Методы исследования в анатомии человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования в анатомии человека



Содержание

введение – С. С. Усоев……………………………………….  
Анатомия человека – фундаментальная дисциплина медицины..  
Виды анатомии человека…………………………………………...  
Методы исследования в анатомии человека……………………...  
Структурная организация человеческого организма…………….  
Анатомические термины и анатомическая номенклатура………  
Основные этапы онтогенеза……………………………………….  
История развития анатомии………………………………………..  
Анатомия Беларуси в 16-19 веках……………………………….  
Опорно-двигательный аппарат………………………  
Учение о костях – остеология – К. М. Ковалевич…  
Общие данные………………………………………………………  
Кость как орган……………………………………………………..  
Краткий очерк развития скелета…………………………………...  
осевой скелет ……………………………………………………..  
скелет туловища……………………………………………………  
кости черепа………………………………………………………..  
добавочный скелет………………………………………………..  
скелет верхней конечности ……………………………………….  
скелет нижней конечности………………………………………...  
Варианты и аномалии костей……………………………………  
учение о содинениях костей – артрология (artrologia) – Ю. М. Киселевский………………………….  
общая артрология…………………………………………..  
частная артрология………………………………………..  
Соединения костей черепа…………………………………………..  
Соединения костей туловища………………………………………  
Соединения костей плечевого пояса и костей свободной верхней конечности…………………………………………………………...  
Соединения костей тазового пояса и костей свободной нижней конечности…………………………………………………………...  
учение о мышцах – миология (myologia) – К. М. Ковалевич……………………………………………………  
Общая МиолОГия……………………………………………  
Виды мышечной ткани……………………………………………..  
Функции скелетных мышц…………………………………………  
Строение скелетной мышцы. Мышца как орган…………………  
Классификация мышц……………………………………………...  
Вспомогательные аппараты мышц………………………………..  
Развитие скелетных мышц…………………………………………  
Аномалии и пороки развития скелетных мышц………………….  
Основы биомеханики скелетных мышц…………………………..  
Частная миология…………………………………………  
Мышцы и фасции туловища……………………………………….  
Мышцы и фасции спины…………………………………………...  
Мышцы и фасции груди……………………………………………  
Мышцы и фасции живота………………………………………….  
Мышцы и фасции шеи……………………………………………..  
Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности…………………………………………………………..  
Мышцы и фасции плечевого пояса………………………………..  
Мышцы и фасции плеча……………………………………………  
Мышцы и фасции предплечья……………………………………..  
Мышцы и фасции кисти……………………………………………  
Фасции и топография верхней конечности……………………….  
Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности…………………………………………………………………  
Мышцы и фасции тазобедренной области………………………..  
Мышцы и фасции бедра……………………………………………  
Мышцы и фасции голени…………………………………………..  
Мышцы и фасции стопы…………………………………………...  
Фасции и топография нижней конечности……………………….  
литература…………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека - фундаментальная дисциплина медицины

 

В медицинском вузе анатомия - первая наука, которая приоткры­вает занавес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных медицинских знаний. Вместе с физиологией анатомия составляет основу медицинского образования, так как знание форм и строения тела живого человека является непременным условием понимания жизненных отправлений здорового и больного человеческого организма и ясного представления о причинах болезней, а, следовательно, и их профилактики и лечения. Без овладения анатомическими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обойтись ни одна врачебная специальность. Так, знаменитый российский врач и ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач - не анатом не только бесполезен, но и вреден". Что же изучает анатомия человека? Какое содержание вкладывается в этот термин? Название анатомия про­исходит от древнегреческого anatemnein - рассекаю, расчленяю.

Такое определение многие века вполне соответствовало содержанию предмета, а также методу исследования, которым это содержание выявлялось. Первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа, поэтому старая описательная анатомия иска­ла ответ на вопрос как устроен организм. Она ограничивалась лишь описанием формы и строения мертвого тела. Бурный рост естествозна­ния в XIX, и особенно в XX веке значительно расширил содержание анатомии как науки, она с успехом стала использовать для своего развития достижения других наук. Это расширение и углубление содер­жания предмета произошло не просто от повышения любознательности ученых, а в полном соответствии с положением теории познания окружающей действительности и о ведущем значении практики для развития науки. Потребности медицины поставили перед анатомами задачи изуче­ния строения живого тела в связи с функцией органов, с учетом воз­раста и изменяющихся условий внешней среды (например, длительное пребывание при повышенном атмосферном давлении или в невесомости при космических полетах).

