Выращивание персонально-личностных схем в пространстве вселенской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выращивание персонально-личностных схем в пространстве вселенской культуры



     

Начинаем мы наши обсуждения с очень трудного момента и для русской истории, и для всякого русского человека, россиянина — с убийства Царской Семьи. Расследование данного обстоятельства и его мировоззренческого смысла для нас всех, сегодня живущих, гениально осуществил религиозный философ, мистик, писатель и режиссёр — Евгений Львович Шифферс, который безвременно скончался 14 мая 1997 года. Евгений Львович постоянно повторял, что он продолжает расследование, начатое талантливым русским следователем Н.А. Соколовым, который после захвата Екатеринбурга войсками адмирала Н.В. Колчака первым организовал и провел расследование чудовищного злодеяния — убийства Царской Семьи.

Сначала немного, если вы принимаете такое определение последующих текстов, поэзии:

За Исетью,

где шахты и кручи,

За Исетью,

где ветер свистел,

приумолк

исполкомовский кучер

и встал

на девятой версте.

[...]

Здесь кедр

топором перетроган,

зарубки

под корень коры,

у корня,

под кедром,

дорога,

а в ней -

император зарыт

Маяковский В.В. Император

Андрей Вознесенский, во многом построивший свой способ стихосложения на методе В.В. Маяковского, написал на эту тему другое стихотворение:

Морганатическую фрамугу
выломал я из оконного круга,
чем сохранил её дни.
Дом ликвидирован без звука.
Боже, царя храни!

Этот скрипичный ключ деревянный,
свет заоконный, узор обманный,
видели те, кто расстрелян в упор.
Смой фонограмму, фата моргана!
У мальчугана заспанный взор...

— Дети! Как формула дома Романовых?
— HCL!

— Боже, храни народ бывшей России!
Хлорные ливни нам отомстили.
Фрамуга впечаталась в серых зрачках
мальчика с вещей гемофилией.
Не остановить кровь посейчас.

Морганатическую фрамугу
вставлю в окошко моей лачуги
и окаянные дни протяну
под этим взглядом, расширенным мукой
неба с впечатанною фрамугой.
Боже, храни страну.

Да, но какая разлита разлука
в формуле кислоты!
И утираешь тряпкою ты
дали округи в раме фрамуги
и вопрошающий взор высоты.

Позднее мы вернёмся к интерпретации данного стихотворения и попробуем восстановить смысл зашифрованных в стихотворении, возможно, непонятных вам, слов, их смыслового контекста: «морганатический», «гемофилия», «HCL».

Уважаемые читатели! Нам потребуются определенные схематизмы и символы, для того чтобы суметь вычленить сложное содержание, о котором говорит Е.Л. Шифферс. Я вам предлагаю стать своеобразными соучастниками расследования произошедшего страшного злодеяния, которое проводит Е.Л. Шифферс. Мне кажется, что вам это должно показаться интересным. Но мы с вами здесь тут же столкнёмся со следующим весьма принципиальным обстоятельством, оказывается, для того чтобы понимать, что произошло, а также то, что делает Е.Л. Шифферс, необходимо вырастить и сформировать у себя определённые способности, — определённую антропологию. Если этих способностей нет, — человек ничего не понимает, если они есть — он нечто начинает понимать. В какой-то, очень относительной мере здесь возможно провести аналогию с программными продуктами для компьютера. Если у вас нет определенного программного продукта, то для вас ряд операций просто невозможен и определенная информация недоступна. Хотя конечно, формирование, а точнее, выращивание способностей — это отнюдь не столь простое действие, не инсталлирование, не установка программы, которую вы взяли извне.

Первый весьма серьезный вопрос, который возникает при обращении к убийству Царской Семьи: а как можно расследовать это событие? Ну, вот, допустим я, 1958 года рождения, доктор психологических наук Громыко Юрий Вячеславович, как я это событие буду расследовать? Казалось бы, весьма просто, — используя свой интеллект, свое мышление, свое разумение. Но вот здесь начинается самое трудное. А уверен ли я, что мое мышление, моё сознание и разумение подвластны, подчиняются и служат мне? А может быть то, что я называю своим мышлением и сознанием, есть вмонтированные и встроенные в меня способы восприятия мира, которыми я не владею?

Расследование убийства Царской Семьи предполагает достаточно серьезное и принципиальное преобразование себя.

