Тема 9. Современная западная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Современная западная философия



 

1. Особенности современной западной философии. Философия науки.

2. Философия жизни. Философия экзистенциализма.

3. Философские аспекты психоанализа. Герменевтика.

4. Современная религиозная философия.

 

Основные понятия: сциентизм, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм, эмпиризм, прагматизм, герменевтика, иррационализм, феноменология, психологизм, интуитивизм, экзистенциализм, постиндустриальное общество, реализм, научная рациональность, научная иррациональность, неореализм, психоанализ, сознательное, бессознательное, сублимация, модернизм, постмодернизм.

 

Темы докладов

1. Основные принципы философии прагматизма и его основные представители.

2. Герменевтика как основное направление.

3. Сциентизм и антисциентизм.

4. Человек в "философии жизни".

5. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

6. Проблема свободы в экзистенциализме.

7. Религиозная философия ХХ в.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

 

1. Каковы основные положения неопозитивизма и постпозитивизма?

 

2.Охарактеризуйти основные положения философии Ф.Ницше.

 

3. Объясните сущность концепции З.Фрейда.

 

4. Что представляет собой философская герменевтика и каковы основные ее положения?

 

5. Назовите основные направления современной религиозной философии и дайте их характеристику?

 

6. Назовите основные категории экзистенциализма?

 

7. Что такое сциентизм, каковы его наиболее характерные черты?

 

8. В чем вы видите отличия сциентизма от антисциентизма?

 

9. Что объединяет представителей "философии жизни"?

 

10. Дайте характеристику человека, который представлен в философии Ницше?

 

11. В чем отличия концепций Шопенгауэра и Ницше?

 

12. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:
1) эмпиризм

2) рационализм

3) интерес к анализу обыденного языка

4) интерес к проблемам логики

5) мировоззренческий нигилизм

6) художественный способ философствования

7) внимание к проблемам чувственно-практического опыта.

8) антропоцентризм

9) внимание к проблеме истины в познании

 

13. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1) интерес к проблемам личности

2) отождествление свободы и существования

3) представление бытия как целостности субъекта и объекта

4) интерес к проблемам времени

5) рационализм

6) прагматизм

7) трагизм

8) дуализм

9) атеизм

10) скептицизм

 

14. Термин "экзистенция" впервые был введен:

1) С. Кьеркегором

2) А. Камю

3) М.Хайдеггером

4) Ж.-П. Сартром

 

15. Автором всемирно известного труда "Структура научных революций" (1962) является:

1) К.Ясперс

2) Б.М.Кедров

3) Т.Кун

4) К. Поппер

 

16. Выражение "философия техники" было предложено немецким философом:

1) Э.Каппом

2) К.Ясперсом

3) Х.Ленком

4) Ф. Дессауэром

 

17. С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в

1) пограничных ситуациях

2) от скуки

3) в состоянии опьянения

4) при обращении к вере

 

18. Тезис "Наука - чума ХХ века" может принадлежать:

1) антисциентисту

2) технократу

3) ученому

4) сциентисту

 

19. Фрейдизм - это:

1) рациональная философия;

2) философия рационализма;

3) психологическое направление;

4) социологическое направление.

 

20. Все, что существует, А. Шопенгауэр понимает как:

а) объективную реальность;

б) волю;

в) телесность;

г) духовность.

 

21. Каким образом по Шопенгауэру можно устранить зло, коренящееся в мировой воле:

а) путем политических реформ;

б) с помощью развития экономики;

в) путем совершенствования самого человека.

 

22. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля "как жизненный порыв".

 

23. В области научного познания, по мысли Ницше, истина - это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

 

24. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) права сильного;

б) государственного права;

в) прав и свобод человека;

г) права на жизнь.

 

25. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

26. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов.

 

27. Какова основная проблема философской антропологии?

а) построение целостной концепции человека;

б) создание философского учения об обществе.

