Система управления ОТ в организации и на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления ОТ в организации и на предприятии



Финансирование ОТ

Финансирование охраны труда - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. - М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).

Согласно ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны, труда работодателями (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Термин "затраты на производство продукции (работ, услуг)", используемый в указанных статьях законов, является синонимом терминов "фактическая себестоимость" и "себестоимость готовой продукции". Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции не включаются расходы по её реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).В бюджетных организациях финансирование мероприятий по охране

труда производится за счет средств сметы, выделяемых на содержаниеорганизации в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходы на мероприятия по охране труда относятся на предметную статью 111000 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг", подстатью 111040 "Прочие текущие расходы" в соответствии с приказом Минфина России от 11декабря 2002 г. № 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации» местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном Законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления. Такое финансирование, как правило, направляется на реализацию федеральных, региональных, территориальных.программ улучшения условий и охраны труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ст. 19 ФЗ №181 предусматривает, что для проведения мероприятия по ОТ предусматриваются средства в установленном порядке и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие мероприятия категорически запрещается.

Финансирование мероприятий по улучшению УиОТ осуществляется в рамках целевых, федеральных, отраслевых и территориальных программ улучшения УиОТ, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных фондов, в порядке предусмотренном законодательством РФ и НПА предусмотренных органов самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению УиОТ осуществляется также за счет:

· средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде ТК, ФЗ №181, взыскиваемых в порядке установленном правительством РФ;

· добровольных взносов организаций и физ.лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению УиОТ в организациях не зависимо от организационно-правовых форм (за исключением, федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции. В организациях, занимающихся эксплутационной деятельностью, не менее 0,7% суммы эксплуатируемых расходов. Работники предприятия не несут расходов на осуществление мероприятий по ОТ.

Организации ежегодно должны выделять на мероприятия по ОТ необходимые средства в объемах определенных кол.договорами или кол.соглашениями.

Средства, которые направляются в фонды ОТ должны быть использованы только на оздоровление работников и улучшения условий их труда.

Перечень мероприятий по ОТ уточняется в зависимости от особенностей производства.

 

Затраты в области ОТ

Затраты в области охраны труда - расходы, производимые с целью защиты здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. - М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).

Видами затрат в области охраны труда являются:

затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

затраты на страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

Затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в рамках установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а осуществляемые сверх установленных нормативов оплачиваются из прибыли организаций. Затраты бюджетных организаций производятся за счет средств, выделяемых по смете на содержание организаций. Затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции.

Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя (организации).

Информационные аспекты ОТ

В соответствии со ст. 210 ТК РФ к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

На федеральном уровне информационное управление охраной труда обеспечивается: Российской информационной системой охраны труда (РИСОТ); средствами массовой информации в виде издания центральных периодических журналов, официальных публикаций в «Российской газете», выступлений на радио и телевидении; деятельностью ФГУ «Всероссийского центр охраны труда» Росздрава по выпуску специализированных изданий и развитию информационных технологий обучения по охране труда;

проведением международных и всероссийских специализированных выставок на базе Всероссийского выставочного центра «Безопасность и охрана труда», «Телогрейка», «Охрана труда в энергетике» и др.;

деятельностью издательских центров по обеспечению регионов литературой в области охраны труда ("Безопасность труда и жизни", НТЦ "Промышленная безопасность", "Апрохим", "Талант" и др.); организацией статистического наблюдения за условиями труда работников в Российской Федерации, ее субъектах и отраслях экономики.

Основная цель создания РИСОТ — содействие совершенствованию государственной системы управления охраной труда и обеспечения безопасности производства путем реализации комплексного и оперативного доведения полного объема информации по охране труда до конечных потребителей. РИСОТ сегодня призвана осуществлять современные информационные технологии и направлена на решение следующих задач:

развитие информационных ресурсов в области охраны труда и их систематизация;

содействие в формировании федеральной информационной системы и единого информационного пространства в области охраны труда;

организация эффективного информационного обмена между заинтересованными органами управления и организациями;

обеспечение законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня;

продвижение услуг и средств защиты, направленных на обеспечение безопасности труда.

РИСОТ содержит и планирует развитие следующих информационных ресурсов, в том числе по ссылке Интернет-сайты органов управления и организаций: объединение в одном месте необходимых источников информации, таких, как: законодательная база, справочно-нормативная литература, информация об организациях, работающих в области обеспечения безопасных условий труда, периодических изданиях, травматизме, травмобезопасных технологиях, международных информационных ресурсах и проектах и др.; I создание эффективно работающего Интернет-портала, обладающего большим объемом информации (свыше четырех тысяч законодательных и нормативных правовых актов и т.п.);

сведения о деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов: информация о работе Межведомственной комиссии по охране труда; электронный каталог средств индивидуальной защиты, нормативных требований к производству и применению спецодежды, спецобуви и других СИЗ;

создание региональных банков данных нормативных документов по охране труда в рамках единого информационного пространства; анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание системы их мониторинга; разработка дистанционного обучения по охране труда с использованием Интернет-портала РИСОТ, в том числе организация учебного процесса и реализация обучения проверки знаний в режиме реального времени;

открытие Интернет-форума по охране труда с целью обмена мнениями специалистов организаций и специалистов России об интересующих их вопросах, а также для обсуждения проектов нормативных документов.

