Методология курса, культурная среда и её состовляющие: экономическая, политеческая, социальная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология курса, культурная среда и её состовляющие: экономическая, политеческая, социальная.



Зачетный модуль 1

Тема 1

«Теоретические основы курса «История управленческой мысли»».

Изучив данный материал, Вы должны знать:

Ø цели и задачи менеджмента;

Ø понятие «культурная среда»;

Ø что собой представляет «ресурс»;

Ø базовое понятие термина «менеджмент»;

Ø базовое понятие термина «организация».

 

На основе приобретенных знаний, Вы должны уметь:

Ø определить какое значение сыграла «культурная среда» в развитии менеджмента;

Ø охарактеризовать экономическую составляющую культурной среды;

Ø определить политическую составляющую культурной среды;

Ø пояснить суть социальной составляющей культурной среды;

Ø проанализировать теорию Клюкхольна и Стродтбека;

Ø провести сравнительный анализ Восточной и Западной культур;

Ø выявить исторические корни менеджмента.

 

ПЛАН

1. Цели и задачи курса.

2. Методология курса, культурная среда и её составляющие: экономическая, политическая, социальная.

3. Измерение культуры и разнообразие форм их проявления в различных общественных и национальных системах.

4. Базовые понятия: организация, менеджмент.

 

Для самостоятельного изучения

1. Историческое значение термина «менеджмент».

 

 


 

Ключевые термины и понятия
· менеджмент; · культурная среда;
· культура; · экономическая сфера;
· ресурс; · политическая сфера;
· организация; · социальная сфера.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Менеджмент является неотъемлемой составной частью организационных структур, поэтому для определения менеджмента будем рассматривать его как сферу деятельности, наделенными определенными функциями, цель которых есть достижение эффективности приобретения, размещения и использование человеческих и материальных ресурсов.

Таким образом, менеджмент как “учение” есть структура знаний об использовании менеджмента, его функций, целей и сферы деятельности. Цель нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.

 

ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ.

 

Наиболее часто в литературе культуры подразделяют на восточные и западные. Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам. По своей сути восточная культура является синтетической, созданной на основе не столько взаимодействия, сколько сосуществования различных религиозных и философских систем, которые с точки зрения их носителей отражают взгляды на мир с разных точек зрения. В силу этого жители Востока более склонны признать право других людей на иной образ мысли, что дает им настрой на скорейшего понимание других культур. Западная же культура возникла на основе одной, причем монотеистической - христианской идеологии. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и управленческой практике найти единственно верный универсальный образ действий, который определяется путем аналитического подхода. Они более склонны признать свой образ жизни, если не единственно правильным, то, по крайней мере, лучшим. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы - однозначная победа над соперником или средой.

 

Таблица 1. Сравнение характеристик японской и западной культур.

Восточная культура Западная культура
Синтетическая Аналитическая
Коллективистская Индивидуалистическая
Кооперативная Конкурентная
Непротиворечивая Противоречивая
Неопределенная Точная
Личная Безличная
Фракционно мыслящая Общественно мыслящая
Предпочитающая нечеткое соглашение Предпочитающая контраст
Вторгающаяся в частичный мир человека Уважающая частичный мир человека
Релятивная Абсолютная
Эмоциональная Интеллектуальная
Гармоническая Аргументационная
Конформистская Эгоцентричная
Нелогическая Логическая

 

Отметим также и вторую характеристику: коллективизм и индивидуализм. Для Востока характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе). Западная культура по своей сущности индивидуалистична, ориентирована на личность, лучшим современным свидетельством чего является исключительное внимание к правам человека.

Вместе с тем, в рамках восточной и западной культур существуют национальные различия, отражающие специфические черты их истории. Так, например, рассматривая индивидуализм западных культур, мы обнаружим определенное различие в его проявлении. Американский индивидуализм возник в американском обществе в XVIII-XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения вновь прибывшие рассчитывали на себя, предпочитали получать новые земли исключительно в виде частной собственности и были едины только в одном - истреблении коренных жителей и лишении их земель. Этот индивидуализм, исходящий и эгоистического чувства, со временем по мере роста могущества страны и богатства ее граждан превратился в крайний индивидуализм, который на основе признания своей культуры высшей в сравнении с другими культурами, объявил весь мир сферой национальных интересов и требует от остальной части человечества следования американской политике.

