Система (виды) и правовая основа государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система (виды) и правовая основа государственной службы



 

В основу организации государственной службы Российской Федерации положен принцип системности, согласно которому система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Федеральная государственная служба это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Правовую основу института государственной службы в целом составляет система федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов Российской Федерации во главе с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

В свою очередь правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Соответственно регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; 3) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 5) указами Президента Российской Федерации; 6) постановлениями Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

В Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дается более детальное определение военной службы – это «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», будет применяться со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы. Соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы пока не внесены.

В настоящее время правовой основой военной службы в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О статусе военнослужащих», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Прохождение военной службы в соответствии с данным федеральным законом осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом[3].

Прохождение военной службы по призыву является способом исполнения воинской обязанности граждан Российской Федерации. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Взамен военной службы по призыву, осуществляемой гражданами, предусмотрен особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства - альтернативная гражданская служба. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В определении военной службы как вида федеральной государственной службы, закрепленном в ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», указывается что она «представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан». Профессиональный характер этой деятельности предполагает добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, т.е. военную службу по контракту. В связи с этим прохождение военной службы по призыву, а также альтернативной гражданской службы понятием военной службы как вида государственной службы не охватывается, а соответственно данные виды службы элементами системы государственной службы не являются.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», будет применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. В настоящее время указанный федеральный закон не вступил в силу.

Профессиональную служебную деятельность, подпадающую под определение правоохранительной службы, в настоящее время осуществляют сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов, сотрудники Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, служащие Федеральной службы судебных приставов, сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.

Правовую основу службы в перечисленных органах составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации об этих органах, нормативные акты указанных федеральных органов исполнительной власти, Положения о службе и индивидуальный контракт о службе. К примеру, правовой основой службы в милиции являются Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ред. от 01.04.2005); Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1; Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038.

Сотрудники перечисленных правоохранительных органов при приеме на службу в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку, имеют удостоверения установленного образца, форменную одежду, знаки отличия, право на ношение табельного огнестрельного оружия, наделены широкими властными полномочиями, в том числе правом требовать прекращения противоправных действия, проверять документы удостоверяющие личность, доставлять, задерживать, применять физическую силу, специальные средства принуждения и огнестрельное оружие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.009 с.)