III. Перечень вопросов к экзамену по философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Перечень вопросов к экзамену по философии



II. ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В. Ф. Берков. - Москва, 2004. – 227 с.

2. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. – 792 с.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. С. Спиркин. - Изд. 2-е. Москва: Гардарики, 2001. - 736 с.

4. Философия: учебник для вузов / [Ю. А. Харин, В.Ф. Берков, П. А. Водопьянов [и др.] / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 448 с.

5. Чуешов, В.И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В.И.Чуешов, И.И.Таркан. – Минск: «ИВЦ Минфина», 2009. – 215 с.

6. Чуешов, В.И. Введение в современную философию. / В.И.Чуешов. – Мн.: Тетра Системс, 1998. – 128 с.

7. Чуешов, В.И. Социально-политическая философия: курс лекций / В.И. Чуешов, Г.И.Касперович Г.И. – Минск: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006. – 243 c.

8. Чуешов, В.И. Философия государственного управления в Древнем мире: монография. – Минск: изд–во АУ, 2008. – 161 c.

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии: В 4-х тт.- М., 1969-1972.

2. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы: [хрестоматия] / [Л. Б. Альберти [и др.]. – Москва: Юристъ, 1996. - 576 с.

3. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. Ч. 1/ под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. – 259 с.

4. Хрестоматия по истории философии. Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Античная философия. Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия Нового времени: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [В. А. Башкалова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 446 с.

5. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [Н. С. Автономова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 2.- 526 с.

6. Хрестоматия по истории философии. Русская философия: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [З. А. Александрова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 3.- 672 с.

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001-2002.

2. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф.Беркова, Ю. А. Харина. – Минск: Тетра Системс, 2003. – 352 с.

3. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени (62 портрета). [Справочник по философии Запада ХХ века]: пер. с нем. / общ. ред. А. Ф. Лосева. – Москва: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 312 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

дополнительная

1. Вишневский, М. И. Философия: учебное пособие / М. И. Вишневский. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 479 с.

2. Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: монография / [Н. С. Березина [и др.]; под ред. С. Н. Князева; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2007. - 461 c.

3. Зотов, А. Ф. Западная философия, ХХ века: учебное пособие / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва: Проспект, 1998. – 432 с.

4. Перевезенцев, С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: пособие для изучающих историю философии / С. В.Перевезенцев. - Москва: Учебная литература, 1997. – 480 с.

5. Рассел, Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. / Бертран Рассел; Науч. ред.В.В.Целищев. – 2-е изд., испр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 814 с.

6. Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов [и др.]; под общ. ред. В. В. Миронова. – Москва: Норма, 2005. – 928 с.

7. Философия. Глобализация. Интеграция: моногр. /В.И. Чуешов и др. / под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2006. – 205 с.

8. Философия в интернете: www.filosof.historic.ru, www.filosofia.ru, www.philosoff.ru, www.philosophy.ru, www.iph.ras.ru, www.anthropology.ru.

Тема 26. Философия И. Канта

Примерный план

1. Характеристика периодов творческого пути И. Канта.

2. Теория познания И. Канта. Принципы кантовского априоризма и агностицизма.

3. Кантовское моральное обоснование права.

Литература

1. Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

4. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. – М., 1989.

6. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1994.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в. – М., 1976.

Тема 31. Философия Ф. Ницше

Примерный план

1. Ф. Ницше и «философия жизни».

2. «Переоценка всех ценностей» по Ницше.

3. Идея сверхчеловека по Ф. Ницше.

Литература

1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001

2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в. – М., 1976.

3. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.– СПб, 1994 – 1997. Т.4

Тема 33. Психоанализ

Примерный план

1. З. Фрейд – основоположник психоанализа.

2. Открытие бессознательного З. Фрейдом.

3. Психоанализ в XX веке: от Фрейда к Фромму.

Литература

1. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.,1990.

2. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 2. – М., 1991.

3. Руткевич A.M. Психоанализ. – М., 1997.

4. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

5. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Тема 36. Герменевтика

Примерный план

1. Сущность и основные идеи герменевтики.

2. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания (Шлейермахер и Дильтей).

3. Г. Гадамер – основатель философской герменевтики.

Литература

1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1989.

2. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

3. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. – Мн., 1998.

4. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1998.

Тема 50. Философия природы

Примерный план

1. Современные представления о биосфере и ноосфере

2. Концепция устойчивого развития и проблемы экологического развития

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский – М., 1989

2. Зеленков А.И Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И.Зеленков, И.А.Водопьянов. – Мн., 1987

3. Русский космизм: антология философской мысли. – М., 1993

Тема 59. Мышление и язык

Примерный план

1. Сущность языка и его социокультурные функции. Язык и реальность.

2. Образ и язык. Образный и понятийный типы мышления.

3. Роль знаково-символических форм в деятельности человека.

Литература

1. Донских О.Д. Происхождение языка как философская проблема. – Новосибирск, 1984.

2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

3. Философия. Логика. Язык. – М., 1987.

4. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – Мн., 1992.

5. Чуешов В.И. Основы современной логики. – Витебск, 2002.

Тема 61. Сознание и мозг

Примерный план

1. Сущность психофизиологической проблемы

2. Проблемы создания искусственного интеллекта

Литература

1. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М., 1980

2. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. – 1998. - №5

3. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы философии. – 1992. - №11

4. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – Мн., 1992.

5. Чуешов В.И. Основы современной логики. – Витебск, 2002.

Тема 66. Философия науки

Примерный план

1. Наука в системе социальных ценностей

2. Наука и религия: проблемы взаимоотношений

3. Роль науки в постиндустриальном обществе

Литература

1. Берков В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В. Ф. Берков. - Москва, 2004.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XXI века. – М., 1991

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Формирование научных программ Нового времени. – М., 1987

4. Девятова, С.В. Методологические проблемы и перспективы диалога богословия и науки // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 1. - С. 69-88.

5. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А.Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

6. Лукашевич В. К. Философия и методология науки: учебное пособие / В. К. Лукашевич. - Минск, 2006.

Тема 83. Определения и юридическая практика (по роману Веркора «Люди или животные?»)

Примерный план

1. Определения и юридическая терминология.

2. Диалектические взаимопереходы понятий и проблема их определений.

3. Практические следствия терминологической неопределенности.

Литература

1. Веркор. Люди или животные // Веркор. Избранное. – М., 1990.

2. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. – М., 1960.

3. Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. – М., 1958.

 

Ю. Хабермаса

Примерный план

1. Коммуникативное действие и общественная рациональность.

2. Механизм системной организации и жизненный мир общества

Литература

1. Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. Юрген Хабермас. – М., 1988.

2. Современная социологическая теория. Бердье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.

3. Современные социологические теории общества (Э. Гидденс, Ю. Хабермас). – М., 1996.

4. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. – М., 1999.

5. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. – Мн., 2000.

6. Хабермас Ю. Разум. Демократия. Нравственность. – М., 1993.

7. Чуешов В. И. Социально-политическая философия: курс лекций / В. И. Чуешов, Г. И. Касперович; - Минск: [б. и.], 2006.

Тема 136. Политика и мораль

Примерный план

1. Политика и мораль в современной политике

2. Проблема насилия и ненасилия в политике.

3. Диалектика цели и средств в политике: моральный аспект

Литература

1. Гусейнов А.А. Понятие насилия // Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.

2. Жакупова Т.С. Власть и мораль. – М., 1992.

3. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика социального прогресса). – М., 1995.

4. Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 1993.

5. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.

6. Российско-германский диалог: насилие в постоталитарных обществах // Вопросы философии. 1995. № 5.

 

Тема 137. Философия права

Примерный план

1. Феномен права. Право и закон

2. Право и мораль: проблемы соотношения

3. Социальная справедливость как правовая ценность

Литература

1. Поляков, А.В. Теория права в глобализирующемся обществе:постмодернистская интерпретация // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2007. - № 4. - С. 7-12. РФ

2. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Опыт рассмотрения проблем прав человека и их нравственных основ в европейских религиозных сообществах // Проблемы управления. Научно-практический журнал. - № 1. – 2008. - С. 39-42.

