Получение вещественных доказательств от органов зарубежной уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Получение вещественных доказательств от органов зарубежной уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам



Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), уголовно-процессуальное законодательство России предусматривают основания, условия и порядок, при которых следователь (дознаватель) вправе осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и использовать в качестве доказательств по уголовному делу полученные от них материалы.

В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК основаниями для оказания правовой помощи являются:

1) международные договоры Российской Федерации;

2) международные соглашения;

3) принцип взаимности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» термин «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (именоваться они могут договорами, соглашениями, конвенциями, протоколами и т.д.).

Таким образом, термины «международные договоры Российской Федерации» и «международные соглашения» являются синонимами.

«Принцип взаимности» означает оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих договоров. Взаимность - общепризнанный принцип межгосударственных отношений. На основе взаимности государство может принимать надлежащие меры в ответ на какие-либо действия со стороны другого государства. Принцип взаимности применять недопустимо, если ответные акции сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали. В соответствии с ч. 2 ст. 453 УПК принцип взаимности подтверждается письменными обязательствами перечисленных ней государственных органов, оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Международные договоры, имеющие преимущество перед принципом взаимности, могут быть многосторонними и двухсторонними. Если государство является одновременно участником многостороннего и двухстороннего договоров, то положения многостороннего договора имеют преимущество перед положениями двухстороннего договора в случае их расхождения.

Международные договоры заключаются на разных уровнях и в соответствии с этим делятся на:

- межгосударственные – договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации;

- межправительственные – договоры, заключаемые от имени Правительства;

- договоры межведомственного характера – договоры, заключаемые на уровне ведомств (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Несмотря на эти различия все они являются договорами государства в целом и именно оно несет ответственность за их выполнение. Независимо от уровня представляющих государства органов договоры согласно международному праву обладают равной юридической силой.

Важным многосторонним международным договором Российской Федерации, который она подписала с оговорками и ратифицировала с оговорками и заявлениями, является Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года, вступившая в силу для России 9 марта 2000 года.

Следует иметь в виду, что положения Европейской конвенции имеют преимущества перед положениями любых договоров, конвенций или двусторонних соглашений, регулирующих взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и иностранными государствами, кроме положений двусторонних соглашений или договоренностей, в которых предусматривается прямая передача просьб о помощи между их соответствующими органами. Россия может заключать двусторонние или многосторонние соглашения с другими государствами о взаимной правовой помощи по уголовным делам лишь с целью дополнения положений Европейской конвенции или содействия применению содержащихся в ней принципов (ст.26 Европейской конвенции).

Немаловажное значение также имеют принятые государствами – членами Содружества Независимых Государств Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года с Дополнительным протоколом к ней 1997 года, вступившая в силу для России 10 декабря 1994 года, а также Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 года).

Министерствами внутренних дел государств – членов Содружества Независимых Государств подписаны соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 года) и в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабат, 17 февраля 1994 года), которыми предусмотрено проведение по запросам участвующих сторон оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, располагающих межгосударственными связями, а также по делам, связанным с организованной преступностью.

Суд, прокурор, следователь, установив в ходе производства по уголовному делу необходимость производства процессуального действия, в том числе и направленного на собирание вещественных доказательств, на территории иностранного государства, обращаются в органы, указанные в ч. 3 ст. 453 УПК, с запросом об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

Таким образом, условием оказания правовой помощи является наличие запроса суда, прокурора или следователя компетентным органам иностранного государства о производстве на их территории допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий. Причем, запрашиваемая сторона выполняет их в порядке, установленном ее законодательством (ч. 1 ст. 3 Европейской конвенции). Определенные следственные действия могут быть выполнены согласно процедуре запрашивающего государства, если это не нарушает законы запрошенного государства, что не противоречит ч. 2 ст. 457 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

Этот перечень является исчерпывающим, и запросы о производстве процессуальных действий не могут быть направлены, минуя вышеуказанные органы.

