Семинар «Мультимедийная коммуникационная культура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар «Мультимедийная коммуникационная культура»



УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГРУППЫ БМ-3 НА 6 семестр 2012 - 2013 ГОДА

ДИСЦИПЛИНА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗАЧЕТНАЯ ТОЧКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Русский язык и культура речи Бочкарева А.С. Экзамен  
Культурология Колыванова Е.В. Зачет Есть!
История политических течений Тимкин Ю.Н. Лекции  
Социальные коммуникации Симонова Г.А. Зачет  
Краеведческая деятельность библиотек Симонова Г.А. Лекции  
АБИС Пермь (последняя сессия) Зачет  
Стратегический менеджмент Шепелева С.В. Лекции  
Психология управления Ковалева Г.В. Лекции  
Библиотечно-информационный маркетинг Шепелева С.В. Экзамен Есть!
Библиотечное обслуживание Симонова Г. А. Лекции  
Библиотековедческие исследования Чуприн К.П. Зачет Есть!
ИРНТАПК Чуприн К.П. Экзамен Есть!
ИРХЭК Симонова Г.А. Лекции  

 

социальные коммуникации

Темы семинарских занятий

Семинар «Игра как коммуникационная деятельность»

Цель занятия: осмыслить сущность, роль игры в общественном

развитии, рассмотреть типы игр и псевдоигр.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение игры в человеческой культуре. Её особенности как творческой коммуникационной деятельности.

2. Различные определения понятия «игра».

3. Типы игровой деятельности.

4. Игровые компоненты в искусстве и культуре.

5. Проявления игры в других сферах жизни общества.

6. Псевдоигровая деятельность: трудовая повинность, ритуал, этикет.

Библиографический список

1. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьё зного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 400 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений: пер. с англ. М.: Эксмо, 2002. 320 с.

3. Бурдин А. О. Игры в семейном кругу. 2-е изд. Пермь: Перм. книга, 1995. 253 с. (Домашние вечера).

4. Золотая книга этикета / авт.-сост. В. Ф. Андреев. М.: Вече, 2004. 400 с.

5. Миллер С. Психология игры / пер. с англ. В. Сысоева. СПб.: Университет. книга, 1999. 320 с. (Шедевры психологии).

6. Панкеев И. Русские народные игры. М.: Яуза, 1998. 238 с.

7. Соловьев Э. Я. Современный этикет: деловой и международный протокол. 6-е изд., перераб., доп. М.: Ось-89, 2003. 320 с.

8. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с. (Психология без границ).

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 359 с.

Семинар «Мультимедийная коммуникационная культура»

Цель занятия: постичь отличительные черты мультимедийности

как специфического уровня коммуникационной

культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Мультимедиа: дефиниции и подходы.

2. Гипертекстовая природа мультимедиа.

3. Мультимедиа – новое средство социокультурной коммуникации.

4. Мультимедиа в Интернете.

5. Культура как объект мультимедиа.

6. Типология мультимедийных ресурсов по культуре.

Библиографический список

1. Борзенко А., Федоров А. Мультимедиа для всех. 2-е изд. М.: Компьютер Пресс, 1996. 251 с.

2. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен: учеб. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2002. 224 с.

3. Марысаев В. Б. Интернет и мультимедиа. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. 319 с.

4. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-Пресс, 2004. 416 с.

5. Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: монография / Моск. гос. ун-т культуры и искусства. М.: МГУКИ, 2003. 268

 

С еминар «Невербальная коммуникация»

Цель занятия: освоить различные виды невербальных средств,

используемых в социальной коммуникации.

Вопросы для обсуждения:

1. Разговор без слов. Тело как источник информации.

2. Виды жестов.

3. Жесты и части тела (рука, голова, шея, корпус. грудь, плечи, ноги,

позиции, позы).

4. Наблюдаемое поведение (действия и сигналы тела).

5. Динамика телодвижений (касания, направление взгляда, походка).

6. Реакции и маски лица.

