Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис, становление и развитие библиотековедения.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Генезис, становление и развитие библиотековедения. Лекция 1 1. Введение. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». 2. Его место в системе профессиональной подготовки. 3. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. 4. Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения. Основные цели, задачи и тематические модули дисциплины. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». Его место в системе профессиональной подготовки библиотечно-библиографических и информационных специалистов. Структура курса. Основные формы учебной работы Характеристика литературы и источников. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Объективные причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Два этапа генезиса библиотековедения: донаучный («библиотековедческая мысль») (с середины II тысячелетия до н. э. до конца XVIII в.); научный (с начала XIX в. до настоящего времени), Развитие библиотечной практики - фактор формирования потребности в библиотечной науке. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия "библиотековедение". Основные этапы развития отечественного библиотековедения как общественной науки. Основные этапы развития зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения. Международное сотрудничество в области библиотековедения. Сущность, функции и структура современного библиотековедения Научные трактовки понятия "библиотековедение". Библиотековедение как теоретическое воспроизведение библиотечного дела. Органическая взаимосвязь библиотечной теории и библиотечной практики. Дискуссии об объекте и предмете библиотековедения. Современные интерпретации объекта и предмета библиотековедения. Функции и структура библиотековедения как науки. Структура библиотековедения как учебной дисциплины. Дифференциация и интеграция библиотековедческого знания. Связь библиотековедения с родственными дисциплинами, философией, и науками социального и гуманитарного циклов. Специальное, сравнительное и региональное библиотековедение, другие направления библиотековедческого знания. Вероятность и перспектива реструктурирования библиотековедческого знания на базе более общей теории. Лекция 2 1. Научные трактовки понятия "библиотековедение". 2. Функции и структура библиотековедения как науки. 3. Связь библиотековедения с родственными дисциплинами.
Практическая работа 1 Составление таблицы «Характеристика основных этапов развития библиотековедения. 2 ч Семинар 1 1. Предыстория библиотековедения (возникновение и 2.развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э. – XVIII в.) 3.Возникновение и становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины (XIX в.) 4.Развитие библиотековедения в XX в. Семинар 2 1.Теоретические основы библиотековедения. 2.Связь библиотековедения с науками библиотечного цикла: библиотековедение, книговедение, библиографоведение, информатика. 3.Связь библиотековедения с общенаучными науками: социология, педагогика, психология и экономика. 4.Библиотековедение как система знаний о библиотеке. Методология и система научных методов в библиотековедении 10 Лекция 3 1. Методологические основы библиотековедения. 2. Общенаучные, частнонаучные методы библиотековедческих исследований Методология как система наиболее общих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности. Основные направления методологического знания. Философия как методологическая основа библиотековедения. Общие и частные законы библиотековедения и библиотечного дела. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, их сущность, возможности и ограничения. Общенаучные, частнонаучные методы, используемые в библиотековедческих исследованиях. Общенаучные методы в библиотековедении (наблюдение, сравнение, анализ, синтез,абстрагирование (удаление, отвлечение), формализация, эксперимент, моделирование, прогнозирование). Использование общенаучных подходов: терминологического, исторического, эволюционного, структурно-функционального, системного, информационно-коммуникационного и др. Частнонаучные методы (опрос, контент-анализ, эмпатия, тестирование, статистический анализ, экспертный опрос и др.) Практика как критерий истинности библиотековедческого знания.
Лекция 4 1. Центры научно-исследовательской деятельности в области библиотечно-информационной деятельности. 2. Структурные компоненты библиотековедческого исследования. 3. Основные этапы библиотековедческого исследования. Виды библиотековедческих исследований: фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Центры научно-исследовательской деятельности в области библиотечно-информационной деятельности. Профессиональные научные форумы, конференции, конгрессы. Модели и алгоритмы процесса порождения нового научного знания в библиотековедении. Понятие научной проблемы в библиотековедении. Основные этапы библиотековедческого исследования. Программа научного исследования. Методологическая и методическая части исследования. Пилотный этап исследования. Осуществление программы исследования. Оформление результатов научного исследования и их внедрение в библиотечную практику.
