Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие дефектного административно-правового актаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема дефектных административно-правовых актов в российской юриспруденции изучена недостаточно. На это обстоятельство постоянно обращали внимание различные ученые на всех исторических этапах развития отечественной юридической науки. К примеру, в фундаментальном курсе А.И. Елистратова «Основные начала административного права», в котором, на основе богатейшего сравнительно-правового материала, фактически, были подведены итоги дореволюционного периода развития российской административно-правовой доктрины, написано, что в «русском административном праве учения о правомерности административного акта, его законной силе и о видах и последствиях его недействительности остаются почти совершенно неразработанными»84. В 1948 г. И.И. Евтихиев отметил, что в «современном советском административном праве и административной практике еще недостаточно разработан вопрос об условиях действительности или недействительности актов». В 1957 г. Ц.А. Ямпольская особо подчеркнула, что вопросы недействительности и оспоримости незаконных административных актов недостаточно четко регламентированы действующим законодательством и слабо разработаны юридической наукой. Позднее, уже в середине 70-ых годах прошлого века, анализируя развитие науки советского административного права, М.И. Пискотин и Б.М. Лазарев в качестве одной из актуальных ее проблем назвали изучение дефектных правовых актов государственного управления. «К сожалению, - писали авторы, - мы пока не имеем крупных исследований по проблемам ничтожных и оспоримых актов управления, о порядке признания их ничтожности, об исправлении дефектов оспоримых актов». На современном этапе развития российской юридической науки также отмечается, что ситуация с изучением дефектных административно-правовых актов кардинально не меняется, а проблема недействительности правовых актов управления остается актуальной. По мнению ученых, это обстоятельство существенно тормозит развитие правового регулирования в данной области и приводит к тому, что в административном праве до сих пор нет развитого института недействительности правовых актов государственного управления. В отечественной административно-правовой науке, в основном, изучались нормальные, юридически безупречные акты, то есть акты, принятые с соблюдением всех предъявляемых к ним требований законности. Дефектность административно-правовых актов, как правило, рассматривалась в качестве одной из частных проблем более общего вопроса о предъявляемых к актам требованиях законности, точнее — как проблема несоблюдения этих требований. Второй отличительной особенностью отечественной теории дефектных административно-правовых актов выступает то, что, в подавляющем большинстве случаев, основное внимание ученых было сосредоточено на делении дефектных актов на ничтожные и оспоримые, а остальные аспекты, как правило, оставались за рамками предмета исследований.
Так, в дореволюционной российской науке некоторое внимание изучению ничтожности и оспоримости дефектных административно-правовых актов уделили А.Ф. Евтихиев и А.И. Елистратов, В.Н. Дурденевский посвятил обстоятельную статью теории дефектных административно-правовых актов во Франции, СП. Покровский провел исследование различных дефектов административно-правовых актов как поводов для их отмены французским Государственным Советом, а также рассмотрел проблему соотношения превышения власти и злоупотребления властью во французском административном праве. В советский период развития науки административного права проблема деления дефектных административно-правовых актов на ничтожные и оспоримые получила дальнейшую разработку. Одними из первых ученых-административистов, обратившихся к данной проблеме, были А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихие, И.И. Евтихиев, В.И. Попова и С.С. Студеникин. Заметным событием стал доклад Н.П. Карадже-Искрова на тему «Недействительный административный акт и пределы его обязательности для суда», сделанный им 13 марта 1946 г. на соединенном заседании научных сотрудников судебного сектора и группы административного права сектора государственного права Института права Академии наук СССР. По итогам доклада прошла оживленная дискуссия, в которой приняли участие видные ученые того времени - С.С. Студеникин, А.Ф. Клейнман, Н.Г. Александров, Д.И. Полумордвинов, И.И. Евтихиев, Н.Н. Полянский. В дальнейшем общие подходы и критерии разграничения ничтожных и оспоримых дефектных административно-правовых актов, сформулированные к началу 50-ых гг. XX века, в основном, получили свое признание, как в учебной, так и научной литературе.
