Система учета затрат в ООО «СтройВест» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система учета затрат в ООО «СтройВест»



 

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектам, то есть разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Субъектами управления затратами выступают специалисты предприятия. Объектами управления являются затраты.

Как пояснение к рис. 2.4 следует отметить, что производственные подразделения выпускают товарную продукцию, общехозяйственные подразделения выполняют общехозяйственные функции (ведение бухгалтерского учета и отчетности, прием и увольнение работников, административные функции по координации работы подразделений и т.д.), вспомогательные подразделения производят продукцию (услуги), которые используются другими подразделениями, но могут частично реализованы сторонним организациям.

Затраты предприятия
Прямые
Косвенные
Производственные подразделения
Общехозяйственные подразделения
Вспомогательные подразделения
Изготовление продукции

Источником затрат предприятия является деятельность его структурных подразделений (рис. 2.4)

 

Рис. 2.4 Затраты предприятия

 

Издержки всех подразделений предприятия относятся на производимую продукцию и должны быть компенсированы в процессе реализации продукции.

На ООО «СтройВест» процесс управления затратами реализован в следующем объеме:

а) учет затрат по подразделению, предприятию ведется в объеме бухгалтерского учета, целью которого является формирование итоговых данных за отчетный период в разрезе балансовых счетов. Фактически затраты на изделие (заказ) распределяются частично по фактическим данным (прямые затраты), остальные пропорционально базе распределения. Учет осуществляется бухгалтером и в дальнейшем передается экономисту, который осуществляет распределение и перераспределение по заказам.

б) планирование затрат по изделиям ведется в рамках составления плановой калькуляции на изделия. Планирование затрат на уровне предприятия и подразделений осуществляется на основа данных бухгалтерского учета от фактически сложившегося уровня и экспертных оценок специалиста и руководителей. Функции планирования осуществляются экономистом.

в) анализ затрат осуществляется на уровне балансовых счетов, проведение аналитических процедур в другом разрезе связано с выполнением значительного объема ручных работ и является очень трудоемким мероприятием.

г) контроль затрат ведется на уровне статей калькуляции изделий. Контрольные функции возлагаются на экономиста и директора предприятия.

д) принятие решений, влияющих на изменение уровня затрат, прогноз изменения затрат производится на основе интуиции, опыта руководителя.

Для ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций Приказом об Учетной политике ООО «СтройВест» за 2012 год предусмотрено списание и распределение косвенных расходов.

Общехозяйственные расходы (счет 26) – распределяются на все основные виды деятельности пропорционально объему реализации (без НДС и налога с продаж) по основным видам деятельности. Счет 27 – расходы распределяются на счета учета 20 «Основное производство» и 90/8 «Продажи» (услуги по хранению сырья, материалов) пропорционально стоимости реализуемых товаров, продукции, заготовленного сырья, материалов за месяц (без НДС и налога с продаж).

Вспомогательные производства и общепроизводственные расходы – счета учета 23, 24, 25 – распределяются на счета учета 20, 20/1 рассчетно, относительно использования производственных мощностей и площадей (пропорционально выходу готовой продукции).

Расходы на продажу (счет 44) – списываются на себестоимость реализованной продукции полностью и распределяются на все виды деятельности пропорционально объему реализации (без столовой), прямые затраты относятся на себестоимость по видам деятельности; по отгруженной продукции – расходы формируются на 45 балансовом счете («Товары отгруженные»).

Продукцию отгруженную (счет 45) – принято формировать по фактической себестоимости продукции с учетом реализационных затрат (прямые статьи затрат, накладные расходы по коэффициенту распределения).

Система учета затрат предусмотрена по варианту, при котором в течение отчетного периода прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счета 20 и кредита счета 25.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Незавершенное производство на предприятии отражается в бухгалтерском учете по прямым статьям затрат – основные материалы, вспомогательные материалы, начисления на заработную плату, затраты по электроэнергии.