Вот эти исходные, изложенные нами обстоятельства уже требуют схематизации (рис. 7). Возникает вопрос: для чего и что тут еще следует схематизировать, если и так все ясно? Здесь мы сталкиваемся с еще одной принципиальной особенностью того, что позволяют делать схемы. Схемы позволяют создать впервые реальность понятного и понятого, и отграничить то, что понятно, от того, что непонятно. Вот эта реальность понятного и есть собственно символический мир, с которым мы должны иметь дело.

Реальность понятного является символической, потому что то, что понятно для меня, отнюдь необязательно может быть понятным для вас, Разведчик и Следователь, и вам при понимании схемы придется восстанавливать как раз то, что понятно для меня.

Итак, что же изображено, на предложенном для вашего рассмотрения этом простеньком «рисунке»?

Мы специально поставили слово рисунок в кавычки, поскольку ведь нам еще предстоит разбираться с тем, что такое схема, что такое рисунок, что такое знак и что такое символ.

Рис. 7

На нем изображено следующее: чтобы восстановить смысл события убийства Царской Семьи, человек, который пытается осмыслить и осознать это событие, вынужден и должен преобразовать и изменить самого себя. Предполагается, что смысл произошедшего события настолько принципиален и фундаментален, что для того чтобы его осмыслить, человек должен обязательно изменить себя.

Нечто подобное должно произойти и с человеком, занимающим вторую позицию на схеме 3, — учеником, который стремится понять, осмыслить и воспроизвести образец, демонстрируемый учителем. Именно в самопреобразовании заключается смысл учебной позиции в учебной мыследеятельности. Ученик — это тот, кто способен к осуществлению подобных преобразований и изменению себя. Учебная работа для ученика заключается не в имитации и воспроизведении того, что может и показывает учитель, но в определении того, что должно быть изменено в самом себе. Это мы еще будем специально анализировать и рассматривать, изучая технологию схематизации.

Но в чем же такая уникальность этого страшного события, связанного с убийством Царской Семьи, что для его осмысления необходимо менять и преобразовывать себя? Здесь мы сталкиваемся с одним очень важным обстоятельством, а именно, — убийство Царской Семьи может быть осмыслено как простое историческое событие. В этом случае можно даже прийти к выводу, что ничего другого и не могло произойти, кроме гибели Царя как символа старой России. Для осмысления этого процесса может быть предложена схема объективного изживания смысла произошедшего события. При подобной интерпретации произошедшего события нам с вами изменять ничего не нужно. Необходимо лишь привнести определенный смысл в данное событие, например, рассмотреть убийство Царской Семьи как трагическое завершение определённой эпохи. Тот, кто интерпретирует данное событие подобным образом, должен лишь запомнить интерпретацию и не более того. Но убийство Царской Семьи может быть представлено и описано как религиозно-пророческое событие, воспроизводящее для осмысляющего его человека структуру мифа.

В чем основная характеристика мифологических ситуаций и форм организации сознания, принадлежащих ситуации и реальности мифа?

Описание устройства мифологических ситуаций мы берем из работ одного из самых интересных, на наш взгляд, мифологов, философов индийской культуры, мифов и буддизма — Александра Моисеевича Пятигорского. С его точки зрения, важнейшими характеристиками мифа (мы их сначала назовем, а затем подробно поясним) являются:

  1. наличие многих времен в устройстве мифа, как минимум трех, — времени, выходящего за рамки и границы творения мира; времени ситуации, описанной и представленной в мифе; времени наблюдателя — исследователя мифа;
  2. наличие персонажей и событий, которых не удается сгруппировать при помощи бинарных оппозиций типа: естественное — сверхъестественное, душа — тело, люди — боги;
  3. наличие реально существующего плана ситуации, с которым связан определенный тип поведения человеческих персонажей мифа, независимо от того, что они осознают;
  4. наличие форм организации сознания персонажей мифа, которые задают точку отсчета для описания и анализа форм организации сознания человеческих персонажей.

При обсуждении структуры мифа, дорогие Следователь и Разведчик, вам обязательно надо отказаться от представления, что мифэто своеобразные фантазии и разнообразные россказни и небылицы о не имевших места событиях.

Миф всегда содержит внутри себя точку выхода за границы мира нашего сознания. Этот выход за границы сложившейся формы сознания, привычного нам мира сознания, демонстрируется на примере событий, которые случаются с человеком очень похожим на нас с вами.