Западноевропейский индивидуализм далек от американской крайности и в последнее время все больше впитывает в себя элементы коллективизма. Индивидуалистическая по своей основе западноевропейская культура в процессе длительной эволюции познала периоды расцвета и упадка национальных ценностей и их влияния, как в своем регионе, так и в мире в целом. Практически все сравнительно большие народы Западной Европы доминировали в тот или иной период истории. Стремление таких временных центров распространения влияния, как правило, наталкивалось на совместное противодействие культурной (будь она политической, экономической или идеологической) экспансии менее сильных государств, которые благодаря объединению усилий, могли защитить свою культурную специфику. Так, путем проб и ошибок, Западная Европа сумела найти компромисс между индивидуализмом и коллективизмом, что сегодня весьма наглядно проявляется в создании Объединенной Европы.

Наибольший интерес для менеджмента и других управленческих дисциплин представляет теория Клюкхольна и Стродтбека, которая основана на выделении характеристик, отражающих взаимоотношения между людьми и их отношение к ресурсам. Согласно этой теории культура имеет шесть основных характеристик (или уровней): отношение человека к окружающему миру, взаимоотношения людей, степень активности, природу людей, культурную оценку времени и концепцию пространства. Обратимся в рассмотрению содержания этих характеристик и некоторым вариантам их проявления.

 

3.1. Отношение человека к окружающей среде. Эта характеристика культуры показывает насколько люди покорны окружающей среде, и способны ли покорить ее.

Американцы полагают, что могут контролировать окружающую среду. Они готовы ежегодно тратить миллиарды долларов на проведение различных исследований; считают, например, что причина рака может быть установлена, лекарство может быть найдено, и он может быть побежден. Этот взгляд на соотношение сил человека или его организации находит четкое отражение в философии менеджмента и организационного поведения.

В меньшей степени это отношение к природе характерно и русским. Вспомним недавние проекты по переброске сибирских рек на юг и многое другое. Отражение этого тезиса в массовом сознании нашло отражение в известной песне, содержавшей фразу “И на Марсе будут яблони цвести”. Во многих странах Среднего и Ближнего Востока люди считают, что жизнь полностью предопределена Аллахом.

Между этими кардинально противоположными позициями есть и другие точки зрения. Одна из них предполагает гармонию с природой. Во многих дальневосточных странах (включая Японию) работа с природой предполагает ее использование с минимальными изменениями. Такая позиция получила отражение в психологии японцев, четко проявляется в их подходе к архитектуре и организационному поведению.

 

3.2. Взаимоотношения людей. Культуры могут быть классифицированы по степени ответственности за благосостояние других. Американцы, к примеру, до крайности индивидуалисты. Они используют личные качества и достижения для удовлетворения собственных желаний. Они считают, что ответственность человека заключается в заботе о самом себе. Англичане и французы придерживаются другой точки зрения: она основана на иерархических взаимоотношениях. Группы в этих странах построены по принципу ступеней и иерархии и позиции группы чаще всего остаются неизмененными во времени. Иерархические общества, как правило, аристократические и снобистские.

Представляется, что русские всегда ставили интересы общественные выше личностных. Это ощущается, в первую очередь, при анализе отношений личность - общество. Интересы общества, а точнее говоря, государства, которое всегда признавалось его выразителем, всегда были приоритетными. Этим обстоятельством многие специалисты объясняют русский патриотизм. Люди отдавали государству все, что оно требовало и, естественно требовали такого же с его стороны в случае кризиса. Если некоторые характерные качества русских как, например, трудолюбие, претерпели некоторую трансформацию в советское время, то патриотизм и приоритет интересов государства еще более усилились в указанный период. Этому способствовала и политика государства, обеспечивающего каким-то минимальным прожиточным уровнем всех своих лояльных граждан. Ту же роль играла и основная структурная единица русского общества на протяжении многих веков - сельская община - требовавшая подчинения личных интересов общим. И это признавалось людьми потому, что община в свою очередь, являлась средством защиты интересов каждого ее члена в критических ситуациях, была инструментом обеспечения безопасности каждого лояльного своего члена. Поэтому личная инициатива никогда не была столь развита в Украине, как в странах Запада. И сегодня мы ощущаем недостаток этой инициативы, как и естественную для украинцев апелляцию к государству.

