В6. Причины экономических кризисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В6. Причины экономических кризисов



В4. Признаки кризиса.

Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

Социально-экономическая система является саморегулируемой системой, т.е. в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия, а система управления существует, для того чтобы обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально-экономической системы. Преодоление кризисов – это управляемый процесс.

Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем, должен функционировать мониторинг антикризисного развития. Для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их практического использования. Диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу.

Таким образом, антикризисное развитие – это не бескризисный процесс, а преодоление кризисов как источника результативного для интересов человека развития.

 

В5. Сущности и закономерности экономических кризисов.

Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением. В рамках натурального хозяйства между производством и управлением существовала прямая связь. Предпосылки для экономических кризисов возникли и увеличивались с развитием товарно-денежных отношений.

С развитием товарного производства и кредитно-денежных и рыночных отношений усилился разрыв между производством и потреблением. В условиях свободной конкуренции экономические кризисы стали объективной закономерностью. В докапиталистических способах производства было недопроизводство материальных благ. При капитализме впервые возникло перепроизводство. Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению с совокупным спросом, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм.

В теории экономических циклов отражаются закономерности воспроизводства, которое невозможно без периодических спадов и подъемов в производстве.

Первый периодический кризис произошел в Англии в 1825г., где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис в 1836г. охватил Великобританию и США. Кризис 1847г. охватил почти все страны Европы.

Первый же мировой экономический кризис относится к 1857г. и характеризуется глубочайшим разрушительным действием на экономику. Кризис 1873–1878 гг. настал во многих европейских странах и США и превысил ранее существовавшие по длительности. Мировые экономические кризисы происходили в 1900–1903 гг., 1907 г., 1920 г., но самым тяжелым и глубоким стал мировой кризис 1929–1933 гг., повлекший бесчисленное количество банкротств. После этого кризиса депрессия была длительной.

В 1937 г. наступил новый кризис, не столь сильный, как прошлый, но развивался весьма болезненно. Валовой выпуск продукции промышленности в капиталистическом мире сократился на 11%, а в США – на 21%, выпуск автомобилей уменьшился на 40 %. Развитие и обострение этого кризиса было прервано второй мировой войной 1939–1945 гг.

После Второй мировой войны в 1948–1949 гг. разразился локальный экономический кризис, затронувший Канаду и США. Очередные экономические кризисы в капиталистических странах происходили в 1953 и 1954, 1957 и 1958 гг. Самым глубоким в послевоенный период был экономический кризис 1973–1975 гг., который коснулся всех капиталистических стран и характеризовался резким ростом уровня инфляции. Его отличительная особенность – сочетание с серьезными структурными кризисами во всех секторах производства и в финансовой системе.

 

В12. Эффективность АУ

На эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы:

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисного управления. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Поэтому для антикризисного управления крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.

6. Лидерство. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

7. Оперативность и гибкость управления, адаптация управления к условиям кризиса.

8. Стратегия и качество антикризисных программ. Разработка специальных программ антикризисного развития.

9. Человеческий фактор. Обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.

10. Система мониторинга кризисных ситуаций. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.

 

В13. Понятие технологии АУ

Любое управление – это процесс, предполагающий последовательную смену стадий, операций, методов, приемов осуществления воздействия на управляемый объект.

Технология АУ – это комплекс последовательно осуществляемых действий по профилактике, предупреждению, преодолению кризиса. Технология АУ – это технология активной управленческой деятельности со всей совокупностью ее функций, методов, ролей и т. д.

Процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, использования ресурсов, максимальной эффективности, экономии времени. Значительное воздействие оказывают факторы дефицита времени, конфликтности интересов, снижения управляемости, сложного переплетения проблем, высокой степени неопределенности и риска, снижения конкурентоспособности, давления внешней среды, нарушения баланса власти.

 

В18. Роль государства в АУ

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

В широком смысле государственное регулирование экономики, как правило, ограничено двумя видами – финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитно-денежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой – на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях.

 

Финансовое ругулирование.

Финансовое регулирование – управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Задачи и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода, а именно:

1) использование бюджетной политики для реализации мероприятий экономических реформ;

2) обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

3) разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;

4) развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике:

– обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

– социально-экономическая направленность;

– сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

– создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований;

– система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

– обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;

– широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга.

– Промышленная политика должна быть направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности.

– Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства.

Перераспределение дохода.

Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов.

Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

 

В23. Ликвидация предприятий

Ликвидация предприятия – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению учредителей предприятия. Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации;

2) по решению суда. Это может быть из-за осуществления деятельности без надлежащих документов (лицензии) или противозаконной деятельности.

Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности.

Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации.

Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия, которая выполняет следующие функции:

1) осуществление мер по установлению кредиторов и их извещения о ликвидации предприятия-должника;

2) получение дебиторской задолженности;

3) оценка имущества предприятия-должника по балансовой стоимости;

4) продажа имущества на торгах;

5) составление промежуточного ликвидационного баланса, в который входят все виды имущества и требования кредиторов;

6) осуществление расчетных операций с кредиторами. Источником для ее осуществления являются средства, полученные от продажи имущества предприятия на торгах;

7) после расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс, который согласовывается с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация предприятия считается свершенной после внесения записи об этом факте в единый государственный реестр юридических лиц.

Для осуществления эффективной ликвидационной работы требуются определенные затраты:

1. Разовые затраты, которые связаны с первоначальным этапом существования ликвидационной комиссии.

2. Текущие обязательства, необходимые для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия (оплата коммунальных услуг, оплата труда некоторого процента персонала и т.д.).

3. Расходы, которые связаны с деятельностью и прекращением функционирования ликвидационной комиссии.

 

В27. Содержание и последовательность развития процедуры банкротства предприятия

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признание арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме и в срок удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.

Процедуре банкротства подлежат не все юридические лица, а лишь те, кто занимается коммерческой деятельностью, за некоторым исключением.

Классификация юридических лиц с указанием возможности признания их несостоятельными

Внешним признаком банкротства организации является приостановление текущих платежей и неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 3-х месяцев с момента наступления срока их исполнения.

Для индивидуального предпринимателя, кроме того, когда стоимость принадлежащего ему имущества оказывается меньше суммы его обязательств. Во внимание принимается размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с процентами, подлежащих уплате должником.

В размер денежных обязательств и обязательных платежей не включаются:

- требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- обязательства по выплате авторских вознаграждений;

- обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия;

- неустойки (пени, штрафы) и другие экономические (финансовые) санкции.

Механизм банкротства может быть задействован, если требования к должнику - юридическому лицу в целом составляет 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб.

Сумма денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленной при ее подтверждении актом сверки или вступившим в законную силу решением суда.

В процессе производственной деятельности руководитель организации, его учредители или участники, а также местные органы управления обязаны постоянно следить за состоянием производственно-финансовой деятельности экономически слабых организаций и принимать меры по предупреждению банкротства.

В связи с этим все организации, заинтересованные в восстановлении платежеспособности должника, прежде чем подавать в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), должны принять меры по его финансовому оздоровлению (так называемая досудебная санация).

Если предпринятые меры, связанные с досудебной санацией, не дали положительных результатов, то в арбитражный суд подается заявление о возбуждении производства но делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника. Это могут сделать:

- должник, кредиторы, прокурор – в связи с неисполнением денежных обязательств;

- должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы – в связи с неисполнением обязательных платежей.

К иным уполномоченным органам относятся:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Фонд социального страхования Российской Федерации.

Прокурор обращается в арбитражный суд в случаях:

- фиктивного банкротства;

- преднамеренного банкротства;

- наличия задолженности по обязательным платежам;

- в интересах кредитора по денежным обязательствам – России, субъекта России, муниципального образования;

- в иных случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и другими федеральными законами.

Исковое заявление является основанием для судьи арбитражного суда возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В 3-х дневный срок со дня подачи заявления, судья выносит определение, оно направляется:

- территориальному органу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

- должнику, кредиторам;

- прокурору (если заявление подано им);

- банкам и другим кредитным учреждениям;

- в суд, главному судебному приставу;

- в налоговые и иные уполномоченные органы.

Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника проходит с участием всех заинтересованных лиц должника, конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов, представителя трудового коллектива должника, государственного органа по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и иных лиц в соответствии с законом.

Информация о финансово-экономическом состоянии не разглашается до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

Выделяют две формы процедуры банкротства - судебную и внесудебную. Внесудебная форма процедуры банкротства имеет место в случае добровольной ликвидации организации-должника, которая осуществляется в соответствии с учредительными документами должника и действующим законодательством.

Судебная форма определяет следующую последовательность развития процедуры банкротства (рисунок 4.2).

Любая из процедур банкротства может перейти в другую при обнаружении признаков, позволяющих это сделать. Арбитражный суд может вынести решение о введении любой процедуры сразу же, если этом>' есть основания.

Мировое соглашение может наступить на любой стадии процедуры банкротства.