В настоящее время анатомия человека представляет науку, изуча­ющую форму и строение человеческого организма, его органов и систем во взаимосвязи с функ­циональными возможностями, закономерностями в развитии и взаимодействия с окружающей средой.

Современная анатомия стремится выяснить не только как устроен организм, но и почему он так устроен. Естественно, чтобы понять строение столь совершенного существа, каким является человек, необходимо сравнивать одинаковые анатомические признаки человека и животных – от наиболее простых и до приматов. Исследованиями такого рода занимается самостоятельная наука — сравнитель­ная анатомия, которая позволяет понять историю происхождения человече­ского организма как отдельного рода.

В раз­витии человека различают исторический и индивидуальный аспекты.

В историческом аспекте выделяют две составляющих, участвующих в выяснении закономерностей в строении человека:

1. Филогенез (от phylon - род, genesis - развитие) - раз­витие рода в процессе эволюции животных. Сравнительные данные филогенеза животных помогают понять закономерности отдельных этапов в развитии нормальных и аномальных структур человеческого вида.

2. Антропогенез (anthropos - человек) рассмат­ривает историю становления человеческого рода. Здесь становление анатомических форм и структур сравнивается, в основном, с наиболее близкими видами в биологической иерархии - человекообразными обезьянами и ископаемыми предками человека.

Наконец, процесс индивидуального развития человека от первых месяцев внутриутробного периода (эмбриогенез, embrion - зародыш) до старения, которое исследуется геронтологией (от heron, herontos - старик) составляет понятие онтогенез (onthos - особь). Особенности развития анатомических структур человека после рождения являются предметом возрастной анатомии.

Рассмотрение вопросов онто- и фило­генеза в курсе анатомии человека позволяет понять происхождение пороков и аномалий развития органов.

Виды анатомии человека

Данные анатомии применяются во многих областях знаний и практической деятельности человека. В зависимости от целей применения анатомии и соответственно задачам обучения анатомия как наука подразделяется на несколько видов:

1. Систематическая анатомия. Из-за обширности материала по строению тела человека в целом и сложности его изучения, организм искусственно разделяется на части - системы органов, и изучение пред­мета производится последовательно по системам. Такой подход наибо­лее приемлем для начинающих изучать анатомию, так как сложное здесь раскладывается на более простые части.

2. Топографическая анатомия (от topos- место) изучает строение тела человека по областям. Особое внимание уделяет пространственно­му соотношению анатомических структур. Имеет непосредственное при­кладное значение для хирургии (хирургическая анатомия). Элементы топографической анатомии обязательно освещаются и при изложении систематической анатомии.

3. Пластическая анатомия изучает внешние формы тела человека, которые определяются развитием костного скелета, выступающих кост­ных бугров и гребней, контурами и тонусом мышц, распределением под­кожной клетчатки, кожными складками. Внутреннее строение изучается только с точки зрения его влияния на внешние формы. Она имеет большое значение в изобразительном искусстве - живописи, графике, скульптуре, в театральном искусстве. Однако пластическая анатомия представляет интерес и для врача, так как наблюдая изменения внеш­них форм человека, врач может судить о состоянии его здоровья.

4. Сравнительная анатомия служит для изучения исторического развития человеческого организма. Сравнивается строение тела человека со строением тела животных, стоящих на различных ступенях эво­люции, чтобы понять происхождение, развитие и становление особен­ностей строения органов человека. Сравнительная анатомия устанавливает сходство строения отдельных органов у человека и жи­вотных, а также отличия, которые отделяют человека от животных.

5. Анатомическая антропология - наука о человеке, изучает строение тела че­ловека, в основном, на организменном и популяционном уровнях. Исследует историческое развитие человека и его становление как биологического вида (антро­погенез), для чего широко используется изучение ископаемых остатков ранее живших на Земле предков человека и близких к нему видов. Антропология изучает расовые, этнические, половые, возрастные осо­бенности человека, устанавливает границы изменчивости анатомических признаков и определяющие изменчивость факторы.

