Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация на изучение языка Как знаковой системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При создании учебного курса появилась необходимость использовать для обучения русскому языку и другой подход — семиотический 1, который раскрывает язык как знаковую систему особого рода. Этот подход заставляет задуматься об особенностях языкового знака. В языковом знаке выделяются содержание (обобщенное отражение действительности в сознании людей) и форма. Форма знака выступает как заместитель содержания. Содержание языкового знака находится в лексическом значении слова, и форма знака (фонетическое или графическое слово) имеет смысл лишь в том случае, если она связана с содержанием знака. Сформировать у ребенка правильное представление о языке как знаковой системе, имея в виду лишь его звукобуквенную форму, невозможно. Поэтому в новой системе ведется многоплановая работа со словом, объектом внимания становятся и словесное значение (план содержания), и соответствующая звукобуквенная форма слова (план выражения). Удержать в поле внимания эти две стороны слова детям помогают простейшие звукосемантические модели слов, фиксирующие звуковую (внешнюю) оболочку слова и его значение (внутреннюю оболочку). Благодаря такой модели ребенок с первых этапов обучения получает элементарное представление о слове как двусторонней единице и о языке как знаковой системе. У него развивается способность соотносить звучание и значение слова и таким образом лучше понимать и знать свой родной язык. Важность этого подхода заключается в том, что представление об устройстве языкового знака дает возможность «увидеть» источник развития языка и речи ребенка. Он связан с асимметрией языкового знака, которая проявляется в относительной независимости содержания от формы слова: разные формы могут отражать одинаковое содержание, а различное содержание может иметь одинаковую форму. Модели слов показывают, что близкие по значению слова могут быть совершенно различны по своей форме (малыш, кроха), а другие слова, имея одну и ту же звуковую форму, совсем не похожи по смыслу (лук — растение и стрелковое оружие) или, например, слова, имеющие общие звуковые элементы (гусь — гусеница), никакой содержательной общности не имеют. Формирование умений различать, осмысливать содержание и форму таких языковых единиц, как слово и предложение, умения воспроизводить смысл и значение в различных формах, а также видеть общий смысл за самыми различными формами выражения мысли придает изучению русского языка подлинно развивающий характер.
Семиотический подход дает возможность также лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет» 2, «форма» и «содержание». Таким образом, изучение родного языка в период обучения грамоте строится как развивающая коммуникативно-познавательная деятельность, согласуется с природой ребенка, особенностями его речи и мышления. Коммуникативно-познавательная направленность обучения грамоте развивает интерес детей к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость. Все три подхода реализуются на всех этапах обучения. 1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения. На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.
Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения. Одновременно с азбукой дети работают с Прописью 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления. 2. Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет одинаковое с ней название — «АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями. Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.
Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях 2 и 3 «Мой алфавит», а навыки чтения целыми словами — с помощью «Читалочки». 3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Параллельно продолжается работа с пособием «Читалочка». Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами. Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями. Параллельно с литературной частью азбуки идет работа с Прописью 4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки. Систематизировать сведения о речи, языке, полученные в ходе обучения грамоте, и закрепить навыки устной и письменной речи — умение высказаться на тему разговора, ответить на вопрос, вступить в диалог и продолжить его, умение записывать слова, предложения и небольшие тексты — позволят новый учебник для 1 класса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева) и рабочая тетрадь. 1 Семиотика — наука о знаковых системах. 2 У младших школьников сохраняется живое представление о предмете: слово практически «сливается» с самим предметом.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.007 с.) |