Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема анализа отклоняющегося поведения
1. Индивидуально-типологическая ранимость: Ø сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); Ø эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); Ø пониженный фон настроения; Ø импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); Ø низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); Ø склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); Ø ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); Ø склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями). Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.) 2. Нарушения саморегуляции личности: Ø преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; Ø алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); Ø несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); Ø непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); Ø дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); Ø ложная самоидентичность и заниженная самооценка; Ø отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); Ø отсутствие или утрата смысла жизни. Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.
3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): Ø духовность; Ø здоровье и ценности здорового образа жизни; Ø внешняя привлекательность; Ø общительность, способность к сотрудничеству; Ø активность; Ø интеллект, специальные способности; Ø целеустремленность и честолюбие; Ø высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); Ø творчество, хобби; Ø профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); Ø достижения; Ø любовь, дружба, значимые личные отношения; Ø жизненный опыт. Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней. 4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; Ø неполная семья (отсутствие отца); Ø зависимая семья; Ø девиантная семья; Ø низкий социальный статус семьи; Ø семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); Ø социальная изоляция; Ø отсутствие поддерживающей группы сверстников; Ø низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); Ø отсутствие близких друзей; Ø отсутствие сексуального партнера; Ø общественная незанятость; Ø проблемная компания; Ø проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением). 5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: Ø состояние социально-психологической дезадаптации; Ø состояние фрустрации жизненно важных потребностей;
Ø научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); Ø провокация или давление со стороны. 6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): Ø ситуация, в которой впервые имело место ОП; Ø ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; Ø степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); Ø состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); Ø что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); Ø последующие события (состояние, мысли, действия); Ø реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает). 7. Заключение. Ø форма и степень выраженности ОП; Ø степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; Ø поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); Ø поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); Ø ингибиторы (препятствующие условия); Ø ресурсы личности; Ø возможные пути преодоления (стратегия изменения); Ø формы и методы социально-психологической помощи.
Контрольные вопросы и задания Назовите социальные причины отклоняющегося поведения. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций? Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз? Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения? Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные ее виды. Перечислите основные положения поведенческой психологии. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии? Что такое классическое и оперантное обусловливание?
Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды подкреплений. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы? Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме. Рекомендуемая литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. 2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах). 3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. 5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998. 6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998. 7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001. 8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997. 9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989. 10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. 11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998. 12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000. 13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000. 14. Психология. Словарь. - М., 1990. 15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994. 17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001. 18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986. 19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001. 20. Франка В. Человек в поисках смысла. -- М., 1990. 21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993. 22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989. 23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984. 24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. - М., 1994. 25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. 26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. 27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994. 28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996. 29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2. 30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд.... дис. -Л., 1996.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.014 с.) |