Основная задача антропологии - исследование форм и факторов анатомической изменчивости человека. Для этого необходимо знать границы анатомической нормы. По­нятие нормы в разные периоды развития анатомии изменялось. В древнем мире и средние века применялось понятие «идеальная» норма, т.е. в разных странах красота анатомичес­ких форм тела понималась по разному, например, древнегреческая и римская скульптура, итальянская, испанская и фламандская живопись. В XIX веке в начальный период развития антропологии как науки использовалось понятие «средняя анатомическая норма», которая определялась вычислением среднеарифметической величины от суммы размеров частей тела у нес­кольких исследуемых индивидуумов.

В XX веке школой анатомов В.Н. Шевкуненко разработано понятие нормы как диапазона индивидуальной анатомической изменчивости, в пределах которого не нарушает­ся функция органа. Изменчивость за пределами этого диапазона обычно сопровождается нарушением функции органа и тогда такая анатомическая изменчивость называется «врож­денным пороком развития». Крайние варианты анатомической изменчивости можно относить к «аномалиям развития» (малые пороки), которые могут привести к нарушению функции органа при до­полнительном воздействии факторов внешней среды. К аномалиям развития следует от­носить такие варианты строения анатомических структур, которые могут привести к ос­ложнениям при операциях, например, увеличение числа почечных артерий, отхождение запирательной артерии от нижней подчревной и т.д. Аномалиями развития можно также считать мелкие отклонения в развитии отдельных органов, которые в комплек­се составляют определенный наследственный синдром (болезнь Дауна, синдромы Эдвардса, Марфана и др.), сопровождающиеся выраженной патологией многих жизненноважных ор­ганов.

Медицинская антропология - раздел антропологии, изучающий связь особенностей строения организма со здоровьем человека и его заболеваемостью. В целом это понятие шире, чем анатомическая антропология, так как медицинская антропология изучает весь набор фенотипических признаков. На основе этих данных определяются границы нормы (паспорт здоровья).

Хотя связь заболеваний с особенностями строения тела была известна давно еще с времен античности (психологические типы по Гиппократу, габитус по Галену), в настоящее время в связи с индиви­дуализацией профилактики и лечения болезней развивается учение о конституции человека на основе новых данных, полученных в смежных с анатомией отраслей знаний (конституциология).

Общая конституция человека - комплекс его анатомических, биохимических, се­рологических, психотипологических и других особенностей. Эти проявления конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, и в этом плане анатомическая конституция человека зависит от структуры и ско­рости метаболических процессов в организме (антигенный состав, компоненты и скорость биохими­ческих реакций, активность гормонов и др.). В свою очередь общая конституция может быть разде­лена на частные (анатомическая, биохимическая, серологическая, психотипологическая и др.). В анатомической конституции могут быть выделены системные конституции (костная, мы­шечная, артериальная, венозная, лимфатическая, нервная) и локальные (конституция головы, сег­ментов туловища и конечностей, сердца, печени и др.). Важнейшим понятием анатомической конституции является соматотип. Соматотип оп­ределяется оценкой пропорций тела (соотношение поперечных и продольных размеров) или анализом компонентного состава (степень развития костей, мышц и жировой клетчатки). Для этого используются неметрические (визуальные) и количественные (изме­рение параметров тела человека) методы соматотипирования. Наиболее объективными яв­ляются количественные методы, при которых оценеваются пропорции тела и учитывается сте­пень развития скелета, мышц и жировой клетчатки. По этим характеристикам обычно вы­деляют астеников (преобладание продольных размеров, слабое развитие скелета, мышечной систем и жироотложения), нормостеников (пропорциональное телосло­жение и соотношение основных компонентов сомы), гиперстеников (преобладание попе­речных размеров над продольными, массивный скелет, повышенное жироотложение) и пе­реходные между нимисоматотипы. Лица с разными соматотипами значительно отличаются по некоторым анатомическим характеристикам, по функции отдельных органов и систем, а также по подверженности к тем или другим заболеваниям.

