Правовая природа прекращения действия дефектных административно-правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая природа прекращения действия дефектных административно-правовых актов



Понятие действия правового акта обычно связывается с его юридической силой. В науке существует два основных подхода к определению юридической силы правовых актов. Согласно первому подходу, который условно можно назвать «сопоставительным», под юридической силой понимается такое свойство правового акта, которое выражает его соотношение, сопоставимость, соподчиненность с другими правовыми актами, то есть показывает место данного акта в системе правовых актов. Это место, по общему признанию, зависит, главным образом, от того положения, какое в государственном аппарате занимают принявшие акт орган или должностное лицо. При втором подходе, который условно можно назвать «содержательно-сопоставительным», вначале определяется содержание юридической силы — способность правового акта действовать, властно порождать определенные юридические последствия, а затем - ее степень (сопоставительный аспект)

2.Представляется, что последний подход позволяет более точно и полно охарактеризовать различные проявления юридической силы, как свойства правового акта. Исходя из этого, юридическая сила и действие административно-правового акта соотносятся между собой следующим образом. Юридическая сила означает способность административно-правового акта действовать, то есть властно порождать те правовые последствия, на возникновение которых он направлен. В свою очередь, действие является проявлением, воплощением юридической силы акта, отражающим динамический аспект его бытия. В русском языке слово «прекратить» означает положить конец, предел чему-нибудь. Таким образом, прекращение действия дефектных административно-правовых актов — это утрата ими способности действовать, властно порождать те правовые последствия, на возникновение которых они направлены, то есть утрата данными актами их юридической силы. Институт прекращения действия распространяется не на все дефектные административно-правовые акты. Им не охватываются те дефектные акты, которые изначально не имеют юридической силы - ничтожные, а также незарегистрированные и (или) неопубликованные нормативные административно-правовые акты. Действие таких актов в принципе не может быть прекращено в силу специфики их юридической природы.

В науке устоялось мнение о том, что административно-правовые акты могут прекратить свое действие в результате: во-первых, исполнения требований акта; во-вторых, наступления юридического события; в-третьих, истечения срока действия акта; в-четвертых, принятия нового акта, которым поглощается содержание старого акта; в-пятых, отмены акта во внесудебном порядке в связи с его незаконностью или нецелесообразностью, изменением обстановки, просьбой заинтересованного лица и т.д.; в-шестых, признания акта недействительным судом по мотивам незаконности. В зависимости от необходимости издания акта о прекращении действия выделяют два вида прекращения действия административно-правовых актов — фактическое и юридическое (правовое). Некоторые авторы называют фактическое прекращение простой, а юридическое — сложной формами прекращения действия административно-правовых актов. При фактическом прекращении акт утрачивает юридическую силу без принятия специального решения об этом. Такое имеет место, например, при прекращении действия административно-правовых актов в связи с истечением срока их действия или их полным исполнением, а также в результате наступления юридического события. В отличие от этого, юридическое прекращение всегда предполагает издание специального акта о прекращении, в результате которого соответствующие административно-правовые акты и утрачивают свою юридическую силу. Так, юридическим прекращением будет отмена административно-правовых актов во внесудебном порядке или признания их недействительными судом.

При исследовании прекращения действия дефектных административно-правовых актов важнейшее значение имеет то, по каким основаниям (причинам) прекращается их действие. Здесь необходимо различать следующие виды такого прекращения:

- во-первых, прекращение действия дефектных административно-правовых актов вследствие их дефектности;

- во-вторых, прекращение действия дефектных административно-правовых актов по причинам, не связанным с их дефектностью.

Прекращение действия дефектных административно-правовых актов вследствие их дефектности является юридическим, то есть всегда предполагает издание специального акта о прекращении, в результате которого соответствующие административно-правовые акты утрачивают свою юридическую силу. Напротив, прекращение действия дефектных административно-правовых актов по причинам, не связанным с их дефектностью, может быть как юридическим, так и фактическим.

Прекращение действия административно-правовых актов вследствие их дефектности представляет собой особую правоохранительную меру. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место данная мера занимает в системе мер охраны правопорядка. Ответ на него является дискуссионным. По этому поводу в отечественной юридической науке существуют две основных подхода, которые условно можно назвать «концепцией меры ответственности» и «концепцией специальной правоохранительной меры».

«Концепция меры ответственности». В соответствии с этим подходом прекращение действия административно-правовых актов вследствие их дефектности представляет собой меру юридической ответственности органов и должностных лиц, принявших дефектные акты. Так, по мнению И.С. Самощенко, отмена незаконных правовых актов государственных органов выступает специфической мерой юридической ответственности, основная цель которой - охрана правопорядка путем ликвидации нарушений законности и их последствий, восстановление прежнего состояния, принудительное возвращение органов и должностных лиц на стезю законности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.004 с.)