Международными правовыми актами определяются органы, компетентные осуществлять правовую помощь по различным вопросам. Европейская конвенция в качестве органов, через которые направляются запросы о производстве следственных действий, называет министерства юстиции запрашиваемой и запрашивающей стороны. Одновременно она допускает использование государствами других каналов, о которых они должны уведомить Генерального секретаря Совета Европы во время подписания конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Российская Федерация, учитывая это положение, сформулированное в ч. 6 ст. 15 Европейской конвенции, в Федеральном законе «О ратификации Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ по поводу органов, правомочных оказывать такую помощь, сделала оговорку, почти дословно воспроизведенную в ч. 3 ст. 453 УПК. Указанная оговорка наиболее полно учитывает компетенцию и полномочия различных государственных органов в процессуальной сфере, что позволяет ускорить решение вопросов о выполнении просьб, содержащихся в запросах иностранных государств.

В двусторонних договорах могут указываться и другие органы. Например, в соответствии со ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1997 года, ратифицированного Федеральным законом от 27 мая 2000 года № 71-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», передавать и получать запросы, просьбы и ответы по ним со стороны России должна Генеральная прокуратура, со стороны Канады – Министр юстиции Канады или официальные лица, назначенные им.

Нормами международного права предусматривается, что в случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам запрашиваемого государства. Ответы на них вместе с соответствующими документами должны направляться через компетентные органы (ст. 15 Европейской конвенции).

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа (ст.454 УПК). Прилагаемые к запросу материалы должны быть подшиты, пронумерованы и скреплены печатью органа - инициатора запроса.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4. ст. 453 УПК).

Но, как правило, вопрос о том, на каком языке излагаются запросы, решается международными договорами. Например, ст. 16 Европейской конвенции допускает направление государству просьб и прилагаемых документов с переводом на его государственный язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из указанных языков. А, согласно Договору с Канадой 1997 года, запросы и прилагаемые к ним документы, направленные из Российской Федерации, должны сопровождаться переводом на английский или французский языки (ст. 18 Договора). Перевод запроса о производстве процессуального действия и прилагаемых к нему документов на официальный язык иностранного государства производится органом, через который эти документы направляются. Перевод подписывается переводчиком, инициатором поручения и скрепляется гербовой печатью.

В случае обращения на условиях взаимности в текст запроса или в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что российская сторона с учетом международных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, готова оказать компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам содействие в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Статья 454 УПК содержит требования, предъявляемые к запросу о правовой помощи. Несоблюдение таких требований может явиться основанием для отказа в исполнении запроса.

Но следует сказать, что международно-правовыми документами допускается иная форма запроса. Так, в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. (вступил в силу 1 сентября 2001 г.) при наличии чрезвычайных обстоятельств центральный орган запрашиваемой стороны может принять запрос в иной форме. В этом случае в течение 10 дней должно последовать письменное подтверждение запроса, если только Генеральная прокуратура не примет иного решения. А в соответствии с ч. 2 ст. 4 Соглашения государств-участников СНГ 1998 г. переданные устно запросы могут подтверждаться не только письменно, но и через электронные средства связи. В последнем случае для такого подтверждения устанавливается срок в 72 часа.

Но, как правило, запрос о производстве процессуальных действий должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса. При необходимости проведения на территории иностранного государства процессуальных действий, которые производится по УПК РФ на основании судебного решения или санкции прокурора, к запросу прилагаются соответствующие процессуальные документы;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения. Эти сведения позволяют облегчить поиск необходимых лиц и ускорить выполнение просьбы о помощи. С целью получения наиболее полной информации о лицах, в отношении которых направляется запрос, например, в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ 1998 г. указывается, что по возможности следует сообщать клички, а при необходимости - особые приметы лица;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. При этом некоторыми двусторонними договорами устанавливается правило, согласно которому в случае представления вещественных доказательств в запросе должно содержаться указание на лицо или категорию лиц, которые будут отвечать за хранение вещественных доказательств, место, куда вещественные доказательства будут доставлены, указание на экспертизы, которые будут проводиться, и дату, к которой эти доказательства будут возвращены (ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., вступившего в силу 30 мая 2000 г.);

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. Некоторыми международными договорами предусматривается возможность приложения к запросу копии уголовного дела. Сведения о размере вреда, причиненного преступлением, включаются в запрос в случаях необходимости (например, если Российская Федерация просит о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением), при этом они отражаются в рублях, а также в валюте иностранного государства, куда направляется запрос, по курсу на момент совершения преступления.