 

28. Главной особенностью человека представители философской антропологии считают:

а) способность к изготовлению орудий труда;

б) способность к прямохождению;

в) наличие у него духа;

г) способность к членораздельной речи.

 

29. В чем заключается сущность человека по М. Хайдеггеру?

а) в особом способе жизни - существовании в страхе;

б) в мышлении;

в) в его материальности;

г) в его стремлении к достижению счастья.

 

30. Ж.-П. Сартр считал, что основными психологическими состояниями человека являются:

а) радость и оптимизм;

б) грусть и безверие;

в) вера и любовь;

г) тревога и заброшенность.

 

31. Согласно М. Хайдеггеру и Ж..-П. Сартру, бытие, направленное к ничто и осознающее свою конечность, - это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

 

32. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) толкование и осмысление текста;

в) современная интерпретация древних идей;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

 

33. Неопозитивисты сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний:

а) практики;

б) верификации;

в) фальсификации;

г) конвенции.

 

34. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных парадигм?

а) К. Поппера;

б) И. Лакатоса;

в) П. Фейерабенда;

г) Т. Куна.

 

35. Основные черты философского течения "постмодернизм":

а) критика западной рационалистической философии;

б) отказ разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину;

в) рассматривает реальность как совокупность различных знаковых систем.

 

36. " Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия. Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня; не приходит извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней, и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться от нее - стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником" - писал Ж.П.Сартр. Как Вы понимаете его слова?

 

Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М., 2001.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: учеб. пособие: в 2 т. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. М., 1994.

6. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 1994.

Дополнительный

1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1969. - Кн. 3. Ч.2.

2. Сартр Ж.-П. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. - М., 1992.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1987.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З.Фрейд. М., 1989.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990.

6..Ясперс К. Смысл и значение истории / К. Ясперс. М., 1991.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.

2. Человек в философии Древнего Востока.

3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.

5. Космоцентризм античной философии.

6. Основные этапы развития античной философии.

7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Суть принципа софистов: "человек есть мера всех вещей".

10. Философия Сократа.

11. Идеализм Платона.

12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

14. Теоцентризм средневековой философии.

15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

16. Патристика: суть учения и основные представители.

17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

18. Антропоцентризм в философии Возрождения.

19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.

20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.

22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.

23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени.

24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

25. Теория познания Канта.

26. Соотношение системы и метода Гегеля.

27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.

29. Концепция общественного развития Маркса.

30. Философский позитивизм.

31. Философия прагматизма.

32. Герменевтика как философское направление.

33. Сциентизм и антисциентизм.

34. Человек в "философии жизни".

35. Философские учения психоанализа.

36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.

37. Религиозная философии ХХ века.

38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

39. Философские воззрения Ломоносова.

40. Дискуссия западников и славянофилов.

41. Философские взгляды Достоевского.

42. Философские взгляды Л.Толстого.

43. Философия всеединства В.С.Соловьева.

44. Русский космизм и его представители.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ

 

Агностицизм - философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов.

Адиафора - (греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, адиафора — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических ти­пов реальности и, прежде всего, человеческой реальности.

Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропоцентризм – представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания.

Ану - атомы, то дискретное, что сохраняется в любых изменениях субстанций (земли, воды, огня и т.д.).

Апатия - (греч. араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким-либо действиям. В этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Апейрон (греч. Беспредельное) - первоматерия, вечное и бес­предельное начало мира.

Апологетика (греч. apologeomai - защищаю) - в традиционно-историческом значении - собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии.

Апория - невозможность, затруднение, недостаток; кажущееся непреодолимым логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы. В др. греч. философии особой известностью пользовались апории Зенона.

Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание.

Априорные средства познания (априори происходит от лат. из предшествующего) в философии Канта и его последователей доопытные формы познания; знание о фактах полученное до изучения их на опыте, знание изначально присущее познанию.

Апостериорные суждения (от лат. - из последующего) - в гносеологии Канта понятием апостериори обозначено знание, получаемое из опыта.

Атараксия - (греч. невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог.

