Недоучет издержек на инвестиционной и операционной стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недоучет издержек на инвестиционной и операционной стадии



В результате «недофинансированной» проработки проекта, а иногда и просто от недостатка опыта получается набор недочетов, кочующих из одного бизнес-плана в другой. Для примера приводим лишь некоторые расходные статьи, которые почему-то редко встречаются в планах, а на стадии реализации превращаются в проблему из-за отсутствия денег.

· расходы на оплату страховых и таможенных платежей, НДС, комиссий за открытие аккредитивов;

· расходы на доставку, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж оборудования, обучение персонала;

· расходы на пуско-наладочные работы (включая материалы, энергоносители, которые пойдут на пробные партии продукции в период отладки оборудования),

· издержки на формирование и содержание дистрибуции продукции проекта;

· потери в производстве и хранении, брак,

· потери из-за неплатежей покупателей,

· платежи, связанные с отходами производства;

· потребность в оборотном капитале, в особенности на стадии выхода на рынок.

Как быть?

Если в предыдущем случае в команде разработчиков нужен был опытный менеджер, то для устранения этой группы недостатков нужен опытный экономист. Такие специалисты также есть в нашем штате. Предлагаем свои услуги по ревизии финансового плана проекта – мы выскажем свое мнение относительно учтенных доходов и расходов, и укажем на то, что разработчики проекта упустили из виду.

 

Раздел «Риски проекта» составлен формально

Практически каждый бизнес-план содержит раздел «Риски проекта», в котором перечисляются виды рисков, оценивается степень их актуальности для проекта и тяжесть возможных последствий. Более того, для того, чтобы показать запас прочности проекта часто либо рассчитываются несколько сценариев реализации проекта, либо проводится анализ чувствительности результата к изменению цен, объемов продаж, инвестиционных издержек. Вроде бы, чего же еще желать? Однако даже поверхностное знакомство с несколькими проектами на стадии реализации позволяет понять, что причины, вызывающие осложнения или даже провал проекта не имеют в почти ничего общего с теми рисками, о которых было написано в бизнес-плане.

Авторы бизнес-планов в массе своей неверно понимают задачу раздела «Риски»: вместо доказательства того, что инициатор готов в самым неблагоприятных ситуациях сохранить деньги инвестора, говорится о том, что проект якобы имеет низкий риск и огромный запас прочности (последний часто формируется искусственно). Такой подход дает понять инвестору, что его считают человеком недалеким, не знающим реальных уровней риска прямых инвестиций вообще, и в нашей стране, в частности.

Как быть?

Подготовка раздела «Риски» требует действительно высокой квалификации разработчика. В идеале, именно с него нужно начинать детализировать бизнес-план после того, как сформулирована концепция проекта – ее нужно проверить на риски, а если они слишком высоки и их нельзя переложить на третьих лиц, следует продолжить работу над концепцией. Наши советы:

· во-первых, сделать обзор практики реализации аналогичных проектов (всех, особенно не слишком успешных) – и на его основе составить перечень ключевых рисков, вместо того, чтобы искать, из какого бизнес-плана можно скопировать этот раздел;

· во-вторых, не стесняться описывать самые кошмарные сценарии (большинство из них основано далеко не на факторах внешней среды, а на действиях участников проекта и его недоброжелателей), и прорабатывать тактику выхода из проекта с наименьшими потерями. Большую помощь в этом процессе можно получить от «адвокатов дьявола» - незаинтересованных в проекте сторонних экспертов, подобранных по принципу «за одного битого двух небитых дают».

Безусловно, в каждом проекте масса нюансов, и перечень недочетов, приведенный в этой статье, далеко не полный. Более того, мы полностью отдаем себе отчет в том, насколько сложно избежать всех перечисленных ошибок.

Так или иначе, если в бизнес-плане, который вы разработали сами, или который разработали для вас консультанты, встречаются или подозреваются указанные выше моменты, вы всегда можете обратиться к нам за помощью. Мы рецензируем и дорабатываем бизнес-планы едва ли не чаще, чем создаем «с нуля». При этом мы настоятельно рекомендуем показать бизнес-план рецензенту до того, как вы его приняли и оплатили разработчику.

 

Ошибки при разработке бизнес-планов

05.06.2007обзоры

Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике российской деловой среды.

http://businesss.com.ru/images/business.jpg" hspace="4" width="183" align="left" vspace="4"/>Как правило, авторы и переводчики зарубежных пособий прямо и ненавязчиво подсказывают российским читателям: возьмите пособие, подставьте в формы и таблицы свои данные и вы получите отличный бизнес-план. В популярном у нас переводном пособии "Составление бизнес-плана" так и написано: "Замените в тексте Нью-Йорк на Москву, а Сан-Франциско на Владивосток - и все, пора действовать". Что же касается работ российских авторов, то в большинстве своем - это компиляции из нескольких зарубежных источников, естественно, не адаптированных к нашей деловой среде.

Но надо ли адаптировать переводные или написанные на их основе методики, если в них отражается реальный опыт работы в рыночной экономике, в которую российские предприятия только еще стремятся войти? Неужели бизнес-планы, например, модернизации предприятия там и здесь должны принципиально отличаться? Есть достаточно оснований считать, что их различие вызывают особенности деловой среды в разных странах.

Что включает в себя понятие деловой среды? Важнейшими ее компонентами являются:

· законодательная база;

· система подзаконных нормативных актов;

· система стандартизации;

· нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации;

· обычаи делового оборота, т.е. те сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не установленные законодательством и даже, возможно, не зафиксированные в каком-либо документе, но не противоречащие обязательным для участников соответствующих хозяйственных отношений нормам законодательства или договорам.

Сравнение указанных компонентов, например, для России и США, убедительно свидетельствует, что деловая среда США отличается от деловой среды России, как воздух от воды: они как птицы летают по воздуху, мы же, как рыбы, плаваем в воде. Поэтому, когда россиянам предлагается брать на вооружение западные методики и прочие рецепты эффективного поведения, не адаптированные к условиям России, это примерно то же самое, что учить рыб летать.

С западными бизнес-планами связана еще одна проблема. Предлагая несовпадающие структуры документа, неодинаковые аналитические формы, практические пособия, как правило, утверждают, что именно данный вариант годится для разработки бизнес-плана любого конкретного проекта. Некоторые наши соотечественники спрашивают, почему же на Западе, если там накоплен такой огромный опыт, не составят единую стандартную форму для любых проектов. Зарубежные источники на вопрос не отвечают, хотя ответ достаточно прост: нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес-плана.

Бизнес-план в зависимости отрасли

Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах совершенно (или в значительной степени) неодинаковой информации в различных формах. Сравните, например, разработку и постановку на производство новой модели самолета и организацию небольшой частной парикмахерской. В обоих случаях специалисты, взявшиеся за осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Какие конкретные формы в бизнес-планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Кто это должен определить?

Конечно же, сам коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволяет судить о выгодности для банка подключиться к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска.

Выбираем главное

Другая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес-планов, - неправильное понимание того, какие аспекты, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на разработку разделов "Финансовый план", "Анализ эффективности реализации проекта", но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю.

Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.007 с.)