У нас при анализе поведения данного человека возникает страшное ощущение, что все то же самое могло произойти и с нами. Мы ничем не лучше данного человека, а в очень многих отношениях персонаж мифа — несравнимый с нами герой, тогда как мы значительно более средние и посредственные существа. Именно в связи с этим у нас возникает переживание, что мы лишь случайно избежали подобной ситуации, что подобные события случились бы почти неизбежно и с нами, попади мы в похожую ситуацию.

Вот как, например, описывает миф о царе Эдипе А.М. Пятигорский в книге «Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа» (М., 1996. С. 105-112):

«0.1.1. Тантал, сын Зевса, царствовавший в области горы Сипила, желая испытать всеведение богов, подал им в качестве угощения приготовленное мясо своего убитого сына Пелопса.

Разгневанные боги велели Гермесу вернуть Пелопса к жизни. За это и другие преступления Тантал был приговорен к тяжким мукам в Аиде.

0.1.2. Пелопс явился в Элиду и посватался к Гиппода-мии, дочери царя Эномая. Последний вызвал Пелопса на состязание в беге на колесницах и проиграл, потому что Пелопс добился помощи царского возницы Миртила, пообещав ему половину царства Эномая и Гипподамию на одну ночь. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице царя восковой, и Эномай погиб. После этого Пелопс столкнул Миртила со скалы в море. Миртил, падая, проклял Пелопса и его род.

Очищенный Гефестом от крови Миртила, Пелопс стал царем Элиды. Он был прадедом Тесея.

0.2.1. Кадм, сын Финикийского царя Агенора, внук Посейдона и основатель Фив, убил гигантского дракона (который растерзал его спутников), не зная о том, что убитый был сыном бога Ареса. Чтобы искупить это убийство, Кадм восемь лет служил Аресу, а затем женился на его дочери и имел от нее одного сына и четырех дочерей.

0.2.2. Дочь Кадма, Агава, вышла замуж за спарта Эхио-иа, воцарившегося в Фивах, и препятствовала распространению экстатического культа Диониса. За это нечестие бог наказал всех фиванских женщин вакхическим безумием, и ониАгава и ее дочь в их числеразорвали на части сына Эхиона, Пенфея (а, возможно, также и Лаб-дака, сына Пефея).

0.2.3. Сын Лабдака, Лай, был приглашен Пелопсом на празднество. Лай похитил Хрисиппа, сына Пелопса, увез в Фивы и изнасиловал. Хрисипп наложил на себя руки, а Пелопс проклял Лая и весь его род, умолив Аполлона и других богов послать Лаю смерть от руки его собственного сына.

0.2.4. Лай женился на Иокасте, но брак их был бездетен.

Лай отправился в Дельфы, где оракул предсказал ему, что он будет убит собственным сыном.

1. Когда ребенок родился, Лай велел Иокасте проколоть сухожилия на ногах ребёнка и бросить его на склоне горы Киферон. Царица приказала пастуху отнести туда ребенка, но тот, сжалившись над новорожденным, отдал его пастуху коринфского царя Полиба.

2. Полиб и его жена Меропа, у которых не было детей, усыновили ребенка и назвали его Эдипом («с опухшими ногами»).

3. Однажды на пиру один из друзей Эдипа назвал его «подкидышем». Разгневанный Эдип стал расспрашивать царя и царицу о своем рождении, но те клялись, что он их законный сын.

4. Эдип отправился в Дельфы и узнал, от оракула, что убьет отца, женится на матери, и их дети будут глубоко несчастны. Но Феб, кроме того, обещал ему в конце жизни «место отдохновения», где он найдет свой последний приют среди страшных богинь, дарует благословение тем, кто принимал его и проклянет тех, кто изгонял его.

5. Чтобы отомстить за совращение Хрисиппа, Гера послала на Фивы женщину-чудовище Сфинкс, погубившую множество граждан города, не сумевших отгадать ее загадки.

6. Лай отправился в Дельфы, чтобы узнать от Аполлона, как избавиться от Сфинкс.

7. По пути из Дельф, на перекрестке трех дорог, Эдип столкнулся со стариком, путешествующим в повозке с глашатаем и тремя слугами. Глашатай ударил Эдипа, тот ответил тем оке, после чего сам старик ударил Эдипа скипетром. Эдип убивает четверых, и только один человек из свиты спасается.

8. Эдип подошел к Фивам, отгадал загадку Сфинкса, заставил ее убить саму себя (или, по другой версии, убил ее сам), женился на вдове Лая и стал царствовать в Фивах. У него и Иокасты, было два сына и две дочери.