В соответствии с международными договорами, международными соглашениями или взаимной договоренностью в запросе могут быть приведены и иные данные. Так, в запросе может содержаться просьба об указании даты и места исполнения поручения (ст.4 Европейской конвенции). А, например, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Корея запрос также должен содержать описание места проведения обыска и предметов, подлежащих изъятию, описание особых процедур или требований, которые должны быть соблюдены при исполнении запроса, информацию о выплатах и оплате расходов, причитающихся лицу, приглашаемому в запрашивающую сторону, и любую другую информацию, которая необходима для надлежащего исполнения запроса.

Статьей 455 УПК установлено, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, обладают такой же юридической силой, как если бы они были собраны на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ее уголовно-процессуального законодательства.

Нормы международного права предусматривают использование представленных доказательств только в соответствии с указанными в запросе целями. Для другого применения необходимо письменное согласие компетентного органа запрашиваемой стороны, от которого может поступить просьба о неразглашении результатов исполнения запроса или использовании их только на условиях, которые могут быть ею оговорены. Использование в иных целях, чем указывалось в запросе, а также разглашение результатов его исполнения допускается, если законодательством запрашивающей стороны предписано действовать только таким образом. Однако об этом компетентный орган запрашивающей стороны уведомляет другую сторону заранее.

Некоторыми международно-правовыми актами предусматривается, что при возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании правовой помощи может быть запрошено его подтверждение, например, ч. 3 ст. 4 Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ 1998 г. А согласно ч. 2 ст. 16 Договора с США каждое должностное лицо запрашиваемой стороны, на хранении которого находился предмет, обнаруженный в ходе обыска или изъятый при выемке, при наличии просьбы запрашивающей стороны, удостоверяет подлинность предмета, его неприкосновенность и непрерывность хранения.

Было отмечено, что основными недостатками, которые допускаются при оформлении и направлении международных поручений о собирании вещественных доказательств являются:

1. Нарушение установленного порядка международного сношения, что в основном связано с направлением запросов минуя центральные органы ведомств, указанных в ч. 3 ст. 453 УПК, или неправомерное обращение в другие органы, в основном Генеральную прокуратуру РФ, для решения вопросов, не относящихся к их компетенции.

2. Несоответствие содержания и формы запроса международным договорам и уголовно-процессуальному законодательству: отсутствие даты, регистрационного номера, номера уголовного дела и т.п.

3. Направление поручения без перевода его на язык запрашиваемой стороны.

4. Ошибки при ссылке на конкретный международный договор – основание выполнения запроса. В основном эта ссылка на Минскую конвенцию, при направлении поручений в страны дальнего зарубежья.

5. Небрежность при оформлении запроса: наличие ошибок, исправлений, подтирок и т.п.

Таким образом, при получении вещественных доказательств в порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам оценке подлежат следующие критерии, обеспечивающие их допустимость:

1) соответствие полученных доказательств запрашиваемым;

2) компетенция органов зарубежного государства, собиравших доказательства;

3) соответствие процедуры собирания доказательства законодательству зарубежного государства или УПК РФ, если применялись его положения;

4) соответствие порядка их передачи, установленному международным договором.

Включив принципы и нормы международного права в правовую систему страны, Конституция не определила достаточно четко их место в этой системе. Ответ на вопрос может дать совместный анализ обеих правовых систем.

Верховным Судом Российской Федерации рекомендовано в случае возникновения затруднений у судов при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).

Данное положение справедливо и для органов предварительного расследования.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать некоторые выводы.

