Раздел VIII. Православие – традиционная религия русского народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VIII. Православие – традиционная религия русского народа



Православная культура в России в начале XX века, процессы секуляризации в обществе. Русская религиозная философская мысль, её место в православной культуре. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Новомученики и исповедники Российские. Царская семья. Церковь в советский период. Церковь во время ВОВ. Церковное возрождение. Патриарх Московский и Всея Руси. Современная деятельность Церкви. Возрождение православной культуры в современной России. Сотрудничество Церкви и государства в различных сферах жизни. Православное образование. Церковь и армия. Традиции православия в современной культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, «Дней Славянской письменности и культуры», Дня Победы.

Раздел IX. Региональный (национально-региональный) компонент образования

Православные истоки творчества С. Есенина.

Русский мыслитель И. Ильин и его рязанские корни.

Выдающийся архитекторКазаков Матвей Федорович на Рязанской земле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 1996.

4. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». М., 1997.

5. Конвенция о правах ребенка.

6. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М., 2003.

7. Метлик И. В. Об актуальных вопросах изучения религиозной культуры в российской школе. М., 2004.

8. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 2002.

9. Бородина А. В. Комплект учебной и учебно-методической литературы с 1 по 11 класс. М., 2001–2005.

10.Шевченко Т. А. Комплект учебно-методической литературы с 1 по 7-й классы. М., 2002–2005.

11.Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования // Материалы научно-практической конференции (10–11 октября 2002 года). М., 2003.

12.Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998.

13.Серафим (Роуз), иеромонах. Человек против Бога. М., 1995.

14.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

15.Братусь Б. С. и др. Начала христианской психологии / Под общей редакцией Братусь Б. С. М.: Наука, 1995.

16.Священник Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. М.: Паломник, 1998.

17.Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

18.Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 4. Слово 43.

19.Кураев А., дьякон. Сатанизм для интеллигенции (в двух томах). Т. 1. М., 1997.

20.Розенберг О. Проблемы буддистской философии. Петроград, 1918.

21.Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Высшая школа, 1963.

22.Свт. Димитрий Ростовский. Летопись. М., 1998.


 

Приложение № 2

Образец конспекта Е. Ф. Сосунцова к уроку Закона Божия.

Урок 22. Исцеление дочери хананеянки.

Мф. 15, 21-28; Мк. 7, 24-30.

1. Прибытие Христа к Тиру и Сидону. Встреча Его хананеянкой. Ее просьба и вера. Исполнение ее просьбы.

2. К какому месту подошел однажды Христос. Кто к Нему подошел. Что сказала хананеянка. Что ответил Христос. Что стала делать хананеянка. Что сказал Христос. Как показала свою веру хананеянка. Что сказал ей Христос.

3. Не сразу Христос исцелил дочь хананеянки. Она долго просила Его. Молитесь неотступно, и тогда Господь исполнит вашу молитву.

4. Сирийские или древне-финикийские города Тир и Сидон своей областью примыкали к Галилее, и жители могли знать о галилейском Пророке. Женщина в евангелии от Матфея называется хананеянкой, а у Марка сирофиникиянкой. Ев. Матфей употребляет библейское название, а Марк современное ему» (с. 132).

 


[1] Сборник приказов и инструкций министерства образования и науки Российской Федерации. / Вестник образования. № 1. 2009.

[2] См. Разина М. В. С. 47.

[3] Духовный регламент. Часть II. Отдел: Дела, управлению сему подлежащая Домы училищные и в них учители и ученики, тако ж и церковные проповедники.

[4] Духовный регламент. Часть II: Дела, управлению сему подлежащая.

[5] Сосунцов Е. Ф. Библиографический обзор учебников. С. 125.

[6] Сосунцов Е. Ф. Библиографический обзор учебников. С. 25.

[7] «Священная история Ветхого и Нового завета, содержащая 268 священных повествований…» ‑ см. библиографию.