 

3.3. Природа людей. Рассматривает ли культура людей как нечто доброе, злое или как смесь того и другого? Во многих странах Африки люди видят себя изначально честными и порядочными, но придерживаются иного мнения о чужаках. Вообще, можно отметить, что различный подход к своим и чужим демонстрирует большинство культур, чего нельзя сказать о русской. Так, американцы в свое время объявили СССР “империей зла”, а сегодня называют сосредоточием зла Саддама Хусейна и Милошевича. Себя же американцы видят людей изначально добрыми, но считают, что не следует терять бдительности.

Китайская традиция видела человека если и не исключительно злым, то со значительной долей этого качества. Результатом такого подхода стали появление философского направления “легизм” и детальная разработка имущественного и гражданского права. Так, чтобы исключить обогащение чиновников за счет взяток, государство еще в дохристианскую эпоху легализовало их, начав продавать различные управленческие ранги. Определенную близость к этому подходу демонстрирует и европейская культура с ее римским правом и макиавеллизмом. Николо Макиавелли так характеризовал природу: “Все, кто пожелает построить государство и создать в нем законы, должны знать, что все люди плохие и всегда готовы проявить свою злую натуру, как только им представится возможность”. Для того чтобы справиться с такими злыми людьми государь свободен в выборе стиля управления и достижения своих целей. Он должен заботиться о своей репутации, для чего совсем не обязательно быть добродетельным в выборе между любовью и страхом. Он должен избирать страх, силу и хитрость. Важна цель, а не средства ее достижения, Если правитель добивается успеха, то он будет оправдан, а его подлости забыты. Следует заметить, что уроки Макиавелли не прошли бесследно для европейской цивилизации и многих лидеров государств.

 

3.4. Оценка степени активности. Многие культуры предпочитают работать, то есть действие. Они вносят в жизнь всевозможные усовершенствования. Это относится, в первую очередь к американской, европейской культурам. Люди много работают и надеются быть вознагражденными продвижениями, поощрениями и другими формами признательности за их деятельность. Другие культуры (например, индийская) сосредотачиваются на контроле, когда люди сдерживают свои желания, постепенно достигая цели. Соединение этих подходов демонстрирует китайская культура.

Некоторые культуры предпочитают существование, то есть жизнь одним моментом. Эти культуры предпочитают идти по протоптанной дорожке и ищут мгновенного удовлетворения желаний. Традиционная африканская, культура согласуется с низкой скоростью и способностью наслаждаться моментом, что полностью подтверждается и отношением ко времени.

Понимание степени активности той или иной культуры может дать вам представление о том, как люди работают и отдыхают, как принимают решения и каковы их критерии в вопросе получения вознаграждения. К примеру, культуры с преобладающей ориентацией существования принимают решения, основываясь скорее на эмоциях. Напротив, действующие и контролирующие культуры предпочитают прагматизм и рационализм при принятии решений.

 

3.5. Оценка времени. Прежде всего, отметим, что культуры различаются по концентрации своего внимания на прошлом, настоящем или будущем. К примеру, итальянцы следуют традициями и ценят результаты исторической практики. Так же широко принята ориентация на прошлое в Индии и ряде других стран. Чаще всего это происходит у стран, которые имеют богатую историю и сохранившиеся памятники культуры давних времен.

Американцы сосредотачиваются на настоящем и ближайшем будущем. В типичных североамериканских организациях люди проходят повторную оценку каждые 6-12 месяцев.

