Тема I. Теория и методология идеологических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Теория и методология идеологических процессов



Основы идеологии

белорусского государства

 

 

Курс лекций

Часть I

2-е издание, стереотипное

Минск


УДК 321 (476)

ББК 66

О75

Серия основана в 2001 году

 

Авторcкий коллектив:

доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.),

доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие;
гл.1,15; приложение; общ.ред.),

доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С. (гл. 2),

доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В. (гл. 13),

доктор политических наук, профессор Бущик В.В. (гл.3 §1, 2, 3),

доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е. (гл. 18),

доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б. (гл. 17),

доктор социологических наук, профессор Котляров И.В. (гл. 11),

доктор философских наук Криштапович Л.Е. (гл. 4),

доктор философских наук, профессор Адуло Т.И. (гл. 6 §1, 2, 3, 4),

доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С. (гл. 16),

доктор экономических наук, профессор Козик Л.П. (гл. 3, §4; гл. 8),

доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А. (гл. 5),

кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М. (гл. 20),

кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А. (гл. 12),

кандидат политических наук Паречина С.Г. (гл.10),

кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А. (гл. 15),

кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И. (гл. 7),

кандидат философских наук, доцент Гречнева Е.Ф. (гл. 19),

кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П. (гл. 9),

кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В. (гл. 4),

кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В. (гл. 1),

кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б. (гл. 14),

кандидат юридических наук Петрик И.Л. (гл. 6 §5)

Вартанова Л.В. (гл. 13).

 

Научные рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка;

профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

О75 Основы идеологии белорусского государства [Текст]: курс лекций. Ч.1/ под общ.ред.
С.Н. Князева, С.В. Решетникова.– Изд. 2-е., стер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.– 338с. – Библиогр.:с.337-338. – 100 экз. – ISBN 985-457-417-2 (ч.I)

 

 

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

 

УДК 321 (476)

ББК 66

ISBN 985-457-417-2 (ч.I) ã Авторский коллектив, 2004
ISBN 985-457-416-4 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ТЕМА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 14

Лекция 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 14

Предыстория возникновения термина «идеология» 14

Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей 21

Власть идеологии. Функции политической идеологии 27

Идеология государства – специфический тип
идеологии 31

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты 34

Контрольные вопросы 39

Литература 39

Лекция 2. Истоки идеологии белорусской государственности 40

Формирование иделогии белорусской государственности 40

Перспективы развития идеологии белорусской государственности 54

Контрольные вопросы 60

Литература 61

Лекция 3. Становление идеологии белорусского государства 65

Распад советской государственности 65

Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период 72

Укрепление белорусской государственности 79

На пути к союзному государству 90

Контрольные вопросы 100

Литература 101

Лекция 4.Современные идеологические концепции и доктрины 103

Определение идеологии 103

Основные типы идеологии 107

Контрольные вопросы 132

Литература 132

Лекция 5. Конституция Республики Беларусь –
правовая основа идеологии белорусского
государства 133

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь 133

Понятие и сущность конституции 133

Юридические, политические и идеологические
свойства конституции 135

Понятие и характерные черты конституционного
строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь 141

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 141

Понятие и политико-правовое значение
суверенитета 144

Суверенитет государства, народа, нации.
Их взаимосвязь 144

Декларация о государственном суверенитете
Республики Беларусь. Иные акты, направленные на закрепление государственной самостоятельности 150

Характеристика основ конституционного строя 156

Человек, его права и свободы как высшая ценность 156

Демократическое государство 158

Правовое государство 160

Социальное государство 163

Светское государство 167

Экономические основы конституционного строя 168

Конституционные основы деятельности
политических партий и общественных объединений 171

