Методика интерперсональной диагностики (ICL) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика интерперсональной диагностики (ICL)



(Т.Лири, Г.Лефорж, Р.Сазек, 1954 г.)

Друкується за:

1. Большая энциклопедия тестов / сост. А.Карелин. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – С. 263-268.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2002. – С. 408-418.

3. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – С. 125-129.

Назначение. Опросник предназначен для исследования представлений субъекта о себе, собственном идеальном "Я", меры развития определенных качеств личности другого, а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

Опросник может быть применен для решения трех задач:

1. Установить степень выраженности свойств характера.

2. Описать "зоны рассогласования" (потенциального внутреннего конфликта).

3. Изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий.

Соответственно трем задачам существует три варианта применения опросника. Испытуемый отбирает те определения, которые с уверенностью может отнести к себе. Количество отобранных свойств не оговаривается, но желательно, чтобы их было не менее 20 (об этом можно намекнуть перед тестированием, но ненавязчиво). Отбираемые качества фиксируются на отчетном бланке.

Инструкция к первому варианту. Дайте оценку, по возможности искренно и объективно, себе самому — такому, какой Вы есть, по Вашему мнению. Для этого отметьте в Вашем ответном бланке номер качества, которым Вы обладаете; если же Вы считаете, что оно Вам не свойственно, то не отмечайте.

Инструкция ко второму варианту. Испытуемый дважды отвечает на данный опросник, оценивая первый раз свое реальное «Я», а второй — идеальное «Я». Дайте оценку — по возможности искреннюю и объективную — сначала самому себе, такому, каким Вы являетесь. Затем — такому, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале.

Инструкция к третьему варианту. Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное Я», «Мой сослуживец (начальник, подчиненный, супруг, парень и т.п.)», «Мой идеал сослуживца (начальника, подчиненного, супруга, парня и т.п.)». Эту же работу выполняет партнер испытуемого.

При индивидуальном обследовании испытуемому выдается текст опросника и ответный бланк, при групповом — только бланк, а стимульный материал зачитывается психологом, причем на каждый ответ испытуемому дается 5—8 секунд. Возможна форма индивидуального обследования, когда утверждения опросника предъявляются испытуемому на карточках с последующей их сортировкой на свойственные или не свойственные личности испытуемого.

Перед тестированием надо обратить внимание испытуемого на то, что утверждения опросника сформулированы в третьем лице и требуется умение взглянуть на себя со стороны.

Общая инструкция. Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Внимательно прочтите каждую и подумайте, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке обведите кружком соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если «нет», то не делайте никаких пометок. Постарайтесь проявить максимальное внимание, чтобы избежать повторного обследования. Итак, Вы человек, который.

Опросник

1. Другие думают о нем благосклонно (умеет нравиться).

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловой, практичный.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Не уверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Самобичующий.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию других.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без выбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Бланки к методике ICL

 

Для первого и второго вариантов диагностики

 

Фамилия______________________ Имя____________________ Отчество___________________________

Возраст______________ Образование_____________Профессия____________Дата__________________

 

Октанты № вопросов № вопросов № вопросов № вопросов
I                                
                               
II                                
                               
III                                
                               
IV                                
                               
V                                
                               
VI                                
                               
VII                                
                               
VIII                                
                               

Для третьего варианта диагностики

 

октанты № п/п Я Я идеальное Мой партнер Идеальный партнер № п/п Я Я идеальное Мой партнер Идеальный партнер № п/п Я Я идеальное Мой партнер Идеальный партнер № п\п Я Я идеальное Мой партнер Идеальный партнер
I 1.         33.         65.         97.        
2.         34.         66.         98.        
3.         35.         67.         99.        
4.         36.         68.         100.        
II 5.         37.         69.         101.        
6.         38.         70.         102.        
7.         39.         71.         103.        
8.         40.         72.         104.        
III 9.         41.         73.         105.        
10.         42.         74.         106.        
11.         43.         75.         107.        
12.         44.         76.         108.        
IV 13.         45.         77.         109.        
14.         46.         78.         110.        
15.         47.         79.         111.        
16.         48.         80.         112.        
V 17.         49.         81.         113.        
18.         50.         82.         114.        
19.         51.         83.         115.        
20.         52.         84.         116.        
VI 21.         53.         85.         117.        
22.         54.         86.         118.        
23.         55.         87.         119.        
24.         56.         88.         120.        
VII 25.         57.         89.         121.        
26.         58.         90.         122.        
27.         59.         91.         123.        
28.         60.         92.         124.        
VIII 29.         61.         93.         125.        
30.         62.         94.         126.        
31.         63.         95.         127.        
32.         64.         96.         128.        

 


Обработка результатов ICL

Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений (октантов), расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений (это наглядно видно на основе бланков к методике). Степень выраженности каждого свойства оценивается по 16-балльной шкале. При обработке просчитывается число определений, относящихся к каждому свойству и выбранных испытуемым.

Для составления профиля испытуемого подсчитывается количество утверждений, отнесенных к себе, по каждой из восьми шкал в отдельности (см. октанты). Первая степень выраженности свойства по шкале характеризует адаптивный вариант поведения, третья степень — дезадаптивный вариант. Диапазон проявления свойств делится приблизительно на три зоны:

• первая —от 0 до 8;

• вторая —от 9 до 12;

• третья—от 13 до 16.

В общем меру адаптивности поведения можно соотнести с количественными данными, представленными в таблице 1 [1, c.264]:

Таблица 1

Адаптивное поведение 0-4 б. – низкая
5-8 б. - умеренная
Дезадаптивное (экстремальное) поведение до патологии 9-12 б. – высокая
13-16 б. – экстремальная

Для представления ориентиров личности применяется схема в виде круга, разделенного на секторы (психограмма) (см.рис. 1). В ее основе по горизонтали и вертикали обозначены две оси, которые Т.Лири считает основными векторами межличностной коммуникации: «доминирование - подчинение», «дружелюбие – враждебность (агрессивность)». В свою очередь эти векторы делят плоскость на 4 сектора, которые с целью более точного описания межличностных тенденций делятся на 8 октант. По каждой из октант подсчитывается количество выборов, которое переносится на дискограмму (психограмму). При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по октанте (от 0 до 16). На уровне, соответствующем полученным баллам по каждой октанте, проводится дуга, внутренняя часть которой заштриховывается. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений обследуемого. Гармоничным людям свойственны характеристики в пределах 8 баллов. О трудностях социальной адаптации говорят 14—16 баллов. Если показатели по всем октантам низкие (0—3), то это может свидетельствовать, в частности, о скрытности и неоткровенности. Методика позволяет определить показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = I - V+0,7(VIII + II – IV - VI).

Дружелюбие = VII-III+0,7(VIII -II -IV + VI).

  Доминирование  
     
Агрессивность Дружелюбие
  Подчинение  

 

Рис. 1. Дискограмма ICL [2]


Набор дискограмм к ICLдля второго, третьего вариантов исследования

 

  Я     Я идеальное     Мой партнер     Идеальный партнер  
  Доминирование     Доминирование     Доминирование     Доминирование  
Агрессивность Дружелюбие Агрессивность Дружелюбие Агрессивность Дружелюбие Агрессивность Дружелюбие
  Подчинение     Подчинение     Подчинение     Подчинение  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.042 с.)