При учете движения полуфабрикатов используется подетально-пооперационный учет. Сводный учет затрат на производство организован по безполуфабрикатному варианту – контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в натуральном выражении и без записей по счетам.

Затраты, произведенные предприятием в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете как расходы будущих периодов и списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся.

Положительные и отрицательные курсовые разницы включаются соответственно в состав внереализационных доходов и расходов, учитываемых при налогооблажении прибыли.

Сверхлимитные расходы учитываются в составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, с последующей корректировкой налогооблагаемой базы по прибыли.

Счет 23 «Вспомогательное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства.

На счете 25 «Общепроизводственные расходы» отражается информация о затратах ПДО, лаборатории и отдела главного технолога.

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на предприятии включает затраты по столовой и комплексу утилизации.

Счет 44 «Расходы на продажу» обобщает информацию о расходах, связанных с продажей продукции. Эта информация берется непосредственно из отдела сбыта и маркетинга. На этом счете отражаются следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Для учета отклонений фактической производственной себестоимости от учетных цен используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции от нормативной (плановой) себестоимости.

Превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической (экономия), сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

В учетной политике организации предусмотрен вариант бухгалтерского учета выпущенной продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Плановая себестоимость выпущенной продукции составила 100 000 руб. Фактическая себестоимость составила: а) – 115 000 руб.; б) – 80 00 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
а). Готовая продукция выпущена из производства и отражается по фактической себестоимости:

Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т 20 «Основное производство» 115 000 руб.

Отражается выпуск продукции по плановой себестоимости:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 100 000 руб.

По окончании месяца списывается отклонение фактической себестоимости от плановой:

Д-т 90 «Продажи»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 15 000 руб.

б). Готовая продукция выпущена из производства и отражается по фактической себестоимости:

Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т 20 «Основное производство» 80 000 руб.

Отражается выпуск продукции по плановой себестоимости:

Д-т 43 «Готовая продукция»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 100 000 руб.

По окончании месяца списывается отклонение фактической себестоимости от плановой сторнировочной записью:

Д-т 90 «Продажи»

К-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - сторно - 20 000 руб.

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

Мебельное производство, как правило, связано с изготовлением разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого числа деталей. Экономические показатели и сведения о выполнении работ такого предприятия отражаются в статистической отчетности по форме №1-мебель, которая представляется в территориальный орган Росстата. Данная форма утверждена постановлением Росстата от 5 мая 2009 г. №17.

Для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в ООО «СтройВест» применяют нормативный метод.

Важнейшие элементы этого способа – своевременное выявление отклонений от норм и учет таких отклонений.

Фактические затраты на производство продукции при нормативном методе выражаются формулой:

 

3ф = 3н ± Н ± О, (2.1)

где:

Зф – фактические затраты на производство продукции;

Зн – затраты по нормам, по которым составлена калькуляция;

Н – изменение норм;

О – отклонение от норм.

Поэтому основным условием внедрения нормативного метода в мебельном производстве является полный охват производственно-хозяйственной деятельности предприятия нормативными данными.

Плановый отдел предприятия ООО «СтройВест» разрабатывает нормативные калькуляции в целом на изделие по всем статьям расходов и по затратам каждого цеха. Эти же нормативы используются для оценки брака и незавершенного производства.

Технический отдел определяет нормативы расхода материалов, отдел труда и заработной платы планирует нормативы заработной платы.

На предприятии также возможно изменение норм. Такая ситуация возникает при внедрении рационализаторских предложений, изменении технологии и ряде других причин. Итоги изменений норм вносятся в нормативные калькуляции по состоянию на 1-е число каждого месяца.

Содержание калькуляционных статей на стадиях производства

Процесс производства столярных изделий зависит от конструкции отдельных его элементов, вида используемого сырья и оборудования. Поэтому, как бы ни была сложна конструкция, технология изготовления изделия состоит из совокупности технологических процессов, сборки деталей в сборочную единицу и ее последующей обработки и общей сборки.

