Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Классическая Немецкая философия
1. Основные проблемы немецкой классической философии. Философия И.Канта: теория познания, этика. 2. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга. 3.Философия Гегеля: система и метод; диалектика; философия истории. 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Его значение и ограниченность.
Основные понятия: классики, космогоническая теория, эволюционная модель мироздания, априори, апостериорное знание, рассудок, чувственность, формальная логика, "вещь в себе", явление, трансцидентальный идеализм, ноумен, тезис - антитезис - синтез, антиномия, категорический императив, самосознание, Мировой дух, "чистое бытие", сущность, субъективный и объективный дух, абсолютный дух, диалектика, категории, антропология, "отчуждение", антропология. Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли. К этому течению относится философские учения И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф. Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Но Вы должны помнить, что этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Часто встречающееся понятие "классическое", означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философий проблем. С немецкой классической философии начинается смешение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Изучая эту тему, Вы должны будете познакомиться с характерными особенностями немецкой классической философии, к которым относятся: во-первых, особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "душой" культуры. Во-вторых, исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. В- третьих, все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей. В-четвертых, классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики. В-пятых, классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Знакомясь с этой темой, Вы увидите, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями ХУШ в., провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь. Вы узнаете великого философа своего времени И.Канта, основные вопросы его философии "Что я могу знать?", "Что я должен делать?" и "На что я могу надеяться?" А также концепцию познаваемости мира им разработанную. Узнаете не менее великого и своеобразного Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, его учение об Абсолютном Духе и его диалектику. Среди представителей немецкой классической философии был материалист Л.Фейербах, субъективный идеалист И.Фихте. Вам предстоит встретиться с новым категориальным аппаратом, новыми принципами и новыми идеями, что не обещает легкого восприятия этой темы. Но, кантовское "Две вещи всегда будут удивлять человечество: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", говорит о том, что Вы прикоснетесь к чему-то вечному и удивительному. Темы докладов 1. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы. 2. "Категорический императив" И.Канта. 3. Соотношение системы и метода в философии Гегеля. 4. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
1. В чем состоял "коперниканский переворот" в философии, совершенный Кантом?
2. Чем отличается этика долга Канта от этики добродетелей Аристотеля?
3. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.В.Ф. Гегеля?
4. В чем смысл знаменитой гегелевской метафоры: "+ Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"?
5. В чем видел сущность религии Л. Фейербах?
6. Чем классическая философия отличается от неклассической философии?
7. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
8. В чем смысл кантовской трансцендентальной философии?
9. Раскройте сущность кантовской политической теории?
10. Найдите отличительные черты идеализма Фихте и Гегеля.
11. Что общего в понимании человека у Фихте и Шеллинга?
12. Дайте краткое описание диалектической системы Гегеля?
13. Назовите противоречия между системой и методом Гегеля?
14. Что нового внес в философию Фейербах?
15. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта: 1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) Поступай так, как считаешь нужным; 3) Все поступки должны быть направлены на общее благо; 4) Все поступки должны быть целесообразными; 5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели; 6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
16. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля: 1) Тождество 2) Противоречие 3) Количество 4) Качество 5) Мера 6) Абсолютная идея 7) Относительная идея 8) Пространство 9)Различие 10) Материя.
17. "Вещь в себе" у Канта означает: 1) закрытую для других личность; 2) скрытый смысл вещи; 3) закон 4) сущность.
18. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие: 1) с мышления; 2) со свободы; 3) с природы; 4) с общества.
19. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: 1) Ньютон; 2)Фейербах; 3) Шеллинг; 4) Гегель.
20. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория: 1) мышление; 2) любовь; 3) самосознание нации; 4) долг.
21. Немецкая классическая философия видела свою задачу: а) в определении границ человеческого разума; б) в поиске путей компромисса веры и разума, религии и науки; в) в рациональном обосновании религиозных догматов.
22. На первом, так называемом докритическом этапе (до 1770 г.) внимание Канта сосредоточивалось на проблемах: а) гносеологии; б) антропологии; в) социологии; г) онтологии.
23. Солнечная система, считал Кант, образовалась: а) благодаря акту божественного творения; б) из огромного облака мельчайших частиц вещества; в) в результате гигантского космического взрыва.
24. Кант называл существующий независимо от сознания людей внешний мир: а) Вселенной; б) природой; в) миром "вещей в себе";
25. Под априорными формами чувственного познания Кант понимал: а) пространство и время; б) категории "качество" и "количество"; в) интуицию.
26.Третьей познавательной способностью человека, наряду с чувственным познанием и рассудком, Кант считал: а) опыт; б) разум.
27."Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким". Это высказывание Канта называется:
а) поучение; б) категорический императив; в) благое пожелание.
28. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между: а) природой и обществом; б) разумом и чувствами; в) между миром природы, миром "вещей в себе" и миром явлений в человеке.
29. Исходное понятие философии Фихте: а) понятие "Я" - "Я есть"; б) понятие "мировой разум"; в) понятие "абсолютная идея".
30. Философия Фихте - это: а) абсолютный идеализм; б) диалектический материализм; в) субъективный идеализм.
31. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается: а) сознание; б) абсолютный вечный разум или абсолютное "Я"; в) материя.
32. В отличие от Фихте, утверждавшего, что "Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что: а) в мире нет ничего, кроме материи и движения; б) "все есть Я"; в) в процессе познания человек имеет дело только
33. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал: а) интеллектуальную интуицию; б) разум; в) рассудок; г) ощущения.
34. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода? а) Кант; б) Фихте; в) Шеллинг; г) Гегель; д) Фейербах.
35. Из каких трех частей состоит философская система Гегеля? а) логики; б) философии природы; в) философии человека; г) философии духа; д) философии мышления.
36. Гегель сформулировал законы: а) перехода количественных изменений в качественные; б) закон всемирного тяготения; в) закон сохранения вещества; г) закон единства и борьбы противоположностей; д) закон отрицания отрицания.
37. В центр своей философии Фейербах ставит проблему: а) познаваемости мира; б) происхождения Солнечной системы; в) проблему человека, антропологический принцип.
38. Какой ориентации придерживался Фейербах в своих взглядах на природу человека? а) материалистической; б) идеалистической.
39. В чем суть антропологического принципа Фейербаха? а) в отрицании дуализма души и тела; б) в констатации дуализма души и тела; в) в утверждении, что природа - базис человека; г) в утверждении, что общество - базис человека.
40. Кто из немецких философов сказал: "Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть"? а) Кант; б) Гегель; в) Фихте; г) Шеллинг; д) Фейербах.
41. Критерием истины Фейербах считал: а) соответствие знаний действительности; б) практику; в) согласие всех людей с тем или иным положением.
Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972. 5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999. Дополнительный 1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975. 2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987. 3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986. 4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М.,
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.059 с.) |