Содержание книги

  1. Специализация внутри демографии
  2. Основные принципы современной переписи населения
  3. Краткая история переписей населения в мире
  4. Переписи населения в России, СССР и снова в России
  5. Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
  6. Программа переписи населения
  7. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
  8. Правовая основа переписи населения
  9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
  10. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
  11. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
  12. Выборочные и специальные обследования
  13. Режиму воспроизводства населения
  14. Демографическое старение населения
  15. Методы реального и условного поколения
  16. Расчет числа лет, прожитых в браке, методом
  17. Семейная структура населения
  18. Всесоюзных переписей населения и микропереписи 1994 г.)
  19. Общие коэффициенты естественного
  20. Рождаемость и репродуктивное поведение
  21. Брачная и внебрачная рождаемость
  22. Суммарный коэффициент рождаемости
  23. В расчете на одну брачную пару (в среднем)
  24. В мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
  25. Расчет индексов динамики общего коэффициента
  26. Анализ динамики суммарных коэффициентов
  27. Россия, все население, 1995 г.
  28. Минимальные коэффициенты брачной естественной
  29. Европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
  30. Среднее идеальное, желаемое и ожидаемое число детей
  31. Интерпретация дифференциальной рождаемости
  32. Исторические причины развития массовой
  33. Малодетности российского общества
  34. Взаимосвязь и различия целей
  35. Коэффициент младенческой смертности
  36. Динамики общего коэффициента смертности
  37. Методы стандартизации коэффициентов
  38. Вероятностные таблицы смертности (чаще
  39. Расчет кратких таблиц смертности
  40. Расчет таблиц смертности мужского населения
  41. Для достигших начала каждого возрастного интервала
  42. Уровня смертности по причинам смерти
  43. Самосохранительное поведение
  44. Показатели воспроизводства населения
  45. Расчет нетто-коэффициента воспроизводства населения
  46. Прогнозирование половозрастной
  47. Иллюстративный прогноз численности и
  48. Разработка гипотез о вероятных изменениях
  49. Жизни, самосохранительное поведение
  50. Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь и различия целей



Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику или, можно сказать, множество различных политик, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование (политика в области занятости, заработ­ной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная и т.д.). Наименование политики указывает (прокламирует) ее цели. Таким образом, это вовсе не пустая формальность, не схоластика. Провозглашение целей данной политики налагает определенную ответственность на органы управления за достижение этих целей и за результаты (включая побочные). Таким образом опре­деляется эффективность политики — путем сопоставления результатов именно с целями.

Пожалуй, невозможно назвать мероприятия государства или общественный процессы, которые бы совершенно не отражались на демографи­ческой ситуации. Но это вовсе не дает оснований числить любое мероприя­тие государства по разряду демографической политики. Между тем существует уже давняя традиция, в частности, в отношении рождаемости. После каждого постановления правительства, содержащего какие-либо меры по материальной поддержке семей с детьми, эти меры причисляются даже некоторыми авторитетными учеными-демографами к мерам демогра­фической политики. От них ожидают повышения рождаемости. Хорошо известна, однако, кратковременность действия и демографическая безрезультативность подобных мер — как по опыту бывших восточноевропей­ских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность за­кономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели.

В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики. В частности, социальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся и т.п.[116].

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их ре­гулирование[117].

Конечно, меры социальной политики, направленные на улучшение материальных условий жизни семей и отдельных людей, могут сближаться с задачами демографической политики, создавая благоприятные условия для реализации имеющихся демографических, в частности репродуктив­ных, потребностей. Но возможности только мер социальной политики воздействовать на изменение потребностей невелики.

По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа де­тей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потреб­ности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).

Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния мате­риальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с по­требностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населе­ния величины 2,12 (апоскольку мы уже в процессе депопуляции, то для вы­хода из него показатель рождаемости должен значительно превышать зна­чение 2,12).

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 врасчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8—3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3—4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемо­сти, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потреб­ностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего на­шему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной со­циальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных ор­ганизаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезно­сти детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.

Тема 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.12 (0.006 с.)