Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды источников гражданского права. Система гражданского законодательства

Поиск

Исторически к основным источникам гражданского права относят нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент.

Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. «Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение»[3]. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в совокупности образуют систему гражданского законодательства.

Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Согласно ст.3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

· законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

· распоряжения Президента Республики Беларусь;

· постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

· акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

· акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства республики[4].

Определяя формальные границы гражданского законодательства, следует также иметь в виду что, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 1998 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров»[5] и ГК (ст.6), частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

Таким образом, в состав гражданского законодательства включены три группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.

В системе гражданско-правовых нормативных актов объективно главенствующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.)[6] Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь, действует Конституция.

Положения Конституции Республики Беларусь развиваются и детализируются в иных актах гражданского законодательства перечисленных в ст.3 ГК.

Вопрос об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст.137 Конституции Республики Беларусь, ст.3 ГК и ст.10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов. На второй ступени иерархической лестницы расположен Гражданский кодекс, который имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Третью ступень занимают иные кодексы, содержащие нормы гражданского права (напр., Кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс о земле и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Четвертую позицию занимают гражданско-правовые законы.

Положение декретов и указов Президента Республики Беларусь в иерархии нормативных правовых актов зависит от вида декрета и указа. Если декрет или указ Президента Республики Беларусь издан в соответствии с полномочиями, предоставленными ему на их издание законом (ч.1, 2 ст.101 Конституции Республики Беларусь), декрет и указ должны соответствовать Гражданскому кодексу или другому закону. В случае коллизии ГК или другой закон будут иметь верховенство над декретом или указом.

Если же полномочия на издания декрета или указа не были представлены законом и они приняты в соответствии с требованиями ст.85 и ч.3 ст.101 Конституции Республики Беларусь верховенство над Гражданским кодексом и законом будут иметь декрет или указ. В данном случае, при наличии расхождения декрета или указа с кодексом или другим законом, должны применяться декрет или указ «как акты более высокой юридической силы по отношению к Кодексу или другому закону независимо от даты вступления в силу указа или декрета – до вступления в силу Кодекса или после»[7].

Подзаконное положение занимают постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, иные акты законодательства.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Нижнюю ступень в иерархии актов гражданского законодательства занимают акты местных органов управления и самоуправления.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт – Гражданский кодекс Республики Беларусь (принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г., подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г., введен в действие с 1 июля 1999 г. (ст.1136 ГК), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Так, глава 4 «Юридические лица» вступила в силу со дня официального опубликования, то есть с 5 марта 1999 г.).

Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, регулируются кодифицированными актами: Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999 г.[8], Кодексом о браке и семье от 9 июня 1999 г.[9], Кодексом о земле от 4 января 1999 г.[10], Воздушным кодексом от 11 января 1999 г.[11], Кодексом торгового мореплавания от 15 ноября 1999 г.[12], Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001г.[13], Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.2000[14] и т.д. Так, Кодекс о земле помимо прочих регулирует отношения, возникающие при осуществлении права частной собственности на землю, при наследовании земли, совершении сделок с землей и т.д. Отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются Жилищном кодексом Республики Беларусь (ст.642 ГК). Вместе с тем ГК содержит ряд норм, регулирующих семейные, земельные, трудовые отношения. Так, ст.ст.32-34 ГК содержат правила об опеке и попечительстве над детьми. В статьях главы 17 ГК регулируются отношения о вещных правах на землю. Нормы гл.58 ГК в том числе регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с п.2 ст.1 ГК к семейным, трудовым, земельным отношениям, отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам отношений, регулируемых гражданским законодательствам, гражданское законодательство применяется только в случаях, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.


ТЕМА 2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права

Лекция 2. Граждане как субъекты гражданского права

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

юридическое лицо; учредительные документы; специальная правоспособность юридического лица; орган юридического лица; регистрация юридического лица; коммерческие юридические лица; некоммерческие организации; реорганизация юридического лица; преобразование юридического лица; ликвидация юридического лица; экономическая несостоятельность (банкротство); полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; открытое акционерное общество; закрытое акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; дочернее общество; зависимое общество.

Участниками - субъектами гражданских прав являются граждане (физические лица), их объединения (юридические лица), Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

В законодательстве многих государств и в юридической литературе граждане именуются физическими лицами, чтобы отличать их от различных объединений граждан, образующих искусственные лица, которые называются юридическимилицами.