Для японцев и особенно китайцев характерен упор на сегодня и дальнюю перспективу. Японским рабочим часто дается 10 лет или больше, чтобы доказать свою ценность. Китай, имеющий давнюю историю и исключительно богатую катаклизмами общественную практику, демонстрирует (в понимании американцев и многих европейцев) отсутствие динамизма, стремления быстро реагировать на изменения среды и, следовательно, консерватизм. Китайцы же полагают, что избегают не динамизма, а суеты. Для них время течет медленнее, чем для европейцев. Они понимают неизбежность решения проблем, но предпочитают заниматься ими тогда, когда те очевидно себя проявят, и решать их на основе эксперимента и многовариантного вариантного подхода. Ошибки слишком опасны для столь большой человеческой организации, живущей в течение длительного времени на пределе ресурсов.

Что касается украинцев, то у них прослеживается ориентация на будущее, что, возможно, явилось следствием принятия христианства в его ортодоксальной доктрине, ориентированной на терпение и страдание в этой жизни, и справедливое вознаграждение в будущей. Эта ориентация на будущее отражается и в сравнительно раннем приходе к идее перспективного планирования (первые пятилетки), и в некотором пренебрежении сегодняшними условиями ради будущих. Старшие поколения хорошо знакомы с послевоенной философией ориентации людей на создание хороших жизненных условий не себе, а своим детям. Отметим также, что русские, в отличие от многих народов, сохраняют продолжительную помощь своим детям.

Наряду с различным подходом к настоящему, прошлому и будущему, существуют, и национальные отличия в оценке скорости движения времени. Медленное развитие времени существует у китайцев, и многих народов экваториального пояса, но наиболее сильно оно ощущается в мусульманской цивилизации. У некоторых европейских народов и, особенно, североамериканцев, наоборот, обостренное чувство скоротечности времени. Это может объяснить, к примеру, тягу американцев назначать и приходить на встречи. К примеру, западные культуры видят во времени нечто быстротечное. “Время - деньги” и оно должно быть использовано рационально. Знания об отношении культуры ко времени помогает понять насколько широко используется долгосрочное планирование, продолжительность рабочего назначения.

 

3.6. Отношение к пространству. Некоторые культуры очень открытые и ведут дела открыто. С другой стороны, имеются культуры, которые придают большое значение конфиденциальности. Многие культуры смешивают в себе оба варианта и выбирают середину. Поведение русских отличается большой открытостью, что объясняется обширностью территорий. Но она, в свою очередь, позволяла нам не слишком беспокоиться об эффективном ее использовании.

Японские организации отражают общественный характер своей культуры. Управляющие и оперативные сотрудники работают в одной комнате, без каких либо перегородок. Североамериканские фирмы отражают свои культурные ценности. Они используют офисы для демонстрации статуса владельца. В связи с этим интересно привести пример, отражающий проблемы, возникающие при взаимодействии представителей различных культур. В литературе описывается случай, когда американский менеджер высшего уровня не достиг должного понимания в Японии, так как оскорбил высокопоставленного японского представителя тем, что не оказал уважения, достойного его должности. Американца представили японскому представителю в офисе последнего. Американец решил, что этот человек чиновник не занимает высокого положения, поскольку находился в небольшом и скромно обставленном кабинете. Американец не знал, что офисы высокопоставленных японских руководителей не выставляют напоказ символы статуса владельца, в отличие от своих американских партнеров.

В обществах со смешанной ориентацией смешивается общественное и частное. Эти различия в понимании пространства имеют очевидное значение для таких аспектов организаторской деятельности, как условия работы и общения.

Разные культуры отличаются и по использованию личного пространства. В принципе, каждый человек имеет то минимальное пространство, вторжение в которое другого создает некоторый дискомфорт. Вместе с тем, слишком большая дистанция затрудняет коммуникации между людьми. Размеры личного пространства различаются в разных культурах. Так. Например, латиноамериканцы и арабы предпочитают общаться на более близком расстоянии, чем европейцы. В литературе встречаются примеры, отражающие неэффективность коммуникаций между неподготовленными к нем представителями сильно различающихся в этой аспекте культур. Так, американский руководитель, прибывший в Перу, был встречен перуанскими коллегами холодно и недружелюбно потому, что во время переговоров tete a tete американец держался на расстоянии. Он не знал, что в Перу, по традиции, нужно стоять достаточно близко к человеку, с которым разговариваешь.