7. Региональные жесты (русских, американцев, тайцев, японцев).

8. Проксемика (отношение различных культур к пространству).

Библиографический список

1. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: азбука молчания: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 217 с.

3. Воловик В. А. Тайны жеста. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во АСТ, 2001. 368 с.

4. Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. 256 с.

5. Ламберт Д. Язык тела: пер. с англ. М.: ООО Изд-во Астрель, 2001. 192 с.

6. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: Хранитель, 2007. 352 с.

7. Непп М., Холл Д. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение: полн. руководство. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 512 с.

8. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

9. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М.: Стелс, 2001. 212 с.

10. Фаст Д. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов: пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1997. 432 с.

11. Хартли М. Язык жестов в деловом общении: пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2003. 224 с. Раздел 4. Познание социальных коммуникаций

Тема 11. Семиотический и этический подходы к

социальной коммуникации

Библиографический список

1. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 512 с.

2. Голованова М. П., Шергин В. С. Государственные символы России. М.: РОСМЭН, 2003. 160 с.

3. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русских примет. М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

4. Жюльен Н. Словарь символов: ил. справ.: пер. с фр. 2-е изд. Челябинск: УралLTD., 2000. 498 с.

5. Исаев М. И. Язык эсперанто. М.: Наука, 1981. 86 с.

6. Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. Н. Колядич. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 525 с.

7. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 528 с.

8. Куликов Б. Ф. Камни-самоцветы: поверья и легенды. М.: Изд. Дом МСП, 2003. 160 с.

9. Можейко И. В., Сивова Н. А., Соболева Н. А. Государственная символика России: история и современность. М.: ЦНСО, 2003. 223 с.

10. Полная энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2003. 528 с.

11. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. М.: Локид-Пресс, 2003. 495 с.

12. Тресиддер Д. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.

13. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / пер. с англ. А. Помогайбо. 2-е изд., испр. и дораб. М.: Вече, 1997. 510 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Соколов А. В. Социальные коммуникации. Ч. 1: учеб.-метод. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2001. 224 с.

2. Соколов А. В. Социальные коммуникации. Ч. 2: учеб.-метод. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2003. 162 с.

Дополнительная

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с. («Концепции»).

5. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003. 615 с.

6. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 384 с.

7. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. 651 с.

8. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации / Рос. нац. б-ка. СПб., 2001. 351 с.

9. Шарков Ф. И. Основы коммуникации: учебник для вузов. М.: Соц. отношения, Перспектива, 2002. 245 с.

ЧАСТЬ 2.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2. 1. Вопросы для подготовки к зачёту

1. Определение понятия «коммуникация». Отличительные признаки и типы коммуникации. Определение и особенности «социальной коммуникации».

2. Формы коммуникационных действий: подражание, диалог, управление. Их роль в личной и общественной жизни.

3. Виды социальной коммуникации: микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация.

4. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.

5. Игра как творческая коммуникационная деятельность. Определение, признаки, типы игр.

6. Псевдоигра как нетворческое коммуникативное действие в игровой форме.

7. Типы памяти в зависимости от субъекта-носителя.

8. Структура социальной памяти общества: культурное наследие и социальное бессознательное.

9. Особенности устной, документальной, электронной коммуникации.

10. Древовидная модель развития коммуникационных каналов, их бифуркация. Хронология общественных коммуникационных систем.

11. Общинные коммуникационные системы. Особенности археокультурной словесности.

12. Письменность и палеокультурная книжность.

13. Характерные черты мануфактурной книжной культуры.

14. Характерные особенности индустриальной коммуникационной культуры XIX – первой половины XX вв.

15. Понятие о мультимедийной коммуникационной культуры. Критерии мультимедийности.

16. Определение и типология коммуникационных потребностей (личностные, групповые, общественные).

17. Устная коммуникация. Мыслительные и коммуникационные функции языка и речи.

18. Коммуникационные барьеры в устной коммуникации и возможности их преодоления.

