Часть II – «История экономических учений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II – «История экономических учений»



№ темы Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения Количество часов Литература
№ 16 1.Какие задачи решались в эпоху первоначального накопления капитала? 2.Почему меркантилизм исследовал преимущественно сферу обращения, а не производства? 3.Каким методом пользовались меркантилисты, анализируя процессы обращения, внутренней и внешней торговли? 4.С чем связано то, что ранний меркантилизм обосновал теорию (и политику) денежного баланса, а поздний – систему активного торгового баланса? 5.Почему взгляды ранних меркантилистов можно характеризовать как “монетарную систему”, а поздних – как “коммерческую систему”? 6.С чем связаны особенности российского меркантилизма? 7. Какие взгляды меркантилистов не устарели и имеют актуальное значение?     4 ч.     Ол-1, лек. 2 Ол-2, гл. 3 Ол-3, гл. 2 ол-5, тема 1 ол-6, гл. 4 дл-5, тема 2 дл-10, тема 1(параг. 2) дл-15, гл. 3 дл-36, лекц. 5,6
№17 1.Почему классическая политическая экономия капитализма зарождалась именно в Англии и во Франции? 2.Какие самые характерные черты классического направления в экономической науке? 3.Чем отличается их метод от метода меркантилизма? 4.Какие положения учения У. Петти Вы считаете актуальными сегодня? 5.Какие черты личности П. Буагильбера заслуживают, по Вашему мнению, особого уважения? 6.Какие этапы прошло в своем развитии классическое направление? Какие наиболее важные положения классической политической экономии имеют непреходящее значение?   2 ч.   Ол-1, лек.3 Ол-2, лек.4 Ол-3, гл.3 ол-5, тема2 ол-6, гл.5,6 дл-5, тема3 дл-15, гл.4 дл-36, лек.7
№18 1.Почему физиократия имела наибольшее распространение именно во Франции? Как расшифровывается само название “физиократия”? 2.Почему именно Ф. Кенэ можно считать основоположником макроэкономического анализа? 3.С какой точки зрения Ф.Кенэ считал промышленников “бесплодным классом”? В чем состояла его ошибка? Почему для того времени она в какой - то степени простительна? 4.Попробуйте сами нарисовать схему реализации общественного продукта, используя известный пример из “Экономической таблицы” Ф. Кенэ? 5.В каких моментах А. Тюрго исправляет недостатки взглядов Ф. Кенэ?     2 ч.   Ол-1, лек. 2 Ол2, гл. 3 Ол-5, гл.7 дл-5, тема2 дл-10, тема 1, параг.2 дл-15,гл4,параг3 дл-36, лекц.8
№19 1.Какую ступень в развитии капитализма отражает в своей системе взглядов А. Смит? 2.В чем конкретно выражается двойственность его метода? Чем она обусловлена? 3.Попробуйте провести логическую связь между двойственностью метода и непоследовательностью в теоретической трактовке ряда категорий политической экономии капитализма. 4.В чем состоят главные заслуги и величие А. Смита как ученого? 5.Какие ошибочные положения вошли в историю экономической науки как “догма Смита”? 6.В чем учение Д. Рикардо можно считать шагом вперед по сравнению с учением А. Смита, а в чем - шагом назад? Какую ступень в развитии капитализма отразили его взгляды?     6 ч.     Ол-1, лек.3 Ол-2, гл.4 Ол-3,гл.3,4 ол-5,тема3,4 ол-6, гл.8,9 дл-5, тема3 дл-10,тема1 дл-15, гл.5 дл-20, т.2,3 дл-36,лекц.9  
№20 1.Какие моменты учения А.Смита Ж.Б. Сэй действительно развивал, какие – вульгаризировал, а какие вообще отбросил? 2.В чем состоит “закон Сэя”? Почему позднее его так резко критиковали многие крупные экономисты, в том числе К. Маркс, Дж. Кейнс?3.Какие моменты из биографии Сэя как ученого заслуживают особого уважения? 4.С какой теорией связана широкая известность Т. Мальтуса в экономической науке? В чем ее ошибки и в чем ее достоинства? 5.В чем выразилось влияние Т. Мальтуса на теоретические позиции Д. Рикардо, с которым он постоянно общался и дискутировал по ряду научных вопросов? 6.Почему взгляды С. Сисмонди и П. Прудона получили характеристику в качестве “экономического романтизма”? Почему в сегодняшних условиях их взгляды становятся актуальными, а практические рекомендации вполне реальными? 7.Почему взгляды Дж. Милля можно рассматривать как начало социалистического направления в экономической науке?   -         Ол-1, лек.4 Ол-2, гл.5 Ол-3, гл.5 Ол-5, тема 5,6 ол-6, гл.9,10,11 дл-5, тема4 дл-15, гл.5 дл-20, т.2,3,4 дл-36, лекц.10