Классификация дефектных административно-правовых актов в зависимости от содержания требований законности, нарушенных при принятии актов В соответствии с тем, какие требования законности были нарушены при принятии актов, все дефектные административно-правовые акты необходимо подразделить на следующие виды: 1) дефектные акты, принятые с нарушением требований законности к компетенции субъектов, принимающих акты; 2) дефектные акты, принятые с нарушением требований законности к содержанию актов; 3) дефектные акты, принятые с нарушением требований законности к цели принятия актов; 4) дефектные акты, принятые с нарушением требований законности к порядку {процедуре) принятия актов; 5) дефектные акты, принятые с нарушением требований законности к оформлению {форме) актов. 1. Дефектные административно-правовые акты, принятые с нарушением требований законности к компетенции субъектов, принимающих акты. Административно-правовой акт является основным средством реализации компетенции субъектов публичной администрации. Одно из общих требований законности — наличие у органа (должностного лица) полномочий на принятие акта. Нарушение данного требования делает акты дефектными. В самом общем виде компетенцию определяют как систему полномочий, то есть субъективных прав и обязанностей особого рода, по осуществлению государственной власти. Управленческая деятельность всегда осуществляется в определенной предметной области, как правило, имеет пространственные и временные границы. Таким образом, предмет ведения, пространство и время — это три универсальных параметра, с помощью которых описываются пределы компетенции любого субъекта публичной администрации. Все вышеизложенное позволяет определить дефектный административно-правовой акт, принятый с нарушением компетенции, как такой акт, который принят субъектом публичной администрации с нарушением пределов (границ) предоставленных властных полномочий. В зависимости от того, какая граница властных полномочий нарушена при принятии акта, дефектные административно-правовые акты могут быть подразделены на акты, принятые с дефектами компетенции по предмету, по территории и по времени. Дефектные административно-правовые акты, принятые с нарушением компетенции по предмету 7:з. Данный вид дефектов, в первую очередь, связан с нарушением общих принципов разграничения компетенции по осуществлению публичной власти в государстве. Согласно ст. 5, 10, 11 Конституции РФ основными принципами организации и осуществления государственной власти в России является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (так называемое разделение власти по «горизонтали») и федерализм (так называемое разделение власти по «вертикали»). Соответственно, дефектными являются административно-правовые акты, принятые по предметам, входящим в компетенцию судебной или законодательной власти. К числу дефектных необходимо также отнести административно-правовые акты, принятые с нарушением правил разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 71-73 Конституции РФ). Помимо этого, данный вид дефектов будет иметь место при нарушениях компетенции в плане разграничения полномочий внутри исполнительной власти определенного уровня. Так, административно-правовые акты содержат дефект компетенции по предмету, если один федеральный орган исполнительной власти примет акт, вторгающийся в компетенцию другого федерального органа исполнительной власти. Например, в случае принятия нижестоящим органом (федеральное агентство или служба) акта по вопросам, составляющим компетенцию вышестоящего органа (того министерства, в ведении которого они находятся).
По общему правилу, орган исполнительной власти принимает административно-правовые акты самостоятельно. Однако бывают ситуации, когда предмет, в отношении которого должен быть принят акт, является комплексным, одновременно затрагивает компетенцию нескольких органов исполнительной власти. В таком случае устанавливается положение о том, что административно-правовой акт принимается совместно несколькими органами или одним органом по согласованию с другими. В науке административного права такие акты именуются, соответственно, совместными актами и актами, принятыми по согласованию. Представляется, что данные акты имеют разную природу. Можно согласиться с высказанным в административно-правовой литературе мнением о том, что основное отличие совместных актов от актов, принятых по согласованию, заключается в их разной волевой природе, точнее — в особенностях процессов волеформирования и волеизъявления. Так, совместный акт — это, по сути дела, одно волеизъявление, совершенное несколькими органами. Здесь имеет место множественность лиц на властной стороне государственного управления. В случае принятия акта по согласованию имеют место несколько волеизъявлений, но совершенно разной юридической значимости: первое-волеизъявление, направленное на возникновение тех правовых последствий, с которыми связано принятие акта; остальные — волеизъявления, направленные на согласование проекта акта. Здесь никакой множественности лиц на властной стороне государственного управления нет, во вне выступает только орган, принявший данный акт, а не согласующие органы. Это влияет на разный характер дефектов, допущенных при принятии данных актов. Представляется, что если совместный акт принят без участия какого-нибудь органа (органов), то речь должна идти о нарушении компетенции по предмету. В данном случае предмет, по которому должен быть принят совместный акт, является единым, комплексным для всех участников процесса его принятия. Соответственно, компетенцией на принятие совместного акта наделены все органу сразу, ни у одного из них, взятого в отдельности, такой компетенции нет. В случае с актами по согласованию ситуация несколько иная. Здесь принятие самого акта входит в компетенцию только одного органа (того, который должен согласовать проект акта с другими). Все остальные не уполномочены, принимать акт по данному предмету, они могут лишь его согласовать или не согласовать. Поэтому при принятии органом акта без согласования с другими органами нет нарушения компетенции по предмету (акт принимается по тому предмету, в отношении которого орган компетентен), а есть нарушение процедуры его принятия (согласование проекта акта — это стадия процедуры принятия акта). На основании вышеизложенного можно сформулировать следующий общий вывод: совместный акт, принятый без участия какого-нибудь органа или органов, содержит в себе дефект компетенции по предмету; акт, принятый без согласования с другим органом или органами, содержит в себе процедурный дефект.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.01 с.) |