3. Русская философия права: Антология. – СПб., 1997.

4. Русское зарубежье: власть и право. – Л., 1990.

5. Сильченко Н.В. Закон: проблемы этимологии, социологии и логики. – Мн., 1993.

6. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. – М., 1994.

 

Тема 141. Философия истории

Примерный план

1. Проблемное поле современной философии истории

2. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Литература

1. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

2. Гринин Л.Е. Формация и цивилизация //Философия и общество. – 1999. - №1-3

3. Мчедлова М.М. Понятие «цивилизация»: история и методология: //Философия и общество. – 1999. - №1

Тема 142. Философские аспекты экономики

Примерный план

1. Современная философия экономики: проблемное поле

2. Государство и рынок: проблемы взаимоотношения

3. Белорусская модель экономики: философские аспекты

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

2. Друкер П. Р. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. – М., 1994.

3. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. – М., 1995.

4. Осипов Ю.М. Философия хозяйства. – М., 2000.

5. Стратегия устойчивого развития и перспектива цивилизационной динамики на рубеже веков: В 2 ч. Ч. 1. – Мн., 1998.

6. Экономическое мышление. Философские предпосылки: учебное пособие для вузов / [Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина]; - Москва, 2005.

7. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002.

8. Тарасевич, В. К философии экономической теории: прорыв в неизведанное известного: о книге О. Ананьина "Структура экономико-теоретического знания" // Вопросы экономики. - 2006. - № 4. - С. 144-155.

Приложение 1

Форма задания для выполнения курсовой работы

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Кафедра философских наук и идеологической работы

ЗАДАНИЕ для выполнения курсовой работы

Студенту_______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

группы_________________________________________________________

на тему ________________________________________________________

_______________________________________________________________

Сроки сдачи работы руководителю_________________________________

Наименование разделов темы, этапов работы: Сроки выполнения:

1._________________________________ ______________

2._________________________________ ______________

3._________________________________ ______________

и т.д.

 

 

Руководитель работы____________________________________

ученое звание, степень, Ф.И.О.

Задание для выполнения курсовой работы принял к исполнению.

 

Студент_________________Подпись. "____"________ 200_ г.

 

 

Приложение 2

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Институт государственной службы

 

Кафедра философских наук и идеологической работы

 

Специальность ________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему______________________

 

Студент __ курса, группа____ Ф.И.О. студента

 

Руководитель Ф.И.О. руководителя

(учёная степень, звание)

подпись

 

Минск (год)

 


Приложение 3

Образец оформления содержания

Спор как предмет логико-методологического анализа

ВВЕДЕНИЕ стр.

1. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СПОРА стр.

1.1. Тезис в споре стр.

1.2. Аргументы в споре стр.

1.3. Логическая форма спора стр.

2. ВИДЫ СПОРА стр.

2.1. Научная дискуссия стр.

2.2. Полемика стр.

2.3. Спор ради спора стр.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ СПОРА стр.

3.1. Требования к вопросам и ответам стр.

3.2. Требования к аргументам стр.

3.3.Требования к логической форме стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ стр.

 

 

II. ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В. Ф. Берков. - Москва, 2004. – 227 с.

2. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. – 792 с.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. С. Спиркин. - Изд. 2-е. Москва: Гардарики, 2001. - 736 с.

4. Философия: учебник для вузов / [Ю. А. Харин, В.Ф. Берков, П. А. Водопьянов [и др.] / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 448 с.

5. Чуешов, В.И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В.И.Чуешов, И.И.Таркан. – Минск: «ИВЦ Минфина», 2009. – 215 с.

6. Чуешов, В.И. Введение в современную философию. / В.И.Чуешов. – Мн.: Тетра Системс, 1998. – 128 с.

7. Чуешов, В.И. Социально-политическая философия: курс лекций / В.И. Чуешов, Г.И.Касперович Г.И. – Минск: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006. – 243 c.

8. Чуешов, В.И. Философия государственного управления в Древнем мире: монография. – Минск: изд–во АУ, 2008. – 161 c.