Следует отметить, что на организационное поведение влияет не только каждая характеристика в отдельности, а в различном сочетании и комплексе. Так, открытые более склонны к освоению нового пространства, а в сочетании с высокой степенью активности и стремлению к господству над окружающей средой, как в случае с американской, готовы превратить все пространство в сферу национальных интересов.

 

Античный демагог

 

В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. (Было еще одно слово — «кибернетика», т. е. кораблевождение. Но об этом позже.) «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических ре­жимов. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно. Другой метод управления — «рукоприкладство», т. е. умение вести за собой при помощи физического воздействия, представлявшее собой специфику тиранического режима, неограниченную власть государя, — назывался «деспотизмом».

 

Педагог и наставник

 

Древнегреческое ago, даже не будучи соединенным с demos, несет в себе смысл руководства, управления, а кроме того — ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы получим новое слово — педагогика. Педагогика — это искусство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем, древнегреческое «paidagogeo» обозначало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом назывался раб, провожавший ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появился дополнительный смысл - «вождь», «руководитель».

О руководителе как воспитателе говорили не только древние. В течение семидесяти лет руководитель в нашей стране ассоциировался в первую очередь с наставником, воспитателем. Коллектив брал тунеядца «на поруки», а руководитель воспитывал его. Дело оказалось зряшным — воспитывать в условиях уравниловки невозможно. Наставничество оборачивалось морализаторством. Поглощенный им, руководитель отвлекался от своих профессионально-производственных функций, от управления делами.

Самое удивительное то, что и прагматичные американцы склонны к наставничеству и воспитанию. Не все, конечно. Но и Тейлор в конце 80-х годов XIX века, и Р.Уотермен в начала 80-х годов XX века говорили об одном и том же: подчиненные — взрослые дети, а руководитель — отец и наставник. Собственно говоря, патерналистский стиль управления (патернализм) означает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесняли производственные.

Видимо, мотивы демагогии и педагогики — универсальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но в Древней Греции они впервые были обнаружены со всей яркостью и очевидностью.

 

Предприниматель и менеджер

 

Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская. В латинском языке существует слово mancepts — предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Но вот что характерно: мы опять сталкиваемся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой — ее полное отсутствие, бесправное положение раба. Почему такое стало возможным? Дело в том, что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме являлись частью имущества, собственностью рабовладельца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать).

Само по себе слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском за словом manus тянется целая цепочка значений: рука — насилие — власть — работа — труд — произведение. Экономическая категория «мануфактура», определяющая конкретно-исторический способ производства, является производной опять же от двух слов: manus (рука) и factura (изготовление). Поэтому мануфактура — форма предприятия, основанная на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.

А что же означает «capio»? Нетрудно догадаться, что перед нами — прародитель самого главного термина современной экономики — капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов — manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и переводится как «предприниматель» — человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью.

 

Искусство выездки

 

Неожиданную интерпретацию современного термина «менеджмент» предлагает немецкий историк И.Шайд. Он выводит его этимологию из итальянского maneggiare — умения управлять лошадью. Но причем здесь лошадь? Никакого сходства между двумя терминами вроде бы нет. С одной стороны, предприниматель и капиталист, с другой — искусный наездник. Что между ними общего? Слова, похожие только по звучанию, имеют совершенно разные, чуть ли не противоположные смысловые ряды. Однако не будет торопиться с выводами.

Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно». «Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации...».

