Качество продукции: сущность, показатели оценки и определяющие факторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество продукции: сущность, показатели оценки и определяющие факторы.



Качество продукции - это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. Cвойства продукции, выражающие ее качество, - объективная данность, проявляющаяся при изготовлении, эксплуатации или потреблении продукции. Свойства могут иметь количественные и качественные признаки. К качественным признакам относятся цвет, форма, удобство управления, настройки и т.д., которые количественно непосредственно не выражаются. Измерители количественных признаков называются параметрами качества. Это естественные физические характеристики изделия – мощность, производительность, вес, длина, объем и т.д. Качественные признаки могут измеряться условными единицами или производными измерителями – баллы, экспертные оценки, ранги, доли единицы, проценты. Они называются градацией качества. Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя. Количественная характеристика одного или нескольких признаков или свойств называется показателем качества продукции. Они выражают качество продукции применительно к определенным условиям создания и эксплуатации продукции. Уровень качества продукции – количественное выражение степени пригодности продукции для удовлетворения определенной потребности. Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность. Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Показатели технологичности выражают уровень затрат ресурсов при подготовке продукции, ее изготовлении и эксплуатации. Показатели стандартизации – степень использования в продукции стандартных и унифицированных узлов и деталей. Эргономические показатели выражают степень соответствия физиологическим, психологическим, гигиеническим и тому подобным потребностям человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д. Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции. Кач-во продукции оказывает большое влияние на конкурентоспособ-ть товара и эффективность производства. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов, а также является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства.


63. Конкурентоспособность продукции: сущность, методы оценки уровня, пути повышения.

Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качестваэтого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия).

Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):

Показатели, которые характеризуют потребительские свойства товара (его качество), из которых складывается его полезный эффект. Они представляют набор «жестких» и «мягких» показателей;

Экономические показатели, которые характеризуют экономические свойства товара (т. н. цену).

«Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:

технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);

нормативные — показатели соответствия требованиям международных и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать.

«Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.008 с.)