19. Многоконтурная система документальной коммуникации, её целевое назначение и задачи.

20. Функции документов в общественной и частной жизни.

21. Коммуникационные барьеры в документальной коммуникации. Цензура как орудие коммуникационного насилия и средство социальной защиты.

22. Социальные функции электронной коммуникации. Конкуренция книжной и электронной коммуникации.

23. Глобальная коммуникационная система Интернет: определение, направления использования, проблемы функционирования.

24. Происхождение и виды социально-коммуникационных институтов. Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных институтов, систем, служб.

25. Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.

26. Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.

27. Манипуляция сознанием и коммуникационная самозащита.

28. Семиотика социальной коммуникации. Символы, знаки, языки.

29. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.

30. Система социально-коммуникационных наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контрольная работа

Тема контрольной работы: Основные характеристики библиотечно-информационного маркетинга

Содержание задания:

Контрольная работа состоит в выполнении студентами следующих предложенных заданий:

1. В научной и справочной литературе представлено следующее определение информационного маркетинга: «Библиотечно-нформационный маркетинг – это вид творческой управленческой деятельности, ориентированной на конечный результат, то есть удовлетворение потребностей в библиотечной продукции и услугах в соответствии с имеющимся и потенциальным спросом». Дайте ему собственное пояснение.

2. Перечислите функции и принципы маркетинга и дайте краткое пояснение каждой позиции, характеризуя ее содержание и значение.

3. Сформулируйте позицию конкретного продукта (услуги), которая должна включать его (ее) вербальный (название продукта, аргументы в его пользу) и визуальный компоненты.

4. Дайте развернутое обоснование роли исследования как основы маркетинговой деятельности.

5. Определите перспективы развития конкретной библиотеки, используя метод SWOT-анализа.

 

2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Маркетинг как направление управленческой деятельности и система мер. Эволюция маркетинга.

2. Библиотечно-информационный маркетинг: сущность, назначение.

3. Функции и принципы маркетинга.

4. Технология сегментирования рынка.

5. Технология позиционирования товара.

6. Организационно-управленческие основы маркетинга (планирование и контроль в маркетинге).

7. Место и роль исследовательского поиска в маркетинге.

8. Основные направления маркетинговых исследований. Особенности их реализации.

9. Направления маркетинговых исследований в сфере рынка. Своеобразие рынка библиотечно-информационных продуктов и услуг.

10. Система требований к организации и осуществлению маркетинговых исследований. Информационная база исследования.

11. Типы маркетинговых исследований, их особенности.

12. Изучение потребителей информационной продукции как одно из приоритетных направлений в маркетинге.

13. Внутренняя и внешняя среда как предмет маркетингового исследования.

14. Методы маркетинговых исследований.

15.Метод SWOT в определении преимуществ и проблем деятельности предприятия по обеспечению потребительского спроса.

16. Маркетинговые коммуникации как деятельность, направленная на поддержание постоянных контактов с рынком в целях распространения сведений о товарах и услугах.

17. Основные маркетинговые средства воздействия на потребителя.

18.Реклама как средство информирования населения о возможностях информационного рынка. Эволюция рекламы.

19. Основные характеристики эффективной рекламной продукции.

20. Виды и формы рекламы. Каналы ее продвижения к потребителям.

21. Текст как основа рекламы: требования к структуре и содержанию. Эффективные приемы работы над текстом рекламы.

22.Условия обеспечения эффективности рекламного текста.

23.Композиционно-оформительские характеристики рекламы.

24. Факторы, определяющие эффективность рекламной деятельности библиотеки.

25.Паблик рилейшнз (PR): определение, цели, функции.

26. Место PR в системе маркетинговых коммуникаций. Эволюция PR как направления деятельности.

27. Формирование имиджа предприятия как ключевая задача PR.

28. Основные объекты PR, особенности работы с ними с позиции интересов библиотеки.

29. Взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ). Пресс-релиз как форма работы в системе PR.