[8] Каптерев П. Ф. История русской педагогии. С. 197.

[9] Полные данные см. в библиографии.

[10] Сосновский А. Методика учебных предметов начальной школы. С. 222.

[11] Данные по Смоличу.

[12] Сухомлинов М. И. Училища и народное образование в Черниговской губернии. СПб., 1864.

[13] По мнению профессора гомилетики Петербургской духовной академии (1869–1889), автора многочисленных сочинений по истории церкви Николая Ивановича Барсова. (см. его статью «Закон Божий» в энциклопедии Брокгауза и Ефрона).

[14] См. Газгиреева Л. Х.

[15] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, статья «Закон Божий».

[16] Там же.

[17] Каптерев П. Ф. История русской педагогии. С. 259–260.

[18] Если исходить из данных по таблицам Буняковского, см. в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, статья «Население».

[19] Особо здесь необходимо отметить, что технология структурирования содержания религиозного образования в дореволюционной педагогике называется методом. Так, например, говорят о параллельном, последовательном, смешанном и прочих методах преподавания. В этих случаях мы будем говорить о технологии структурирования. Поэтому, необходимо помнить, что в цитируемой литературе под термином «метод» чаще всего подразумевается именно технология структурирования предмета. Методике же преподавания как таковой уделялось столь незначительное внимание, что, очевидно, именно по этой причине не произошло разделения терминов. Т. е. в педагогических трудах говорили только об одном явлении – технологии структурирования, и для наименования этого явления стал использоваться термин «метод».

[20] Тихомиров Б. А. О несостоявшемся начале русской библеистики. (см. в библиографии).

[21] Макаревский М. А. С. 27.

[22] Так назывались эти направления в дореволюционной педагогической науке.

[23] Каптерев П. Ф. История русской педагогии. С. 314 и далее.

[24] Агафонова Г. З. С. 108 и далее.

[25] Богемская Н. Н. С. 68.

[26] См. энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья «Экзамен».

[27] Подробнее об этой льготе см. ниже.

[28] 1-е издание – 1872 г. одобрено и Синодом, и Министерством Народного Просвещения. Цитируем по изданию третьему, без перемен. СПб., 1887 г.

[29] Ширский (Семен Иванович, ум. в 1891 г.) – духовный писатель, магистр Санкт-петербургской духовной академии; был преподавателем в костромской семинарии, секретарем костромской духовной консистории и в 1890 г. занимал должность прокурора и управляющего канцелярией грузино-имеретинской синодальной конторы. Труды Ширского: "О преподавании закона Божия в начальных народных училищах" (Кострома, 1876); "К вопросу о преподавании Закона Божия в начальных народных училищах" (Кострома, 1878); "Правда о выборном начале в духовенстве" (СПб., 1871) и "Чего надо желать для нашей церкви" (выпуск I, СПб., 1882, выпуск II, ib., 1885).

[30] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, статья «Закон Божий».

[31] Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, С. 52.

[32] Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. С. 57–60 и далее. С. 92–102.

[33] По положению 1874 года сроки службы в армии были нормальные и сокращенные. Успеваемость в т. ч. по Закону Божию была реальной возможностью сократить срок личной военной службы.

[34] Из примечания, сообщающего о конкретном положении дел в Костромской епархии, интересным является факт, говорящий о методическом самоуправлении: вся епархия преподавала Закон Божий по программе священника А. Красовского, которая была рекомендована съездами законоучителей летом 1872 года в Костромской епархии.

[35] В 1704 г. издана в Амстердаме книга: «Катихизис или наставление в христиан­ской вере»; катихизические истины здесь изложены в связи с библейской историей. Цечвиц замечает: «не многие катихизисы в то время пользовались такою извест­ностью, как эта книга». По каталогам 1708 и 1722 г. известен также «Катихизис в историях» Меллера. См. у Цечвица т. II отд. 2 ч. 1, стр. 91. (примечание С. И. Ширского).