Библиотечная профессия Лекция 5 1. Библиотечная профессия и ее роль в современном обществе. 2. Профессиональная этика библиотекаря. 3. Современные системы подготовки библиотечных кадров. Период и условия зарождения библиотечной профессии. Библиотечная профессия и ее роль в современном обществе. Содержательная характеристика библиотечной профессии. Социальная и профессиональная позиция библиотекаря. Кодекс этики библиотекаря. Творческая природа труда библиотекаря. Синкретичность библиотечной профессии. Критерии научного мышления сотрудников библиотек. Дифференциация и интеграция библиотечного труда. Профессиональные требования к личности библиотекаря. Понятие о профессиограмме библиотекаря. Современные системы подготовки библиотечных кадров, их специализация. Специальное вузовское библиотечное образование. Послевузовское библиотечное образование. Международный и российский стандарты в библиотечном образовании. Фактор самообразования в профессиональной подготовке библиотекаря Ориентация библиотечных кадров на непрерывное профессиональное образование и повышение квалификационного уровня. Самообразование библиотечных специалистов как средство обеспечения профессиональной мобильности библиотекарей, их готовности к нововведениям. Место библиотечной профессии в информационном обществе. Семинар 3 1. Возникновение и становление библиотечной профессии. 2. Специализация и кооперация библиотечного труда. Современная структурно-содержательная характеристика библиотечной профессии. 3. Психологический портрет библиотекаря. 4. Личностные качества библиотекаря. 5. Нравственно-этические императивы библиотечной профессии. Профессиональный кодекс библиотекаря. Практическая работа 7 Профессиограмма библиотекаря Семинар 4 1. Выдающиеся деятели науки, культуры и просвещения о библиотеке, книжной культуре и профессии библиотекаря. 2. Биографии и творческий путь выдающихся представителей библиотечной профессии в исторической ретроспективе. Образ библиотекаря в искусстве и литературе.
Лекция 6 1. Библиотека как социальный институт. 2. Современные концепции библиотеки. Общественная роль библиотеки. 3. Исследования социальной роли библиотеки как центра «продвижения» чтения среди населения Многообразие современных концепций библиотеки, ее общественной миссии и функциях. Библиотека как институт организации хранения, использования и функционирования книги, тиражированных документов, социально-значимой информации, текстов социально-культурного назначения. Социально-культурная, мемориально-историческая, документная и информационная концепции общественной роли библиотеки. Общественные функции библиотеки. Сущностная функция библиотеки. Библиотека и культура. Библиотека и информация. Библиотека и коммуникации. Библиотека и образование. Библиотека как главная база непрерывного образования. Библиотека и социализация личности. Библиотека и воспитание. Библиотека и демократия. Библиотека и производство. Библиотека и наука. Библиотека как центральное звено системы учреждений, организующих и «продвигающих» чтение среди населения. Библиотека как один из ключевых факторов информатизации общества. Перспективы повышения социальной роли библиотеки, ее трансформации в условиях информационного общества.
Лекция 7. 1. Характеристика структурных подразделений библиотеки 2. Компонентная и развернутая модели библиотеки Общая характеристика основных структурных подразделений библиотеки и их функции. Типовая модель библиотеки. Компонентная модель библиотеки: документ-абонент-библиотекарь-материально-техническая база. Развернутая модель библиотеки: публикация-информация-абонент-библиотекарь-материально-техническая база - орган управления. Другие подходы к интерпретации модели библиотеки. Функционально-технологическая структура библиотеки. Понятие об основной «продукции» библиотеки. Организационно-управленческая структура библиотеки, ее основные блоки. Соотношение функционально-технологической и организационно-управленческой структур библиотеки. Библиотека как целостная система. Семинар 5 1. Объективные причины возникновения, становления и развития библиотеки как социального института 2. Современные концепции библиотеки как социального института: документная, информационная 3. Основные задачи и функции библиотеки 4. Библиотека в системе социальных коммуникаций 5. Библиотека в информационном обществе, перспективы ее дальнейшего развития 6. Компонентная и развернутая модели библиотеки Практическая работа 8 Составление таблицы «Структурно-содержательная и функциональная характеристика подразделений библиотеки»
Лекция 8 1. Понятие типологизации. Научное и практическое значение типологии библиотек. 2. Основные принципы и критерии типологизации библиотек 3. Проблемы научной классификации библиотек в условиях формирования информационного общества.