30. Факторы, определяющие эффективность PR-деятельности библиотеки.

Список литературы

Основная:

1. Басамыгина, И. Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: научно-практическое пособие / И. Н. Басамыгина, А. А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. - 128 с. - (Современная библиотека; вып. 41).

2. Менеджер информационных ресурсов: учебно-методическое пособие / В. К. Клюев [и др.]; ред. В. К. Клюев; рец.: Ю. А. Горшков, Т. Я. Кузнецова, Т. В. Разенков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: Литера, 2009. - 328 с. - (Современная библиотека; вып. 36).

3. Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев; под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2009. - 600 с. - (Библиотека).

Дополнительная:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. – (Учебник для вузов).

2. Борисова, О. О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности: учебно-практическое пособие / О. О. Борисова; Орловский гос. ин-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2006. - 320 с. - (Библиотека).

3. Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: науч.-метод. пособие / С. А. Головко. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век: в 100 вып.; №83).

4. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: рекламные технологии, связи с общественностью, спонсорская деятельность / А. П. Марков. - СПб.: СПбГУП, 2005. - 400 с. - (Библиотека Гуманитарного университета; вып. 23).

5. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2005. - 495 с. - (Библиотека).

6. Суслова, И. М. Практический маркетинг в библиотеках: учебно - методическое пособие / И. М. Суслова. - М.: Либерея, 2005. - 143 с. - (Библиотекарь и время. XXI век: В 100 вып.; вып. 9).

7. Тюриков, А. Г. Интернет-реклама: учебное пособие / А. Г. Тюриков, Д. Е. Шляпин. - М.: Дашков и К°, 2008. - 141 с.: ил.

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контрольная работа

Цель контрольной работы – помочь студентам освоить понятийную базу дисциплины, рассчитать динамику изменения основных статистических показателей, проанализировать их, познакомиться с планово-отчетной документацией библиотеки. Исходя из этой цели, студенты выполняют следующие задания.

Задание 1 Понятийный аппарат дисциплины «Библиотечный менеджмент».

Используя выявленную самостоятельно справочную, учебную, научную литературу по библиотечному менеджменту и маркетингу, экономике, дать определения следующим терминам: абсолютные показатели; библиотечная статистика; библиотечный менеджмент; бухгалтерский учет; бюрократическая организационная структура управления; делегирование полномочий; должностная инструкция; контроль; линейно-функциональная структура управления; линейно-штабная структура управления; матричная структура управления; менеджмент; методы управления; норма времени; норма выработки; норма обслуживания; нормирование библиотечного труда; оперативный учет; организационная структура управления; относительные показатели; планирование; принципы управления библиотекой; проектная структура управления; разделение труда; руководитель высшего звена; руководитель низового звена; руководитель среднего звена; средние показатели; статистический учет; стиль управления; стратегическое планирование; учет в библиотеке; функции управления.

Задание выполняется в табличной форме. При заполнении таблицы студенту необходимо привести несколько определений одного и того же термина, содержащихся в разных изданиях (в учебной, справочной и другой литературе).

Таблица 1 Терминология дисциплины

№ п/п Термин Определение термина Цитируемый источник
       
       
       

 

В графе «Цитируемый источник» приводятся в квадратных скобках ссылки на те документы, из которых студент взял приведенное в таблице определение с указанием на какой странице содержится цитируемое определение, например: [4, с. 39]. Список литературы, сформированный студентом самостоятельно, приводится после первого задания. Библиографические записи систематизируются в алфавитном порядке авторов и заглавий документов.

Структура библиографических записей в списке использованных источников должна соответствовать таким государственным стандартам: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила; ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления

Задание 2 Анализ статистических показателей.

На основе абсолютных показателей числа пользователей, посещений, объема фонда, книговыдачи, содержащихся в отчетной документации библиотеки, где работает студент-заочник или услугами которой пользуется, рассчитать относительные показатели интенсивности библиотечной деятельности: посещаемости, обращаемости, читаемости, книговыдачи. Также он рассчитывает показатели динамики числа пользователей, посещений, объема библиотечного фонда и книговыдачи.