I. Можно выделить следующие процессуально значимые признаки вещественного доказательства:

а) вещный характер объекта. В законе о вещественных доказательствах говорится как о предметах, но к ним могут быть отнесены мелкодисперсные сыпучие, жидкие, мазеобразные и газообразные вещества;

б) наличие процессуального документа, содержащего данные о происхождении вещественного доказательства. Вещественные доказательства обнаруживаются при производстве следственных действий, экспертиз, могут быть истребованы от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан либо представлены любым участником уголовного процесса, частными детективами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную и административно-юрисдикционную деятельность;

г) осмотр вещественного доказательства с подробным описанием его в протоколе; оно должно быть сфотографировано, снято на видео- или кинопленку, по возможности опечатано. В протоколе указывается:

общая характеристика места нахождения вещественного доказательства (или предполагаемого места нахождения);

методы и технические средства обнаружения вещественного доказательства;

месторасположение вещественного доказательства (расстояние от двух относительно неподвижных ориентиров);

форма (конструкция, контур), размеры, цвет и особенности вещественного доказательства;

дополнительный способ фиксации (фотографирование, звуко-, видеозапись, планы, схемы, чертежи и зарисовки);

способ изъятия (в натуре, с предметом, с частью предмета, перекопирован на пленку, изготовлен слепок и т.д., цвет пленки, материал слепка);

упаковка вещественного доказательства (во что упакован и какой печатью опечатан, какие надписи сделаны на упаковке, чьими подписями заверены);

е) вынесение специального постановления о признании объекта вещественным доказательством и приобщении его к уголовному делу. В постановлении о приобщении к делу указывать название приобщаемого объекта, его характерные особенности, кем, в каком порядке, когда и где он изъят или представлен (со ссылкой на соответствующий протокол), а также значение данного предмета для расследуемого дела и обстоятельства, к которым он относится;

ж) хранение вещественного доказательства при уголовном деле или в местах, указанных лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом. В законе должно быть отражено, что некоторые доказательства помещаются в криминалистические коллекции;

з) вещественное доказательство должно быть предъявлено в натуре адресату доказывания. В случае невозможности этого оно должно быть замещено объективной копией;

и) разрешение вопроса о вещественных доказательствах в приговоре, определении или прекращении уголовного дела. В законе также должно быть упоминание, что вещественное доказательство может оставаться в коллекции и после разрешения дела по существу.

И только совокупность вышеуказанных признаков превращает вещь, претендующую быть вещественным доказательством, в вещественное доказательство. Иными словами, в качестве вещественных доказательств в уголовном процессе могут выступать различные по происхождению и материальному воплощению объекты, которые объективно связаны с фактами, имеющими значение для расследования дела, и прошли все ступени процессуального оформления, установленного законом, порядок хранения и судьба которых зависят от их свойств, требований закона и значения не только для расследуемого дела, но практики борьбы с преступностью.

II. Собирание доказательств является первым и общепризнанным элементом процесса доказывания, который включает их поиск, обнаружение, фиксацию и сохранение.

III. Можно выделить следующие направления повышения эффективности собирания вещественных доказательств:

1. Оптимизация процесса собирания вещественных доказательств в ходе производства следственных действий.

Одним из основных способов собирания вещественных доказательств является производство следственных действий. Оптимизация процесса собирания вещественных доказательств в ходе производства следственных действий включает:

а) определение начала и окончания расследования как одного из важнейших условий допустимости производства следственных действий, направленных на собирание вещественных доказательств;

б) определение надлежащего субъекта производства следственных действий по собиранию вещественных доказательств;

в) определение надлежащих процедур производства следственных действий по собиранию вещественных доказательств;

г) определение оптимальных способов фиксации хода и результатов следственных действий по собиранию вещественных доказательств.

2. Совершенствование криминалистического обеспечения процесса собирания вещественных доказательств.