Большое значение по информационному обеспечению охраны труда имеют центральные периодические журналы:«Охрана труда и социальное страхование» (подписные индексы 72374, 70674,45961,83851);«Охрана труда. Практикум» (приложение к указанному журналу, подписной индекс 71331);

«Библиотека инженера охраны труда» (подписной индекс 71329);«Справочник специалиста охраны труда» (подписные индексы 80774, 81989,43520,44870);

"Безопасность жизнедеятельности" (подписные индексы 79963, 83776);«Безопасность труда в промышленности» (подписной индекс 70049);«Человек и труд» (подписные индексы 70234,83855);«Социальная защита. Безопасность и медицины труда» (подписные индексы 71090, 47268,47263, 72211).Всероссийским центром охраны труда Минтруда России выпускаются следующие специализированные издания:«Охрана труда. Информационный сборник» (индекс 66263);«Охрана труда. Библиографическая информация» (индекс 66270);«Охрана труда. Экспресс-информация. Отечественный опыт» (индекс 66281)«Охраны труда. Экспресс-информация. Зарубежный опыт» (индекс 66281); Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: отечественная информация;Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: зарубежная информация (тел. 095-164-99-15).Среди электронных периодических изданий популярны Всероссийское ежемесячное электронное издание - журнал «Без аварий и травм» (www.econavt.ru/bait), компакт-диск "Охрана и безопасность труда", Информационного Центра Безопасности и Охраны Труда (г. Санкт-Петербург, www.cotspb.ru., www.safework.ru) и др.Региональная информационная политика в области охраны труда на уровне субъекта РФ направлена на решение целого комплекса задач:доведение до работодателя и работников новых законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

информирование общественности через средства массовой информации о проводимых мероприятиях (совещаниях, семинарах, заседаниях комиссий и т.п.), состоянии условий и охраны труда в организациях, отраслях на территориях муниципальных образований, а также органов государственного управления, надзора, контроля, местного самоуправления по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

пропаганда положительного опыта в области безопасности труда; консультирование руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда; организация выставок средств индивидуальной защиты, учебной, методической и нормативной литературы; проведение заседаний межведомственных комиссий и координационных советов по охране труда, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

разработка и издание методических, учебных и иных пособий по охране труда; публикация статей и информационных материалов в региональных и муниципальных газетах, выступления по местному радио и телевидению; развитие новых информационных технологий на базе Интернет-порталов и сайтов;

регулярное размещение на Интернет-сайтах органов управления информации об охране труда. Интернет-технологии сегодня являются важным звеном информационного взаимодействия органов управления с организациями в рамках региональных информационно-аналитических систем и программ «Электронное Правительство субъекта РФ».Интернет-сайты по охране труда, как правило, содержат: законодательные и нормативные правовые акты по охране труда; методические рекомендации, информационно-аналитические вестники, учебные материалы и пособия, подготовленные в субъекте РФ; результаты ежемесячного мониторинга условий труда и производственного травматизма на территории региона;

информация о деятельности подразделений охраны труда и государственной экспертизы условий труда органа исполнительной власти;

государственные и муниципальные доклады о состоянии охраны труда и мерах по его улучшению; информация о деятельности по муниципальному управлению охраной труда; результаты смотров-конкурсов по охране труда между городами, районами и организациями субъекта РФ; информация об обучении по охране труда учебными центрами, в т.ч. в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований; сведения о предприятиях—изготовителях и поставщиках средств индивидуальной защиты; текущая информация о проводимых совещаниях, семинарах, заседаниях, выставках и мероприятиях по охране труда.

Развитие государственной системы управления охраной труда требует постоянного совершенствования всех направлений государственной политики в этой области, среди которых важнейшим является обучение по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций.

Информационно-методические аспекты обучения по охране труда должны затрагивать следующие составляющие учебного процесса:

содержание программ обучения в зависимости от обучаемых категорий застрахованных с обоснованием изучаемых тем и разбивкой по соответствующим вопросам и часам преподавания;

формы обучения, включающие традиционные формы обучения с лекционным стилем изложения тем, модульные системы бучения, новые технологии обучения - компьютерные мультимедиа системы;

информационные материалы учебного назначения, часть из которых выдается слушателям бесплатно в рамках сметы стоимости обучения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерация, а также в виде платных услуг, оказываемых обучающими организациями при приобретении учебных пособий, материалов на электронных носителях, видеофильмов и т.п.

 

Планирование работы по охране труда

Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 утверждены Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

Планирование работ по охране труда — это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.

Планирование работ по охране труда осуществляют на основе:

· перспективных комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;

· текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда коллективного договора;

· оперативных (квартальных, месячных) планов по цехам и участкам.

Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.