Практическая работа 9 Составление таблицы «Типологические и видовые характеристики библиотеки» Семинар 6 1. Существование разнообразных библиотек как основа для их типологии. 2. Определение терминов «типология», «классификация», «типологизация», «классифицирование». 3. Современные подходы к решению проблемы типологии библиотек (конец ХХ–начало ХХI в). 4. Значение типологии библиотек для развития библиотечного дела. 5. Существующие концепции типологии библиотек.
Практическая работа 2 Основные операции и логические приемы в решении аналитических задач научного исследования Практическая работа 3 Социологические методы и их применение в исследовании информационно-библиотечных процессов Практическая работа 4 Основные общенаучные методы научных исследований и их применение в практике НИР Практическая работа 5 Частнонаучные методы библиотековедческих исследований, их применение. 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине
Тематика рефератов: 1. Сущность современной библиотечной науки. 2. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного библиотековедения. 3. Проблема объекта и предмета в библиотековедении. 4. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря. 5. Сравнительное библиотековедение. 6. Региональное библиотековедение. 7. Международные связи в области библиотековедения. 8. Вклад ИФЛА в развитие библиотековедения. 9. Международное библиотечное сотрудничество. 10. Задачи деятельности библиотек на современном этапе. 11. Социальные функции современной библиотеки. 12. Библиотечное дело и система НТИ. 13. Типология библиотек как общетеоретическая проблема библиотековедения. 14. Публичные библиотеки как разновидность универсальных, их типологические особенности, задачи и назначение. 15. Универсальные научные библиотеки их типологические особенности, задачи и назначение. 16. Библиотеки, обслуживающие детей - РГДБ. 17. Библиотеки, обслуживающие юношество – РГБ для молодежи. 18. Национальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение. 19. Российская государственная библиотека - РГБ. 20. Российская национальная библиотека - РНБ. 21. Российская книжная палата – РКП: задачи и назначение. 22. Централизованные библиотечные системы: их виды, особенности, задачи и назначение. 23. Специальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение. 24. Учебные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение. 25. Библиотеки-депозитарии, их типологические особенности, задачи и назначение. 26. Библиотеки научных учреждений, их типологические особенности, задачи и назначение. 27. Библиотечная сеть страны. 28. Электронные библиотеки России: проблемы и перспективы. 29. Российская библиотечная ассоциация - РБА. 30. Стандартизация в библиотечном деле. 31. Прошлое, настоящее и будущее библиотечной профессии. 32. Книга и библиотека в годы Великой Отечественной войны. 33. Портрет видного библиотековеда. 34. Меценаты библиотечного дела. 35. Просветители и их роль в организации публичных библиотек. 36. Библиотечные династии - профессия по наследству. 37. Крупнейшие библиотеки РК. 38. Развитие библиотечного образования в РК. 39. Из истории библиотек РК 40. Библиотечно-библиографическое сотрудничество библиотек края. Генезис, становление и развитие библиотековедения. Лекция 1 1. Введение. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». 2. Его место в системе профессиональной подготовки. 3. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. 4. Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения. Основные цели, задачи и тематические модули дисциплины. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». Его место в системе профессиональной подготовки библиотечно-библиографических и информационных специалистов. Структура курса. Основные формы учебной работы Характеристика литературы и источников. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Объективные причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Два этапа генезиса библиотековедения: донаучный («библиотековедческая мысль») (с середины II тысячелетия до н. э. до конца XVIII в.); научный (с начала XIX в. до настоящего времени), Развитие библиотечной практики - фактор формирования потребности в библиотечной науке. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия "библиотековедение". Основные этапы развития отечественного библиотековедения как общественной науки. Основные этапы развития зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения. Международное сотрудничество в области библиотековедения.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.) |