Космоцентризм. Поиск субстанций в античной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Космоцентризм. Поиск субстанций в античной философии.



Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается, как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космоцентризм видел единство в многообразии: мир - это единое, которое стало многим.

Субстанция - философия категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления.

В античной философии поиск субстанции осуществлялось в рамках натурфилосовского подхода. Его особенности: -отсутствие различий между философским и спец - научный исследованием природы. -рассматривает в качестве развития мира естественные природные стихии. Возникает в 6 в. до н.э. в г. Милете, основатель Фалес. Милетская школа - 1-ая научная и философская школа в европейской цивилизации.

Фалес: (640 - 545 гг. до н.э.) -все сущее происходит, из воды, все пребывает в воде и возвращается в воду. -вода - основа мира. -душу считал материей.

-все знания надо сводить к единой основе. Анаксимандр (610 - 547 гг. до н.э.)

-начало мира - нечто безграничное. -за первоначало брал - Апейрон (вещество без границ), из него обособлено теплое теплое и холодное - качество противоположностей, которые дали начало всем веществам. Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.)

-началом мира - считал воздух. -огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь воздух становиться первоночально водой, затем землей и камнем. -душа так же состоит из воздуха. Гераклит (основоположник диалектики). -все произошло из огня.

-движение огня сверху-вниз есть рождение, снизу-вверх гибель.

-источником движения является борьба противоположностей.

-огонь - это и разумная сила (логос).

Натурфилософы - как основания бытия рассматривали природные стихии.

 

 

Философский рационализм Сократа.

 

Рационализм - метод, согласно которому основой познания является разум.

В 5 в. до н.э. пришла власть демокритов. Развитие созданных ею народного собрания и суда породило людей овладеть искусством политического красноречия. Некоторые становились учениками риторики, но они учили не только политические мудрости, но и связывали ее с вопросами философии. Их стали называть - софистами. (Они доказывали заведомо ложную точку зрения).

Сократ: афинянин (470 - 399 гг. до н.э.)

Он сам лично не писал, о его учениях известно от его учеников Платона, Аристотеля и др. С Сократом заканчивается философская эра и начинается познание человека.

Его высказывания: "Познай самого себя"

"Я знаю, что я ничего не знаю"

У Сократа был свой стиль общения с учениками:

-майевтика - повивальное искусство (введения спора)

-он обращается к духовному миру человека

-божественное начало существует, но как смысловое начало бытия.

-философия по Сократу - учение о том, как следует жить.

-выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы.

-познание природы невозможно, возможно познание души.

-должна существовать единая общая и высшая цель, которой подчинены все частные цели. -в этике отождествляет добродетель со знанием.

 

Философия Платона.

Платон (428-347 в. до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. (Мир идей первичен, по отношеннию к миру вещей).

-идеальное пораждает материальное.

Идея - это норма к которой стремится весь мир, идеи - вечны.

-царицей всех идей является идея блага.

-мир вещей - кривое зеркало идей.

-душа человека бессмертна, до рождения была в мире идей.

-бессмертным является только разум.

-душа состоит из 3 частей: 1. Высшая - разум. 2. Воля и благородные желания. 3. Влечение и чувствование.

-идеальное государство по Платону: Правители (у них преобладает разум - философы), стратеги (преобладает воля - войны), производители - земледельцы. 3 сословия соотвествуют 3 добродетели: мудрость, храбрость и умереность. 4 добродетель - справедливость - появляется когда каждое сословие вополнят свою задачу.

-бытие бестленная идея.

-упраздняет семью

-у 1-ых двух сословий нет частной собственности

-общество поглащает индивида

=> средства достижения

 

 

Философия Аристотеля.

Учитель А. Македонского.

-предметом философии не должна быть природа, а что то сверхприродное.

-дает определение материи - то с чего созданны все созданы две вещи, и во что в результате они разрушаются.

-в мире идей Платона - нет ничего нового

-матерая сводится к первоматериям: вода, воздух, земля, огонь.

-материя вечна.

-источником форм, общи понятий является Бог-философ, основным видом деятельности которого является мышление он неподвижен и не имеет частей.