Таким образом, калькулируя стоимость изготовления столярного изделия, необходимо первоначально разобраться со стадиями производственного процесса. Как минимум производство столярных изделий состоит из трех стадий: раскройной, отделочной и сборочной.

Рассмотрим каждую из них.

Раскройная стадия

В затраты на этот процесс как минимум включаются:

– стоимость исходных древесных полуфабрикатов;

– стоимость раскроенных на черновые заготовки деталей к запущенному в производство изделию;

– материальные затраты;

– стоимость тепловой и электрической энергии;

– затраты на содержание и эксплуатацию специализированного оборудования;

– заработная плата производственного персонала и налоги на заработную плату.

Заготовки деталей, поступающих со склада на машинно-фанеровочный цех, а также клеи (рабочие и сухие клеевые растворы, замазки) образуют прямые материальные затраты стадии. Доски, фанера, плиты, шпон оцениваются по производственной себестоимости (включая общезаводские расходы), а покупные материалы – по цене приобретения.

Для технологических целей на раскройной стадии активно используются тепловая и электрическая энергия. Они расходуются на поддержание температурных условий для склеивания элементов деталей (нагрев клея и клеевых слоев, нанесенных на древесину).

Машинно-фанерочный цех несет значительные расходы на содержание и эксплуатацию ряда станков (фуговальных, автошпунтовальных, строгальных, рейсмусовых, торцовочных, шипорезных, фрезерных, циклевальных, клеенамазочных, ребросклеивающих и др.) и прессов для склеивания и фанерования.

В состав эксплуатационных расходов входит замена и подготовка режущего станочного инструмента (строгальных и шипорезных ножей, фрез, сверл различных типоразмеров).

Отделочная стадия

Значительную часть затрат здесь оставляют материальные затраты. К ним относят расход: обессмоливающих средств (ацетона, бензина, бензола, скипидара и др.); отбеливающих составов (хлорной извести, перекиси водорода, щавелевой кислоты); красителей, усиливающих текстуру древесины; грунтовок и порозаполнителей, шпаклевок и т.п.

На технологические нужды стадии расходуются электрическая и тепловая энергия, используемая для нанесения лаков и красок на поверхность древесины методом распыления, а также для сушки лакокрасочного покрытия деталей и изделий.

Состав производственных рабочих в отделочном цехе, осуществляющем прозрачное, или укрывистое, покрытие, определяется содержанием этапов отделки, к которым относятся подготовка поверхности древесины (заточка, обесмоливание, отбеливание и т.п.), создание лаковых или красочных покрытий, облагораживание покрытия (разравнивание и полирование).

Отделочное оборудование, которое эксплуатируется на данной стадии, состоит из шлифовальных аппаратов, распылительных установок, щеточных машин, вальцовых станков, конвейеров для отделки окунанием, лаконаливных машин, сушильных устройств, полировальной аппаратуры. На участке используют также и ручные инструменты – шпатели, кисти и др.

Сборочная стадия

Процесс сборки столярных изделий может состоять из нескольких операций в зависимости от сложности изделия. Так, простые изделия могут быть собраны за одну операцию непосредственно из деталей. Сборка же более сложных изделий (например, дверей) включает в себя несколько действий. В этом случае детали сначала собираются в узлы и далее – в изделие.

Сборку узлов и изделий производят в соответствии с технологическими режимами, выполнение которых обеспечивает геометрически правильную форму, требуемую прочность и соответствующий внешний вид. В сборку должны направляться только кондиционные детали и узлы, отвечающие установленным требованиям.

Поясним на конкретном примере:

ООО «СтройВест» выпускает столярные изделия. В июле 2012 года руководство предприятия приняло решение о начале изготовления межкомнатных дверей. Экономист ООО «СтройВест» получил задание рассчитать себестоимость одной двери. На первой стадии калькулирования экономист определил расходы каждого цеха, участвующего в изготовлении двери.