[36] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том «Россия», статья «Просвещение».

[37] Первое издание – 1882 г., одобрено мин. Нар. Просвещения как пособие преподавателям Закона Божия в 1882 г., цитируем по: М., Издание 10-е, Наумов, 1905 г., 280 стр.

[38] Сосунцов Е. Ф., свящ. Библиографический обзор учебников по Закону Божию. С. 89.

[39] Такого же мнения придерживается Е. Сосунцов (см в книге «Религиозно-нравственное воспитание в школе»).

[40] Зубанова С. Г. Служение Русской Православной Церкви в XIX веке… С. 209.

[41] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том «Россия», статья «Просвещение».

[42] Там же.

[43] Данный термин предлагает автор работы (А. Д.) в связи с тем, что в педагогической литературе не встречал каких-либо названий для системы такого типа.

[44] Сосунцов Е. Ф. Библиографический обзор учебников по Закону Божию. С. 101.

[45] См. Гессен С. И., 1995. С. 78 и далее.

[46] Архим. Платон. Православное нравственное богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 46.

[47] Успенский С., 1997.

[48] Очевидно, как наиболее простую теоретически, не требующую постоянной личной работы преподавателя по синтезу предметов на уроке при совместной системе или анализу материала по доступности при концентрической. «Так как одной из главных причин неуместности концентрического расположения материала указывается мало подготовленность законоучителей к своему делу, то в учебнике необходимо такое расположение материала, которое могло бы быть принято на уроках без всяких размышлений» (Сосунцов. Библиографический обзор учебников. С. 92).

[49] Очевидно, на практике волей-неволей приходилось приноравливаться к возможностям учеников и подавать материал по мере их возможности усваивать.

[50] Цитируется по изданию Сосунцов Е. Уроки закона Божия, 2002.

[51] С. 11.

[52] Пример урока см. в приложении № 2.

[53] Чернега К. А. Краткий анализ нормативной базы православного образования первых лет советской власти.

[54] Протоколы комиссии по вопросам религиозного образования и воспитания на 2-м Педагогическом съезде, Прага, 1925 г. // Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви. URL: http://www.pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/vosp/ (дата обращения: 10.09.2009).

[55] См. в библиографии «Церковь и молодежь. Очерк работ общеправославной конференции в Салониках…».

[56] Иоанн Сан-Францисский, архиепископ. Избранное. С. 19.

[57] Там же.

[58] Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. С. 166.

[59] Там же. С. 168.

[60] Разина М. В. С. 72.

[61] Победоносцев К. П. Духовная жизнь. С. 496.

[62] Разина М. В. С. 85.

[63] Победоносцев К. П. Духовная жизнь. С. 475–478.

[64] В «Первой книге преподавателя священной истории» (гл. 12-й «Заучивание») предлагается очень интересная мысль: «…труд поднятия влияния изучаемого предмета на учащихся всецело ложится на преподавателя, а труд усвоения полезных сведений делится между учащим и учащимися. Старая школа, в лице своих заурядных представителей, не знала такого распределения; горечь учения в ней ложилась на учащихся, а учащие лишь пожинали плоды этого горчайшего из всех корней. Вследствие такой постановки школьного преподавания, не искорененного из учебных заведений и доныне, между людьми учеными встречается ещё очень мало образованных и мудрых, т. е. добродетельных (с. 58)».

[65] См. предисловие Ю. А. Сорокина к книге Чуковского К. И. «От двух до пяти». М.: Педагогика, 1990. С. 3.

[66] Чуковский К. И. От двух до пяти. М., Педагогика, 1990. С. 53.

[67] Там же. С. 55.

[68] Чуковский К. И. От двух до пяти. М., Педагогика, 1990. С. 128.

[69] Там же. С. 241 и далее.

[70] Религиозно-нравственное воспитание в школе. Из бесед с учащими на земских педагогических курсах 1912 г., в гг. Симбирске и Оханске. С. 74.

