ТОП 10:

Тема 76. Эвристические методы научного познания



Примерный план

1. Аналогия, редукция, индукция и их роль в научном познании.

2. Гипотетико-дедуктивный метод.

3. Моделирование и мысленный эксперимент.

Литература

1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А.Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

2. Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. – М., 1971.

3. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. – М., 1980.

4. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

5. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. – М., 1970.

6. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. – М., 1971.

Тема 77. Методы принятия управленческих решений

Примерный план

1. Социокультурный контекст принятия решений.

2. Мозговая атака.

3. Метод «дельфи» и др.

Литература

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М., 1982.

2. Берков В.Ф. Логика научного познания. – Мн., 2000.

3. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. – М., 1969.

4. Штегмюллер В. Рациональная теория решений (логика решений) // Философия, логика, язык. – М., 1987.

5. Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом (обзор зарубежных методик научного и технического творчества) // Природа научного открытия. – М., 1986.

Тема 78. Теория как форма научного познания

Примерный план

1. Сущность и структура научной теории.

2. Типы научных теорий.

3. Познавательные функции научной теории.

Литература

1. Баженов Б.Л. Строение и функции естественнонаучной теории. – М., 1978.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А.Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

3. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. – М., 1975.

4. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. – М., 1978.

5. Стёпин B.C. Становление научной теории. – Мн., 1976.

6. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

Тема 79. Спор как предмет логико-методологического анализа

Примерный план

1. Логическая структура спора.

2. Виды спора.

3. Методологические требования к ведению спора.

Литература

1. Аристотель. Топика. О софистических опровержениях // Соч: В 4 т. Т.2. – М., 1978.

2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – Мн., 2002.

3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

5. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб, 1996.

6. Шопенгауэр А. Эвристическая диалектика // Логика и риторика. – Мн., 1997.

Тема 80. Научный факт и его соотношение с теорией

Примерный план

1. Понятие научного факта.

2. Взаимосвязь научного факта и теории.

3. Противоречие теории и фактов как источник развития научного знания.

Литература

1. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. – М., 1973.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А.Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

3. Ляпин С.Х. Понятие научного факта; две программы в исследовании факта // Понятия, принципы, категории. – Л., 1975.

4. Никифоров АЛ. Научный факт и научная теория // Творческая природа научного познания. – М., 1985.

5. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

Тема 81. Проблемные ситуации в науке

Примерный план

1. Познавательное противоречие как источник проблемной ситуации в науке.

2. Формы выражения проблемных ситуаций в науке: вопрос, задача, проблема.

3. Методологические требования к выражению проблемных ситуаций в науке.

Литература

1. Берков Б.Ф. Структура и генезис проблем в науке.– М., 1983.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А.Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

3. Лимантов Ф.С. Лекции по логике вопросов. – Л., 1975.

4. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

5. Петров Ю.А., Столяр А.А. О педагогическом аспекте семиотического анализа вопросов // Логика и проблемы обучения. – М., 1977.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)