Тема 6. Классическая Немецкая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Классическая Немецкая философия



 

1. Основные проблемы немецкой классической философии. Философия И.Канта: теория познания, этика.

2. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга.

3.Философия Гегеля: система и метод; диалектика; философия истории.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Его значение и ограниченность.

 

Основные понятия: классики, космогоническая теория, эволюционная модель мироздания, априори, апостериорное знание, рассудок, чувственность, формальная логика, "вещь в себе", явление, трансцидентальный идеализм, ноумен, тезис - антитезис - синтез, антиномия, категорический императив, самосознание, Мировой дух, "чистое бытие", сущность, субъективный и объективный дух, абсолютный дух, диалектика, категории, антропология, "отчуждение", антропология.

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли. К этому течению относится философские учения И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф. Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Но Вы должны помнить, что этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Часто встречающееся понятие "классическое", означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философий проблем. С немецкой классической философии начинается смешение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Изучая эту тему, Вы должны будете познакомиться с характерными особенностями немецкой классической философии, к которым относятся: во-первых, особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "душой" культуры. Во-вторых, исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. В- третьих, все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей. В-четвертых, классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики. В-пятых, классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Знакомясь с этой темой, Вы увидите, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями ХУШ в., провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь. Вы узнаете великого философа своего времени И.Канта, основные вопросы его философии "Что я могу знать?", "Что я должен делать?" и "На что я могу надеяться?" А также концепцию познаваемости мира им разработанную. Узнаете не менее великого и своеобразного Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, его учение об Абсолютном Духе и его диалектику. Среди представителей немецкой классической философии был материалист Л.Фейербах, субъективный идеалист И.Фихте. Вам предстоит встретиться с новым категориальным аппаратом, новыми принципами и новыми идеями, что не обещает легкого восприятия этой темы. Но, кантовское "Две вещи всегда будут удивлять человечество: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", говорит о том, что Вы прикоснетесь к чему-то вечному и удивительному.

Темы докладов

1. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.

2. "Категорический императив" И.Канта.

3. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

4. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.


Контрольные вопросы и контрольные задания

1. В чем состоял "коперниканский переворот" в философии, совершенный Кантом?

 

2. Чем отличается этика долга Канта от этики добродетелей Аристотеля?

 

3. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.В.Ф. Гегеля?

 

4. В чем смысл знаменитой гегелевской метафоры: "+ Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"?

 

5. В чем видел сущность религии Л. Фейербах?

 

6. Чем классическая философия отличается от неклассической философии?

 

7. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

 

8. В чем смысл кантовской трансцендентальной философии?

 

9. Раскройте сущность кантовской политической теории?

 

10. Найдите отличительные черты идеализма Фихте и Гегеля.

 

11. Что общего в понимании человека у Фихте и Шеллинга?

 

12. Дайте краткое описание диалектической системы Гегеля?

 

13. Назовите противоречия между системой и методом Гегеля?

 

14. Что нового внес в философию Фейербах?

 

15. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:

1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) Поступай так, как считаешь нужным;

3) Все поступки должны быть направлены на общее благо;

4) Все поступки должны быть целесообразными;

5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;

6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

 

16. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

1) Тождество

2) Противоречие

3) Количество

4) Качество

5) Мера

6) Абсолютная идея

7) Относительная идея

8) Пространство

9)Различие

10) Материя.

 

17. "Вещь в себе" у Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон

4) сущность.

 

18. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;

2) со свободы;

3) с природы;

4) с общества.

 

19. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:

1) Ньютон;

2)Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

 

20. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг.

 

21. Немецкая классическая философия видела свою задачу:

а) в определении границ человеческого разума;

б) в поиске путей компромисса веры и разума, религии и науки;

в) в рациональном обосновании религиозных догматов.

 

22. На первом, так называемом докритическом этапе (до 1770 г.) внимание Канта сосредоточивалось на проблемах:

а) гносеологии;

б) антропологии;

в) социологии;

г) онтологии.

 

23. Солнечная система, считал Кант, образовалась:

а) благодаря акту божественного творения;

б) из огромного облака мельчайших частиц вещества;

в) в результате гигантского космического взрыва.

 

24. Кант называл существующий независимо от сознания людей внешний мир:

а) Вселенной;

б) природой;

в) миром "вещей в себе";

 

25. Под априорными формами чувственного познания Кант понимал:

а) пространство и время;

б) категории "качество" и "количество";

в) интуицию.

 

26.Третьей познавательной способностью человека, наряду с чувственным познанием и рассудком, Кант считал:

а) опыт;

б) разум.

 

27."Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким". Это высказывание Канта называется:

а) поучение;

б) категорический императив;

в) благое пожелание.

 

28. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между:

а) природой и обществом;

б) разумом и чувствами;

в) между миром природы, миром "вещей в себе" и миром явлений в человеке.

 

29. Исходное понятие философии Фихте:

а) понятие "Я" - "Я есть";

б) понятие "мировой разум";

в) понятие "абсолютная идея".

 

30. Философия Фихте - это:

а) абсолютный идеализм;

б) диалектический материализм;

в) субъективный идеализм.

 

31. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается:

а) сознание;

б) абсолютный вечный разум или абсолютное "Я";

в) материя.

 

32. В отличие от Фихте, утверждавшего, что "Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что:

а) в мире нет ничего, кроме материи и движения;

б) "все есть Я";

в) в процессе познания человек имеет дело только
со своими ощущениями.

 

33. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал:

а) интеллектуальную интуицию;

б) разум;

в) рассудок;

г) ощущения.

 

34. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?

а) Кант;

б) Фихте;

в) Шеллинг;

г) Гегель;

д) Фейербах.

 

35. Из каких трех частей состоит философская система Гегеля?

а) логики;

б) философии природы;

в) философии человека;

г) философии духа;

д) философии мышления.

 

36. Гегель сформулировал законы:

а) перехода количественных изменений в качественные;

б) закон всемирного тяготения;

в) закон сохранения вещества;

г) закон единства и борьбы противоположностей;

д) закон отрицания отрицания.

 

37. В центр своей философии Фейербах ставит проблему:

а) познаваемости мира;

б) происхождения Солнечной системы;

в) проблему человека, антропологический принцип.

 

38. Какой ориентации придерживался Фейербах в своих взглядах на природу человека?

а) материалистической;

б) идеалистической.

 

39. В чем суть антропологического принципа Фейербаха?

а) в отрицании дуализма души и тела;

б) в констатации дуализма души и тела;

в) в утверждении, что природа - базис человека;

г) в утверждении, что общество - базис человека.

 

40. Кто из немецких философов сказал: "Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть"?

а) Кант;

б) Гегель;

в) Фихте;

г) Шеллинг;

д) Фейербах.

 

41. Критерием истины Фейербах считал:

а) соответствие знаний действительности;

б) практику;

в) согласие всех людей с тем или иным положением.

 

Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.

5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999.

Дополнительный

1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975.

2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986.

4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М.,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.059 с.)