природы представляет единое целое (гигантскую экосистему), называемую биосферой.

Биосфера — это поверхностная оболочка вокруг Земли, где существует (вместе с человеком) весь живой мир. Она как единство живых организмов и Земли представляет собой систе­му, потребляющую солнечную энергию, преобразующую ее в химическую с помощью фотосинтеза и распределяющую ее та­ким образом, что обеспечивается функциональная структура биосферы.

К природным ресурсам относятся солнечный свет, вода, воз­дух, почва, растения, животные, полезные ископаемые и все ос­тальное, что не создано человеком, но без чего он не может су­ществовать ни как живое существо, ни как производитель. Они используются в качестве:

непосредственных предметов потребления (питьевая вода, кислород воздуха, дикорастущие съедобные и лекарственные растения, рыба и др.);

средств труда, с помощью которых осуществляется обще­ственное производство (земля, водные пути);

источников энергии (гидроэнергия, запасы горючих иско­паемых, энергия ветра и др.).

Природные ресурсы классифицируются в соответствии со следующими признаками:

по их использованию — на производственные (сельскохо­зяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреа­ционные), эстетические, научные и др.;

по принадлежности к тем или иным компонентам приро­ды — на земельные, водные, минеральные, животного и расти­тельного мира и др.;

по заменимости — на заменимые (топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветро­вой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);

по исчерпаемости — на исчерпаемые(земельные, лесныеи водные, минеральные, фаунистические) и неисчерпаемые (солнечные, климатические, энергетические, геотермические).

Исчерпаемые делятся на: Возобновляемые (лесные, фаунистические); относительно возобновляемые (атмосферный воздух, озоновый слой); невозобновляемые (минеральные)

№10. Социальные системы. Характеристика основных элементов социальной среды человека.

Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Социальные системы своими свойствами отличаются от естественных систем. Они созданы челове­ком в соответствии с определенными потребностями и целями; их структура, организация в ходе истории меняется; социальные системы состоят из особой социальной формы материи (а не из организмов, как естественные системы); эти закрытые системы (не принимают посторонние элементы, если для них не преду­смотрено определенное место в системе), частичные (не могут существовать как самодостаточные, а живут за счет окружающих их систем), функциональные (созданы для реализации ка­кой-либо функции).

Наиболее значимые элементы социальной среды человека:

- общественные отношения; - трудовая сфера; - поселения (среда проживания)

Особенности становления и этапы развития социальной экологии.

Теория и практика социальной экологии предвосхищена трудами: Аристотеля, Платона, Геродота, Гиппократа, Эмпедокла.

Экология - наука, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимодействие между собой и влияние среды на них.

Социальная экология возникла в первую очередь под влия­нием биоэкологии. Появление новых понятий в экологии (био­ценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера) обусловили необхо­димость учитывать данные не только естественных, но и обще­ственных наук. Угрозы экологической стабильности возникают как результат сложного взаимоотношения трех систем: природ­ной, технической и социальной. Эту сложность взаимоотноше­ний необходимо учитывать при определении предмета социаль­ной экологии.

Впервые определение социальной экологии дал Мак-Кензи (1935). Под социальной экологией он подразумевал экологию животных и экологию растений. Однако с развитием социальной экологии ее определение и понимание ее места в системе наук постепенно усложнялись и обогащались, что способствовало по­ниманию специфики этой научной дисциплины.

Социальная экология появляется, прежде всего, как идея социально-философская, а затем научная.

Социальная экология опирается на знания, выработанные человечеством, как в области естествознания, так и в области социальных наук.

Социальная экология предлагает в качестве конечного результата социоприродное знание, не имеющее аналогов в про­шлом, что позволяет ей считаться интегративной отраслью на­учного знания.

Источником социальной экологии в естественнонаучном плане являются: биологическая и глобальная экология, конст­руктивная география, а также целый ряд философских идей,
связанных с пониманием сущности человека и общества, их статуса в эволюции мироздания, историческом процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.141.236 (0.013 с.)