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии: В 4-х тт.- М., 1969-1972.

2. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы: [хрестоматия] / [Л. Б. Альберти [и др.]. – Москва: Юристъ, 1996. - 576 с.

3. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. Ч. 1/ под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. – 259 с.

4. Хрестоматия по истории философии. Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Античная философия. Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия Нового времени: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [В. А. Башкалова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 446 с.

5. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [Н. С. Автономова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 2.- 526 с.

6. Хрестоматия по истории философии. Русская философия: учеб. пособие для вузов: [в 3 ч.] / [З. А. Александрова [и др.]; Московский педагогический государственный университет, Каф. философии. - Москва: ВЛАДОС, 1997. Ч. 3.- 672 с.

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001-2002.

2. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф.Беркова, Ю. А. Харина. – Минск: Тетра Системс, 2003. – 352 с.

3. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени (62 портрета). [Справочник по философии Запада ХХ века]: пер. с нем. / общ. ред. А. Ф. Лосева. – Москва: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 312 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

дополнительная

1. Вишневский, М. И. Философия: учебное пособие / М. И. Вишневский. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 479 с.

2. Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: монография / [Н. С. Березина [и др.]; под ред. С. Н. Князева; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2007. - 461 c.

3. Зотов, А. Ф. Западная философия, ХХ века: учебное пособие / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва: Проспект, 1998. – 432 с.

4. Перевезенцев, С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: пособие для изучающих историю философии / С. В.Перевезенцев. - Москва: Учебная литература, 1997. – 480 с.

5. Рассел, Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. / Бертран Рассел; Науч. ред.В.В.Целищев. – 2-е изд., испр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 814 с.

6. Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов [и др.]; под общ. ред. В. В. Миронова. – Москва: Норма, 2005. – 928 с.

7. Философия. Глобализация. Интеграция: моногр. /В.И. Чуешов и др. / под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2006. – 205 с.

8. Философия в интернете: www.filosof.historic.ru, www.filosofia.ru, www.philosoff.ru, www.philosophy.ru, www.iph.ras.ru, www.anthropology.ru.

III. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии.

2. Генезис философского мировоззрения и его особенности.

3. Предмет, структура и социокультурные функции философии.

4. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

5. Философские учения Древнего Китая.

6. Генезис античной философии. Досократическая философия.

7. Философия Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Философия эпохи эллинизма. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

10. Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.

11. Особенности философской мысли эпохи Возрождения.

12. Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.

13. Философия эпохи Просвещения XVIII века.

14. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта.

15. Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.

16. Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

17. Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

18. Особенности развития философской мысли Беларуси.

19. Марксистская философия.

20. Позитивистская философия: основные этапы и круг проблем.

21. Проблема человека в философии экзистенциализма.

22. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

23. Философия постмодернизма.

24. Онтология как философское учение о бытии.

25. Категориальный аппарат онтологии: материя, пространство, время.

26. Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории.

27. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

28. Человек как предмет философского анализа.

29. Человек как биосоциальное существо. Соотношение биологического и социального в развитии человека.

30. Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.

31. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

32. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.

33. Проблема субъекта и объекта познания.

34. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

35. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

36. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.

37. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

38. Понятие социальной реальности. Общество как система.

39. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.

40. Феномен власти в жизни общества.

41. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.

42. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.

43. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

44. Управление как фактор социальной динамики.

45. Понятие истории. Предмет и структура философии истории.

46. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

47. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

48. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества.

49. Понятие техники и технологии. Социальные последствия научно- технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

50. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

51. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

52. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

53. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру.

54. Религия как форма духовного освоения реальности.


IV. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Курсовая работа по философии является важной формой учебного процесса. Ее выполнение призвано сориентировать студента на углубленное изучение богатства мировой философской мысли; способствовать формированию у него творческого отношения к философскому наследию, развитию теоретического мышления, привитию навыков самостоятельного исследования, овладению категориальным аппаратом философии с целью его использования при анализе современных социокультурных процессов и проблем теории и практики государственного управления.