9. После двадцати лет счастливой жизни моровая язва была послана на Фивы. [«Хиреют всходы пажитей роскошных; Надежда жён в неплодном лоне гибнет».]

10. Жрец Зевса, возглавляющий толпу, призывает Эдипа спасти Фивы от чумы, насланной Аресом.

11. Эдип послал Креонта, своего шурина (брата Иокасты) в пифийский храм Аполлона. Тот возвратился и объявил, что Феб повелел очистить фиванскую землю от осквернения, вызванного тем, что убийство Лая осталось не отмщенным.

12. Хор обращает мольбы к Фебу, Афине, Артемиде, Зевсу и Дионису, чтобы они помогли в борьбе с Аресом.

13. Эдип, называя себя «чужим в этой истории и чужим в этом деле», от имени Аполлона призывает проклятие на убийцу Лая и объявляет его вне закона.

14. Эдип посылает за Тиресием, слепым пророком, который отказывается говорить, объясняя это тем, что «так снесём мы легче, Я свое знанье, и свой -жребийты». Он отказывается назвать убийцу, сказав: «все вы здесь ничего не знаете... разве ты не понимал раньше, или ты хочешь заставить меня говорить?»

15. В конце концов, Тиресий открывает правду. [«В общении гнусном с кровию родной Живёшь ты, сам грехов своих не зная... Не мне тебя повергнуть суждено: Сам Аполлон тебе готовит гибель»].

16. Эдип опровергает обвинения Тиресия, говоря, что тот не способен извлечь слово знания ни благодаря гаданию по птицам, ни каким-либо другим способом, чтобы разгадать загадку Сфинкса: «И я пришел, несведущий Эдип. Не птица мне подсказку подсказала. Своим я разумом нашел!»

17. Он обвиняет Креонта и Тиресия в предательстве, но последний отвечает, что он не «слуга Эдипу, но слуга Локсию», называет Эдипа «слепым» и предсказывает его слепоту, изгнание и унижение. Он говорит, что Эдип «по имени — чужак среди фиванцев, но скоро выяснится, что онодин из них, и окажется, что он одновременно и отец, и брат своим детям... а своей материи сын, и муж, сеявший семя в постели собственного отца, которого сам оке убил».

18. Иокаста открывает, что предыдущим оракулом Лаю было предсказано, что он будет убит своим сыном, но поскольку убит он был «чужим грабителем на дороге», то кажется, что оракулы Аполлона не сбываются, ведь «уж веры нет Феба гаснущим словам».

19. Вестник из Коринфа объявляет, что Полиб умер и что Эдип будет выбран его преемником. Вестник открывает также, что Эдип был усыновлен Полибом и Ме-ропой и что он сам был тем пастухом, что взял младенца Эдипа у фиванского пастуха, которому было приказано бросить ребенка с проколотыми и связанными ногами на склоне горы Киферон.

20. Эдип посылает за фиванским пастухом, и тот подтверждает все сказанное, из чего следует, что Эдип действительно виновен в отцеубийстве и кровосмешении.

21. Иокаста вешается в своей спальне.

22. Эдип ослепляет себя.

23. Когда хор упрекает его за это, он говорит: «То был Аполлон, друзья, Аполлон, который довершил мои страдания. Но поразившая рука была моей».

24. Когда Эдип умоляет Креонта изгнать его из Фив, чтобы не осквернять места, тот отвечает, что следует обратиться к Дельфийскому оракулу. Через некоторое время Эдип все-таки изгнан. В сопровождении своей дочери Антигоны он выступает в период скитаний, длившийся двадцать лет. Его сыновья не возражают против изгнания, так как сами стремятся к власти над городом. Впрочем, правителем Фив остается Креонт.

25. Сын Эдипа, Полиник, изгнан из Фив своим младшим братом, Этеоклом. Полиник женится на дочери аргос-ского царя Адраста и начинает собирать огромное войско для похода на Фивы.

26. Фиванцы получают новый оракул о том, что их благополучие зависит от Эдипа, его жизни и смерти.

27. Эдип вместе с Антигоной приходит в священную рощу Евменид и узнает в этом месте тот самый последний приют, что был обещан дельфийским Фебом. Эдип произносит молитву Евменидам: «Слушайте, дети изначальной тьмы! Слушайте, Афины, сжальтесь над несчастной тенью Эдипа!»

