Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Второй этап преобразований властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 года и завершился избранием Президента в июле 1994 года. Он вошел в историю страны как период борьбы за власть и за выбор типа власти. Это был определяющий этап в решении задачи выбора идеологии белорусской государственности. В плане трансформации системы власти и управления данный этап начался с того, что большинство депутатов Верховного Совета Беларуси, деморализованное после «путча», стало принимать решения под давлением сравнительно немногочисленной оппозиции. Так было принято решение о приостановке деятельности компартии Беларуси и конфискации ее имущества. Это коренным образом изменило не только политическую ситуацию, но и повлекло разрушение прежней системы государственного управления, в результате чего была нарушена управляемость как по вертикали, так и по горизонтали. Российский философ Э.Ю.Соловьев в 1992 года констатировал, что государственно-административных последствий запрета деятельности КПСС никто не предвидел. «В стране, где все управленческие структуры приводились в движение не материальным интересом и даже не чиновным честолюбием, а страхом перед партийным взысканием, дискредитация, обессиление, а затем запрет правящей партии должны были привести к полной деструкции власти. Сегодня все выглядит так, словно из политического тела выдернули нервную систему. Есть головной мозг, есть спинной мозг, есть живот и конечности, а никакие сигналы (ни указы сверху, ни слезные жалобы снизу) никуда не поступают»[7]. В этих условиях особую актуальность приобрела проблема выбора формы правления и устройства государственной власти. Как известно, наиболее остро в то время дискутировался один вопрос: формировать в республике парламентскую или президентскую форму правления? Следует отметить, что тогда в Беларуси было немало сторонников парламентской формы правления. И со второй половины 1991 года в нашей стране реально начала складываться парламентская форма правления. Действительно, то время характеризуется полновластием Верховного Совета Беларуси. Глава государства – Председатель Верховного Совета – был избран высшим законодательным органом страны. Правительство также было подотчетно Верховному Совету. И тогда казалось, что это наиболее оптимальный вариант для Беларуси. Из мировой практики известно, что парламентская форма правления имеет свои преимущества. Основное преимущество данной формы правления состояло в том, что в результате всенародных выборов в Верховный Совет (парламент) граждане одновременно решали вопрос о качественном составе и направлениях деятельности и парламента, и правительства. При парламентской форме правления создаются реальные предпосылки для деятельности «различных парламентских коалиций, влияющих на персональный состав и направленность деятельности исполнительной власти. Такой путь формирования правительства, обусловливающий его подотчетность парламенту, является более демократичным, хотя определенным образом и ограничивает независимость исполнительной власти»[8]. Но возможен ли был переход к парламентской форме правления в то время? Известный белорусский политолог В.А.Мельник однозначно утверждает, что «несмотря на несомненные достоинства и внешнюю привлекательность парламентской республики прямое перенесение ее механизмов в общество, еще не ставшее гражданским, еще не имеющее устоявшихся традиций партийной жизни и еще находящееся в состоянии затяжного системного кризиса, могло завершиться лишь его полной дезорганизацией»[9]. Нерешительность главы государства, его боязнь взять ответственность на себя, которые прикрывались ссылками на отсутствие полномочий, привели к тому, что сначала в скрытой форме, а затем и в открытой, началось противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти и, прежде всего, их лидеров. В этой ситуации при поддержке группы депутатов Верховного Совета реальная власть стала концентрироваться в исполнительных органах во главе с Советом Министров РБ. К этому вынуждала и ухудшающаяся к тому времени социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Кроме того, к этому времени по примеру России президентская форма правления стала повсеместно внедряться на постсоветском пространстве. Не случайно, поэтому Верховный Совет РБ дважды в 1993 года высказался за введение поста президента в Беларуси. Следует также отметить, что сложившееся в стране к 1993 году «двоевластие», повлекшее за собой снижение властного начала в обществе, вызывало массовое недовольство людей. Социологические исследования свидетельствуют, что в 1990 году острой критике в средствах массовой информации и на митингах подвергались высшие эшелоны власти и, прежде всего, партийное руководство. И, тем не менее, за доверие Верховному Совет · у власти в Беларуси сегодня бывшая партийно-государственная номенклатура; · оппозиция БНФ в Верховном Совете, социал-демократы, буржуазия и т.п.; · часть респондентов отметила, что не знает, кто сегодня у власти (не знаю; неизвестно кто; не знаю и знать не хочу; никто; непонятно кто; трудно сказать, так как четких программ у нынешней власти нет; не знаю, не слышал, но кажется БНФ); · многие ответы указывали на слабость властных структур того времени (анархия, хаос, очень слабая власть, безвластие, никакой власти, безответственные люди и т.п.); · недовольство социальной политикой выразилось в таких ответах: у власти те, кому безразличны интересы людей, живущих от зарплаты до зарплаты; настоящей, деятельной, заботящейся о народе власти нет; бестолковые люди, которые заботятся только о себе; демократы, которые довели республику до нищеты и т.