Форфейтинговые, трастовые операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форфейтинговые, трастовые операции



Форфейтинг — покупка среднесрочных векселей, других долговых и платежных документов, возникающих из товарных поставок, специальным кредитным институтом (форфейтором) за наличный расчет без права регресса на экспортера при предоставлении последним достаточного обеспечения.

Компания, осуществляющая покупку долговых обязательств без регресса на экспортера, носит название форфейтинговой компании или форфейтера.

Форфейтер берет на себя все виды рисков

Обычно форфейтинг применяется при продаже машин и оборудования. Эти контракты эти являются средне- и долгосрочными и заключаются на крупные суммы. Поэтому минимальная сумма, используемая при форфейтинге, составляет не менее 250 тысяч долларов США; средняя сумма контракта составляет 1-2 миллиона долларов США. Тем самым размеры получаемых экспортером сумм превышают размеры обычных коммерческих кредитов, но в то же время не достигает масштабов кредитов покупателю, обеспечивающих поставку крупных партий машин и оборудования. Форфейтинг занимает промежуточное место между ними. Покупка требований на большую сумму может осуществляться только лишь консорциумом форфейтеров.

Форфейтированию подлежат требования к импортерам не всех стран из-за существующих политических рисков.

Форфейтирование дает ряд ощутимых преимуществ экспортеру:

♦ улучшается позиция экспортера по ликвидности, так как фирма немедленно получает наличные;

♦ экспортер освобождается от валютных, кредитных, процентных рисков;

♦ уменьшаются долгосрочные требования в балансе фирмы, что приводит к росту ее кредитоспособности;

♦ снимается необходимость контроля за погашением кредита и работы по инкассации платежей;

♦ форфейтинг не влияет на лимиты экспортера по овердрафту или на другой кредит, предоставляемый банком.

Недостатками форфейтинга являются:

1) высокая стоимость: ставка по форфейтированию значительно больше

обычных ставок по кредитам, так как форфейтер берет на себя все риски.

Расходы по форфейтированию складываются из:

♦ расходов по получению банковской гарантии или аваля по векселю;

♦ рисковой премии за политический риск;

Трастовые операции - это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах.

При выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях:

являться полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в пределах договора;

выполнять строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению.

В условиях рыночной экономики трастовые операции приобретают особую привлекательность для банков. С их помощью у банков появляется возможность решить ряд задач по упрочению своих позиций на рынке:

во-первых, это — развитие клиентской базы, улучшение ее качества;

во-вторых, проникновение на другие сегменты банковского рынка;

в-третьих, приобретение контроля над фирмами, различными фондами;

в-четвертых, расширение круга операций и услуг;

в-пятых, повышение роли банка как участника фондового рынка.

В практической деятельности банков используются следующие виды трастовых операций: доверительное управление и агентские услуги.

Банковские риски банка

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью. Банковские риски это непосредственно кредитный, процентный и валютный риски, а также риск несбалансированной ликвидности. Кроме этих видов рисков,составляющими общего финансового риска коммерческого банка являются и внешние риски, к которым можно отнести отраслевые риски, риски региона или страны, риски финансовой устойчивости заемщиков. Эти риски носят общий характер, но при этом могут оказывать серьезное влияние на финансовое положение банка. Можно выделить еще одну группу банковских рисков, которые хотя и связаны с деятельностью конкретного коммерческого банка, но не являются исключительно банковскими. К ним можно причислить операционные риски, в частности риски, возникающие при заключении сделок и при оформлении операций. Они не связаны с особянностями деятельности кредитных учреждений и могут быть свойственны различным субъектам хозяйствования.

Банковская система РК

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.

Банки являются главными финансовыми посредниками в рыночной экономике. В процессе своей деятельности они создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новые требования к заемщику. Это процесс создания новых обязательств и требований составляет основу финансового посредничества. Движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредитора к заемщикам и связанная с ними деятельность финансовых институтов называется финансовым посредничеством.

Аккумулируя денежные капиталы из разных источников, банки создают общий обезличенный "пул" денежных средств, превращая их в действующий капитал и могут удовлетворять требования на кредит на самых различных условиях.

Организация финансово-кредитного обслуживания хозорганов и населения, функционирование кредитной системы играет исключительно важную роль в развитии хозяйствующих структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйствующими единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела. Банки в процессе выполнения своих функций тесно взаимодействуют с органами функционального (экономическими), отраслевого (министерствами, ведомствами, компаниями, фирмами) и территориального (местными органами) управления.

Банки располагают текущей информацией которой нет у других органов управления. Прежде всего это относится к информации об основной деятельности обслуживаемых клиентов. Отсутствие на счете средств для выдачи заработной платы, платежей поставщикам и бюджету, возврат банковских кредитов является не только объективным, но оперативным ежедневным сигналом о неблагополучии владельцев этого счета. Банковские данные позволяют судить о многих важных сторонах деятельности предприятий, не дожидаясь составления бухгалтерского учета, предвидеть результаты. Это позволяет банкам точно знать о состоянии дел своих клиентов, контролировать их, всецело определять их судьбу и доходность.