28. Он просит местных граждан дать ему убежище на священной земле, говоря: «Я пришел к вам освященным и благочестивым, и мое появление будет счастливым для вас». Он просит привести к нему царя Тесея.

29. Из Фив приходит дочь Эдипа, Йемена, и сообщает о соперничестве между его сыновьями и о новом оракуле. Теперь Эдип полностью осознает свое могущество и значимость места своего погребения. Он знает, что фиванцы хотели бы его иметь на своей стороне, но не на своей земле, поскольку кровь убитого им отца ее осквернит. Но если бы его погребение не было освящено, это было бы им проклятием; поэтому после его смерти им было необходимо обеспечить себе покровительство его могилы.

30. Хор советует Эдипу совершить искупительный обряд Евменидам, чьи границы он нарушил. Хор подробно объясняет порядок священнодействия. Йемена уходит в рощу, чтобы совершить его вместо отца.

31. Из Афин прибывает Тесей. Эдип умоляет царя защитить его в Аттике и позволить быть похороненным вблизи рощи Евменид. За это именем Зевса и Феба он обещает даровать Тесею и Афинам свое благословение, которое, после его кончины, будет решающим в будущем противоборстве с Фивами. Тесей принимает Эдипа в число своих граждан и уходит, чтобы совершить жертвоприношение на соседнем алтаре Посейдона.

32. Появляется Креонт со слугами. Незаметно для Эдипа он берет Йемену в заложницы и пытается убедить его возвратиться с ним в Фивы. Он называет Эдипа «всюду чужим, не знающим покоя». Эдип посылает проклятие Фивам и говорит, что Феб и Зевс сообщили ему знание будущего Фив.

33. После того, как стражники Креонта забирают Антигону, Эдип произносит проклятие Креонту: «Пусть же тебе и твоему потомству пошлет бог солнце такую же старость, как и мне!»

34. Тесей прерывает обряд жертвоприношения Посейдону, возвращается в рощу, освобождает обеих девушек и отсылает Креонта обратно в Фивы.

35. Когда войско Полиника и его союзники Аргивяне собираются под стенами Фив, они узнают, что победа будет за тем, на чьей стороне будет Эдип. Полиник приходит в Аттику и молится перед алтарем Посейдона вместе с Тесеем, но как чужак, не открывая своего имени.

36. Хор исполняет Оду смерти («Высший дарнерожденным быть; Если ж свет ты увидел дня, О, обратной стезей скорей В лоно вернись небытия родное... А худший жребийпережить радости жизни...»).

37. Антигона узнает Полиника в приближающемся чужестранце. Именем Посейдона тот заклинает Эдипа встать на его сторону. Но Эдип проклинает обоих сыновей («Ты умрешь от руки своего брата и... он умрет от твоей...»). Отвергнутый отцом и Эриниями, Поли-ник умоляет сестру почтить его похоронным обрядом, когда он умрет, и возвращается к осаде Фив.

38. Хор: «...новые беды вновь грозят от слепого чужестранца... тяжкие беды, если только рок (moiora) не добьется своего!» Раздаётся страшный раскат грома. Эдип умоляет хор послать за Тесеем. Вновь гром и молния, хор призывает Тесея, который «приносит чистое приношение на алтарь Посейдона», поторопиться, чтобы получить «благословение от этого чужестранца».

39. Эдип обегцает Тесею открыть будущее Афин, которое Тесей должен впоследствии открыть своему сыну, а тот своему наследнику... тогда Афины будут в безопасности от фиванцев, сыновей дракона! «Боги зорко видят тех, кто отворачивается от них и обращается к безумию (mainesthai)». Ведомый богом (theos), Эдип просит Тесея следовать за ним к его тайной священной могиле (hieros tumbos), к которой его поведет Гермес-вожатый (pompos) и богиня мертвых.

40. Хор обращается с молитвой к Невидимой Богине и к Царице ночных духов, Аидоней, чтобы они позволили чужестранцу спокойно достичь полей мертвых, ведь он так утомлен великими сгцраданиями.

41. После того, как дочери помогли ему омыться, одеться и совершить возлияние мертвым, загремела земля, и раздался голос бога: «Эдип, Эдип! Мы ждем, чего ты медлишь?» Он отпускает дочерей, остается на короткое время наедине с Тесеем и исчезает, так что «какой смертью он погиб, не сможет сказать никто из смертных, кроме Тесея». Антигона говорит, что «что-то невидимое и чужое подхватило его и унесло в незримое пространство» и добавляет, что он «закончил жизнь так, как он того желал», что он сам желал принять смерть среди чужих и в чужой стране.