Судебные формы процедуры банкротства

В случае, если должник не в состоянии обеспечить денежные обязательства и обязательные платежи в установленный срок, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением в письменной форме, в котором должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда;

- полные реквизиты организации-должника;

- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемых должником;

- сумма задолженности по возмещению вреда жизни и здоровью, по оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждений по авторским договорам;

- размер задолженности по обязательным платежам;

- аргументированное обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов полностью;

- информация о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений (если такие имеются) к организации-должнику, об исполнительных и других документах, предъявленных к бесспорному списанию;

- сведения об имуществе должника, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

- данные о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

- номера счетов должника в банках и других кредитных организациях с указание их почтовых адресов,

К заявлению прилагаются:

- список кредиторов с расшифровкой кредиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов;

- список дебиторов с расшифровкой дебиторской задолженности и их почтовыми адресами;

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы;

- документы, подтверждающие состав и стоимость имущества должника;

- решение собственника имущества должника-юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением;

- протокол собрания трудового коллектива должника, им избран представитель трудового коллектива для участия в арбитражном процессе;

- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины,

- уведомления о вручении копии заявления должника кредиторам и другим участникам дела о банкротстве.

В соответствии с законом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Копии заявления с приложениями направляются заказной почтой с уведомлением о вручении всем кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. Если имели место нарушения процедуры оформления документов и подачи заявления, то руководитель и члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность перед кредиторами, а также могут нести административную и уголовную ответственность.

В случае подачи заявления в арбитражный суд при наличии фиктивного или умышленного (преднамеренного) банкротства, руководитель должника, его учредители и иные лица, имеющие право давать обязательные для должника указания или определять его действия, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Руководитель должника, в зависимости от масштабов причиненных организации убытков, может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Заявление о признании должника банкротом, как было показано выше, может быть подано в арбитражный суд конкурсными кредиторами, а также уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В заявлении должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда;

- наименование должника и его почтовый адрес;

- наименование кредитора и его почтовый адрес;

- размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов, пени и штрафов;

- обязательство должника перед кредитором, срок его исполнения;

- обоснование требований кредитора;

- доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора;

- перечень прилагаемыхк заявлению документов.

К заявлению обязательно прилагаются:

- доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего заявление за кредитора;

- уведомление о вручении копии заявления должнику;

- решение арбитражного суда, суда общей юрисдикции или третейского суда, рассматривавших их до этого требования кредитора к должнику,

- исполнительный документ или доказательства, подтверждающие признание должником требований кредиторов;

- документы, подтверждающие обязательства должника перед кредитором;

- наличие и размер задолженности;

- уплату государственной пошлины;

- соблюдение досудебного порядка урегулирования спроса с должником по денежным обязательствам;

- доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в случае, если заявление подается налоговым или другим уполномоченным органом.

Заявление в арбитражный суд может подать прокурор, если кредитором по денежным обязательствам является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Процедура подачи заявления аналогичная заявлению кредиторов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает некоторые особенности процедуры банкротства для отдельных должников. К ним относятся:

- градообразующие организации;

- сельскохозяйственные организации;

- кредитные организации;

- страховые организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые особенности процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание и переработка собственной продукции, выручка от которых при реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Аналогичный подход имеет место и к рыболовецким колхозам (артелям), выручка которых от произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

В ходе наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Это по особому ставит вопрос о возможности удовлетворения требования кредиторов за счет доходов, которые может получить сельскохозяйственная организация по окончании соответствующего производственного периода.

При ликвидации, вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций, их земельные угодья могут отчуждаться или переходить к другому лицу Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той части, в которой их оборот допускается земельным законодательством.

Внешнее управление сельскохозяйственных организаций вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом необходимости реализовать продукцию.

Продолжительность внешнего управления может быть увеличена на срок до 3-х месяцев.

Продление срока внешнего управления на 1 год разрешается в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия с эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями), которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния организации в период управления.

Федеральным законом установлены особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства. Основанием признания такого хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов всех видов и форм.

Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о банкротстве подается в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

К заявлению, подписанному главой хозяйства, помимо документов, предусмотренных статьей 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», должны быть приложены документы, подтверждающие:

- состав и стоимость имуществакрестьянского хозяйства;

- состав и стоимость имущества принадлежащего членам крестьянского хозяйства па праве собственности с указанием источников, за счет которых оно приобретено;

- размер доходов, которые хозяйство может получить по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Эти документы также прилагаются к отзыву на заявление кредитора, заявление налогового или иного уполномоченного органа или прокурора.

В течение 2-х месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании крестьянского хозяйства банкротом его глава может представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности своего хозяйства.

Если осуществление мероприятий, намеченных планом, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству погасить требования кредиторов, арбитражным судом вводится внешнее управление хозяйством. Арбитражный суд внешнее управление хозяйством вводит определением, которое может быть обжаловано.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной продукции. Этот срок не должен превышать сроки, установленные Федеральным законом более чем на три месяца. Если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния хозяйства из-за стихийных бедствий или других крайне неблагоприятных условий, срок внешнего управления может быть продлен на один год.

Внешним управляющим крестьянского хозяйства может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего.

