Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исследования сенсорных функций
Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д. Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли звучащий инструмент, определялось ли направление звучания. Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением. Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще. Исследование восприятия музыки. Прием для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть. Отметить: умение определять контрастную музыку, части музыкального произведения. Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников: металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку). Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками. Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных). Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники. Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты. Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо». Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет его на инструменте.
Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента. Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»): педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное. Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом; нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке. Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз). Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н.С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, 3 балла. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым. Вопросы и задания 1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с нарушения ми речи? 2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигательными и речевыми нарушениями? 3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нарушениями речи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.006 с.) |