Атом (греч. неделимый) - у Левкиппа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступные восприятию, отличающиеся друг от друга формой, размером и существующие в бесконечном меньшинстве; их соединения и разъединения через пустоту лежат в основе возникновения и уничтожения отдельных проявлений материального мира.

Атман - человек как индивидуальное и как универсальное, космическое психическое бытие. В последнем значении атман - начало, основа и завершение всего сущего.

Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Ахимса - фундаментальный принцип буддизма, означающий непричинение зла живому.

Базис – категория исторического материализма, характеризующая структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. По Марксу, «совокупность … производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».

Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению.

«Благородный муж» (цзюнь-цзы) – категория конфуцианства, означающая человека, для которого главное а) следование долгу и закону; б) требовательность прежде всего к себе; в) «открытость» для больших и важных дел; г) жизнь в согласии с другими людьми. Итак, «благородный муж» в доброте не расточителен, принуждая к труду не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд…» (Древнекитайская философия: сб. текстов: в 2 т. М., Т.2. С. 38).

Будда (букв. - просветленный) - человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.

Буддизм - одна из древнейших мировых религий, возникшая в УI в. до н.э. в Индии. Провозглашает равенство всех людей в страдании и избавлении от них.

Брахман - возникший первым из богов бог-творец, хранитель мира.

Брахман (брахмо) - генетическое и субстанциальное начало всего сущего.

Варна ( букв. - покров, оболочка, цвет) - замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Принадлежность определяется рождением и наследуется.

Ветхий завет - часть Библии, рассматривается как святое писание и иудизмом и христианством. Содержит 39 книг, признаваемых каноническими.

«Вещь в себе» - философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; независимый от сознания людей непознаваемый внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Возникшие при этом ощущения служат единственным источником знаний о мире. Этот термин особое значение приобрел в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания «вещей в себе». Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано немецким философом И. Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от «вещи в себе». Познавая явления, мы познаем не сами предметы, а то, что возникло в сознании под влиянием «вещей в себе». У Канта «вещь в себе» означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода и т. д.

Воля к власти – это глубочайшая, основополагающая, и подлинная энергия, охватывающая собой весь мир (животный, растительный и т.д.), достигающая в человеке (в сверхчеловеке) своего абсолюта.

Воля к жизни – бессознательное, слепое, витальное стремление порождать и воспроизводить самое себя, будь это растение, животное или человек.

Всеединство – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. В русской философии содержание этой категории включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и др. компоненты.

Гедонизм - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание. В основе гедонизма лежит представление, что главным движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение.

Гилозоизм (греч. - дерево, вещество+жизнь) - учение иониче­ских натурфилософов, которые находились на материалистически-пантеистических позициях и видели субстанцию мира в одушевлении материи, способной к ощущениям и мышлению. Идеи гилозоизма имели место в Стое, позднее у Дж.Бруно, Дидро и др. пантеистов.

Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гуманизм - в широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом (деятельностный человек становится стержневой идеей культуры Возрождения), титанизмом, суверенностью в безграничных возможностях человека), ограничением влияния религии (по-новому ставится проблема отношения мира и бога, природа становится объектом научного исследования) и возрождением интереса к философии неоплатонизма.

Гун - атрибут материи, сила, направляющая ее развитие.

Дао (букв. путь - безличный мировой закон.

Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии, фиксирующих вечное изменение мира, подчиняющее принципу недеяния (У вэй). Родоначальник Лао Цзы (604 г. до н.э.).

Дедукция - логическое умозаключение переход от общего к частному, от некоторых положений-посылок к их следствиям-заключе­ниям.

Деизм - воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии.

Деконструкция – нигилистический по отношению к прежней «метафизике» способ мышления, базирующийся на определенных приемах, отрицающих целостность какого-либо текста, его смысла.

Демиург - философский бог, безличный; чистый деятельный разум, само на себе замкнутое мышление.