Внешнее управление может быть досрочно прекращено внешним управляющим или одним из кредиторов, если:

- имеет место невыполнение мероприятий плана восстановления платежеспособности хозяйства;

- очевидны обстоятельства, свидетельствующие о невозможности восстановления платежеспособности.

При досрочном прекращении внешнего управления крестьянское (фермерское) хозяйство признается банкротом и открывается конкурсное производство.

В конкурсную массу крестьянского(фермерского) хозяйства включаются находящиеся в обшей собственности членов хозяйства:

- имущество, приобретенное на общие средства (насаждения, постройки, сооружения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственная техника и другое имущество);

- право аренды земельного участка и иные имущественные права, принадлежащие хозяйству и имеющие денежную оценку.

Земельный участок может отчуждаться и переходить к другому лицу Российской Федерации с земельным законодательством.

Имущество и другие средства, входящие в конкурсную массу крестьянского хозяйства, может быть продано только по конкурсу с обязательным сохранением целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.

С момента признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства государственная регистрация главы хозяйства утрачивает силу. Арбитражный суд копию решения направляет в орган, зарегистрировавший его в качестве индивидуального предпринимателя.

 

В51. Система АУ персоналом

Персонал предприятия – это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой и упорядоченной системе управления.

Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя, которые включают подбор и распределение персонала; планирование и организацию работы сотрудников; диагностику персонала; учет его движения; программы по повышению квалификации; мотивацию и стимулирование труда и, конечно, предоставление благоприятных и безопасных условий труда.

Антикризисное управление, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, а также включает социально-психологические факторы.

В современных условиях, когда стабильное состояние – это чаще всего недолговременное явление, нужно уделять особое внимание вопросам быстрой адаптации сотрудников к изменяющимся условиям, их мотивации и обеспечения гарантиями.

С возникновением новых условий и факторов решение задач в рамках старых программ становится неэффективным, и требуется разрабатывать новые, соответствующие условиям среды.

В общем виде система антикризисного управления персоналом – это комплекс подсистем общего и линейного руководства, а также отдельные функциональные подсистемы, отвечающие за выполнение определенных задач.

Подсистема общего и линейного руководства представлена высшим руководством, менеджерами старшего и среднего звена. Они осуществляет общий управленческий процесс.

Функциональные подсистемы предназначены для выполнения следующих задач:

1) управление подбором и распределением персонала;

2) планирование рабочего процесса сотрудников;

3) управление системой мотивации;

4) управление трудовыми отношениями;

5) управление развитием персонала;

6) управление социально-правовой базой;

7) информационное обеспечение системы управления персоналом.

Структура системы управления вообще зависит от характеристик самого предприятия: его масштаба, характера деятельности, территориального расположения, сферы бизнеса и т. д. Как правило, в крупных организациях система управления персоналом достаточно сложная и разветвленная, в то время как в средних и малых организация одна подсистема может выполнять сразу несколько функций.

Для обеспечения должного уровня антикризисного управления персоналом, руководителям необходимо обратить внимание на планирование и разработку кадровых стратегий при работе с ним. Основные меры здесь:

1) привлечение новых сотрудников и специалистов;

2) переквалификация сотрудников в связи с использованием новых программ и технологий;

3) разработка системы гарантий (социальных, правовых и т. д.);

4) организация системы трудоустройства сотрудников при перепрофилировании предприятия.

В последнее время пристальное внимание в сфере антикризисного управления персоналом уделяется кадровому маркетингу. Это комплекс мер, направленный на повышение квалификационного уровня сотрудников и развитие персонала.

Основные методы, применяющиеся в кадровом маркетинге, это создание образовательных учреждений в рамках данного предприятия для подготовки узких специалистов; привлечение студентов и аспирантов для стажировки и практики; сотрудничество с различными службами занятости; разработка системы обучения для действующих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня; использование лизинга персонала.

Еще одним важным направлением в антикризисном управлении персоналом является использование так называемых профессиограмм – это линия качеств сотрудника, которые необходимы и предпочтительны для данной должности. Профессиограммы имеют большое значение с точки зрения планирования и прогнозирования возможных потребностей в том или ином уровне сотрудника (его квалификации) на определенном этапе функционирования предприятия. Ни одно предприятие не может обойтись без своей организационной культуры, это является частью его существования. Кроме того, эффективное управление невозможно построить на статичных основах, необходимо использовать новейшие разработка в области организационно-культурной базы предприятия.

В настоящее время выделяют четыре основных типа организационной культуры:

1) предпринимательская – предполагает рыночную форму управления;

2) партиципативная – основана на демократическом стиле;

3) бюрократическая – основной силой является воля руководителя;

4) органическая – основа – коллективная форма управления.

 

В60. АУ конфликтами

В управлении конфликтами можно отметить два основных направления: предотвращение конфликтов и их преодоление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.143 с.)