№21 1.По каким моментам критиковали капиталистическую систему социалисты – утописты? 2.Почему их проекты перехода к обществу социальной гармонии получили название “утопических”? 3.Назовите наиболее крупных представителей английских и французских социалистов – утопистов. 4.Какие именно положения их теорий сегодня стали актуальными и осуществляются в практике хозяйствования развитых стран?     4 ч.   Ол-2, гл.8 ол-6, гл. 12 дл-5, тема 5 дл-15, гл.6
№22 1.Каковы исторические условия и предпосылки формирования экономических взглядов К. Маркса? 2.В чем состояло принципиальное отличие его позиций в определении самого предмета экономической науки? В чем выразился переворот в методе? 3.Почему учение о двойственном характере труда товаропроизводителей - ключ к теоретическому воспроизведению буржуазной (рыночной) экономической системы? Какова логика и структура “Капитала”? 4.В чем состоит, по Марксу, основной экономический закон капитализма и его основное противоречие? Как он трактует понятия “заработная плата”, “прибыль”, “ссудный процент”, “земельная рента”. 5.В чем видит К. Маркс причины кризисов и причины безработицы? 6.Какие положения учения К. Маркса устарели, а какие – остаются в силе и вполне актуальны? 7.Какие Вы знаете экономические работы Ф. Энгельса? Какова его роль в формировании, развитии и защите основных положений марксистского экономического учения? 8.Как оценивают учение К. Маркса наиболее крупные представители современной западной науки?   4 ч.   Ол-1, лек.5 Ол-2, гл.9 Ол-3, гл.7 ол-5, тема 7 дл-10, тема 3 дл-15, гл.7 дл-20, т.5 дл-36, лекц.13
№23 1.В чем ограниченность и в чем достоинства учения Ф. Листа как предшественника “исторической школы” в Германии? 2.Почему для России имеет особую актуальность идея “воспитательного протекционизма”? 3.Назовите представителей “старой”, “новой” и “новейшей” исторической школы Германии. 4.Чем обусловлена эволюция взглядов представителей исторической школы по мере перехода к каждому следующему ее этапу? 5.В чем актуальность некоторых положений исторической школы в современных условиях?   4 ч.       Ол-1, лек.8 Ол-2, гл.6 Ол-3, гл.8 Ол-6, гл.13 Дл-15, гл.8
№24 1.Почему маржинализм выступает как переоценка ценностей классической политической экономии? 2.Назовите представителей австрийской, английской и лозаннской школ маржинализма? 3.Теория “предельной полезности” как антипод трудовой теории стоимости. Почему снова все больше говорят сегодня о необходимости их синтеза?     2 ч.     Ол-1, лекц.6 Ол-2, гл.10,12 ол-3, гл.10,11,12 ол-5, тема8 ол-6, гл. 14,15 дл-5, тема 7 дл-10, тема4 дл-15, гл. 9 дл-20, т.6
№25 1.Почему появление неоклассического направления в экономической науке рассматривается в качестве второй волны (этапа) маржинализма? 2.Кто из неоклассиков наиболее четко определил переход от кардиналистской к ординалистской концепции предельной полезности? 3.Охарактеризуйте кратко наиболее значимый вклад в экономическую науку такими представителями неоклассики как А. Маршалл, Д. Кларк, В. Парето, А. Пигу.   2 ч.     Ол-1, лек.11 Ол-2, гл.12,11 ол-3, гл.13,14,15,17 ол-5, тема 9,10 ол-6, гл. 16 дл-5, тема 8 дл-15, гл.10 дл-20, т.7,8,9 дл-36, лекц. 23,24,25