 

Невидимые факторы успеха

 

Великий немецкий социолог Макс Вебер писал: после того, как капитализм зародился и вошел в свою более зрелую форму, функции и деятельность менеджера изменились. В период первоначального накопления успех предпринимателя зависел от размеров капитала, который он вкладывал в дело, наличия квалифицированных кадров и главное — современной техники и технологии. Они на 80% определяли успех бизнеса. Но в дальнейшем успех дела все сильнее зависел от умения предпринимателя лавировать на рынке, выгодно сбывать продукцию, знать маркетинг, обходить конкурентов, находить выгодных поставщиков и клиентов. Короче говоря, успех определялся умением ловчить, лавировать в лабиринте невидимых факторов, включающих в себя психологию потребителей, их установки, мотивы и предпочтения.

 

Менеджер — наемный работник

 

Предприниматель — частный собственник, владелец капитала. Когда фирма небольшая, он самолично справляется и с экономическими, и с техническими, и с собственно управленческими задачами. Но когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник. Менеджер — наемный работник, а не компаньон капиталиста. Он искушен в том, с чем предприниматель справляется не столь успешно. В профессиональные обязанности менеджера входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их.

 

Тест

1. Экономическим аспектом культуры является отношение:

а) Человека к ресурсам;

б) Человека к человеку;

в) Ресурсов к человеку;

г) Другой ответ.

2. Для какой культуры характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизме (принадлежность к какой-либо социальной группе):

а) Западная культура;

б) Восточная культура;

в) Западноевропейская культура;

г) Ближневосточная культура.

3. Кто так охарактеризовал природу: “Все, кто пожелает построить государство и создать в нем законы, должны знать, что все люди плохие и всегда готовы проявить свою злую натуру, как только им представится возможность”:

а) Макиавелли;

б) Вебер;

в) Шайд;

г) Маркс.

4. Менеджер это:

а) Компаньон предпринимателя;

б) Наёмный работник;

в) Владелец капитала;

г) Другой ответ.

5. Основным объектом анализа при изучении менеджмента является:

а) Организация;

б) Капитал;

в) Человек;

г) Другой ответ.

6. Для китайцев и японцев характерен упор на:

а) На сегодня и дальнюю перспективу;

б) На ближайшую перспективу;

в) На настоящее;

г) Не имеет значения.

7. Указать особенность, характерную для восточной культуры:

а) Конкурентная;

б) Безличная;

в) Абсолютна;я

г) Релятивная.

8. Демагогия – это:

а) искусство манипулировать властью во вред самому народу.

б) Ораторское искусство;

в) Синоним слова «деспотия»;

г) Другой ответ.

9) Деспотия – это:

а) тип руководства, основанный на самовластии, стремлении человека к неограниченному господству;

б) тип руководства, основанный на соблюдении всех прав и норм;

в) тип руководства, основанный на многовластии;

г) Другой ответ.

10) Западная культура возникла на основе идеологии:

а) сосуществовании разных культур;

б) Христианства;

в) Братства;

г) Другой ответ.

 

11) В античной Греции буквальным аналогом слову «менеджмент» был:

а) master;

б) Demagogia;

в) despoteia;

г) Его не существовало.

12) интерпретацию современного термина «менеджмент» предлагает:

а) Кант;

б)Шайд;

в) Уотермен;

г) Тейлор.

13) Можно ли назвать метод «кнута и пряника» менеджментом?

а) да;

б) нет;

14)Что такое анархия?

а) Отсутствие государства и порядка;

б)Власть народа;

в) Власть богачей;

д) Единоличная власть.

 

15) В существовании организации достаточно очевидно проявляется закон синергии:

а) сумма составляющих целого больше самого целого;

б) целое больше суммы составляющих его частей;

в) целое равно сумме составляющих его частей;

г)Хакуна матата.

СИТУАЦИИ

Ситуация 1

Компания занимается торговой деятельностью.

 

Из приведенного отчета следует, что секция «Обувь» убыточная, а секции «Одежда» и «Канцелярские принадлежности» прибыльные.

Руководство предприятия решило ликвидировать секцию «Обувь» и поставить на этом месте кабинки для примерки одежды.

 

Вопрос:

Как такое решение повлияет на финансовый результат предприятия?

Как это решение повлияет на прибыль?