[71] Здесь необходимо особо отметить, что при определенной скудости педагогических приемов и методов, о. Иоанн умел поддержать искренний интерес учеников к предмету благодаря богатству своей личности: широкой эрудиции, сильной воле и любящему сердцу, т. е. необходимое разнообразие привносилось самой личностью законоучителя. В иных случаях без еще более разнообразных приемов поддержать живой интерес учеников не представляется возможным.

[72] Агафонова Г. З. С. 29.

[73] Никитченков А. Ю. 2005 г.

[74] См., например, Киприан (Керн), архимандрит, 1996., с. 343 и далее, а так же Дворецкая М. Я. 2003, – раздел 18 «Душа и ее строение: воля, чувства, ум». С. 344.

[75] Про воспитание воли забывают чаще всего, более того ее искореняют как «самоволие» – см. Янушкявичене О. Л., 2005.

[76] Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в. 1917. С. 130–160, особо – 147.

[77] Петренко І. М. Церковнопарафіяльні школи лівобережної України в системі освітньої урядової політикицарської Росії (1884–1917 рр.). С. 10–13: «Церковно-приходские школы использовались властями Российской империи для русификации, искоренения национального самосознания украинцев… В некоторых церковноприходских школах в течение первого учебного года обучение велось на украинском языке и эпизодично преподавалась история Украины. Такие проявления патриотизма священников имели местный характер, однако, они свидетельствовали о критическом осмыслении действительности, желании обучать детей на родном языке, хотя бы на начальном этапе» (перевод автора – А. Д.).

[78] См. также по этой теме: Власовський І., Гладкий С. О., Драч О. О., Кравченко Т. М., Надтока Г. М., Нариси історії українського шкільництва 1905–1933, Сірополко С., Шип Н. А. На Украине почти каждое исследование говорит о политике русификации и о пассивном или активном протесте населения в ответ на эту политику.

[79] Сосунцов Е. Библиографический обзор учебников. С. 12.

[80] Здесь не выдерживается принцип, отмеченный еще Песталоцци: «Отец своих детей не должен направлять силу их духа в туманную даль прежде, чем успеть укрепить эту силу ближайшими упражнениями, остерегая ее от всякой суровости и излишнего напряжения. Если люди слишком забегают вперед, пренебрегая этим порядком, они сами разрушают в себе свою внутреннюю силу, уничтожая покой и равновесие своей внутренней жизни. Они делают это потому, что прежде, чем они успели, посредством реального знакомства с действительным миром, сделать свой дух восприимчивым к истине и мудрости, они уже окунулись в беспорядочный хаос фраз и мнений и основанием своей духовной деятельности, первым упражнением своих сил соделали пустые звуки и слова» (см. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания… С. 28); «религиозность человека гораздо менее зависит от заученных текстов и изречений, чем от влияния на ребенка благочестивой матери и энергического отца» (Там же. С. 46).

[81] См. Гессен С. И., 1995, с. 74 и далее.

[82] Одной из основных задач, и, одновременно, недостатков схоластики традиционно считается стремление к твердо установленному и к различным проблемам одинаково применимому схематизму понятий, т. е. либо одно решение должно быть верным, либо другое, а третьего варианта быть не должно (см., например, статью «Схоластика» Вл. Соловьева в ЭС Брокгауза и Ефрона).

[83] Сосунцов Е. Библиографический обзор учебников. С. 16.

[84] Сосунцов Е. Библиографический обзор учебников. С. 91.

[85] Сосунцов Е. Библиографический обзор учебников. С. 72.

[86] Религиозно-нравственное воспитание в школе.

[87] Сердобольский Е. С. 127‑143.