№26 1.Чем была обусловлена и в чем конкретно состояла эволюция взглядов социал – демократов в конце XIX – начале XX вв? 2.Охарактеризуйте кратко наиболее существенные позиции и взгляды Э. Бернштейна, Р. Гильфердинга, К. Каустского. 3.Почему взгляды Г.В. Плеханова, В.И. Ленина можно охарактеризовать как лево-радикальное в социал- демократии? 4.В чем состоит ленинская теория империализма? 5.Покажите эволюцию взглядов В.И. Ленина (в начале 20-х годов) на экономику переходного периода.     4 ч.     Ол-2,гл.13,15 ол-3,гл.22,23,25,26 дл-36, лекц.14
№27 1.Что общего (и в чем различие) в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина и теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон? 2.Почему взгляды И. Шумпетера не вписываются ни в одну из школ экономической науки? Каковы его основные работы? В чем состоит его вклад в “копилку” экономической науки? 3.С чем связано появление разработок моделей производственных функций? Как выглядит агрегатная функция Кобба-Дугласа? 4 ч.       Ол-1, лек.9,10 Ол-2, гл.14,19 Ол-5, тема 12 ол-6, гл. 18 дл-20, т. 10,11
№28 1.Почему произошло (в конце 19 - начале 20 вв.) усиление внимания ученых к проблеме общего равновесия в совокупной экономической системе.?.В чем суть “кейнсианской революции”? Каковы особенности его методологии? В чем состоит его теория эффективного спроса? Принцип мультипликатора. “Рецепты” Кейнса. 3.В каком направлении развивались послевоенные модификации кейнсианской теории? (в работах Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена). 4.В чем состояла идея “нового неоклассического синтеза” П. Самуэльсона? Каковы позиции посткейнсианства?   -   ол-1, лекц.9,12 ол-2, гл.17,19,20 ол-3, гл.13, 29,31 ол-4,гл.1,2 ол-5, тема 13 ол-6, гл.19,21 дл-5, тема10,13 дл-10, т.7 дл-15. Гл.11,12,13 дл-20, т.13,16 дл-36,лекц. 15,19
№29 1.Почему появление неолиберализма сопровождалось критикой и кейнсианской идеи, и “пиратского либерализма 19 века”? 2.В чем особенности германского неолиберализма (фрайбургская школа)? Кто ее представители? 3.Взгляды Л. Эрхарда и реализация идей “социального рыночного хозяйства” в экономической реформе 1948 года. 4.Чем полезен для нас опыт этой реформы и почему мы его не используем?   2 ч.       ол-1,лек.13 ол-2,гл.18 ол-4,гл.5 ол-5, тема14 дл-10, т.8 дл-15, гл.15 дл-20, т.18
№30 1.В чем причины консервативного сдвига в экономической науке во 2-й половине XX века? 2.Монетаристская концепция и ее развитие в работах М. Фридмена. 3.В чем суть теории рациональных ожиданий и что означает современная “экономика предложения”? 4.Каковы достижения и в чем состоит ограниченность современного монетаризма?   2 ч.   Ол-1, лекц.14 Ол-2, гл.21 Ол-3, гл.32,33 ол-4,гл.7 ол-5, тема 15,16 ол-6, гл.20 дл-10, т.8 дл-15, гл.16 дл-20, т.15 дл-36, лек.16,18
№31 1.В чем суть институционального направления в экономической науке? 2.Каковы этапы в развитии институционализма и каковы его направления? 3.В чем состоит обновленный институционализм Дж. Гэлбрейта? 4.В каком направлении обновляет методологию неоинституционализм? 5.Кратко охарактеризуйте вклад Г. Беккера, Д.Норта, Р. Коуза, Дж. Бьюкенена в развитие институционального направления. 4 ч.     Ол-1, лек.8,15 ол-2, гл7,22,23,24 ол-3, гл.19,38,39 ол-4,гл5, 11,13 ол-5, тема 11 дл-5, тема9,14 дл-15. Гл.17 дл-20, т.17 дл-36, лек.20
№32 1.В чем суть полемики марксистов и народников на рубеже XIX - XX вв. в России? 2.Попробуйте кратко охарактеризовать взгляды М.И. Туган-Барановского по проблемам экономических циклов, социальной роли кооперации, теории стоимости. В чем их актуальность? 3.Почему актуальны для современной России взгляды А.В. Чаянова о необходимости вертикального кооперирования крестьянских хозяйств? 4.В чем состоит вклад Н.Д. Кондратьева в развитие теории кооперации, проблем планомерности и экономической динамики? 5.Каковы традиции отечественной экономико – математической школы?   6 ч.       Ол-1, лек.16 Ол-2,гл.2,13,16 дл-5, тема6 дл-10, т.2,6 дл-14, гл.6 дл-15, гл.20,21 дл-20, т.12 дл-36, лекц.14,22