Курсовая работа выполняется самостоятельно по одной из тем, представленных в предлагаемой ниже тематике. Она составлена в соответствии с учебными программами лекционных курсов по философским дисциплинам (по философии в узком смысле этого слова, логике, этике, эстетике, религиоведению и др. философским наукам) для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Студент имеет право свободного выбора темы. Не исключается выбор темы, выходящей за рамки предлагаемого перечня. С целью отправной ориентации в содержании темы студенту предлагается примерный план работы и список основной литературы.

Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя, который назначается кафедрой философских наук.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

• содержать задание на выполнение курсовой работы (форма задания в приложении № 1);

• иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с приложением № 2;

• включать план, введение, основную часть, заключение и резюме.

Во введении необходимо сформулировать цель работы, обосновать ее актуальность, отразить ее место в системе философского знания.

В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна совпадать с пунктами плана.

Проблематика, рассматриваемая в разделах курсовой работы, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной. Так, если темой фиксируется цель работы, то план должен представлять собой систему или множество подцелей, которые соподчинены поставленной цели. Пример оформления плана (оглавления, содержания) работы приведен в приложении № 3. Название каждого пункта плана следует рассматривать как тезис, который требует всесторонней аргументации в процессе изложения материала.

В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы, которые должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении работы.

Резюме должно включать краткую характеристику выполненной курсовой работы и ее основные результаты. Объем резюме – не больше 0,5 страницы.

Текст курсовой работы завершается списком использованной литературы, составленным в соответствии со стандартом и включающем не менее десяти работ. Например:

Чуешов, В.И. Философия государственного управления Древнего мира / В.И.Чуешов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 161 с.

Щёкин, Н.С. Постиндустриальное общество: некоторые аспекты формирования «светской цивилизации» / Н.С.Щекин // Проблемы управления. - 2006. – № 3 (20). – С.35-39.

При повторных постраничных сносках и ссылках, идущих вслед за основной, возможны сокращения, например:

Там же. С. 44.

Сноски и ссылки в тексте курсовой работы могут оформляться в скобках (сразу после цитаты или пересказа) с указанием номера работы по списку использованной литературы и соответствующих страниц этой работы.

Текст курсовой работы должен составлять 20 – 25 листов писчей бумаги стандартного формата А-4 (40 тысяч знаков с пробелами). Работа выполняется на русском или белорусском языке в режиме компьютерной или машинописной печати через полтора интервала, шрифт Times New Roman 14 (размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм).

Текст работы должен соответствовать нормам литературного языка.

Курсовая работа в установленные учебным планом сроки представляется на кафедру философских наук и проверяется руководителем. Если работа отвечает предъявленным требованиям, она возвращается студенту с положительным отзывом руководителя и указанием о допуске к защите. В этом случае работа подписывается студентом и руководителем на титульном листе с указанием даты.

Защита работы производится на заседании комиссии в составе 2–3 преподавателей кафедры философских наук. Целью защиты является определение уровня теоретических знаний и навыков философско-методологического мышления студента, которые оцениваются по десятибалльной шкале.

В качестве курсовой работы по согласованию с кафедрой может быть засчитан доклад, доложенный на научной конференции.

Обязательным требованием, предъявляемым к курсовым работам, яв­ляется правильное оформление научно - справочного аппарата. Грамотно оформленный научный аппарат (ссылки (сноски), цитаты, библиографиче­ское описание использованных в курсовой работе источников научной ли­тературы) - веский аргумент в пользу научной значимости выполненного исследования.

Ссылками на соответствующие источники или исследования должны быть подкреплены все содержащиеся в работе факты или заимствованные утверждения. Это позволяет проверить или уточнить достоверность приве­денных сведений, познакомиться с характеристикой использованного доку­мента (его содержание, язык, объем, автор и т.д.).

При оформлении ссылок, как и списка литературы, следует ориенти­роваться на требования ГОСТа 7.1-2003. На кафедре философских наук (620 ауд.) имеется в электронном виде требования ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

 

V. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ, ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ РАССМОТРЕНИЯ И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.154 с.)