Для выполнения задания нужно использовать статистические показатели за три последние года. Относительные показатели посещаемости, обращаемости, книгообеспеченности, читаемости вычисляются на основе формул, содержащихся в справочной и учебной литературе. Все расчеты должны быть приведены в работе.

Полученные статистические данные оформляются в виде таблиц.

Таблица 2 Статистические абсолютные показатели

№ п/п Абсолютные показатели      
1. Пользователи      
2. Посещения      
3. Объем фонда      
4. Книговыдача      

Таблица 3 Относительные показатели интенсивности деятельности библиотек

№ п/п Относительные показатели      
1. Читаемость      
2. Посещаемость      
3. Обращаемость      
4. Книгообеспеченность      

Таблица 4 Динамика числа пользователей

Год Число пользователей Абсолютный прирост Темп роста числа пользователей Темп прироста числа пользователей
         
         
         

 

Таблица 5 Динамика числа посещений

Год Число посещений Абсолютный прирост Темп роста числа посещений Темп прироста числа посещений
         
         
         

Таблица 6 Динамика объема фонда

Год Объем фонда Абсолютный прирост Темп роста объема фонда Темп прироста объема фонда
         
         
         

 

Таблица 7 Динамика книговыдачи

Год Число книговыдач Абсолютный прирост Темп роста книговыдач Темп прироста книговыдач
         
         
         

 

После выполненных расчетов необходимо проанализировать полученные данные и на этой основе предложить свои управленческие решения, направленные на сохранение стабильной деятельности библиотеки или на ее улучшение.

Задание 3 Анализ качества планово-отчетной документации.

Задание выполняется на основе изучения плана и анализа (отчета) деятельности библиотеки или МУК «ЦБС», где работает студент-заочник.

Приступая к выполнению задания, студент предварительно знакомится с содержанием плана и отчета, их структурой. После этого студент продумывает, какие сведения он будет приводить в аналитической справке для подкрепления собственных положений и выводов.

По результатам предварительного знакомства составляется аналитическая справка отдельно на план и отчет деятельности библиотеки. Главное требование, предъявляемое к ее составлению, - аналитический подход. Переписывание отдельных фрагментов плана и отчета не допускается.

В справке должно быть указано, какой (плановый или отчетный) документ и какой библиотеки подлежит анализу. После этого следует анализ качества наполнения разделов плана, а затем отчета.

Начать целесообразно с раздела, где представлены цели и задачи, стоящие перед библиотекой, обратив особое внимание на формулировку целей и задач, их соответствие миссии библиотечных учреждений, выделение приоритетных целей, последовательность расположения. Также нужно просмотреть, насколько содержание плана и отчета соответствует сформулированным целям и задачам.

Используя материалы плана и отчета, студент выявляет актуальность тематики мероприятий, использование современных форм и методов работы.

Анализируя плановый и отчетный документы, студент подчеркивает положительные стороны, а также ошибки и недостатки, допущенные в процессе их разработки.

В заключение студент формулирует собственные выводы о качестве изученного планового документа, представляет рекомендации, которые помогли бы в дальнейшем избежать отмеченных недостатков.

Задание 4 Учет деятельности библиотеки. Формы учета

Выполняя задание, студенту следует познакомиться с учетной документацией библиотеки, где он работает. Ему нужно охарактеризовать существующие в библиотеке формы учета, привести их образцы и указать, на основании каких нормативных документов осуществляется учет.

Студенту необходимо показать, как в библиотеке осуществляется учет:

а) пользователей (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

б) посещений (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

в) посетителей мероприятий;

г) мероприятий, проводимых в библиотеке;

д) читателей, берущих книги на семейный формуляр;

е) выдачи книг, журналов, газет, копий, аудиовизуальных материалов, CD-ROM;

ж) выполненных справок (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

з) постоянно действующих запросов.