+--------------------

1.5.2 Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

  1. Инфляция: сущность, виды, основные направления ее регулирования со стороны государства.
  2. Рынок труда и «цена труда». Заработная плата: сущность, формы, системы, количественные характеристики.
  3. Занятость населения и безработица. Роль государства в регулировании рынка труда.
  4. Издержки производства и рентабельность. Основные направления повышения рентабельности российских предприятий.

5. Кредитно-банковская система: взаимодействие центрального банка и коммерческих банков, их функции. Пути совершенствования денежно-кредитной системы России.

6. Рынок ценных бумаг и проблемы его развития в России.

7. Налоговая система и финансовая политика государства. Основные направления совершенствования налоговой системы в России.

  1. Экономический рост: типы, факторы, показатели и модели. Проблемы экономического роста в современной российской экономике.
  2. Основные функции государства в современной рыночной экономике.
  3. Социальное регулирование и государственная политика доходов. Государственная система социальной защиты. Необходимость усиления роли государства в условиях переходной экономики России и ее кризисного состояния.
  4. Международное разделение труда и мировой рынок. Теория сравнительных преимуществ стран. Проблемы участия России в мировой торговле.
  5. Процессы интернационализации в современном мировом хозяйстве и развитие экономической интеграции.
  6. Международная валютная система, этапы ее развития и кризисное состояние в современных условиях. Проблемы конвертируемости российского рубля.
  7. Свободные экономические зоны и их значение для России.

Примечание: возможны инициативные темы, предложенные самими студентами (по микро- и макроэкономике).

 

 

Вопросы к экзамену

 

ЧАСТЬ I

 

1. Предмет экономической теории. «Политическая экономия» и «Экономикс», необходимость и возможность их синтеза на современном этапе.

2. Позитивная и нормативная экономическая теория. Функции политической экономии, ее место в системе экономических и других гуманитарных наук.

3. Метод экономической науки как система многих методов. Экономические законы, экономические противоречия и экономические категории.

4. Материальное и нематериальное производство, их взаимосвязь. Производственные ресурсы общества, их ограниченность, необходимость эффективного использования.

5. Производство и потребности, их взаимосвязь. Закон возвышения потребностей.

6. Основные факторы производства: личный и вещественный. Предпринимательские способности как особый вид человеческого фактора. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства.

7. Производительность труда, методы ее измерения, пути повышения. Предельный продукт и необходимость совершенствования организации производства, техники и технологии, внедрения достижений науки. Кривая производственных возможностей общества.

8. Производственная функция. Закон убывающей производительности, условия и ограничения его действия. Экономическая и социальная эффективность производства, их показатели.

9. Понятие «экономическая система». Общие принципы организации экономических систем.

10. Господствующая форма собственности на условия производства и господствующая форма организации (координации) производства, их системообразующая роль в качестве двуединой основы экономической системы.

11. Исторические типы экономических систем, различные подходы к их определению. Необходимость сочетания различных подходов на основе выделения ведущего (генерального) из них.

12. Условия возникновения и сущность товарного производства. Исторические предпосылки превращения его в господствующую форму организации общественного хозяйства.