42. После того, как семеро участников похода на Фивы терпят сокрушительное поражение и сыновья Эдипа убивают друг друга, Креонт издает приказ, запрещающий совершение погребальных обрядов над убитым Полиником. Его тело должно было истлеть и стать добычей птиц, двум стражам было приказано охранять его.

43. Антигона решается похоронить Полиника. Один из стражей сообщает Креонту, что «похоронен тот труп. Печальник скрылся. Слой песку сухого на мертвеце и возлияний след». Разгневанный Креонт посылает стража вновь отрыть труп и схватить виновного. Страж сообщает, что «смели мы пыль, что покрывала труп, и обнажили тлеющее тело», и приводит схваченную Антигону к Креонту.

44. Хор исполняет знаменитую Оду человеку («Много в природе дивных сил, Но сильней человеканет»).

45. По приказу Креонта Антигону замуровывают в каменном склепе, «ей пищи дав так, как обряд велит, Чтоб города не запятнать убийством». Она жалуется хору, что «Ахерон теперь ее супруг... и она живой уходит в страну мертвых, по-прежнему чужая, не чувствуя себя своей ни среди живых, ни среди мертвых». Креонт настаивает на том, что «похоронив ее живой... мы не запятнали себя родственной кровью».

46. Слепой Тиресий объявляет Креонту, что гадание на птицах было несчастливым. Кроме того, жертва, которую он приносил Гефесту, не загорелась. Все алтари осквернены мертвечиной, останками тела Полиника, которые разнесли птицы и собаки. Боги больше не принимают от фиванцев ни молитв, ни приношений, ни -жертвенного пламени. Тиресий призывает Креонта «уступить мертвым и не убивать их во второй раз». Креонт отказывается на том основании, что «не властен смертный бога осквернить». Тиресий обвиняет его в том, что он заключил в могилу (taphos) душу (psyche), принадлежащую горнему миру, и при этом оставил наверху непогребенный и непочтенный труп, перепутав таким образом горний и дольний миры, лишив дольних богов их доли и оскорбив небесных. Он угрожает Креонту тем, что Эринии Аида и небесные боги отомстят ему за это преступление, и предсказывает, что «еще до заката он заплатит, трупом своего сына за те два трупа».

47. Креонт спешит освободить Антигону и похоронить Полиника.

48. Хор молит Диониса (Вакха), сына Зевса и Семелы, дочери Кадма, прийти и «излечить ужасную болезнь Фив...»

49. Но Креонт опоздал, потому что Антигона уже повесилась в склепе, ее жених, сын Креонта, Гемон, убивает себя мечом на глазах отца, Евридика, жена Креонта, убивает себя перед алтарем.

50. Хор заключает, что никто из смертных не способен избежать назначенной ему беды».

Возможность использовать мифологический подход, продумывать, промысливать, что произошло, что случилось с Царской Семьей и с Россией мифологически (дальше вы, уважаемые Разведчик и Следователь должны будете сказать, что значит промысливать что-либо мифологически, и нарисовать СХЕМУ мифосообразного мышления), первое, что предполагает, — это построение такой проблемной ситуации, в которой ни одна из позиций профессионально действующих и живущих людей — церковь, армия, власть, жители — не может быть принята в качестве задающей точку отсчета для понимания и восприятия данного события.

Таким образом, для понимания и восприятия данного события оказывается нужна какая-то другая, весьма реальная, но не человеческая (сверхчеловеческая?) точка зрения. Более того, все попытки внести какую-то определенность со случившимся, исходя из какой-либо человеческой позиции, сразу же оказываются провальными, неверными и чудовищными.

При этом каждый раз при вынесении из этих позиций суждений довольно просто показывать, что они противоречивы и не выдерживают критики с позиции мифологического мышления, поскольку принадлежат каждый раз пристрастным, заинтересованным людям, стремящимся либо оправдать действия Русской Православной Церкви, либо — власти большевиков, либо — сегодняшней власти и т. д.