В совершенствовании криминалистического обеспечения процесса собирания вещественных доказательств можно выделить следующие аспекты: а) улучшение криминалистической подготовки лиц, осуществляющих расследование; б) обеспечение надлежащей технической оснащенности подразделений, осуществляющих расследование; в) совершенствование тактических основ процесса собирания вещественных доказательств.

3. Введение в доказывание вещественных доказательств, полученных от:

а) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

б) органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность;

в) подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей;

г) защитника;

д) лица, осуществляющего частную детективную деятельность.

4. Законодательное разрешение собирания вещественных доказательств экспертом в ходе производства экспертизы и предоставление их в распоряжение лица, осуществляющего расследование.

5. Получение вещественных доказательств от органов зарубежной уголовной юстиции в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам.

IV. Оптимизация собирания вещественных доказательств при производстве следственных действий включает в себя:

1. Изменения порядка возбуждения уголовного дела, которое может быть разрешено несколькими путями.

Во-первых, возвращением прежнего порядка возбуждения уголовного дела. Установленный УПК порядок возбуждения уголовного дела не обеспечивает неотложности следственных и других процессуальных действий, поскольку это процедура, длящаяся во времени, которая не всегда может быть обеспечена в максимально короткий срок. Особенно когда в местах дислокации от отдельных следственных подразделений, следственных групп и следователей, а также городских, поселковых отделений милиции прокуроры вообще отсутствуют.

Во-вторых, для придания институту возбуждения уголовного дела современного облика было предложено отказаться от доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях, по их получении немедленно возбуждать уголовное дело и начинать расследование. И только если в процессе расследования будут установлены предусмотренные законом основания прекращения уголовного дела, принимать такое решение. Было отмечено, что данное мнение встречает возражения чисто формального свойства – будет много прекращенных дел, что повлияет на статистику. Но дело вовсе не в показателях, а в назначении уголовного судопроизводства.

В-третьих, изменить сам порядок возбуждения уголовного дела, которое может начинаться не только с вынесения соответствующего постановления, но и с проведения первого процессуального действия.

2. Внесением в перечень следственных действий, предусмотренных ч. 4 ст. 146 УПК личного обыска. Необходимость его производства зачастую возникает в момент захвата лица с поличным либо непосредственно после этого. По существу, в этом плане личный обыск является незаменимым следственным действием по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, получении и даче взяток, при совершении преступлений корыстно-насильственного характера.

3. Следователю законом должен быть предоставлен выбор привлекать ли для участия в производстве следственного действия понятых или заменить их использованием технических средств фиксации, тем более, что использование достижений науки и техники при производстве следственных действий является одним из наиболее эффективных направлений объективизации процесса доказывания.

4. Закон не содержит норм, обязывающих следователя привлекать защитника к участию в следственных действиях, направленных на собирание вещественных доказательств. Но защитник вправе присутствовать при следственном действии, если оно производится по ходатайству защитника или обвиняемого (подозреваемого) или с их участием. Более того, неуведомление защитника о следственном действии, о проведении которого он ходатайствовал, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим в настоящее время недопустимость полученных при этом доказательств, в том числе и вещественных. Данное положение должно быть напрямую отражено в законе.

7. В законе недвусмысленно должны быть отражены положения, что осмотр места происшествия в жилище в случаях, не терпящих отлагательства, возможен без согласия проживающих в нем лиц и в их отсутствие.

8. Запрет производить фотосъемку следов на теле живого человека без его на то согласия не должен распространяться на детальную фотосъемку.

9. В законе должно найти отражение положение, позволяющее следователю проводить обыск в жилище без участия лица, если оно находится в розыске, и совершеннолетних членов его семьи, если они отсутствуют как таковые, с привлечением третьих лиц.

10.Тактические приемы проведения следственных действий могут быть предписаны законом, рекомендованы законом или являться результатом обобщения следственной и судебной практики. Это объясняется тем, что даже предписание закона оставляет следователю свободу выбора по виду тактического приема, времени и условиям его применения.