п.; · недоверие и неуважение к властным структурам отражается в следующих ответах: обманщики и хапуги, кучка карьеристов, борцы за портфели, перевертыши и т.п. Эти и подобные оценки гражданами высших эшелонов руководителей государственного управления свидетельствовали о все большей потере властными структурами доверия народа. Исчерпывающую характеристику этому периоду и обоснование необходимости введения президентской формы правления в Беларуси дал известный белорусский юрист В.Г.Тихиня. «Общество сегодня больно. Мы близки к правовому беспределу. Как ржавчина разъедает металл, так неуважение к закону разрушает общество. Получается парадоксальная ситуация: есть в обилии законы, но нет надлежащей законности. Если проанализировать анатомию правового беспредела, то я бы отметил следующее. Прежде всего, кризис экономики и падение морали. Далее – слабая исполнительная власть. В этой связи введение поста Президента – средство и, на мой взгляд, довольно эффективное, усиления этой власти. По крайней мере, попытка»[10]. Разные социальные группы населения неоднозначно отнеслись к предложению политиков и ученых о введении президентской формы правления в Беларуси. На вопрос анкеты: «поддерживаете ли Вы введение президентской формы правления в Беларуси?» положительно высказалось в 1992 году 44,2% граждан республики. Отрицательно ответили на этот вопрос 21,1% респондентов и 28,1% затруднились ответить. При этом более активно поддержали данную форму правления 69,2% предпринимателей и кооператоров, 57,1% студентов, 48,2% ИТР и служащих. Более подробный анализ общественного мнения показал, что свои надежды на улучшение социально-экономической и политической обстановки в республике люди связывали не с собственно президентской формой правления, а именно с конкретной личностью на этом высоком посту. Так, на вопрос: «считаете ли Вы, что с избранием президента Беларуси обстановка в республике улучшится?» положительно ответили только 3,6% опрошенных. Большинство же (62%) указали, что смотря кто будет президентом. В том, что большинство населения ориентировалось на личность президента, видимо, сказывался опыт прошлого: традиция особого отношения к харизматическим лидерам (каким в Беларуси был П.М.Машеров), преувеличенные представления о возможностях государственного деятеля и недооценка системных факторов. Такая психология может сыграть и положительную роль, когда требуется мобилизация сил и ресурсов, сплочение людей, и отрицательную – при импульсивном переходе завышенных ожиданий (в силу самого факта их завышения) к заражающему всех разочарованию. Все это требовало от кандидатов в президенты продуманной тактики в области массовой психологии. Необходимо было считаться и с тем, что каждый четвертый респондент (23,2%) не связывал с президентством никаких надежд на улучшение, а еще 11,2% не смогли ответить на этот вопрос, что ближе к отрицательному результату, чем к положительному. По-разному воспринимали президентскую форму правления и лидеры партий и движений Беларуси. На вопрос интервью: «как, на Ваш взгляд, изменится экономическая и политическая ситуация в республике с избранием президента Беларуси?» лидеры практически всех партий также отмечали, что все будет зависеть от личности президента. При этом лидеры ДСПС считали, что с избранием президента рано или поздно возникнет конфронтация и встанет вопрос о ликвидации президентства. Лидеры БНФ также отмечали, что «усё залежыць ад таго, хто стане прэзiдэнтам Беларусi. Функцыя прэзiдэнта быць гарантам сацыяльна-палiтычнай стабільнасці, правоў асобы, незалежнасцi краiны. Але Беларусь перажывае пераломны час, калi пракамунiстычны прэзiдэнт можа стаць тормазам, а дэмакратычны – лакаматывам неабходных палiтычных и эканамiчных рэформаў. Ва ўсякiм выпадку абранне прэзiдэнта – падзея вызначальная для краiны на блiжэйшыя гады». Руководители НДБ считали, что «в Республике Беларусь вообще нежелательно президентство. Кандидат от левых сил принесет стабильность и улучшение экономической ситуации в республике. Правый президент столкнется с противостоянием, так как 70% населения его не поддержит». Лидеры ПНС отмечали, что на начальной стадии будет неразбериха. «Позднее – через 2–3 года – наступит «зыбкое равновесие». Общественно-политическая жизнь страны, сложившаяся исторически, непригодна для института президентства. Более того, институт президентства – отмирающее общественное звено. Кроме торможения в социально-экономическом развитии ничего не принесет». Руководители БХДС отмечали, что с избранием президента «кардинального улучшения ситуации как экономической, так и политической, ожидать не приходится. В экономическом отношении радикально изменить положение к лучшему в пределах нынешних конституционных полномочий не сможет даже самый демократический президент, так как такое улучшение возможно только при полной смене руководящих прокоммунистических структур и персоналий, чтобы вернуть доверие к нему народа. Таким образом, уже к 1992 году в общественном мнении в республике наметилась тенденция к положительному восприятию президентской формы правления. Логическим завершением процесса обсуждения и выбора формы правления в Беларуси стал переход к президентской республике. Новая Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 года, законодательно оформила и ввела президентскую форму правления. Впервые в Основном Законе было сформулировано положение о трех ветвях власти и разделении их полномочий, что радикально изменило всю систему властных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.008 с.) |