Билет № 15

Активные операции БВУ

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды. К активным операциям банков относятся также:

· предоставление кредитов;

· банковские инвестиции;

· учет (покупка) коммерческих векселей; чаще всего банки приобретают векселя у дилеров, осуществляющих операции с ценными бумагами, или обязательства агентов, занимающихся реализацией потребительских товаров длительного пользования (автомобили, мебель и др.). Данные векселя являются, как правило, краткосрочными, хотя некоторые из них могут продлеваться;

· операции с ценными бумагами: покупка ценных бумаг для пополнения собственного портфеля (инвестиции), первичное размещение выпущенных ценных бумаг, купля-продажа ценных бумаг по поручению клиента (операции на вторичном рынке ценных бумаг), ссуды под ценные бумаги.

Весьма значительная роль банков в размещении государственных займов. При этом коммерческие банки: покупают государственные облигации; способствуют реализации государственных облигаций среди своей клиентуры; участвуют в операциях на рынке государственных облигаций, выступая посредниками при их перепродаже.

Риски в банке

Банковский риск — присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски.

Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.

Процентный риск — риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок.

Риск ликвидности — риск возникновения убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме.

Страновой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений.

Собственный капитал банка

Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самодеятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления. Однако не все элементы собственного капитала в одинаковой степени обладают такими защитными свойствами. Многие из них имеют свои, присущие только им особенности, которые оказывают влияние на способность элемента возмещать чрезвычайные непредвиденные расходы. Это обстоятельство обусловило необходимость выделения в структуре собственного капитала банка двух уровней:

основного (базового) капитала, представляющего капитал первого уровня

дополнительного капитала, или капитала второго уровня.

В состав основного капитала, относятся средства, имеющие наиболее постоянный характер, которые коммерческий банк может при любых обстоятельствах беспрепятственно использовать для покрытия непредвиденных убытков. Эти элементы отражаются в публикуемых банком отчетах, составляют основу, на которой базируются многие оценки качества работы банка, и, наконец, влияют на его доходность и степень конкурентоспособности.

В состав дополнительного капитала с определенными ограничениями включают средства, которые носят менее постоянный характер и могут только при известных обстоятельствах быть направлены на указанные выше цели. Стоимость таких средств способна в течение определенного времени изменяться.

Собственный капитал банка представляет собой особую форму банковских ресурсов. Он, в отличие от других источников, носит постоянный безвозвратный характер, имеет четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является обязательным условием образования и функционирования любого коммерческого банка, т.е. служит стержнем, на который опирается вся деятельность коммерческого банка с первого дня его существования.

Несмотря на незначительную долю в ресурсах коммерческого банка, его собственный капитал выполняет ряд жизненно важных функций:

защитную;

оперативную;

регулирующую.

Билет № 16

Кредитные риски банка

Кредитный риск - возможность потерь банком финансового актива в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнить свои обязательства по выплате процентов и основной суммы долга в соответствии с условиями договора.

По источнику проявления кредитные риски можно разделить на два вида:

1) внешний, обусловленный платежеспособностью, надежностью контрагента, вероятностью объявления им дефолта и потенциальных потерь в случае дефолта;

2) внутренний, сопряженный с особенностями кредитного продукта и возможных потерь по нему вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств.

В каждом банке процесс управления кредитным риском будет иметь характерные детали, связанные с особенностями данного банка - его организационной структурой, специализацией, величиной и т.д. Но суть этого процесса всегда остается неизменной:

1) идентификация риска;

2) качественная оценка риска (оценка кредитоспособности заемщиков);

3) вероятностная оценка риска (определение вероятности дефолта);

4) количественная оценка риска (VaR-анализ кредитного портфеля);

5) применение способов воздействия на риск:

- передача риска третьему лицу: страхование, хеджирование, обеспечение (гарантия, поручительство, залог);

- оставление риска на собственном удержании: резервирование, лимитирование, диверсификация;

6) мониторинг рисков.

 

Банковский маркетинг

Реализация товаров и ус­луг — важнейший этап дея­тельности любого пред­приятия, работающего в услови­ях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской дея­тельности не составляет исклю­чения. Целью политики руковод­ства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и в конечном счете — уве­личение получаемой прибыли. Средствами достижения даннойцели являются инструменты бан­ковского маркетинга.

По началу банки рассматри­вали маркетинг лишь как сред­ство изучения спроса, стимули­рования и привлечения клиен­тов, и лишь в восьмидесятые годы сформировалась концеп­ция маркетинга, которая стала основой управления коммерчес­кими банками. Банки создали собственные маркетинговые службы, системы сбора и обра­ботки информации, разрабаты­вают и контролируют программы маркетинга.

Содержание и цели марке­тинговой деятельности суще­ственно изменились в последние годы под влиянием резко усили­вающейся конкуренции на фи­нансовых рынках и меняющихся отношений между банками и кли­ентурой.

Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой про­дукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры.

Основными задачами марке­тинга в банке можно назвать:

1) обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изме­няющихся условиях денежного рынка;

2) повышение ликвидности банка в целях соблюдения инте­ресов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка;

3) максимальное удовлетворение запросов клиентов по объе­му, структуре и качеству услуг, оказываемых банком, что созда­ет условия для устойчивости деловых отношений;

4) поиск новых потребностей в банковских услугах; проведение маркетинговых исследований;

5)привлечение в банк новых клиентов; поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.044 с.)