13. Товар и его свойства. Потребительная стоимость и стоимость, внутреннее противоречие товара. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре, и противоречия товарного производства. Общественная потребительная стоимость и величина стоимости товара.

14. Историческое развитие форм меновой стоимости. Возникновение и сущность денег, Функции денег.

15. Эволюция денежных систем. Объективный экономический закон денежного обращения. Измерение денежной массы. Инфляция: сущность, причины, последствия.

16. Цена товара как денежное выражение его стоимости. Экономический закон спроса и предложения. Равновесная цена. Закон стоимости: сущность, функции, результаты действия. Эффект «невидимой руки».

17. Рынок труда и цена труда. Сущность заработной платы, ее основные формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная и средняя заработная плата.

18. Рабочий день и процесс труда. Создание новой стоимости. Роль профсоюзов в установлении продолжительности рабочего дня.

19. Спрос и предложение на рынке труда. Занятость и безработица, ее формы. Безработица, заработная плата и инфляция. Кривая А. Филлипса. Роль государства в регулировании рынка труда.

20. Сущность капитала и рынок капитала. Предпринимательская деятельность: содержание и организационные формы. Коммерческий расчет и прибыль. Масса и норма прибыли.

21. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве. Рента и арендная плата. Виды земельной ренты и ее источники. Рынок земли. Цена земли.

22. Сущность издержек производства и их классификация. Эффект масштаба производства. Трансакционные издержки. Доход и прибыль фирмы. Основные показатели рентабельности и пути ее повышения.

23. Кругооборот капитала. Основные и оборотные фонды предприятия. Пути ускорения кругооборота капитала.

24. Сущность торгового капитала и его роль в развитиии экономики. Формы торговли. Издержки обращения, их виды, и пути сокращения. Торговая прибыль. Участие торгового капитала в образовании средней нормы прибыли.

25. Ссудный капитал, условия его возникновения и роль в развитии экономики. Ссудный процент и норма процента. Сущность, формы и функции кредита.

26. Кредитно-банковская система, взаимодействие центрального банка и коммерческих банков. Банковские операции и банковская прибыль. Особенности и задачи развития банковской системы России.

27. Рынок ценных бумаг. Фиктивный капитал. Учредительская прибыль, доходы на ценные бумаги. Фондовая биржа: сущность, роль модели, участники. Виды операций на рынке ценных бумаг.

28. Финансы общества, их сущность и роль в обеспечении экономического роста. Государственный бюджет и внебюджетные фонды. Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг.

29. Сущность налогов и их функции. Принципы налогообложения и классификация налогов. Федерализм налоговой системы России. Фискальная политика государства. Кривая А. Лаффера. Пути повышения эффективности налоговой системы России.

30. Конкуренция и ее роль в рыночном хозяйстве. Свободная (совершенная) конкуренция как механизм уравновешивания спроса и предложения. Цена производства и средняя прибыль.

31. Причины перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Сущность и формы монополий. Монополистическая, несовершенная конкуренция. Монопольные цены и механизм равновесия рынка. Необходимость антимонопольного законодательства.

32. Воспроизводство общественного капитала и макроэкономическое равновесие. Национальное счетоводство и макроэкономические показатели.

33. Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление, сбережения, инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора и акселератора.

34. Экономический рост: типы и показатели. Факторы экономического роста. Тенденции изменения структуры общественного производства.

35. Причины циклического характера развития рыночной экономики. Фазы промышленного цикла и механизм их осуществления. Типология циклов.

36. Причины резкого усиления экономической роли государства в развитых странах на рубеже 19-20 вв. Кейнсианский переворот в политической экономии и причины современного консервативного сдвига в экономической науке. Основные функции государства в современной рыночной экономике.

37. Социальная политика государства и регулирование доходов. «Кривая Лоренца» и «Коэффициент Джини». Государственная система социальной защиты и необходимость ее укрепления в России.

38. Международное разделение труда и его роль в формировании единого мирового хозяйства. Основные формы международных экономических связей.

39. Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ. Торговые и платежные балансы страны. Торговая политика государства.