Децентрация (от латинского centrum - среди­на, основание) – отрицание центра, каркаса сущности, явления, истины, переход к другой модели реальности.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектическая триада - троичность, трехступенчатость развития. Это понятие впервые было употреблено Платоном и неоплатониками (в частности, Проклом). Наибольшее теоретическое развитие получило в трудах Гегеля. Всякий процесс, согласно немецкому философу, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и по-новому соединяет в себе некоторые черты предыдущих стадий развития. Синтез, в свою очередь переходит в новый тезис…

Диалектическое «снятие» - отмена, упразднение. Термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а так же в марксистском истолковании «отрицания отрицания». Означает одновременное уничтожение и сохранение. Гегель применял его для характеристики абсолютной идеи: каждое новое состояние которой сменяется более высшим, что приводит к развитию на основании внутренней связи.

Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу начал – духа и материи, идеального и материального.

Дэ – одна из фундаментальных категорий Древнекитайской философии. «Добродетель», «благодать» - внутреннее, органичное, естественное качество, обуславливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Собирательный образ разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом.

Ересь (греч. haireris - первоначально - отбор, позже - уче­ние, школа, религиозная секта) - религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. В средние века были наиболее распространенной формой выступления против церкви.

Естественных прав концепция - комплекс социально-философских идей, рассматривавших совокупность принципов, прав, ценностей как продиктованных естественной природой человека и не зависящих от конкретных социальных условий. Концепция естественных прав в философии Просвещения рассматривает в качестве таковых права каждого человека на жизнь, свободу и собственность, которые присущи ему от рождения, не зависят от его места в общественной системе и не могут быть отчуждены.

Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу.

Жизненный порыв – движущая сила развития, все то, что противоположно механицизму, косности, плоскому эволюционизму.

«Золотая середина» - одна из категорий философской этики Конфуция. Это линия поведения между несдержанностью и осторожностью, находить ее нелегко, но необходимо. В дальнейшем уже Конфуций связал «золотую середину» с золотым правилом нравственности. На вопрос ученика, можно ли руководствоваться всю жизнь одним словом, он ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Идея - идеальная сущность, лишенная телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений составляют особый идеальный мир.

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо, обусловлено. Формы идеализма: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания; для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Идеология – система взглядов и идей, в которых основываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Идея блага - идея всех идей - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага подобна Солнцу. То, что в чувственном мире является Солнцем, в идеальном - идея блага.

Индукция - логическое умозаключение, от частных, единичных случаев к общему выводу.

Индивидуализм – нравственный принцип, теоретической основой которого является признание автономии и абсолютных прав личности в обществе. В эпоху Возрождения индивидуализм сыграл положительную роль в освобождении личности от пережитков феодализма и влияния католической церкви.

Инстинкт - (лат. Instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения, построенный на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. В широком смысле И. противопоставляется сознанию.

Инь - одна из стихий (имеющая земное основание), упорядочивающая первобытный космический хаос.

Йога – одна из философских систем индуизма, направленная на практическое психологическое обучение для освобождения души от телесной оболочки, чтобы избавить ее от пут сансары и кармы и способствовать формированию высоконравственной личности.

Карма - наказание для человека, нерадиво исполняющего закон своей варны, состоящее в том, что его душа из-за этого может родиться в более низкой варне, а то и в теле животного или растения.

Категория - наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (ма­терия, время, пространство, движение и т.д.).

Kатегорический императив - (в этике Канта) всеобщий обяза­тельный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться. "Посту­пай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Китайский ритуал - обязательные для исполнения, жестко регламентированные правила поведения, имеющие основания в далеком прошлом.

Космос (греч. украшение, порядок) - в греческой философии и мифологии начиная, с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гармонии.

Креационизм - религиозно-идеалистическое учение о божественном творении мира. Изложенное в Ветхом Завете в виде мифа о сотворении всего сущего Богом в течение 6 дней из ничего.

Критический рационализм – направление внутри позитивизма, представители которого пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Культура – это сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, отличающаяся собственным и неповторимым своеобразием.

Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) – в терминологии З. Фрейда - это совокупность принудительных мер, запретов, законов, традиций, нормативов, моральных стандартов, принятых в данном обществе и направленных на блокирование деструктивных, антиобщественных, антикультурных тенденций человеческой психики.

Легизм – обозначение школы «законников» в древнекитайской философии. Крупнейший теоретик легизма Шан Ян (4 в. до н.э.). легизм утверждает главенство единого юридического закона в жизни государства, его создателем может быть только самодержавный правитель. Легисты создали стройную концепцию деспотического государства, предложили идею государственного регулирования экономики. Залог мощи государства и укрепления власти правителя – концентрация усилий на развитие земледелия и ведения войны.

Либидо - (от лат. влечение, желание) - понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.

Логос (греч. собирать, упорядочивать в отношении человече­ского мышления) - термин обиходного языка, введенный в философ­ский язык для обозначения проникновения в смысл явлений и про­цессов рационального свойства. В философии Гераклита - всеобщий закон, основа мира; у стоиков - мировой разум, которой подчиня­ется природа и человек; логос - как слово личного и живого бога. У Филона Александрийского логос - вечная и божественная сила, слово и мысль бога, который с помощью логоса сотворил мир вещей (идеализм). В христианстве - этот термин встречается первоначаль­но в Евангелии от Иоанна и т.д.

Майевтика (гр. искусство повивальной бабки) - по характеристике Сократа, его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материализм (от лат. materialis – вещество) – философское направление, которое решает основной вопрос философии (его первую сторону) в пользу первичности материи, природы, физического, объективного и рассматривает познание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материализм диалектический – философия марксизма, мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материализм исторический – составная часть марксистской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. Как философская концепция исторического процесса, исторический материализм представляет собой распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений.

Мессианизм (др.-евр. "машиах" - помазанник) - учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок.

Метафизика - умозрительная картина мира, основанная на сверхчувственных началах бытия. По Гегелю, метафизика = "антидиалектике".

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механицизм - метод познания, сводящий все явления окружающего мира к различным формам механического движения; для этого метода характерно сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме частей.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на основе метафизического сопоставления природных и социальных объектов, очеловечивания природной социальной среды, в том числе одушевления фрагментов космоса.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – свойство предмета, присущее ему лишь в отдельных случаях.

Моизм – философское течение, распространенное в Китае в 5-3 в. до н.э. Основоположник Мо Ди (Мо Цзы). Сторонники м. утверждали принципы: почитание мудрости, почитание единства, всеобщая любовь, против нападений, за экономию в расходах, за экономию при захоронениях, против судьбы, против музыки и увеселений. Мо Ди выступил против наследования власти по принципу родства и выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе «общего договора».

Мокша - освобождение души от дальнейших страданий, связанных с пребыванием в телах.

Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходных положений.

Надстройка – как целое включает в себя идеологические (политические, правовые и др. отношения), связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии – т.е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения – государство, политические партии, общественные организации и т.д.

Неопозитивизм (логический позитивизм или логический эмпиризм) – предметом философии должны быть язык, и прежде всего язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки.

Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского.

Нирвана - состояние высшего блаженства, конечная цель стрем­лений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством.

Номинализм (от латинского nominalis - относящийся к названиям, именам) – философское учение, согласно которому «общее» не имеет никакого онтологического содержания, присущего только единичным вещам. (Реально только единичное).

Ноосфера (от греч. noos – разум, sphaira – шар) – понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человека, в которой последний играет решающую роль.

Ноумен - термин гносеологии, употребляемый в значении умопостигаемой сущности. Вводя этот термин, Платон обозначал им реальность как она существует само по себе, всякий предмет умо­зрительного знания. Кант употреблял это понятие в нескольких значениях. Главное из них - обозначение "вещей в себе", т.е. объектов внешней реальности и предмета мысли, но не доступных познанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.124 с.)