В анатомических проявлениях конституции человека, по-видимому, следует выделять два аспекта: фенотипические различия (соматотипы) как варианты нормы в процессе реализации нормального генотипа, и аномальные типы конституции при патологии наследствен­ного материала, при которых устойчивые сочетания анатомических особенностей могут быть систематизированы в отдельный морфотип - следствие мутации (например, синдромы Патау, Эдвардса, Дауна). Границы между этими состояниями могут быть весьма условны.

Существует еще вид анатомии - патологи­ческая анатомия, которая изучает изменения орга­нов человека при их болезнях или другими словами при патологии. Поэтому в отличие от патологической анатомии систематическая анатомия называется еще нормальной анатомией.

 

 

Основные этапы онтогенеза

 

Во внутриутробном (пренатальном) развитии выделяют два периода: эмбриональный и фетальный.

В эмбриональном периоде (первые 2 месяца беременности) происходит начальное развитие зародыша (эмбриона). Оно состоит из 5 фаз:

1. Оплодотворение - образование зиготы (первые часы развития);

2. Дробление - зигота делится на клетки (бластомеры), из которых образуются эмбриобласт и трофобласт (1-2 недели).

3. Гаструляция - образование гаструлы, то есть превращение двухслойного зародыша в трехслойный (наружный слой - эктодерма, внутрен­ний - энтодерма, средний - мезодерма). Кроме того, в этот период возникает осевой комплекс зачатков, состоящий из хорды, нервной пластинки (нервной трубки) и мезодермы (3-я неделя).

4. Обособление тела зародыша от внезародышевых частей - в этот период происходит преобразо­вание зародышевых листков, особенно среднего зародышевого листка, который первоначально представлен метамерно расположенными справа и слева от хорды сомитами, связанными при помощи сегментных ножек (нефротомов) с вентральными несегментированными отделами мезодермы (спланхнотомами). Каждый сомит дифференцирует­ся на 3 участка: дорсолатеральный (дерматом), медиовентральный (склеротом) и промежуточный (миотом). Спланхнотомы (боковые пластинки) под­разделяются на два листка: пристеночный (париетальный) и внутренностный (висцеральный) (4-5 неделя).

5. Развитие органов (органогенез) и тканей (гистогенез) (5-8 неделя).

В фетальный периоде (3-9 месяц) - идет дальней­шее развитие и рост органов.

Внеутробный (постнатальный) этап развития длится от момента рождения до смерти и подразделяется на периоды: новорожденности (до 1 месяца), грудной (до 1 года), нейтрального детства (до 7 лет), отрочества или бисексуального детства (до 11-12 лет, здесь и дальше первая цифра приводится для женского пола, вторая - для мужского), подростковый (до 15-16 лет), юношеский (до 20-21 года), первый зрелый возраст до 35 и второй - до 55-60 лет, пожилой возраст до 75 лет, старческий - до 90 лет и после 90 пет - долгожители. Во все эти периоды организм человека постоянно изменяется и имеет определенные анатомические особенности, которые являются предметом исследования возрастной анатомии.

 

История развития анатомии

 

Еще в первобытнообщинном обществе люди знали о строении и функции основных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскальные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении человеческого организма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.).

Первые вскрытия трупов человека с исследовательскими целями произвели врачи Александрии Герофил и Эразистрат (4-й век до н.э.). Они описали оболочки и желудочки головного мозга, венозные синусы и сплетения, предстательную железу, двенадцатиперстную железу, оболочки глаза, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца и вен, крупные артерии и вены, ввели термины «артерия», «паренхима». Обобщил все эти исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в его время христианская религия запрещала вскрывать трупы и Гален мог изучать анатомию только на животных, поэтому в его многотомном «Каноне врачебной науки» было немало ошибок. В 13-14 веках в Западной Европе открываются университеты и расширяется медицинское образование. Начало нового, научного, этапа в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. Л. да Винчи (15-16 век) - гениальный итальянский ученый и художник является основоположником пластической анатомии, изучившего органы человека, влияющие на внешнюю форму тела. Андрей Везалий - основоположник современной научной анатомии, разработав и использовав высокую технику препарирования трупов, в 29 лет издал свой главный труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, иллюстрированных художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 19 столетия. 16-й век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие различные органы тела человека. Анатомы 16 века создали прочный фундамент описательной анатомии.