11. Можно выделить следующие наиболее существенные основания деления на виды тактических приемов осмотра места происшествия:

а) приемы планомерного перемещения по месту происшествия: концентрический, эксцентрический, линейно-фронтальный и смешанный осмотры;

б) по объему действий на месте происшествия: сплошной и выборочный осмотры;

в) приемы выделения мест для детального осмотра: объективный и субъективный осмотры;

г) по характеру (последовательности) действий: статический и динамический осмотры.

Данные основания деления тактических приемов осмотра места происшествия на виды не являются взаимоисключающими и конкурирующими. Они являются взаимодополняющими и могут применяться как отдельно, так и в совокупности.

12. Если говорить о тактических приемах освидетельствования, то можно вести речь только о некоторых общих рекомендациях.

Необходимо моделировать событие преступления и четко представлять, какие следы и на каких участках тела человека следует искать. С учетом этого, применять соответствующие технические средства и привлекать специалистов. При осмотре тела человека нужно соблюдать определенную последовательность: вначале осматривать открытые участки (голову и руки), после обнажения, остальные, по схеме сверху вниз, от общего к частному.

13. Тактические приемы обыска могут быть классифицированы по следующим основаниям:

а) тактические приемы планомерного перемещения по месту обыска: последовательное, выборочное, параллельное, встречное и смешанное обследования;

б) по объему тактические приемы обыска могут быть разделены на сплошной или частичный поиски;

в) тактические приемы поиска тайников или мест сокрытия искомых объектов: обследование без нарушения или с нарушением целостности объекта; сравнение однородных (одинаковых) объектов; микрообыск; поиск с использованием технических средств; поиск с использованием биодетекторов; смешанный поиск;

г) по количеству и составу поисковых групп тактические приемы могут быть разделены на одиночный, групповой, совместный или раздельный поиски;

д) тактические приемы, основанные на наблюдении: постоянный контроль над входом на объект, где производится обыск; постоянное наблюдение за поведением обыскиваемого, членов его семьи и других лиц;

е) тактические приемы обмена информацией: постоянная взаимная информация лиц, производящих обыск; информирование участников обыска следователем.

Данные основания деления тактических приемов обыска на виды не являются взаимоисключающими и конкурирующими. Они являются взаимодополняющими и могут применяться как отдельно, так и в совокупности.

V. Общие правила проверки данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, включают:

1. Проверку целей и задач оперативно-розыскной деятельности, которые изложены в ст. 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Следует также руководствоваться запретами, содержащимися в его ст. 5 и 8.

2. Проверку, уполномоченным ли органом проведены оперативно-розыскные мероприятия, поскольку их перечень является исчерпывающим.

3. Проверку, предусмотрено ли законом оперативно-розыскное мероприятие, в результате которого получена представляемая информация. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, установленных ст. 6 закона об ОРД также является исчерпывающим.

4. Проверку оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, изложенных в ст. 7 этого закона.

5. Проверку дополнительных условий, предусмотренных для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, например, согласие лица при проведении его опроса с использованием полиграфа.

6. Проверку соблюдения установленного законом особого порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанного с ограничением конституционных прав граждан, на производство которых должно быть получено судебное разрешение.

7. Проверку соблюдения положений закона о неприкосновенности лиц, занимающих некоторые государственные должности.

8. Проверку информации о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков.

9. Проверку соответствия представленных предметов и документов, указанным в официальном сообщении (справке-меморандуме), подлинниках соответствующих оперативно-служебных документов или сопроводительном письме.

10. Назначение и производство соответствующих судебных экспертиз.

VI. По общему правилу, нарушение норм административного законодательства не является препятствием для введения этих данных в уголовный процесс в предусмотренном УПК порядке. Но если по каким-либо причинам осуществить это не представляется возможным, то для введения в уголовный процесс административно-процессуальных протоколов как иных документов оценке подлежат:

а) полномочия должностных лиц по составлению административных протоколов и осуществлению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

б) порядок и процедуры осуществления мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

в) формы административных протоколов и протоколов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.101 с.)