Мы отнюдь не отрицаем, что и наша позиция ограниченна и описывает всего одну точку зрения, один подход, не претендующий на какую-то всеобъемлющую универсальность. Более того, если уйти с позиции мифологического мышления, то выводы, конечно, будут совсем другими. Стремление посмотреть на данную ситуацию с точки зрения мифологического мышления связано со стремлением выйти за рамки человеческой точки зрения, посмотреть на происходящее sub specie aeterne (лат. - C точки зрения вечности). А для этого необходимо выявить (сконструировать, вырастить?) у самого себя совершенно другую, нечеловеческую точку зрения.

Вторая особенность мышления, основу которого образует миф, заключается в том, что в нем действующими субъектами, помимо людей, являются другие существа — боги, полубоги, но этими субъектами могут точно так же выступать предметы культуры и вселенной, — например, понятия (как в философской системе Г.В.Ф. Гегеля, в которой, по мнению крупнейшего философа и культуролога XX века Эрнста Кассирера, понятие является субъектом), страны, государства, например, Россия и т. д. Человек, как отмечает А.М. Пятигорский, при этом является переходным существом. Он может либо деградировать до существа более низкого уровня, либо переходить в существо следующей иерархии — святого, полубога и т. д.

Третья особенность мышления на основе мифа заключается в том, что описанное в мифе событие носит уни-версумально-вселенский характер. Это событие представляет собой или целостный самодостаточный мир, или затрагивает основания преобразования — необратимого изменения мира. Оно соединяет и связывает полярные, несводимые друг к другу сущности — человеческое мышление-сознание и устройство бытия. Данная целостность и самодостаточность мира, представленного в мифе, определяется тем, что описанное в мифе событие соотносится с человеческой судьбой, человеческой жизнью. Представленное в мифе событие как бы «измеряется» жизнью выдающегося героя, полностью поглощая время этой интенсивной жизни.

Четвертая особенность мифосообразного мышления состоит в том, что миф возводит конечную жизнь человека к вечности, и в мифе рассматривается процесс преодоления смерти, утверждается бесконечность жизни.

Пятая особенность подобного типа мышления выражается в особом способе прикрепления героя к сюжету мифа, который состоит в разделении реального включения героя в канву событий мифа и знания об этом включении. Герой давно включен в водоворот событий, но не знает этого. Знание о собственной судьбе однажды должно «догнать» в сознании героя реально развертывающийся событийный сюжет судьбы. В связи с подобным устройством взаимосвязи реальной жизнедеятельности и знания о ней возникает потенциальная возможность использования знания для изменения собственной судьбы и, в частности, вообще проблема знания.

Шестая особенность мифосообразного мышления связана с практической невозможностью для читателя мифа поступить по-другому, чем главный герой мифа, «переделать» поведение героя. Поэтому герой мифа представлен читателю (воспринимающему миф) двояко, — с одной стороны, как совершенно особое, удивительное, непохожее на него существо, а, с другой стороны, как недостижимый предел человеческой формы поведений и поступков, за который уже невозможно вырваться. Так, на месте Эдипа очень трудно не ответить на оскорбление незнакомых спутников (в результате убить отца) и не захотеть власти (в результате вступить в брак с матерью).

Седьмая особенность мифосообразного мышления, принципиальная для всякого теоретического мышления вообще, состоит в децентрализации действующего лица или героя, в преодолении его «Я», его эгоцентризма на основе восстановления вечно действующего лица (Бога, культуры, страны), определивших его судьбу еще до того, как он задумался об этом.

Уважаемые Разведчик и Следователь! Можете ли вы схематизировать выделенные нами основные особенности мифосообразного мышления таким образом, чтобы получилась схема его организации, которую бы вы могли самостоятельно осуществлять, то есть реализовывать?

Наш вариант схематизации представлен на рис. 8 — схема «миф».

Рис. 8. Схема «миф»

На этой схеме показаны, во-первых, герой мифа — (позиция 1), находящийся в ситуации развертывающегося пути и в рефлексивном отношении к происходящему (позиция 1*); во-вторых,— сверхчеловеческие сущности, с позиции которых точно так же можно рассуждать, коммуницировать, мыслить, — боги, предметы культуры, Россия и т. д. Эти сверхчеловеческие сущности влияют на путь героя. Человек, пытающийся понять миф (исследователь или просто понимающий), проникает в структуру мифологического события посредством знания,— ведь он сам не был участником ситуации, представленной в мифе. Это знание формируется в проблемной коммуникации (позиции 4).

Итак, что же, с нашей точки зрения, произошло с Царской Семьей и что дальше стоит за проблемой убийства Царской Семьи?