В задании следует отразить, с какими проблемами встречаются библиотекари в процессе организации и осуществления учета, показать, какую роль играет ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика» в осуществлении учетной деятельности библиотеки.

Контрольная работа выполняется в тетрадях (текст пишется через клеточку, чтобы была возможность записать замечания), или на листах формата А 4 (размеры полей: левое, нижнее и верхнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм) машинописным способом или набран на компьютере. Независимо от способа оформления текста он должен быть написан грамотно, без грамматических и стилистических ошибок и погрешностей.

Небрежно оформленные работы, содержащие значительное количество ошибок, не проверяются и возвращаются на доработку.

Контрольную работу необходимо сдать за месяц до экзаменационной сессии в сроки, установленные деканатом заочного отделения.

5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента как теории и практики управления

2. Ведущие западные школы управления

3. Современные подходы, существующие в управлении библиотекой: процессный, стратегический, системный, ситуативный

4. Формирование традиционного подхода к управлению библиотекой

5. Библиотечный менеджмент как современная концепция управления библиотекой и как научная дисциплина.

6. Принципы, функции и методы библиотечного менеджмента

7. Коллектив как субъект управления

8. Руководитель в системе управления библиотекой

9. Классификация типов управления библиотекой

10. Иерархические структуры управления библиотекой и их ограничения

11. Адаптивные структуры управления библиотекой, их особенности

12. Централизованные и децентрализованные структуры управления библиотекой

13. Организация условий труда в библиотеке

14. Разделение труда в библиотеке как основа его организации

15. Документы, регламентирующие разделение труда в библиотеке

16. Библиотечная технология, ее ведущие категории

17. Документы, регламентирующие выполнение технологических процессов

18. Нормирование библиотечного труда, его значение

19. Виды норм и их использование в управлении библиотекой

20. Организационная структура библиотеки

21. Планирование библиотечной работы, его принципы, методы и виды деятельности библиотеки как функция управления

22. Бизнес-планирование как экономическое обоснование хозяйственной деятельности библиотеки

23. Система планов, обеспечивающая деятельность библиотеки

24. Контроль как функция управления библиотечной деятельностью

25. Управленческий учет в библиотеке, его виды

26. Объекты и формы учета библиотечной деятельности

27. Библиотечная статистика, ее назначение, цели, задачи

28. Этапы статистического исследования, система статистических показателей

29. Стандартизация библиотечной статистики на национальном и международном уровнях

30. Отчетность как регулярное подведение итогов и анализ деятельности

31. Менеджмент качества, его назначение, принципы

32. Критерии самооценки возможностей библиотеки

33. Критерии самооценки результатов деятельности библиотеки

34. Организация процесса самооценки библиотеки. Методы проведения самооценки

35. Стратегия преобразования деятельности библиотеки

36. Индикаторы качества деятельности библиотеки

Список литературы

3.1. Основная литература

1. Дубровина, Л.А. Минимум управления, максимум управляемости: руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 399 с.

2. Колесникова, М.Н.Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.

3. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов культуры искусств / И.М. Суслова, В.К, Клюев. – СПБ.: Профессия, 2009. – 600 с.

3.2. Дополнительная литература

1. Авдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: учеб.-метод. пособие / Т.П. Авдулова. – М. Либерея-Бибинформ, 2007. – 150 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 24).

2. Ахмадова, Ю.Л. Менеджмент качества и библиотеки: учеб.-практ. пособие / Ю.Л. Ахмадова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 175 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 55).

3. Ахмадова, Ю.Л. Система менеджмента качества библиотеки: учеб.-практ. пособие / Ю.Л. Ахмадова; ред. В.В. Минкина. – СПб.: Профессия, 2007. – 264 с. – (Библиотека).

4. Библиотека и закон: справочник: док., комментарии, консультации: юрид. советы на каждый день. – Вып. 1 –. – М.: Либерея, 1996 –.

5. Документальное обеспечение технологических циклов библиотеки. Ч. 1: Альбом технологических схем / Гос. публ. науч.-техн. б-ка. – М., 2005.

