Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис, становление и развитие библиотековедения.

Поиск

Генезис, становление и развитие библиотековедения.

Лекция 1

1. Введение. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение».

2. Его место в системе профессиональной подготовки.

3. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины.

4. Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения.

Основные цели, задачи и тематические модули дисциплины. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». Его место в системе профессиональной подготовки библиотечно-библиографических и информационных специалистов. Структура курса. Основные формы учебной работы Характеристика литературы и источников. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Объективные причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Два этапа генезиса библиотековедения: донаучный («библиотековедческая мысль») (с середины II тысячелетия до н. э. до конца XVIII в.); научный (с начала XIX в. до настоящего времени), Развитие библиотечной практики - фактор формирования потребности в библиотечной науке. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия "библиотековедение". Основные этапы развития отечественного библиотековедения как общественной науки. Основные этапы развития зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения. Международное сотрудничество в области библиотековедения.

Сущность, функции и структура современного библиотековедения

Научные трактовки понятия "библиотековедение". Библиотековедение как теоретическое воспроизведение библиотечного дела. Органическая взаимосвязь библиотечной теории и библиотечной практики. Дискуссии об объекте и предмете библиотековедения. Современные интерпретации объекта и предмета библиотековедения. Функции и структура библиотековедения как науки. Структура библиотековедения как учебной дисциплины. Дифференциация и интеграция библиотековедческого знания. Связь библиотековедения с родственными дисциплинами, философией, и науками социального и гуманитарного циклов. Специальное, сравнительное и региональное библиотековедение, другие направления библиотековедческого знания. Вероятность и перспектива реструктурирования библиотековедческого знания на базе более общей теории.

Лекция 2

1. Научные трактовки понятия "библиотековедение".

2. Функции и структура библиотековедения как науки.

3. Связь библиотековедения с родственными дисциплинами.

 

Практическая работа 1

Составление таблицы «Характеристика основных этапов развития библиотековедения. 2 ч

Семинар 1

1. Предыстория библиотековедения (возникновение и 2.развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э. – XVIII в.)

3.Возникновение и становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины (XIX в.)

4.Развитие библиотековедения в XX в.

Семинар 2

1.Теоретические основы библиотековедения.

2.Связь библиотековедения с науками библиотечного цикла: библиотековедение, книговедение, библиографоведение, информатика.

3.Связь библиотековедения с общенаучными науками: социология, педагогика, психология и экономика.

4.Библиотековедение как система знаний о библиотеке.

Методология и система научных методов в библиотековедении 10

Лекция 3

1. Методологические основы библиотековедения.

2. Общенаучные, частнонаучные методы библиотековедческих исследований

Методология как система наиболее общих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности. Основные направления методологического знания. Философия как методологическая основа библиотековедения. Общие и частные законы библиотековедения и библиотечного дела. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, их сущность, возможности и ограничения. Общенаучные, частнонаучные методы, используемые в библиотековедческих исследованиях. Общенаучные методы в библиотековедении (наблюдение, сравнение, анализ, синтез,абстрагирование (удаление, отвлечение), формализация, эксперимент, моделирование, прогнозирование). Использование общенаучных подходов: терминологического, исторического, эволюционного, структурно-функционального, системного, информационно-коммуникационного и др. Частнонаучные методы (опрос, контент-анализ, эмпатия, тестирование, статистический анализ, экспертный опрос и др.) Практика как критерий истинности библиотековедческого знания.

 

Лекция 4

1. Центры научно-исследовательской деятельности в области библиотечно-информационной деятельности.

2. Структурные компоненты библиотековедческого исследования.

3. Основные этапы библиотековедческого исследования.

Виды библиотековедческих исследований: фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Центры научно-исследовательской деятельности в области библиотечно-информационной деятельности. Профессиональные научные форумы, конференции, конгрессы. Модели и алгоритмы процесса порождения нового научного знания в библиотековедении. Понятие научной проблемы в библиотековедении. Основные этапы библиотековедческого исследования. Программа научного исследования. Методологическая и методическая части исследования. Пилотный этап исследования. Осуществление программы исследования. Оформление результатов научного исследования и их внедрение в библиотечную практику.

 

Библиотечная профессия

Лекция 5

1. Библиотечная профессия и ее роль в современном обществе.

2. Профессиональная этика библиотекаря.

3. Современные системы подготовки библиотечных кадров.