Попробуем представить произошедшие события сообразно с тем, как это делал А.М. Пятигорский, представляя содержание мифа о царе Эдипе.

1. 19 февраля 1917 года был совершен Чин Торжества Православия за 10 дней до того (2 марта), как после вынужденного отречения Царь записал в дневнике о свершившейся измене (прим.1). Процитируем анафематизм, содержащийся в Чине Торжества Православия (совершаемого в 1-ое Воскресение Великого Поста): «Помышляющим, яко Православные Государи возводятся на престолы не по особому о них благоволению Божию и при помазании даровании Святого Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются; и тако дерзающим противу их на бунт и измену — анафема» (Чин анафематствования. — Спб, 1904).

2. Николая II вынудили в Гатчине подписать отречение от престола, угрожая возможной гибелью и уничтожением семьи, находящейся в Царском селе. Царица Александра Фёдоровна считала, что Николай II проявил слабость и не должен был как коронованный монарх и Помазанник Божий так поступать. Более того, этот его акт, являющийся неправильным, с ее точки зрения, противоречит принципам позиции Государя и поэтому не спасет семью (прим.2).

3. Правящий Синод фактически отменил поминовение имен Царской Семьи в храмах (прим.3). Не было никакого собора, съезда, никакого Учредительного собрания. Просто прекратилось поминовение Святых Имен в церкви с одновременно продолжающимся распространением слухов и диверсионной лжи о предательстве Императрицы. Для солдат России и для всего населения, получавшего тогда основную информацию на службе в храмах, а не из газет и телевидения (как в наше время), это означало измену в верхах, и было негласным сигналом к переделу собственности.

Одновременно святотатственно продолжалось исполнение чинопоследования таинств Царской Святой Церкви на атминсах (прим.4), надписанных именем Благочестивейшего Государя Императора.

4. Временным правительством был заменен состав Священного синода, который собрал собор святейшего патриаршества Московского как раз в то время, когда Царскую Семью отвозили в Сибирь. По византийско-русской традиции не могут собираться Соборы без санкции Императора и Царя.

5. 13 июля 1918 года правительством большевиков был издан Декрет «О национализации имущества низложенного императора и членов бывшего императорского дома» (прим.5); а 17 июля 1918 года было осуществлено убийство Царской Семьи с уничтожением тел убитых.

6. После смерти В.И. Ленина в 1924 году из его тела создаются искусственно поддерживаемые мощи, которые помещаются в Мавзолей (прим.6), где они хранятся до настоящего времени.

7. В 1924 году Адольф Гитлер был заключен в крепость Ландсберг согласно приговору мюнхенского суда как участник путча. Там он написал книгу против человечества «Майн Кампф». В этой книге Гитлер четко сформулировал причины, по которым война с Россией и уничтожение России неизбежны при любых дипломатических обманных тактиках: «...Уже один факт заключения союза между Германией и Россией означал бы неизбежность будущей войны, исход которой заранее предрешен.

Такая война могла означать только конец Германии. К этому, однако, надо еще прибавить следующее:

1. Современные владыки России совершенно не помышляют о заключении честного союза с Германией, а тем более о его выполнении, если бы они его заключили.

Нельзя забывать и того факта, что правители современной России это — запятнавшие себя кровью низкие преступники, это — накипь человеческая, которая воспользовалась благоприятным для нее стечением трагических обстоятельств, захватила врасплох гигантское государство, произвела дикую кровавую расправу над миллионами передовых интеллигентных людей, фактически истребила интеллигенцию и теперь, вот уже скоро десять лет, осуществляет самую жестокую тиранию, какую когда-либо знала история...

2. Германия также не избавлена от той опасности, жертвой которой пала в своё время Россия. Только буржуазные простаки способны думать, будто большевизм в Германии уже сокрушен».

Существовал перевод данной книги в спецхране библиотеки ЦК КПСС. Сталин читал эту книгу Гитлера, и, безусловно, знал, что Гитлер обязательно нападет на СССР, поэтому, опережая, готовился сам нанести первый удар.

8. В 1938 году в Белграде на Архиерейском Соборе беглецов-изгнанников архиепископ Иоанн (Максимович) произносит следующую речь: «...Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство.

— Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю ещё до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним.

— В деле цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его уничтожение, арест, ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является последствием тяжких грехов, и возрождения ея возможно лишь после очищения от них. Однако, до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.097 с.)