 

Ответ:

Для начала выясним, что теряет предприятие, а что получает. Предприятие не получит маржинального дохода, составляющего 200000 грн, и это потеря. Но оно не будет расходовать на секцию «Обувь» 150000 грн. Итак, чистая потеря составит 50000 грн (200000 – 150000). То есть вместо прибыли 35000 будет убыток 15000.

Поэтому предприятие рассматривает второй вариант: ликвидировать секцию «Обувь» и начать продажу духов. При этом продажа духов принесет годовой доход 500000 грн, но расходы на закупку товаров составят 350000 грн и содержание секции — 70000 грн.

 

Как видим, закрытие секции «Обувь» и открытие секции «Духи» увеличат прибыль предприятия на 30000 грн.

Но на предприятии есть еще остаток обуви стоимостью 120000 грн, который может быть реализован только за 30000 грн. Эта ситуация не релевантная, поскольку обувь устаревших моделей и ее продадут со скидками. Когда-то предприятие вложило деньги в эту обувь, но о них сейчас можно забыть.

Операционная прибыль при таких условиях составит 65000 грн.

 

Ситуация 2

Компания производит сложную деталь Х, которую использует для производства основной продукции. Годовая потребность составляет 20000 деталей Х.

Поставщик предлагает деталь Х по цене 25 грн.

 

Вопрос:

Следует ли принять предложение?

Выгоднее ли покупать деталь Х за 25 грн, чем производить ее, расходуя 30 грн?

 

Ответ:

Чтобы принять правильное решение, нужно определить, какие расходы релевантные, а какие нерелевантные. Если мы не будем производить детали, мы не будем расходовать средства на материалы. Ведь эти материальные расходы являются релевантными. Расходы будут в случае производства, и их не будет, если предприятие примет решение покупать детали.

 

Если предприятие закроет производство и уволит работников, то расходы на заработную плату также будут релевантными. Переменные накладные расходы в данном случае тоже релевантные.

 

Амортизация оборудования — это как память о бывшем приобретении, но поскольку нет ликвидной стоимости, продать его невозможно. Значит, эти расходы будут нерелевантными.

Заработная плата мастеров при их увольнении — релевантные расходы, а при переводе на другое производство с сохранением заработной платы — нерелевантные.

Постоянные общепроизводственные расходы — это расходы цеха, являющиеся нерелевантными, поскольку будут распределены на другие участки производства.

Релевантная себестоимость производства — 17 грн, реальные деньги, которые надо будет израсходовать на приобретение, — 25 грн. Дифференциальные расходы: 25 грн – 17 грн = 8 грн. Итак, если предприятие примет решения покупать детали, оно будет терять 8 грн на каждой единице. Сколько это составит в общем объеме?

 

Общие дифференциальные расходы:

 

500000 – 340000 = 160000 грн.

 

Как правило, если предприятие закрывает мощности, оно может производить другую продукцию или сдавать помещение в аренду.

Предположим, что в случае прекращения производства детали Х предприятие сможет сдать свободную площадь в аренду за 15000 грн в месяц.

Если предприятие имеет возможность сдавать помещение в аренду, но продолжает производство, оно теряет доход от аренды. Альтернативные расходы в этом случае будут равны 180000 грн (15000 х 12).

 

В данном случае принятие решения продолжать производство обойдется предприятию в 520000 грн вместо 500000 грн при решении покупать детали Х.

Вопросы для самопроверки

1. Что есть менеджмент как учение?

2. Какие идеи оказывают влияния на управление организацией?

3. Каковы влияния культурной среды на развитие теории и практики менеджмента?

4. Какие методы использования ресурсов предложил Хейльбронер?

5. Назовите основные характеристики культуры по теории Клюкхольна и Стродтбека?

6. В чем главная причина объединения людей в организации?

7. Какой закон, очевидно, проявляется в существовании организации?

8. Каковы особенности менеджмента в цивилизациях Востока?

 

Практические задания

1. Раскройте обобщенное понятие культуры;

2. Раскройте суть методов использования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.173 с.)