-пытаясь раскрыть содержание общих понятий, опирается на логическое доказательство, а не на

мир - душу.

-3 вида души: 1. Растительная (способная к размножению), 2. Чувствительная (живая), 3. Разумная

(способна познавать и думать)

-правильные формы правления: монархия, аристократия. Лучшая полития (сочетает в себе знатность, благородство, богатство и право).

 

Философия эпохи эллинизма.

Важнейшие философские течения эпохи эллинизма - эпикуреизм, стоицизм и кинизм. Эпикуреизм - представитель Эпикур (341-270 гг. до н.э.)

-развивал идеи атеизма -во вселеной существуют тела - находящиеся в пространстве.

-не должны боятся Богов. -не должны бояться смерти. -благо легко достижимо.

-зло легко переносимо. -яркие представители материализма, заимствовали учение Демокрита, но дополнили его учений о свободном отклонении атомов. -ищут способ избавления человека от страданий.

Для счастливой жизни необходимо: 1. Отсутствие телесного страдания. 2. Невозмутимость души. 3. Дружба.

-главный интерес - чувственный мир. -наделяли человека свободой воли. Кинизм: основатель Антисфен Афинский. -утверждал, что для достижения блага, надо жить подобно собаке. Т.е. сочетая в себе: 1. Простоту жизни. 2. Стоять за себя. 3. Верность, храбрость, благодарность. -выступал против разделения мира на самопостигаемое и чувственное бытие. -существуют только единичные вещи. -признается только практической разум. -основной задачей философии считал исследование внутреннего мира человека. -концепция кинической добродетели сводится к 4-ем положениям.

1. Натурализм (исходящий из приоритета природы). 2. Субъективизм (основанный на свободе воли). 3. Индивидуализм (ориентирование поведения человека на достижение независимости от общества. 4. Эвдемонизм (спасение и счастье в умеренности). Стоецизм - осеователь Зекон. -делили фидософию на физику, этику и логику.

-на передний план выходила логика. -логика делилась на 2 части: ученние о рассуждении и учение о движении. -первое учение - риторика, второе диалектика.

-в качестве принципов правильного мышления принимали законы не противоположности, достаточного основания и исключающего третьего.

-каждый человек оказывается совершенно свободным если может освободиться от мирских желаний. -добродетель это воля. -жизнь согласно природе и логосу основное предназначение человека.

 

10. Средневековая европейская философия (6-15 века)

Предпосылки:

-потребность народов в единобожие.

-связана с двумя направлениями: гностики и неоплатонники. Гностики жили в 1 веке н.э. (Валинтин, Иосиф). Главным объектом познания: ответ на вопрос "кто такой я". Считали что обладали знанием для совершенствования. 2 противоположности: Бог и тьма, а между ними 365 От Бога исходят лучи имонации.

Неоплатониз м (3 век н.э.) представитель Плотин -в основе мировоззрения Божественная субстанция. -существует иерархия: материя-мир, душа-логос-Бог.

-считали задачей человека в просев тлении Основными чертами средневековой философии является: -в основе мировоззрения лежит Божественное начало.

теоцентризм - бог -это субстанция. -креационизм (сотворение всего Богом из ничего).

-человек создан по образу и подобию Бога, наделен 3 качествами: разумом, свободой и нравственным началом. -природа - храм Божий -объектом познания является душа человека и Бог. -в первой половине средневековья говорили: "Уверуй, чтобы вразумить". А в второй половине: "Понимай, чтобы верить".

-провиденциализм (учение о реализации своих замыслов Богом).

-эсхатология (учение о судьбах мира и человека)

-главная заповедь: Возлюби ближнего, как самого себя.

-язычество полностью уходит. Этапы средневековой философии.

1. Апостолы и Апологеты (защитники учения церкви) - 2-3 века

2. Ученик отцов церкви им "потристика" 4-6 века.

3. Христианство начинают преподавать в школах. "Схоластика" - 6 - 14 века.

1 период. Тертуллиан (римский оратор)

-философия вредна. -все философы эритики. -его тезис: "верую ибо абсурдно". Климент - Александрийский. (1-2 века) -философия помогает христианству.-отрицал божество.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.160.129 (0.033 с.)