[88] Английская поговорка гласит, что у опыта нет общих школ, но каждого своего ученика он обучает особо… Песталоцци в свое время подтвердил эту мысль своей известнейшей фразой: «Я не знал системы, методов, приемов, кроме тех, которые основывались на любви детей ко мне, и не хотел знать». Поэтому, каждый законоучитель искал путь к сердцу ребенка своими средствами и методами, преодолевая объективные трудности, и у каждого отдельного преподавателя это получалось по-своему, успешно или неуспешно.

[89] Сосунцов Е. Библиографический обзор учебников. С. 87.

[90] Гессен С. И. 1995. С. 164.

[91] Цветкова И. Семинар преподавателей Закона Божия в Смоленске // Журнал Московской патриархии. 1992. № 10. С. 16–17.

[92] Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. С. 68–69.

[93] В «Письме министра образования РФ о предмете «Православная культура» эти предметы названы ещё «содержательными линиями», а их состав – «элементами содержания».

[94] В приложении дан образец программы предмета «Основы православной культуры» на основании Приложения к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16.

[95] См. Беляева В. А., глава 1, параграф 1.

[96] Там же.

[97] Там же.

[98] Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. П., 1939. р. 108.

[99] О христианских основаниях культуры // Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография.

[100] Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 2001. С. 400.

[101] Островский Н. Как закалялась сталь. М., 1955. С. 3–5.

[102] Мнение (как это, к примеру, убедительно доказывал Гегель в своей «Истории философии», в главе «История философии как перечень мнений»), имеет характер элемента, не входящего в философскую систему как систему верований, а значит, имеет небольшую аксиологическую значимость. То есть, каждый может иметь или не иметь то или иное мнение по тому или иному вопросу, но ценным это мнение становится только тогда, когда оно подтверждается другими мнениями и не противоречит им, т. е. когда оно является частью системы. Но в этом случае оно уже перестает быть мнением, встраиваясь в систему уже как идея, а не как мнение (по Гегелю, см. там же).

[103] См. статью «доверие» в ЭС Брокгауз и Ефрон.

[104] Например, историю этикета, этику и аксиологию.

[105] Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 тт. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 279.

[106] Честь такого определения верования принадлежит известному философу Ортеге-и-Гассету, описавшему этот феномен в труде «Идеи и верования».

[107] Практически все исторические или литературные примеры личных трагедий подтверждают, что происходят трагедии по причине разрушения системы верований: Большинство подобных примеров в европейской литературе Нового времени связаны с крушением гуманистической системы верований. Гамлет, Офелия, почти все герои Шекспира претерпевают разрушение веры в человека. В русской литературе наблюдаем большее разнообразие: Евгений Онегин терпит крушения из-за веры в теорию разумного эгоизма, Печорин мертв еще до смерти из-за нигилизма, по причине верований которого ему было все равно, что жить, что умереть… Хома Брут из повести Гоголя «Вий» гибнет по причине крушения бурсацкой суеверной системы борьбы со злом. Иудушка Головлев принял фарисейско-христианскую систему верований, отчего до поры до времени находился в иллюзии благополучного бытия. Надо отметить и тот очевидный факт, что реальность и актуальность религиозной системы верований подтверждает то, что она четко отделяет философию и религию, целенаправленно формирующих такую систему, от художественной литературы, описывающей жизнь индивидуума внутри этой системы

[108] Не может быть доказано, например, что существует окружающий нас мир, и нам ничего не остается, как верить в это. И, хотя очевидность его для подавляющего большинства вполне очевидна, многие, все же, в его существовании сомневались и сомневаются. Но вряд ли его очевидность будет являться утешением тому также очевидному факту, что весь логический строй наших и обыденных житейских, и глубоких философских мыслей выстроен на недоказуемой вере в бытие и реальность этого мира.

 

[109] См. выше в 2.3.

[110]Международные акты о правах человека. Сборник документов. С. 42-43.

[111] Там же. С. 53.

[112] Там же. С. 106-108.

[113] Там же. С. 307, 308, 315, 316.

[114] Там же. С. 115-117.

[115] Там же. С. 161.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.075 с.)