Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика: конспект лекций
Текст предоставлен изд-вом http://litres.ru «Педагогика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 ISBN 978-5-699-24032-6 Аннотация
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина Педагогика. Конспект лекций
О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина Данное пособие включает в себя основные вопросы курса «Педагогика», необходимые студенту для сдачи экзамена или зачета. Материал подобран в соответствии с программой Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины.
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов. Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях. Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют: 1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога; 2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей; 3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников; 4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения; 5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции; 6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности; 7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России: 1) идеологизацию;
2) введение централизованного управления школой; 3) введение единообразия ее типов и учебных программ; 4) контроль над школой партийных органов существенно усилился; 5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет; 6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось; 7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы. Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования: 1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование; 2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет; 3) была введена обязательная производственная подготовка; 4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей; 5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование; 6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ; 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции). Негативно сказались на развитии образования следующие события: 1) общий экономический кризис в стране; 2) кризис идеологии; 3) возникновение скрытой безработицы; 4) начало этнических и межнациональных конфликтов; 5) люди с низкой квалификацией оказались очень востребованными в экономике. Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений: 1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ. Однако это не решило существующих проблем: 1) в национальных школах встал острый вопрос недооценки изучения русского языка; 2) отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения; 3) существенным негативным фактором стало снижение профессиональной подготовки в высшей школе. Много недостатков было в многопрофильном образовании, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов. Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба.
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.
Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса: 1) большинство педагогов, даже далеких от радикальных решений, настаивают на индивидуализированном обучении. Важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывались личные способности и интересы учащегося; 2) необходимо увеличить внимание к личности за счет уменьшения численности учеников в классе, сокращения учебной недели и изменения классно-урочной системы; 3) интенсификация учебного процесса. Для индивидуализации образования характерны следующие черты: 1) индивидуальный режим (гибкое расписание); 2) индивидуальный ритм изучения учебного материала; 3) использование особых дидактических материалов для самостоятельной работы; 4) фиксирование минимума и максимума объема усвоения учебного материала; 5) подвижные учебные группы; 6) учитель в роли консультанта и координатора; 7) самостоятельный выбор режима обучения; 8) сотрудничество ученика и учителя. Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения. Характеристики традиционного обучения: 1) последовательное формирование знаний, умений и навыков; 2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др. Особенности нетрадиционных моделей обучения: 1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации; 2) постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения. В некоторых странах меняется ритм учебного года. В отдельных школах ученики располагаются не за стандартными партами, а в удобной позе вокруг учителя; 3) широкое использование нестандартных приемов преподавания; 4) все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу, поэтому на первый план выходит самостоятельная работа учащихся; 5) активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности. Использование техники рушит стереотипность в уроках, позволяет по-новому вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом. Развитие технического прогресса сегодня позволяет создавать новые технологии, которые могут увеличить информативность, интенсивность и результативность образования. Хотя использование в школе телекомьютерных устройств порождает и ряд проблем. Среди них – нехватка опытных специалистов для работы с новой техникой, вопросы соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников и др.
В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дья ченко, А. С. Соколов). Ш. А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, опытный педагог, в своих научных работах призывает современных учителей строить свои отношения с детьми прежде всего на глубоком и серьезном уважении к ребенку как к активно развивающемуся человеку.
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: 1) образование; 2) воспитание; 3) обучение. Образование является: 1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления; 2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности. Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике. Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека. Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом: 1) начальное; 2) среднее; 3) высшее. По характеру и направленности образование можно разделить на: 1) общее; 2) профессиональное; 3) политехническое. Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории. В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить. В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации. В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья; 2) друзья; 3) учебные заведения; 4) средства массовой информации; 5) литература; 6) искусство; 7) органы правопорядка и др. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Основу обучения составляют: 1) знания; 2) умения; 3) навыки. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки. Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением. Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения. Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий. Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла. Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике. Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание. Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике. Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности. Цель образования должна быть такой, чтобы: 1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков (причем должна, разумеется, соблюдаться логическая последовательность их формирования с учетом возрастных особенностей); 2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу, или, проще говоря, был нужен кому-то, кроме его автора; 3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности; 4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества; 5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей в том числе и с окружающей человечество природной средой. Разумеется, при большей детализации целей возможны и более детально проработанные требования к учебной задаче и организации работы над ней в зависимости от возраста детей и общей стратегии достижения тех или иных целей. Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов: 1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний; 2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков; 3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций; 4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня; 4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов. Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Всеохватность, т. е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т. е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т. е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»? Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности. Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов: 1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями; 2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития; 3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования: а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»); б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.); в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и физические способности наших детей: 1) кружки; 2) секции; 3) курсы; 4) студии и др. Знания и навыки, которые усваивает ребенок, так обширны, что родитель попросту не в силах выступить еще и учителем, освоить с детьми на дому полный объем нужного материала. Труд школьного учителя и воспитателя детского сада является дополнительным к домашнему обучению и воспитанию. В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Однако зачастую та сила, которую воспитатели хотят выработать в детях, не предохраняет их от трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостной и даже бессмысленной жизни. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. Человек оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем представление о нем, принятое в современной системе педагогических ценностей. «Яркая личность», «человек с сильным характером» – эти понятия могут быть одинаково приложимы не только к всецело положительным, высоконравственным натурам, но часто, увы, и к натурам противоречивым, своевольным, а то и прямо одержимым демоническим началом. Современное образование и воспитание не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни. Это возможно, если научить его употреблять силы души и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям. «Новое время» принесло с собой радикальный поворот «к проблемам ребенка и детства», исследовало ребенка в деталях, добралось до самых глубин детской души. Но как собрать целое из этого пестрого и разнокалиберного «конструктора»? Налицо изобилие различных, подчас противоречивых концепций и теорий. Одни ратуют за дисциплину и распорядок, другие защищают свободу ребенка и индивидуальный подход. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду». Каждая позиция выглядит по-своему выигрышной и аргументированной. Но вместе с тем установить общую истину, привести все теории к единому знаменателю не представляется возможным. Все объясняется просто: исполнением никаких формальных правил нельзя заменить живого участия в детской жизни. Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы. 1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте? 2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется? 3. Подразумевают ли они друг друга? 4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга? В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят следующие вопросы: 1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике архива – научных, теоретических тезисах); 2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность, т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя функциональное целое; 3) даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей, то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим частям. Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются: 1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося. С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она не превращается в знание; 2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого; 3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как она связана с другими частями; 4) искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией. Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно, знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в течении всего процесса и как их функциональность изменяется. Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т. п.) и давать эти блоки сразу целиком, но: 1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание; 2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества. Под содержанием образования следует понимать: 1) систему научных знаний, практических умений и навыков; 2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения; 3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Выделяются основные направления содержания воспитания и образования: 1) физическое воспитание и образование; 2) эстетическое воспитание; 3) трудовое воспитание; 4) умственное воспитание; 5) нравственное воспитание. Составные части каждого направления содержания воспитания: 1) знания; 2) навыки; 3) умения; 4) способности. Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено: 1) в понятиях; 2) в категориях; 3) в принципах; 4) в законах и закономерностях; 5) в идеях; 6) в символах; 7) в концепциях; 8) в теориях. Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека. Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности. Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания: 1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности; 2) обеспечивать умственное развитие; 3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку; 4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно: 1) содержание образования строится на строго научной основе; 2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения; 3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции; 4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки; 5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами; 6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся; 7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями; 8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образование
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.92 (0.015 с.) |