40. Валютные отношения в мировой экономике. Международные валютно-финансовые организации. Валютный курс. Сущность интеграционных процессов в мировой экономике. Европейская экономическая интеграция.

41. Необходимость экономических реформ в России. Развитие реформ в 90-е годы. Приватизация: методы, этапы, последствия.

42. Экономическая реформа в России и благосостояние населения. Задачи формирования гражданского общества и совершенствования институциональных отношений в России. Национальные интересы и угрозы экономической безопасности.

 

 

ЧАСТЬ II

1. Предмет и метод «Истории экономических учений», ее место в системе экономических наук.

2. Экономическое знание в трудах мыслителей Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

3. Развитие экономической мысли и ее особенности в трудах мыслителей Древнего Рима (Катон, Варрон, Колумелла и др.).

4. Экономические воззрения Средневековья (Ф.Аквинский, Ибн Хальдун).

5. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика государства в эпоху первоначального накопления капитала. Ранний меркантилизм. Теория денежного баланса. Экономические взгляды У.Стаффорда.

6. Поздний меркантилизм в Западной Европе. Система активного торгового баланса. Экономические взгляды Т.Мена и А.Монкретьена. Сущность кольбертизма.

7. Особенности российского меркантилизма. Экономические взгляды А.Ордина-Нащокина, Ю.Крижанича, И.Посошкова и др. Экономическая политика Петра I.

8. У.Петти как основоположник классической политической экономии в Англии. Его учение о стоимости, заработной плате, ренте, цене земли, ссудном проценте и законе денежного обращения.

9. Возникновение классической политической экономии во Франции. Экономические взгляды П.Буагильбера.

10. Исторические условия возникновения физиократической истсемы во Франции. Учение физиократов о «чистом продукте», производительном и непроизводительном труде, классах общества, капитале (Ф.Кенэ, А.Тюрго). Экономическая таблица Ф.Кенэ и ее значение.

11. А.Смит как «обобщающий экономист» мануфактурного периода развития капитализма в промышленности. Двойственность методологии А.Смита. Его учение о разделении труда, производительном и непроизводительном труде.

12. Экономический либерализм в учении А.Смита. «Невидимая рука», «Экономический человек» в его воззрениях. Отношение А.Смита к меркантилизму и физиократизму. Влияние двойственности методологии А.Смита на его учение о стоимости, деньгах, капитале, классах общества и доходах (заработная плата, прибыль, рента). Догма А.Смита.

13. Условия формирования экономических воззрений Д.Рикардо в эпоху промышленного переворота. Его взгляды по вопросам стоимости, денег, заработной платы, прибыли, ренты.

14. Д.Рикардо о концепции «сравнительных преимуществ» в международной торговле. Дальнейшее развитие этой концепции в ХХв.

15. Взгляды Ж.-Б.Сэя как пропаганда, попытка развития учения А.Смита и искажение его в целом ряде вопросов. Учение Ж.-Б.Сэя о трех факторах производства. «Закон рынков» Сэя и его последующая критика в экономической литературе.

16. Экономические взгляды Т.Мальтуса. Его теория народонаселения и «Железный закон» заработной платы.

17. Первая критика капитализма и некоторых идей классической политической экономии в трудах С.Сисмонди. Теория кризисов, идеализация мелкотоварного производства, программа социальных реформ и обоснование экономической роли государства. Развитие положений классической политической экономии в трудах Дж.С.Милля, появление проблем формирования социально справедливого общества (социализма).

18. Ф.Лист как теоретик «национальной экономии» и предшественник «исторической школы» в Германии. Его учение о «воспитательном протекционизме» и стадиях экономического развития в истории человеческого общества.

19. «Старая» историческая школа в Германии как продолжение и развитие идей Ф.Листа (взгляды В.Рошера, Б.Гильдебранда, К.Книса).

20. Причины появления «новой» исторической школы в Германии. Экономические взгляды Г.Шмоллера, Л.Брентано, К.Бюхера. Формирование историко-этического направления в экономической науке.

21. Условия появления «новейшей» («юной») исторической школы в Германии. Критика марксизма и поиски «духа капитализма» (В.Зомбарт, М.Вебер).