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями 172

Контрольные вопросы 177

Литература 178

ТЕМА 2 ДИНАМИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ 179

Лекция 6. Политическая культура и идеологические процессы 179

Политическая культура как сфера духовной
культуры 180

Проблемы формирования политической культуры 187

Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси 193

Идеологические процессы в Беларуси и их
особенности 202

Историко-культурное наследие – источник
созидания народа Беларуси 214

Контрольные вопросы 232

Литература 233

Лекция 7. Средства массовой информации в идеологических процессах 234

Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития 235

Идеологическая функция средств массовой информации 245

Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь 256

Контрольные вопросы 271

Литература 272

Лекция 8. Профсоюзные организации в
идеологических процессах 274

Политико-правовые основы деятельности
профсоюзов 276

Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов
в переходный период 281

Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе 284

Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь 287

Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода 290

Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе 294

Социальное партнерство 301

Контрольные вопросы 306

Литература 306

Лекция 9. Идеология избирательных кампаний 308

Понятие и функции выборов в политической системе общества 309

Виды избирательных систем 313

Стадии избирательного процесса 326

Контрольные вопросы 340

Литература 341


ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие «идеология» неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, «подпитка» центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

Когда наступают знаковые периоды в жизни общества
(к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

На этапе избирательных баталий термин «идеология» можно отождествить с таким многовекторным понятием, как «пропаганда» или «агитация», включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи «гражданин – государство», которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь «власть, органы управления – человек».

У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов «государственность», «идеология», «национальная идея», так как их нельзя навязать «сверху», искусственным путем, а следует «собирать» по крупицам.

Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов курса, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

Структура курса имеет системный характер, она включает
4 крупных темы, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой «процессуальный уровень» принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел «Динамика идеологических процессов» включена и тема о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

В этой же теме – лекция об идеологии избирательных кампаний. Такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: «Государственные институты и идеологические процессы». Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: «Государственная политика в идеологической сфере». Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят слушателями, народом, гражданами. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.


Курс разработан:

1. Князевым С.Н., доктором юридических наук, профессором (общ. ред.);

2. Решетниковым С.В., доктором политических наук, профессором (общ. ред.,предисловие, лекции 1,15);

3. Старовойтовой Л.В., кандидатом философских наук, доцентом (лекция 1);

4. Сташкевичем Н.С., доктором исторических наук, профессором (лекция 2);

5. Бущиком В.В., доктором политических наук, профессором (лекция 3);

6. Криштаповичем Л.Е., доктором философских наук (лекция 4);

7. Матусевичем Е.В. кандидатом философских наук, доцентом (лекция 4);

8. Василевичем Г.А доктором юридических наук, профессором (лекция 5);

9. Адуло Т.И., доктором философских наук, (глава 6 §1,2,3,4);

10. Петрик И.Л., кандидатом юридических наук (глава 6 §5);

11. Дмитриевым Е.И., кандидатом социологических наук, доцентом (глава 7);

12. Козиком Л.П., доктором экономических наук, профессором (глава 3 §4, глава 8);

13. Денисюк Н.П., кандидатом философских наук, доцентом (глава 9);

14. Паречиной С.Г., кандидатом политических наук (глава 10);

15. Котляровым И.В., доктором социологических наук, профессором (глава 11);

16. Соколовским А.А., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 12);

17. Шинкаревым В.В., доктором исторических наук, профессором (глава 13);

18. Вартановой Л.В. (глава 13);

19. Антоновой Н.Б., кандидатом экономических наук, доцентом (глава 14);

20. Антанович Н.А., кандидатом политических наук, доцентом (глава 15);

21. Яскевич Я.С., доктором философских наук, профессором (глава 16);

22. Чещевиком А.Б., доктором биологических наук, профессором (глава 17);

23. Земляковым Л.Е., доктором политических наук, профессором (глава 18, приложение);

24. Гречневой Е.Ф., кандидатом философских наук, доцентом (глава 19);

25. Мацелем В.М., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 20).


Идеология; сущность идеологии; марксистский подход к идеологии; политическая идеология; концепция К.Мангейма; цель идеологии; генезис идеологии; политическое сознание; уровни понимания политики; современные политические идеологии; политические программы; политические доктрины; уровни функционирования идеологических систем; идеологическая политическая культура; функции политической идеологии; идеология государства; структура идеологии; сущность идеологии белорусского государства; национальная идея.

Предыстория возникновения
термина «идеология»

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию,


с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».

На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.

С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К.Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марксистскому пониманию идеологии.

Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания, чтобы разобраться в том «поразительном факт, что один и тот же мир может представляться различным разным наблюдателям». Именно совместная коллективная деятельность людей способствует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникающими на этой основе интересами, они склонны различным образом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления, создает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывается, и решение которой она пытается найти.

В работе «Идеология и утопия» Маннгейм рассматривает идеологию как разновидность «апологетического сознания», которое, будучи «трансцендентным» по своей природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Маннгейм считал, что идеология консервативна. В этом ее главное отличие от утопии. Утопия же является трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в действие и стремится взорвать существующий порядок вещей. Утопия стремится воплотиться в реальность. Противопоставление идеологии и утопии с методологической позиции оказалось не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невозможности заранее предвидеть, какую идею следует рассматривать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую – в качестве чистой идеологии господствующих классов.

Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идеологии как социального явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А.Грамши и далекий от марксизма теоретик Д.Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т.Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К.Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

У.Матц, исследуя феномен политической идеологии и идеологической политики, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентаций. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.

Идеология отличается от религии и философии. Философия и религия, формируя мировоззрение, формируют и миропонимание, и мироощущение, и мироотношение. Понятие «идеология» является более узким, так как идеология фиксирует только то, что четко выходит на социальные отношения и противоречия, а также на социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики и определяет выбор социально-значимых целей, социальные действия и индивидуальное поведение.

Идеология – это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей, которые выражают и защищают определенные социально-классовые интересы. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Идеологии подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Даже самый добросовестный исследователь, который стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так как для человека характерно ценностное отношение к миру, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается особенно сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.

Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических деятелей. Содержанием политических идеологий является область ценностных суждений, имеющих силу веры. В содержание идеологии входят идеи, идеалы, ценности, которые оформляются концептуально.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.

Политическая идеология не просто выражает в систематизированной форме социально-классовые интересы, но и призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.

Литература

1) О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

2) Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

3) Зиновьев А. Запад. Кризис западнизма. – М., 1995.

4) Сирота Н. Современные политические идеологии. – СПб., 1995.

5) Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.

6) Май А.В. Модели господствующей идеологии. – Иерусалим, 1997.

7) Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1–2.


 

Национальная государственность; восточнославянские племенные союзы; древнерусская народность; Великое княжество Литовское; этническое самосознание белорусов; Речь Посполитая; религиозно-национальная борьба; белорусское общественно-политическое движение; национально-демократическое течение; западноруссизм; Белорусская народная республика; Белорусская Советская Социалистическая Республика; Литовско-Белорусская ССР; второе провозглашение БССР; Союз Советских Социалистических Республик; Декларация о государственном суверенитете; право на самоопределение; концептуальные подходы к дальнейшему развитию белорусской государственности; социально ориентированное государство.

Литература

1) Астаповский В.Е., Божанов В.А., Малиновский В.И. История белорусской государственности: Учебное пособие.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

2) Андреев И.Л., Никитенко П.Г. Россия и Беларусь: Аспекты современной геополитики. -Мн., 2002.

3) Бабосов Е. Цивилизационный выбор Беларуси //Бел.думка. 2001. № 3.

4) Беларусь на мяжы тысячагоддзяў. -Мн.: БелЭН, 2000.

5) Гісторыя Беларусi ў кантэксце еўрапейскай цывілізацьі: Дапаможнік/ У.Я.Казлякоў, С.В.Марозава, У.А.Сосна і інш.;Пад рэд. Л.В.Лойкі. Мн.: РІВШ БДУ, 2003.

6) Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца ХУШ ст.: Курс лекцый/ І.П.Крэнь, І.І.Коўкель, С.В.Марозава, С.Я.Сяльверстава, І.Федараў. -Мн.: РІВШ БДУ, 2000.

7) Гісторыя Беларусі.: У 2 ч. Ч. 2. ХІХ-ХХ стагоддзі: Курс лекцый/ П.І.Брыгадзін, У.Ф.Ладысеў, П.У.Зялінскі і інш. -Мн.: РІВШ БДУ, 2003.

8) Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік у двух частках/ Пад рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. 2-е выданне, перапрац. і дап. - Мн: Універсітэцкае, 2000.

9) Дзмітрачкоў П.Ф. Беларусь у складзе Вялікага княства Літоўскага. Другая палова ХУ1 – першая палова ХУІІ стст.: Вуч.дап. -Магілеу: МДУ імя А.А. Куляшова, 2003.

10) Доўнар-Запольскі М.В. Асновы дзяржаўнасці Белару-
сі. -Мн.: ВПП Дзяржэканомплан Рэспублікі Беларусь, 1994.

11) Довнар-Запольский М.В. История Беларуси.-Мн.: Беларусь, 2003.

12) 3агарульскі Э.М. Заходняя Русь 1Х-ХШ стст.-Мн., 1998.

13) Ігнатоускі В.М. Кароткі нарыс гісторьі Беларусі. -Мн.: Беларусь, 1991.

14) Марцуль Г.С., Сташкевіч М.С. Гісторыя Беларусі: Насельніцтва. Фарміраванне і вызначэнне этнічных і дзяржаўна-адміністратыўных межаў. Беларускае замежжа: Вуч.дапамож-
нік. -Мн.: РІВШ БДУ,1997.

15) К единому государству: о создании российско-белорусского союзного государства/ Под ред. Г.В.Осипова и С.Н.Бабурина). -М.: РАДОН-ПРЕСС, 2001.

16) Круталевич В.А. История Беларуси: становление национальной государственности. -Мн.: ИООО «Права и экономика», 1999.

17) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с из-
менениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. -Мн., 1997.

18) Лукашенко А.Г. За сильную и процветающую Беларусь: Доклад на втором Всебелорусском народном собрании //Советская Беларусь. 2001 22 мая.

19) Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете, Минск, 14 марта 2003 г. -Мн.: БГУ, 2003.

20) Мельник В.А. Республика Беларусь: Власть, политика, идеология. 2-е изд., испр. и доп. -Мн.: Тесей, 2000.

21) Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. -Мн.: Тесей, 2002.

22) Мельник В.А. Белорусская идея и национальная государственность. -Мн.: БАПН.

23) Майхровiч А. Які ен, шлях Беларусью да дэмакратычнай дзяржавы? -Мн., 1996.

24) Майхровіч А.С. Нацыянальныя духоўныя традыцьі і беларуская ідэя //Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе ХХ стагоддзя. -Мн., 1998.

25) Мясникович М. За идеологию, выражающую правду жизни, защищающую интересы народа //Бел.думка. 2000. c 5.

26) Пашута В.Т. Флория Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и судьбы дальневосточного славянст-
ва. -М.: Наука, 1982.

27) Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии: новая концепция. -Мн.: Университетское, 1991.

28) Решетников С.В. Распад СССР и национально-государственная политика Республики Беларусь //Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе XX стагоддзя. -Мн., 1998.

29) Сташкевич Н.С. Исторические аспекты белорусской государственной идеологии //Кулешовские чтения. Материалы научно-практической конференции: Тезисы докладов. -Могилев, МГУ им. А.А.Кулешова, 2001.

30) Сташкевич Н.С. К вопросу формирования государственной идеологии в Беларуси //Славянский мир и славянские культуры в Европе и мире: место и значимость в развитии цивилизаций и культур (история, уроки, опыт, современность). Материалы международной научно-теоретической конференции. Часть 2,. 31 октября – 1 ноября
2002 г. УО «Витебский государственный университет
им. П.М.Машерова. /Ред. кол.: В.А. Космач (гл.ред.), Г.Н.Яковлева, А.В.Русецкий и др. -Витебск, издательство ВГУ
им. П.М.Машерова, 2003.

31) Сташкевич Н.С. Революция 1917 года и два пути национально- государственного строительства в Белоруссии //Россия в ХХ веке: Реформы и революция: В 2-х т. Т. 1/ Под общ.ред. Г.Н.Севостьянова; Сост. С.М.Исханов. -М.: Наука, 2002.

32) Сташкевич Н., Козляков В. Исторический путь белорусского народа //Бел.думка. 2003. а 3, е 4.

33) Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.11 с.)