1. На раскройной стадии предприятие израсходовало:

– 0,5 куб. м брусков по цене 2000 руб. за 1 куб. м (для изготовления каркаса двери);

– 4 кв. м фанеры по цене 200 руб. за 1 кв. м (для облицовки);

– 0,5 куб. м досок по цене 300 руб. за 1 куб. м (для заполнения внутреннего пространства двери);

– 0,5 кг клея по цене 140 руб. за 1 кг (для склеивания деталей);

– 70 кВт электроэнергии по цене 2 руб. за 1 кВт;

– на содержание и эксплуатацию станков и прессов в расчете на одну дверь – 50 руб.;

– на заработную плату рабочих – 3540 руб.;

– на налоги от заработной платы рабочих – 920,40 руб. (3540 руб. x 30%).

2. На отделочной стадии было израсходовано:

– 0,5 л ацетона по цене 60 руб. за 1 л;

– 0,1 л перекиси водорода по цене 30 руб. за 1 л;

– 0,2 л красителя по цене 130 руб. за 1 л;

– 0,4 л лака по цене 250 руб. за 1 л;

– 50 кВт электроэнергии по цене 2 руб. за 1 кВт;

– на содержание и эксплуатацию отделочного оборудования в расчете на одну дверь – 55 руб.;

– на заработную плату рабочих – 2040 руб.;
– на налоги от заработной платы рабочих – 530,40 руб. (2040 руб. x 30%).

1. На сборочной стадии имели место такие расходы:

– на содержание и эксплуатацию оборудования для сборки в расчете на одну дверь – 30 руб.;

– на заработную плату рабочих, занятых на стадии сборки, – 2150 руб.;

– на налоги от заработной платы рабочих – 559 руб. (2150 руб. x 30%);

– на заработную плату руководителей производственного процесса – 2000 руб.;

– на налоги от зарплаты руководителей – 520 руб. (2000 руб. x 30%).

На второй стадии калькулирования экономист учел величину расходов обслуживающих производств и общехозяйственных расходов, включаемых в стоимость одной межкомнатной двери.

Расчет он производил следующим образом. Он определил величину всех общехозяйственных расходов и расходов обслуживающих производств за месяц, разделил их на количество дней в месяце (30 дней), а затем на 24 часа (поскольку производство является круглосуточным). Далее он умножил величину данных расходов, приходящихся на 1 час работы производства, на время, затраченное на изготовление одной двери.

В результате этих расчетов экономист получил сумму в размере 8450 руб.

Поскольку других расходов при производстве межкомнатной двери не было, экономист приступил к калькулированию стоимости изготовления межкомнатной двери:

Таким образом, минимальная продажная стоимость межкомнатной двери – 28 823,85 руб/10 штук= 2882,38 руб.

Типовая группировка затрат

В процессе калькулирования целесообразно использовать следующую типовую группировку затрат:

– сырье и материалы;

– возвратные отходы (вычитаются);

– покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

– топливо и энергия на технологические цели;

– заработная плата производственных рабочих;

– отчисления на социальные нужды;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы;

– потери от брака;

– прочие производственные расходы;

– коммерческие расходы (таблица 2.6).

Таблица 2.6 Типовая группировка затрат с отнесением на счета бухгалтерского учета (межкомнатная дверь 10 штук)