22. Исторические условия и предпосылки формирования экономических взглядов К.Маркса. Новая трактовка предмета и метода политической экономии.

23. Общая характеристика структуры «Капитала» К.Маркса. Учение о двойственном характере труда товаропроизводителей – ключ к теоретическому воспроизведению буржуазной экономичнской системы. Трудовая теория стоимости и закон стоимости.

24. Разработка К.Марксом проблемы товара «рабочая сила» и открытие основного экономического закона капитализма. Закон роста органического строения капитала и проблема безработицы. Историческая тенденция капиталистического накопления.

25. К.Маркс о воспроизводстве общественного капитала и экономических кризисах. Материальная основа продолжительности экономического цикла.

26. Маржинализм как переоценка ценностей классической политической экономии. Предпосылки маржинальной «революции» и ее этапы. Предшественники маржинализма (А.Курно, И.Тюнен, Г.Госсен, Ж.Дюпюи).

27. Австрийская школа в маржинализме. Экономические взгляды К.Менгера, Ф.Визера, Е.Бем-Баверка. Теория «предельной полезности».

28. Английские маржиналисты (У.Джевонс, Ф.Эджуорт) и лозаннская школа маржинализма (Л.Вальрас, В.Парето).

29. Формирование неоклассической школы. Кембриджская школа и теоретическое наследие А.Маршалла, его методология. Теория спроса и предложения. Концепция равновесной цены.

30. Отрицание кардиналистской и формирование ординалистской концепции полезности. Развитие теории потребительского поведения в работах В.Парето, Ф.Эджуорта и Д.Хикса.

31. Разработка теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э.Чемберлин, Дж.Робинсон).

32. Социально-экономические предпосылки «Кейнсианской революции». Особенности методологии Дж.Кейнса. Теория эффективного спроса и проблема занятости населения. Склонность к потреблению, сбережению и инвестированию. Принцип мультипликатора. Макроэкономическая роль государства.

33. Послевоенная социально-экономическая ситуация и необходимость модификации теории Кейнса. Модель экономического роста Р.Харрода-Е.Домара. Модель экономического цикла Э.Хансена. Взаимодействие эффектов мультипликации и акселерации в динамике экономического цикла.

34. Германский неолиберализм. Фрайбургская школа (В.Ойкен, Ф.Бем, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард). Воплощение теоретических концепций неолиберализма в экономической реформе 1948г. в Германии.

35. Ранний институционализм как течение в американской экономической мысли. Направления институционализма: социально-психологическое и технократическое (Т.Веблен), социально-правовое (Дж.Коммонс), эмпирическое или конъюнктурно-статистическое (У.Митчелл).

36. Обновленный институционализм Дж.Гэлбрейта. Неоинституционализм и обновление методологии. Вклад в развитие институционального направления в работах Г.Беккера, Д.Норта. Ф.Коуза. Теория общественного выбора Дж.Бьюкенена.

37. Теория постиндустриального общества в работах Э.Тоффлера, Д.Белла.

38. Основные причины консервативного сдвига в экономической науке. Монетаризм и его развитие в работах М.Фридмена. Монетарная модель макроэкономической динамики. Денежная политика. Достижения и ограниченность современного монетаризма.

39. Экономические взгляды и практическая деятельность российских реформаторов XIX века (М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте).

40. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского по проблемам экономических циклов, социальной роли кооперации, теории стоимости.

41. А.В. Чаянов о трудовом крестьянском хозяйстве и необходимости вертикального кооперирования. Вклад Н.Д. Кондратьева в развитие теории кооперации, проблем планомерности, экономической динамики. Теория “длинных волн”.

42. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЧАСТЬ I

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 2-е изд. - М.: “Проспект”, 2010.

2. Курс экономической теории: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: “АСА”, 2010.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Питер, 2007.

4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006.

5. Поликарпова Т.И. Экономическая теория: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2005.

6. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие для вузов / Научн. ред. О.Ю. Мамедов. – 7-е изд., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2005.

8. Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005.

9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Учебное пособие /Под ред. А.И.Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.-Л., 1991.

11. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1978.

12. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма //Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.27.

13. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х тт. - М.: ИНФРА-М, 2001.

14. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.

15. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - СПб.: “Питер!”, 2004.

16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003.

17. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2008.

18. Стратегический ответ России на вызовы нового века /Под общей ред. Л.И.Абалкина. - М.: “Экзамен”, 2004.

19. Харвей Дж. Современная экономическая теория: Теория, практика, политика, бизнес. Вводный курс. - М., 2003.

20. Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2002.

21. Экономическая теория: Трансформирующаяся экономика. Учебное пособие для вузов /Под ред. И.П.Николаевой. - М., 2004.

 

ЧАСТЬ II

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2008

2. История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. Худокормова. - М.: ИНФРА - М., 2004.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М., 2008.

4. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

6. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова и др. - М.: ИНФРА - М., 2003

7. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер. - М.: Экономика, 1992.

8. Аникин А.В. Путь исканий: социально - экономические идеи в России до марксизма. - М., 1990.

9. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1985.

10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994.

11. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

12. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.

13. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебник. - М.: ИНФРА - М., 2001.

14. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М., 1969.

15. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1979.

16. История экономической мысли в России: Уч. Пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

17. История экономических учений: Учебник под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. - М.; ЮНИТИ, 2002.

18. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1978.

19. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. Собр. Соч., т. 27.

20. Ленин В.И. О продовольственном налоге // В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т.43.

21. Маркс К. Капитал, т. 1-3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23-25.

22. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс, 1993.

23. Ойкен В. Основы национальной экономии. - М.: Экономика, 1996.

24. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1985.

25. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. - М., 2001.

26. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М., 1986.

27. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.

28. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия. Страницы истории. Лекции. - М., 2000.

29. Сорвина Г.Н. Российская школа политической экономии в мировой экономической науке. – М.: РАГС, 2000.

30. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. - М.: Экономика, 1989.

31. Шумпетер Й. История экономического анализа. В трех томах. Пер. с англ. - СПб., 2004.

32. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем., репринтное воспроизведение. - М., 1991.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Рекомендации по использованию материалов

учебно-методического комплекса

 

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом (УМК) студенты должны особое внимание обратить на 1-ый раздел и, в частности, на пункт 1.3. «Требования к уровню освоения дисциплины» /С.3/, поскольку в ходе изучения всего курса «Экономической теории» необходимо сверять уровень своих знаний с требуемым уровнем.

Большую помощь студентам в систематической работе по изучению данной дисциплины может оказать в этом же разделе пункт 1.4 «Общий объем и тематический план учебной дисциплины, ее основное содержание». В особенности внимание студентов здесь должны привлечь такие подпункты: 1.4.4. «Планы семинарских занятий» и 1.4.5. «Темы рефератов». Рефераты можно заранее распределить среди студентов группы. При подготовке рефератов следует использовать не только ту литературу, что дана в планах семинарских занятий, но и поискать в списке рекомендованной литературы (пункт 1.5.4.) 1-го раздела УМК.

В этом же большом разделе важным пунктом является 1.5.1 «Самостоятельная работа студентов», в котором указаны важнейшие вопросы (дополнительно к вопросам лекций и семинаров), на которые можно найти ответы в указанной к каждой теме литературе. Здесь не повторяются названия источников, а указывается лишь из какого раздела списка литературы (основная – о.л., дополнительная – д.л.) данный источник рекомендуется, номер этого источника и конкретно главы и параграфы. Это может существенно облегчить поиски ответов на вопросы. Особенно это важно для заочников, у которых самостоятельная работа преобладает над аудиторной.

В первом разделе студенты найдут тематику курсовых работ (пункт 1.5.2 УМК), которые выполняются во 2-м семестре.

По курсовым работам проводятся индивидуальные консультации, а общеметодические требования к курсовой работе можно взять (в электронном варианте) на кафедре «Экономика и финансы» – автор Морозова Н.И.

В этом же разделе УМК даются вопросы к экзаменам (I и II части) – пункт 1.5.3.; список рекомендуемой литературы (пункт 1.5.4), материалы текущего, промежуточного и итогового контроля (по I и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.369 с.)