6. Дригайло, В. Г. Основы научной организации труда в библиотеке: учеб.-метод. пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ., 2005. – 423 с. – (Библиотека и время.XXI век: 100 вып.; вып. 20).

7. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В.Г. Дригайло, Е.В. Башун, В.Н. Волынец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Либерия, 2004. – 328 с.

8. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С. Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – 342 с. – (Библиотека).

9. Пилко, И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учеб.-метод. пособие / И.С. Пилко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 175 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 26).

10.Суслова, И.М. Управленческий учет в библиотеке (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы): учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Л. Манилова. – М.: Профиздат.; Изд-во Моск. гос. ун-та искусства и культуры, 2000. – 123 с.

Самостоятельный просмотр профессиональных журналов с целью выявления дополнительного материала.

 

 

Вопросы к экзамену.

1. Из истории русского языка. Алфавит.

2. Литературный язык и группы слов, не входящие в литературный язык. Словари и справочники по русскому языку и культуре речи.

3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. типы норм.

4. Орфоэпические нормы. Произношение гласных, согласных звуков и их сочетаний.

5. Акцентологические нормы. Ударение. Особенности русского ударения. Функции ударения. Вариативность ударений.

6. Морфологические нормы. Трудности в определении рода имени существительного.

7. Нормы образования падежных форм имени существительного. Варианты падежных окончаний. Склонение иноязычных фамилий.

8. Нормы образования и употребления степеней сравнения прилагательных.

9. Употребление и склонение количественных числительных.

10. Употребление и склонение порядковых числительных.

11. Употребление и склонение собирательных числительных.

12. Употребление в речи глагольных форм.

13. Деепричастие: значение, образование, употребление в речи.

14. Речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений.

15. Функциональные стили литературного языка. Научный стиль: сфера его применения, черты научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования и черты.

16. Публицистический стиль, сфера его применения. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

17. Разговорная речь в системе функциональных стилей. Невербальные средства общения.

18. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный аспект культуры речи.

19. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота речи, богатство и разнообразие, выразительность речи.

20. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет): этикет телефонного разговора, этикет знакомства, приветствия, прощания, поздравления и т.д.

21. Употребление прописной буквы.

22. Правописание безударных гласных в корне слова.

23. Правописание согласных в корне слова.

24. Правописание приставок. Переход И в Ы после приставок.

25. Правописание Ъ и Ь.

26. Правописание гласных после шипящих и Ц.

27. Правописание суффиксов существительных.

28. Правописание суффиксов прилагательных. правописание –Н и –НН-.

29. Правописание частиц НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ.

30. Правописание предлогов, союзов.

31. Предложение с однородными членами. Обобщающие слова.

32. Обособленные определения.

33. Обособленные обстоятельства.

34. Вводные и вставные компоненты.

35. Уточняющие члены предложения.

36. Сравнительные обороты. Пунктуация в предложениях с союзом «как».

37. Пунктуация в сложносочиненных предложениях.

38. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях.

39. Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.

40. Употребление тире.

 

 

Контрольная работа

 

Образец

слово правило Пример
Предпол а гать В корнях –лаг-, -лож- перед «г» пишется а, перед «ж» - о Предл ож ить Предл ож ение Изл аг ать

Образец.

сущ.И.П. сущ.И.п.

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель.

Тире поставлено верно, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

Например: Москвастолица России.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (задание на контрольную работу выдано преподавателем на установочной лекции)

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

1. Роль и место культурологии в системе гуманитарного знания. Определение культуры.

2. Основные этапы становления культурологии.

3. Классическая модель культуры.

4. Типология культуры.

5. Что понимали под человеком и культурой разные исторические ступени: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время?

6. Традиционная культура. Культурантропология.

7. Национальная культура. Филология - культурология национальной культуры.

8. Культура и цивилизация. История и суть вопроса.

9. Элитарная и массовая культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.254 с.)