Помимо мероприятий по охране труда, коллективного договора и соглашения по охране труда разрабатываются:

· ежемесячные цеховые планы работы по охране труда;

· планы мероприятий по снижению производственного травматизма,

· профзаболеваний на производстве.

В соответствии с указанными выше Рекомендациями Минтруда России в мероприятия по охране труда в соответствии с требованиями ГОСТ и других нормативных правовых актов могут включаться:

· модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

· внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами;

· совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов;

· внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней вредных и опасных производственных факторов;

· внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

· установка предохранительных, защитных сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений;

· устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

· перепланировка, размещение производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

· устройство новых и реконструкция имеющихся вентиляционных и отопительных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и газоулавливающих систем с целью обеспечения нормального микроклимата и чистоты воздушной среды;

· приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, на территории к нормам;

· нанесение на производственное оборудование (органы управления, контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

· механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов;

· приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам;

· расширение, реконструкция, оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, помещений личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и т.п.);

· обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами;

· устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений, комнат релаксации, психологической разгрузки и т.п.;

· устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории предприятия в целях обеспечения безопасности работников и профилактики дорожно-транспортных происшествий;

· организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников;

· организация и оснащение обновленными материалами кабинетов и уголков по охране труда;

· разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда;

· приобретение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, подписка на периодические издания в области охраны труда;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и по её результатам предоставление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

· организация сертификации работ по охране труда в организации.

По усмотрению работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

 

Делопроизводство по ОТ

Д-во по охране труда в организации должно осуществляться в соответствии с требованием специализированного подразделения -управление делами, общий отдел, канцелярия и т.д.

Служба охраны труда или отдел охраны труда в организации занимает свою структурную позицию, соответственно имеет свой структурный номер. По отделу службы охраны труда в процессе работы проходит множество документов, поэтому массив документов следует подразделять на папки-дела.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:

документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

- копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;

- отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

- архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных

сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

Статистическая отчетность образовательных учреждений в области охраны труда касается предоставления сведений в органы государственной статистики о производственном травматизме и профессиональных заболеваний, затратах на мероприятия по охране труда, условиях труда и компенсациях работникам за неблагоприятные условия труда, а также в региональные отделения Фонда соцстраха РФ об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

Государственная статистика о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях — сбор и формирование статистических данных о количествах, типах и причинах несчастных случаев на производстве труда (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 20 октября 2000 г. № 102 юридические лица и их обособленные подразделения независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики, ежеквартально нарастающим итогом и по итогам года в срок до 10 января следующего за отчетным обязаны предоставить в органы статистики отчетность по форме № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве». Направляемые организациями статистические данные классифицируются:

по категориям несчастных случаев (со смертельным исходом, без смертельного исхода);

категориям работников (женщины, работники в возрасте до 18 лет);

категориям предприятий (крупные, средние, малые);

причинам и травмирующим факторам;

количеству дней нетрудоспособности у пострадавших в результате происшедших несчастных случаев;

затратам на мероприятия по охране труда.

Кроме того, организации предоставляют отчетность в органы статистики по форме 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда", утвержденную Постановлением Росстата России от 08 июля 2004 г. № 24. В ней в разделе 2 "Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" предусмотрено представление данных о фактических расходах на

 

Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда

постановление Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7)

I. Общие положения

Настоящие Рекомендации разработаны для оказания помощи организациям при формировании кабинета охраны труда и уголка охраны труда и определяют цель, основные направления работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, общие требования к процессу организации их работы.

Кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.

Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях

с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.

Содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Организация и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.

II. Основные направления деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда

Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

а) оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

б) создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

в) пропаганда вопросов труда.9. Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

— проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

— обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;

— проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

— организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

— проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о следующем:

— планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);

— графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;

— приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда;

— вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);

— нарушениях требований законодательства об охране труда;

— случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;

— новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

III. Тематическая структура и оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда

Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нор-, мативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т.д.) определяются с учетом условий труда в организации. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства организации.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Кабинет охраны труда целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта, в специально выделенном помещении или помещениях.

Для новых и реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек — 24 кв. м, свыше 1000 человек добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

Для уголка охраны труда может выделяться как отдельное помещение, так и оборудоваться часть помещения общего назначения.

IV. Организация работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

— соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;

— осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;

— планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы);

— осуществление контроля.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

— составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

— организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

— организует проведение плановых мероприятий.

В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образова-тельных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.

 

Требования охраны труда в проектной документации

Обеспечение требований охраны труда в проектной документации и при приемке образовательных учреждений в эксплуатацию регламентируется Трудовым кодексом РФ, СНиП 12.03-2001 «Безопасность труда в строительстве, ч.1», СНиП 12.04-2002 «Безопасность труда в строительстве, ч.2», «СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 3.01.04-87 «Организация производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Общие положения», СП 12-136-2003 «Безопасность труда в строительстве. Инструкция по учету требований охраны труда и промышленной безопасности в проектах организаций строительства и проектах производства работ», СП 2,2,1,1312-93 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 22 апреля 2003 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.101 с.)