Принципы системы и отдельных видов государственной службы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы системы и отдельных видов государственной службы Российской Федерации



Важнейшим элементом института государственной службы является вопрос о принципах построения и функционирования системы государственной службы в целом, так и о принципах отдельных видов государственной службы. В принципах отражаются наиболее важные аспекты государственной службы. Государственная служба Российской Федерации основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако, ей присущи и специальные принципы, которые определены в ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный законодательный акт является основным законом, регулирующим отношения в системе государственной службы нашей страны. Его нормы являются базовыми для иных законодательных актов о государственной службе. Поэтому принципы, закрепленные в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», не просто выражают его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации государственной службы в Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые основы организации государственной службы, а также основы правового положения государственных служащих. Поэтому в принципах системы государственной службы находят свое отражение общие принципы организации и деятельности государства, закрепленные в Конституции России (ст. 2–5, 8, 10–11, 13, 15, 17, 19–22, 42, 67–69, 73–75) либо вытекающие из нее. Вместе с тем в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» сформулированы и специальные принципы, присущие всей системе государственной службе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются следующие.

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация - федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Принцип единства системы государственной власти обеспечивает единство системы государственной службы. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации основана на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законность. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы - закреплено в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Соответственно государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

4. Равный доступ граждан к государственной службе. Согласно п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Для граждан при поступлении на государственную службу устанавливаются единые требования. Так, на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации определяются в настоящее время Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. Муниципальная служба, как и государственная, также имеет определенные принципы, причем по своему содержанию принципы государственной и муниципальной службы во многом совпадают.

В частности, взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции России).

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Должный уровень профессионализма и компетентности государственных служащих достигается:

установлением квалификационных требований к гражданам для замещения должностей государственной службы;

осуществлением подготовки граждан для прохождения государственной службы в установленных законом формах;

установленным порядком поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе;

осуществлением переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Нельзя не обратить внимания, что в числе принципов гражданской службы отсутствует принцип законности, который закреплен в числе основных принципов построения и функционирования всей системы (видов) государственной службы. В то же время в число принципов гражданской службы включены такие как «взаимодействие с общественными объединениями и гражданами» и «стабильность гражданской службы», которых нет в числе основных принципов построения и функционирования системы государственной службы. Говоря о взаимодействии в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплен принцип «взаимодействия государственной и муниципальной службы», которого нет в числе принципов гражданской службы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны проводить в жизнь эти принципы. Государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе. Принципы государственной службы, закрепленные в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» являются основополагающими для всех законодательных и иных нормативных правовых актов, образующих в своей совокупности институт государственной службы, поэтому они должны учитываться законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих законодательных актов о государственной службе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.008 с.)