В 19 -м веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия - строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные, подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии - анатомическая антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало развиваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изучать не только как устроен организм, но и почему он так устроен.

 

Общие данные

 

Скелет, skeleton, (от греч. skeletos - высушенный, высохший ) состоит из более 200 костей, выполняющих механические (опорная, защитная и локомоторная) и биологические функции (участие в минеральном обмене веществ и кроветворении). Скелет условно подразделяют на осевой (позвоночный столб и череп) и добавочный (кости верхних и нижних конечностей).

Кости представлены костной тканью, которая относится к соединительной и состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами, определяющими физико-химические свойства костной ткани (твердость и упругость). Костная ткань содержит около 33% органических веществ (коллаген, гликопротеиды и др.) и 67% неорганических веществ (соли, цитраты, кристаллы гидрооксиапатита, более 30 микроэлементов).

Выделяют два типа клеток костной ткани: остеобласты - молодые костные клетки, которые постепенно дифференцируются в остеоциты, нарабатывая вокруг себя костный матрикс, пропитанный солями кальция и остеоциты - зрелые многоотростчатые клетки, расположенные в костных лакунах, замурованные в костном матриксе. Отростки их контактируют между собой. Остеоциты не делятся. Кроме того, в костной ткани располагаются и остеокласты - крупные многоядерные клетки, разрушающие кость и хрящ.

 

Кость как орган

Кость, os, ossis как орган снаружи, кроме сочленовых поверхностей, покрыта надкостницей (periosteum), представляющей собой тонкую и прочную соединительнотканную пластинку, богатую кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. Она прочно сращена с костью при помощи прободающих волокон, проникающих вглубь кости. Наружный слой надкостницы - волокнистый, внутренний - остеогенный (костеобразующий), прилежащий к кости, за счет которого происходит развитие, рост в толщину и регенерация костей после повреждения.

Различают два типа костной ткани - ретикулофиброзную (грубоволокнистую) и пластинчатую. Первая характерна для покровных костей черепа. В ней одновременно с образованием остеоцитов образуется межклеточное вещество и коллагеновые волокна, а между ними основное вещество уплотняется и формирует костные балки (перекладины). Вторая, пластинчатая ткань образуется из первой при врастании к кость сосудов и представлена костными пластинками толщиной от 4 до 15мкм, которые состоят из остеоцитов и межклеточного тонковолокнистого костного вещества.

В зависимости от расположения костных пластинок различают компактное (плотное), substantia compacta и губчатое (substantia spongiosa) костное вещество (трабекулярная кость). В компактном веществе костные пластинки расположены в определенном порядке. Образуя сложные образования - остеоны - структурные единицы кости - остеон состоит из 5 - 20 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В ценре остеона - центральный канал (Гаверсов). Между остеонами располагаются вставочные, промежуточные (интерстициальные) пластинки, кнаружи от них находятся наружные окружающие (генеральные) пластинки, кнутри - внутринние окружающие (генеральные) пластинки.

Губчатое костное вещество состоит из весьма тонких костных пластинок и перекладин, перекрещивающихся между собой и образующих ячейки, заполненные костным мозгом. Перекладины губчатого вещества расположены в определенном порядке. Их направление соответствует действию на кость сил сжатия и растяжения. Трубчатое и арочное строение кости обуславливает наибольшую прочность при меньшей массе и минимальной затрате костного материала (П. A. Лесгафт), что объясняет взаимообусловленность и взаимосвязь формы и выполняемой костью функции. Этот факт положен в основу международной классификации костей (табл.1)

Таблица 1

Международная классификация костей

Вид кости Характеристика (части кости)
Длинная (трубчатая) кость, os longum Тело (диафиз), метафиз, эпифиз, апофизы (отростки, выступы-бугры)
Короткая (губчатая) кость, os breve -
Плоская кость, os planum Края, углы
Ненормальная (смешанная) кость, os irregulare Отдельные части имеют различный вид остеогенеза
Воздухоносная кость, os pneumaticum Воздухоносная полость

 

Наиболее приемлемой считается классификация костей М. Г. Привеса с учетом: формы (строения), функции и развития (табл. 2).