Наименование статей Стоимость Счета бухгалтерского учета
Дебет Кредит
«сырье и материалы» (бруски, фанера, доски, клей, ацетон, перекись водорода, красители, лак) 2179 руб. (0,5 куб. м.*2000 руб./куб. м.+4 кв. м.*200 руб./кв. м.+0,5 куб. м.*300 руб./куб. м.+0,5 кг*140 руб./кг+0,5 л*60 руб./л+0,1 л*30 руб./л+0,2 л*130 руб.\л+0,4*250 руб.\л)    
«Топливо и энергия на технологические нужды» 240 руб. (70 Квт*2 руб./кВт+50 кВт*2 руб.\кВт)    
«Заработная плата производственных рабочих» 7730 руб. (920,40+530,40+559)    
«Налоги от заработной платы рабочих» 2010,80 (920,40+530,40+559)    
«Общепроизводственные расходы на содержание и эксплуатацию станков» 135 руб. (50+55+30)    
«Заработная плата руководителей производственного процесса» 2000 руб.    
«Налоги от заработной платы руководителей производственного процесса» 520 руб.    
«Общехозяйственные расходы» «Расходы обслуживающих производств» 8450 руб. 25, 29 10, 70, 69
ИТОГО 23263,80 руб.    
Прибыль (5%) 1163,19 руб.    
Всего стоимость без НДС 25426,99 руб.    
НДС (18%) 4396,86 руб.    
Всего стоимость с НДС 28823,85 руб.    

 

Итак, основу управления затратами на предприятии составляет их планирование по нормативному методу. Основной задачей планирования затрат является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

Планирование затрат на ООО «СтройВест» ведется в рамках составления плановой калькуляции на изделия, заказы с целью определения их цены. Расчеты, связанные с разработкой плановой калькуляции, осуществляются в разрезе отдельных статей номенклатуры затрат. Для увязки с ценовой политикой предприятия в плановой калькуляции наряду с общей суммой и структурой удельных затрат приводятся показатели оптовой цены, ставки и суммы налога на прибыль и других обязательных платежей, осуществляемых за счет валовой прибыли.

Составление смет является основной формой планирования затрат. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.

План производства и реализации продукции определяется на предварительно оформленный пакет заказов. Этот план на ООО «СтройВест» на декабрь 2012 года представлен в таблице 2.7.

Таблица 2.7 План производства и реализации продукции на декабрь 2012 года ООО «СтройВест»

Наименование изделия Единица измерения Количество Сумма, руб. Удельный вес, %
Внешний рынок       58,2
Мебельный щит: м³     47,2
– Инкап 15,5; 18,5 а/в, с м³ 81,25   9,0
– Инкап 15,5 в/в, с м³ 34,78   3,6
– Талли 30,5 м³ 58,69   6,5
– NK-Products Ltd м³ 44,19   6,0
м³ 10,00   1,2
– Линделл м³ 59,80   7,4
– Хавукайнен 24,4 м³ 122,30   13,5
Кровать Натланд шт. 144,00   2,5
Корея м³ 48,00   8,5
Внутренний рынок       41,8
Межкомнатные двери шт. 221,00   8,8
Оконные блоки м² 100,00   1,5
Прочая продукция руб.       31,5
Итого        

 

Как показывают данные таблицы 2.7, на экспорт продукции идет на 1188714 руб. больше, чем остается на внутреннем рынке, или в процентном соотношении, на внешний рынок приходится на 16,4%, больше продукции, выпускаемой ООО «СтройВест».

Для производственных подразделений для определения планируемых косвенных затрат необходима информация от общехозяйственных и вспомогательных подразделений по планируемому увеличению или снижению их затрат.

Одним из этапов планирования затрат является прогнозирование изменения основных факторов, влияющих на объем и структуру затрат на предприятии. К числу факторов, требующих учета в процессе планирования затрат, относятся: изменение объема производства и реализации продукции; изменение состава производимой и реализуемой продукции (ее номенклатуры и ассортимента). Намеченное изменение ставок налоговых платежей, относимых на затраты (себестоимость); изменения уровня цен и условий поставки сырья, материалов; изменение условий оплаты труда.

Таким образом, уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадров и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты – от квалификации экономистов.

 


3 Пути совершенствования использования системы "Стандарт-кост" в ООО "Строй-Вест" и возможности ее реализации на отечественных предприятиях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.129.73 (0.071 с.)