Период и условия зарождения библиотечной профессии. Библиотечная профессия и ее роль в современном обществе. Содержательная характеристика библиотечной профессии. Социальная и профессиональная позиция библиотекаря. Кодекс этики библиотекаря. Творческая природа труда библиотекаря. Синкретичность библиотечной профессии. Критерии научного мышления сотрудников библиотек. Дифференциация и интеграция библиотечного труда. Профессиональные требования к личности библиотекаря. Понятие о профессиограмме библиотекаря. Современные системы подготовки библиотечных кадров, их специализация. Специальное вузовское библиотечное образование. Послевузовское библиотечное образование. Международный и российский стандарты в библиотечном образовании. Фактор самообразования в профессиональной подготовке библиотекаря Ориентация библиотечных кадров на непрерывное профессиональное образование и повышение квалификационного уровня. Самообразование библиотечных специалистов как средство обеспечения профессиональной мобильности библиотекарей, их готовности к нововведениям. Место библиотечной профессии в информационном обществе.

Семинар 3

1. Возникновение и становление библиотечной профессии.

2. Специализация и кооперация библиотечного труда. Современная структурно-содержательная характеристика библиотечной профессии.

3. Психологический портрет библиотекаря.

4. Личностные качества библиотекаря.

5. Нравственно-этические императивы библиотечной профессии. Профессиональный кодекс библиотекаря.

Практическая работа 7

Профессиограмма библиотекаря

Семинар 4

1. Выдающиеся деятели науки, культуры и просвещения о библиотеке, книжной культуре и профессии библиотекаря.

2. Биографии и творческий путь выдающихся представителей библиотечной профессии в исторической ретроспективе.

Образ библиотекаря в искусстве и литературе.

 

Лекция 6

1. Библиотека как социальный институт.

2. Современные концепции библиотеки. Общественная роль библиотеки.

3. Исследования социальной роли библиотеки как центра «продвижения» чтения среди населения

Многообразие современных концепций библиотеки, ее общественной миссии и функциях. Библиотека как институт организации хранения, использования и функционирования книги, тиражированных документов, социально-значимой информации, текстов социально-культурного назначения. Социально-культурная, мемориально-историческая, документная и информационная концепции общественной роли библиотеки. Общественные функции библиотеки. Сущностная функция библиотеки. Библиотека и культура. Библиотека и информация. Библиотека и коммуникации. Библиотека и образование. Библиотека как главная база непрерывного образования. Библиотека и социализация личности. Библиотека и воспитание. Библиотека и демократия. Библиотека и производство. Библиотека и наука. Библиотека как центральное звено системы учреждений, организующих и «продвигающих» чтение среди населения. Библиотека как один из ключевых факторов информатизации общества. Перспективы повышения социальной роли библиотеки, ее трансформации в условиях информационного общества.

 

Лекция 7.

1. Характеристика структурных подразделений библиотеки

2. Компонентная и развернутая модели библиотеки

Общая характеристика основных структурных подразделений библиотеки и их функции. Типовая модель библиотеки. Компонентная модель библиотеки: документ-абонент-библиотекарь-материально-техническая база. Развернутая модель библиотеки: публикация-информация-абонент-библиотекарь-материально-техническая база - орган управления. Другие подходы к интерпретации модели библиотеки. Функционально-технологическая структура библиотеки. Понятие об основной «продукции» библиотеки. Организационно-управленческая структура библиотеки, ее основные блоки. Соотношение функционально-технологической и организационно-управленческой структур библиотеки. Библиотека как целостная система.

Семинар 5

1. Объективные причины возникновения, становления и развития библиотеки как социального института

2. Современные концепции библиотеки как социального института: документная, информационная

3. Основные задачи и функции библиотеки

4. Библиотека в системе социальных коммуникаций

5. Библиотека в информационном обществе, перспективы ее дальнейшего развития

6. Компонентная и развернутая модели библиотеки

Практическая работа 8

Составление таблицы «Структурно-содержательная и функциональная характеристика подразделений библиотеки»

 

Лекция 8

1. Понятие типологизации. Научное и практическое значение типологии библиотек.

2. Основные принципы и критерии типологизации библиотек

3. Проблемы научной классификации библиотек в условиях формирования информационного общества.

 

 

Практическая работа 9

Составление таблицы «Типологические и видовые характеристики библиотеки»

Семинар 6

1. Существование разнообразных библиотек как основа для их типологии.