Под термином «физическое лицо» в гражданском праве понимают:

· граждан Республики Беларусь;

· иностранных граждан;

· лиц без гражданства.

Для того, чтобы лицо стало равноправным субъектом гражданского оборота, оно должно обладать так называемой гражданской правосубъектность. Правосубъектность —это наличие у лица таких качеств как правоспособность и дееспособность.

Понятие и содержание правоспособности граждан

Правоспособность —это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности (ст.16 ГК). Правоспособности свойственна абстрактность и не отчуждаемость.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (например: ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, признается наследником по закону (ст.1037 ГК)).

Содержание правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, но не обязательно имеет в конкретном случае. В этом отличие правоспособности от субъективных прав и обязанностей конкретного лица. В ст.17 ГК перечислены наиболее важные с точки зрения законодателя права и обязанности субъектом которых может быть гражданин: граждане могут иметь на праве собственности имущество; заниматься предпринимательской деятельностью; совершать сделки; наследовать и завещать имущество; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и др. Граждане могут иметь и другие права, единственным требованием является то, чтобы они не были запрещены законом и не противоречили общим началам гражданского права.

Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства согласно п.1 ст.1104 ГК определяются его личным законом. Последним считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее связано.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает (п.2 ст.1103 ГК), а личным законом беженца - право страны, предоставившей убежище (п.3 ст.1103 ГК).

Для иностранных граждан и лиц без гражданства Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами могут быть установлены отдельные изъятия из правоспособности, установленной для граждан Республики Беларусь. Например только граждане Республики Беларусь имеют право на безвозмездную передачу им части государственной собственности в процессе приватизации (ст.10 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»[15]).

За всеми гражданами признается равная правоспособность по объему и характеру независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии и места жительства.

Гражданин не имеет права полностью или частично отказаться от правоспособности или ограничить ее. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (п.2 ст.21 ГК). Ничтожной является и сделка, согласно которой жена не будет взыскивать на содержание детей алименты с мужа, если он выселится из квартиры и не будет требовать раздела имущества в связи с разводом.

Гражданин не может ограничить свою правоспособность. Однако он может быть ограничен в правоспособности в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п.1 ст.21 ГК). Ограничение правоспособности граждан допускается по приговору суда как наказание за совершение преступления и только на определенный срок.

Закон не предусматривает возможность лишения гражданина правоспособности в целом.

Понятие и содержание дееспособности граждан

Понятие дееспособности содержится в п.1 ст.20 ГК. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

Закон связывает способность гражданина совершать разумные действия, сознавать значение своих действий и их последствий с достижением совершеннолетия, т.е. с достижением 18-летнего возраста. Это общее правило, однако, ч.2 ст. 20 ГК предусматривает исключения. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст. 26 ГК) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения эмансипации или со времени вступления в брак.

1. В соответствии со ст.18 КоБС[16] при рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) и при соблюдении условий вступления в брак государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить восемнадцатилетний брачный возраст, но не более, чем на три года. При этом лица, вступившие в брак, не достигнув 18-летнего возраста, приобретают дееспособность в полном объеме. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случаях расторжения брака.

2. Эмансипация —это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Она впервые введена в гражданское законодательство ст.26 ГК.

Часть 1 ст.26 ГК установила, что несовершеннолетний, достигший 16-ти лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей (усыновителей) или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если эти лица не дают такого согласия и в случае отказа органов опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, решение об эмансипации несовершеннолетнего принимает суд (ч.2 п.1 ст.26 ГК и ч.2 ст.377 ГПК). Особенности рассмотрения судом дел об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) установлены ст.377 и 378 ГПК.

Орган опеки и попечительства (или суд) принимает решение об эмансипации несовершеннолетнего учитывая, насколько продолжительной и устойчивой является предпринимательская или трудовая деятельность претендующего на эмансипацию несовершеннолетнего лица, уровень его доходов или заработка, наличие у такого лица имущества, состояние его здоровья и другие обстоятельства.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (п.2 ст. 26 ГК).

Полную дееспособность граждане приобретают по достижении 18-летнего возраста, однако, в зависимости от возрастного этапа закон предоставляет некоторые права и несовершеннолетним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.)