Тема 6. Инвентаризация имущества и обязательств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Инвентаризация имущества и обязательств.



Основными задачами являются:

- выявление фактического наличия ОС, товарно – материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуральном выражении;

- контроль за сохранностью товарно – материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными БУ;

- выявление товарно – материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества и т.п.;

- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

- проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других ОС;

- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно – материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация ОФ может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийного бедствия, пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций;

- при ликвидации (реорганизации)организации, перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактов наличия имущества с данными БУ регулируются в следующем порядке:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и др. имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходыванию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увел. финансирования у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостатков. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

- недостача материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытия списываются на внереализационные расходыэ

инвентаризация в зависимости от полноты охвата может быть полной и частичной.

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.

В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.

Рабочим нормативным документом, ограничивающим техническую сторону организационной работы пред-я по проведению инвентаризации, является Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Минфин России 13 июня 1995 г за №49).

На средних и крупных предприятиях всех организационно – правовых форм целесообразно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, наделить ее организационно -!!!тронными функциями по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций имущества, а для непосредственного проведения инвентаризации имущества и обязательств создают рабочие инвентаризационные комиссии.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия:

-проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности, заслушивает руководителей отделов, цехов по вопросам сохранности имущества, организации инвентаризации и инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

- осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации товарно – материальных ценностей в местах хранения и переработки;

- проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице, ценностей на складах, в кладовых, цехах, на строительных участках;

- в необходимых случаях (при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) проводит по поручению руководителя повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

- осуществляют инвентаризацию материальных ценностей в местах хранения и производства;

- совместно с бухгалтерией предприятия участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

- вносит предложения по вопросам упорядочивания приема, хранения, отпуска товарно – материальных ценностей, улучшение учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользованных материальных ценностей;

- несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых ОС, товарно – материальных ценностей, денежных средств;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно – материальных ценностей (тип, сорт, марка, радиус, порядковый номер по прейскуранту);

г) за правильность и своевременность оформления.

Порядок проведения инвентаризации и отражения в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее – Методические указания).

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 (ред. от 03.05.2000 № 36) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации о проведении инвентаризации (ф. ИНВ-22) утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации. Приказ регистрируется в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23). Инвентаризационная комиссия формируется из представителя администрации организации, работника бухгалтерии или службы внутреннего аудита, других специалистов (инженеров, экономистов, технологов).

До начала работы комиссия проверяет наличие оформленных на момент инвентаризации последних отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств или соответствующих приходных и расходных документов. Материально ответственные лица подтверждают (дают расписку) полноту представления инвентаризационной комиссии всех приходных и расходных документов на имущество и достоверность указанных в них сведений. Содержание расписки включается в заголовочную часть инвентаризационной описи.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчету (или реестрам), на основании которых в бухгалтерии определяются учетные остатки имущества к началу инвентаризации.

Учетные и фактические остатки имущества, а также выявленные при инвентаризации количественные и суммовые расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации типовой формы, которые заполняются не менее чем в двух экземплярах. В бухгалтерии фактические данные, полученные в процессе инвентаризации, сверяются с показателями бухгалтерского учета, и в случае выявления расхождений суммы отклонений заносятся в сличительные ведомости типовых форм № ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" и № ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26).

По окончании инвентаризации в соответствии с распоряжением руководителя организации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, результаты которых оформляются актом (ф. № ИНВ-24). Акты о контрольной проверке регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ф. № ИНВ-25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.012 с.)