2. Определение терминов «типология», «классификация», «типологизация», «классифицирование».

3. Современные подходы к решению проблемы типологии библиотек (конец ХХ–начало ХХI в).

4. Значение типологии библиотек для развития библиотечного дела.

5. Существующие концепции типологии библиотек.

 

Практическая работа 2

Основные операции и логические приемы в решении аналитических задач научного исследования

Практическая работа 3

Социологические методы и их применение в исследовании информационно-библиотечных процессов

Практическая работа 4

Основные общенаучные методы научных исследований и их применение в практике НИР

Практическая работа 5

Частнонаучные методы библиотековедческих исследований, их применение.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине

Наименование темы К-во час. до/зо Вопросы для самостоятельного изучения Форма контроля выполнения самостоятельной работы
  Генезис, становление и развитие библиотековедения 4/6   1.Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. 2.Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения. Конспект рекомендованной литературы
  2.Сущность, функции и структура современного библиотековедения 2 ч 4/8 3.Научные трактовки понятия "библиотековедение".   4.Связь библиотековедения с родственными дисциплинами. Конспект ответов на вопросы
  3.Методология и система научных методов в библиотековедении 4/12 5.Методологические основы библиотековедения. 6.Общенаучные, частнонаучные методы библиотековедческих исследований Конспект рекомендованной литературы

Тематика рефератов:

1. Сущность современной библиотечной науки.

2. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного библиотековедения.

3. Проблема объекта и предмета в библиотековедении.

4. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря.

5. Сравнительное библиотековедение.

6. Региональное библиотековедение.

7. Международные связи в области библиотековедения.

8. Вклад ИФЛА в развитие библиотековедения.

9. Международное библиотечное сотрудничество.

10. Задачи деятельности библиотек на современном этапе.

11. Социальные функции современной библиотеки.

12. Библиотечное дело и система НТИ.

13. Типология библиотек как общетеоретическая проблема библиотековедения.

14. Публичные библиотеки как разновидность универсальных, их типологические

особенности, задачи и назначение.

15. Универсальные научные библиотеки их типологические особенности, задачи и назначение.

16. Библиотеки, обслуживающие детей - РГДБ.

17. Библиотеки, обслуживающие юношество – РГБ для молодежи.

18. Национальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

19. Российская государственная библиотека - РГБ.

20. Российская национальная библиотека - РНБ.

21. Российская книжная палата – РКП: задачи и назначение.

22. Централизованные библиотечные системы: их виды, особенности, задачи и назначение.

23. Специальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

24. Учебные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

25. Библиотеки-депозитарии, их типологические особенности, задачи и назначение.

26. Библиотеки научных учреждений, их типологические особенности, задачи и назначение.

27. Библиотечная сеть страны.

28. Электронные библиотеки России: проблемы и перспективы.

29. Российская библиотечная ассоциация - РБА.

30. Стандартизация в библиотечном деле.

31. Прошлое, настоящее и будущее библиотечной профессии.

32. Книга и библиотека в годы Великой Отечественной войны.

33. Портрет видного библиотековеда.

34. Меценаты библиотечного дела.

35. Просветители и их роль в организации публичных библиотек.

36. Библиотечные династии - профессия по наследству.

37. Крупнейшие библиотеки РК.

38. Развитие библиотечного образования в РК.

39. Из истории библиотек РК

40. Библиотечно-библиографическое сотрудничество библиотек края.

Генезис, становление и развитие библиотековедения.

Лекция 1

1. Введение. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение».

2. Его место в системе профессиональной подготовки.

3. Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины.

4. Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения.

Основные цели, задачи и тематические модули дисциплины. Предмет изучения, основные понятия курса «Библиотековедение». Его место в системе профессиональной подготовки библиотечно-библиографических и информационных специалистов. Структура курса. Основные формы учебной работы Характеристика литературы и источников. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Объективные причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. Два этапа генезиса библиотековедения: донаучный («библиотековедческая мысль») (с середины II тысячелетия до н. э. до конца XVIII в.); научный (с начала XIX в. до настоящего времени), Развитие библиотечной практики - фактор формирования потребности в библиотечной науке. Становление библиотековедения в XIX в. М. Шреттингер и введение понятия "библиотековедение". Основные этапы развития отечественного библиотековедения как общественной науки. Основные этапы развития зарубежного библиотековедения. Видные деятели отечественного и зарубежного библиотековедения. Международное сотрудничество в области библиотековедения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.)