В трубчатой кости различают среднюю часть кости в виде трубки с костномозговой полостью (компактное вещество), называемое телом (диафизом) кости, которое в проксимальном и дистальном направлениях переходит в губчатое вещество называемое проксимальным и дистальными метафизами. Кон-

 

Таблица 2

Классификация костей по М. Г. Привесу

 

  1.Длинные
I. Трубчатые 2.Короткие
   
  1.Длинные
II.Губчатые 2.Короткие
  3.Сесамовидные
   
  1.Кости черепа
III.Плоские 2.Кости поясов
   
IV.Смешанные  

 

цевые отделы кости, имеющие суставные поверхности называются эпифизами (проксимальным и дистальным). Истинный эпифиз построен из губчатого ве-

щества и имеет энхондральный очаг (ядро) окостенения - ложный эпифиз его не имеет. Между метафизом и эпифизом до половозрелого возраста располагается зона роста кости в длину - эпифизарный (метаэпифизарный) хрящ, соответствующий эпифизарной линии на рентгенограммах и срезах кости. Расположенные на метафизах выступы, в виде отростков, бугров, называются апофизами, и, в отличие от эпифизов, суставной поверхности не имеют.

Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. К ним относятся также кости развивающиеся в толще сухожилий, - сесамовидные (например, гороховидная, надколенник).

Плоские кости состоят из двух пластинок компактного вещества, между которыми находится слой губчатого вещества. Плоские кости черепа развиваются на основе соединительной ткани (покровные кости) и губчатое вещество между внутренней и наружной компактными пластинками называется двойным, diploe. Плоские кости поясов развиваются на основе хрящевой ткани.

Смешанные кости -это кости, части которых сливаются при развитии из частей, имеющих разные функцию, строение и развитие.

Во внутриутробном периоде у новорожденных во всех полостях костей располагается красный костный мозг, выполняющий кроветворную и защитную функции. У взрослого человека красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества губчатых, плоских костей и в метафизах, эпифизах и апофизах трубчатых костей.

 

Краткий очерк развития скелета

У низших хордовых животных (ланцетник) впервые появля­ется спинная струна - хорда - зачаток внутреннего скелета, ко­торая сохраняется в течение всей жизни организма. Вокруг хорды из мезодермы формируется перепончатый скелет. Впоследствии в процессе эволюции соединительно-тканный перепончатый скелет замещается хрящевым (хрящевые рыбы, у которых хрящевые по­звонки окружают хорду), а начиная с костистых рыб и далее, включая млекопитающих, костным скелетом. Соответственно это­му в онтогенезе большинство костей человека последовательно сменяют друг друга три стадии: перепончатая, хрящевая и кост­ная - вторичные кости. Минуют хрящевую стадию покровные кости - первичные кости (кости свода черепа, лица, часть ключицы). У человека также закладывается хорда, однако она редуцируется еще во внутриутробном периоде. Сохраняются лишь фрагменты хорды - студенистое ядро меж­позвонковых дисков.

Костная ткань появляется на 6-8-й неделе внутриутробной жизни человека. При развитии покровных костей в том участке соединительной ткани, где возникнет будущая кость, появляется одна или несколько точек окостенения (эндесмальное окостенение), образованных балками молодых костных клеток - остеобластов, которые интенсивно размножаются, в результате чего костные балки разрастаются в разные стороны. В петлях костной сети рас­положены кровеносные сосуды.

В своем развитии кости конечностей проходят стадии: перепончатую или соединительно-тканную, хрящевую, костную. Во внутреннем слое, покрывающей хрящ надхрящницы, примерно на середине диафиза, появляются остеобласты, образующие ци­линдрическую костную манжетку (перихондральное окостене­ние). Постепенно надхрящница превращается в надкостницу, обра­зующую новые остеобласты. Таким образом строится костная пластинка на поверхности хряща. Костные клетки располагаются преимущественно вокруг кровеносных сосудов. Рост кости в тол­щину за счет надкостницы называется периостальным способом образования костной ткани (периосталъное окостенение). Вместе с тем происходит и эндохондралъное окостенение. При этом кост­ная ткань образуется внутри хряща. Из надкостницы в хрящ вра­стают кровеносные сосуды и соединительная ткань, хрящ начи­нает разрушаться. Часть клеток соединительной ткани превраща­ется в остеобласты, которые разрастаются в виде тяжей, форми­рующих в глубине хряща губчатое костное вещество. Диафизы окостеневают еще во внутриутробном периоде (первичные точки окостенения). В течение его последнего месяца и после рождения в хрящевых эпифизах появляются 1-3 вторичных точки окосте­нения, которые увеличиваются в размерах, хрящ изнутри разру­шается, а на его месте, как это было описано выше, эндохондрально образуется костная ткань. Позже происходит и периостальное окостенение эпифизов, а хрящ сохраняется в виде тонкой пластин­ки лишь в области будущей суставной поверхности кости - сус­тавной хрящ, и хрящевой прослойки между эпифизом и метафизом диафиза - эпифизарный хрящ, за счет которого трубчатая кость рас­тет в длину до 16-24 лет, когда эпифизарный хрящ полностью заменяется костной тканью: эпифиз срастается с метафизом диафиза. Губ­чатые кости окостеневают аналогично эпифизам. В них наряду с основными (первичными, вторичными) возникают добавочные точки окостенения, которые постепенно сливаются с основными. В толще диафиза трубчатых костей эндохондрально образовав­шаяся костная ткань рассасывается, в результате чего возникает костно-мозговая полость. В нее прорастают клетки эмбриональной соединительной ткани, из них развивается красный костный мозг.

В течение индивидуальной жизни человека костная система претерпевает значительные возрастные изменения. Так, у ново­рожденного имеется большое количество хрящевой ткани. В течение первого года жизни кости растут медленно, от 1 до 7 лет рост ускоряется. После 11 лет вновь начинается активный рост, форми­руются отростки, костно-мозговые полости приобретают оконча­тельную форму. По мере старения наблюдается разрежение кости и уменьшение числа костных пластинок, обызвествление хрящей, деформация суставных головок.

 

Скелет туловища

 

Позвоночный столб

Позвоночный столб (позвоночник), columna vertebrаlis, состоит из отдельных костных сегментов - позвонков, vertebrae, наклады­вающихся последовательно один на другой.

Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и головы.

Кости грудной клетки

 

К ним относятся грудина и ребра.

Ребра, соединяясь сзади с грудными позвонками, а спереди с непарной костью - грудиной, образуют грудную клетку, compages thoracis.

Грудина, sternum

Функция: опорная, защитная и двигательная. Развитие: вторичная кость.

Классификация: длинная губчатая.

По форме напоминает кинжал и состоит из трех частей: верхняя – рукоятка грудины, manubrium sterni, средняя – тело грудины, corpus sterni, и нижняя -мечевидный отросток, processus xiphoideus. На верхнем краю рукоятки располагается яремная вырезка, incisura jugularis; по краям - ключичная вырезка, incisura clavicularis, в которой происходит сочленение с грудинным концом ключицы. Нижний край рукоятки и верхний край тела образуют между собой выдающийся кпереди угол грудины, angulus sterni. На краю тела грудины имеются реберные вырезки, incisurae costales, в которых происходит сочленение с хрящами ребер, начиная со II.

Ребро, costa

Функция: опорная, защитная и двигательная. Развитие: вторичная кость.

Классификация: длинная губчатая.

Ребер на каждой стороне 12. Своими задними концами они соединя­ются с телами грудных позвонков. Передними концами 7 верхних ребер соединяются непосредственно с грудиной. Это истинные ребра, costae verae. Три следующих ребра (VIII, IX и X), присоединяющиеся своими хрящами не к грудине, а к хрящу предыдущего ребра, называются ложны­ми ребрами, costae spuriae. Ребра XI и XII передними концами лежат свободно - колеблющиеся ребра, costae fluctuantes.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.063 с.)