Феномен научн. Рев-ции. Противоречия нтп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен научн. Рев-ции. Противоречия нтп.



Наука как соц.явл-е органично связана с др.соц. явл-ями.Это особенно проявл.в совр.НТР.НТР означ. соед-е решающих пе­реворотов в науке и технике при ведущей роли науки.НТР есть качеств.преобразование в производит.силах общ-ва и переход от машин. произ-ва к автома­тическому и тем самым к коренному изм-ю места чел.в произ-ве.Не следует смешивать НТР и НТП. НТП осущ-ся непрерывно.НТР—его особая, революцион.стадия.НТП тесно связан с соц.,инициирует его и зависит от него.Наука явл.важнейшим звеном сист. «наука—техника—произ-во»,связана она и с др.обще­ств. подсист.(к-ра,образ-е).НТР открывает возм-ть плодотворных соц.преоб­разований.Вместе с тем в наст.вр. она разв.противоречиво,зачастую усугубляя соц.конф­ликты,обостряя глобальные проблемы цивилизации.

Совр.этап НТР хар-ся не только нов.приоритетными направл-ями науки и техники(микроэлектроника, робототехника,биотехнология и т. д.),но и возрастающей ориентацией на чел.Выдвигают­ся нов.требован.как к технологии,так и к самим работникам произ-ва.

33.Стр-ра и ф-мы выражения научн.зн-я. Методы научн.исслед. Мельчайшей струк­турной ед. орг-ции научн.зн-я выступ. факт( фрагмент бытия, включенный в сист.на­учн.зн-я).К факту предъявляются два осн.тре­бования:1)это должно быть действительное событие;2)факт должен быть надлежащим образом удостоверен,за­фиксирован исследователем.Добывание, а также в извест­ной мере обработка фактов произв-ся на эмпиричес­ком уровне позн-я.Ф-мы орг-ции фактич. Материала:1проблема-сложн.вопр.или группу вопр., сложн.задача,а также зн-е о незн-и.2Гипотеза-промежут.пункт на пути от проблемы к теории(более или менее обоснован­ное предположение). Подтвержден. гипотезы перерастают в теории,не подтвер­дившиеся— отбрасываются.3 Теория — сист.строго доказанных научн.положений,обладающая объяснитель­ной и предсказательной силой.

Сущ-ют и др.ф-мы научн.позн-я,кот.не так легко определить и соотнести с вышеназванными ф-мами.В их числе: идея— ф-ма кон­центрации зн-я,нацеливающая на дальнейшее позн-е и практич.деят-ть,выступающая как ядро гипотезы или теории; концепция-- точка зрения, подход к предмету,воплощающая замысел или организующее на­чало теории.

Метод— сист.правил и приемов теоретич.и практич. деят-ти,разработанных на основе закономер­ных связей действ-ти.Роль методов в позн-ии и практике исключительно велика.Уч-е о методах назыв. методологией. В науке сложилось мн-во эффективных методов позн-я.С точки зрения границ применимости методы можно разделить на три группы:1) всеобщий диалектика-материалистический метод, в равной мере применимый во всех обл.позн-я и рассматриваю­щий процесс позн-я в его целостности и разв;2) общие(общенаучн.)методы применимые во всех обл.науки,но лишь на отдельных этапах ис­следования (анализ, синтез, индукция, дедукция, экспе­римент, моделирование);3) частные(спец.)методы, применяемые только в отд.обл.зн-я

Наиб.употребительна след.типология.Сущ-­ют методы, кот. «работают»на обоих ур-нях(ана­лиз,синтез,индукция, дедукция).Их назыв.общелогическими методами (методами мышления).С эм­пирическим уровнем связаны наблюд.,эксперимент,измер-е,с теоретич.— абстрагирование,идеали­зация,исторический и логический методы.

Общелогические методы1 Анализ( расчленение цело­го на части;2 Синтез( соотнесение кажд.эл-та с целым, воссоединение целого из часте);3 Индукция( общ.вывод строится на основе частн.посы­лок);4 Дедукция( из общ. посылок следует заключение частн.х-ра);5 Аналогия( на основе сх-ва объектов в одних признаках выдвигается предполож. и о сх-ве в др.6 моделирование( замена подлежа­щего изучению объекта его упрощенной копией).

Эмпирическиеаблюдение( целенаправлен.восприятие явлений);2 Измерение( сопос­тавление измеряемой величины с др.,принятой за ед.(эталон);3 Эксперимент = на­блюдение + воздействие на объект;4 Описание ( фиксацию ср-вами ест.и искус­ств.языков данных наблюдений и экспериментов)

Теоретические: 1 Абстрагирование(о твлечение от ряда св-в предметов и отнош.между ними с целью выдел. существен.их признаков);2 Ист.м.( описание ист.разв объектов)3 Логич.м.( рассмотр.высш.стадии разв-я) 4 м. восхождения от абстрактного к конкретному.; 5 Формализация( вычленение и изуч.ф-мы(стр-ры) процессов,т.е.ф-ма рассм.как самост.предмет исслед-я;) 6 аксиоматизацией( сначала задается набор аксиом,затем из них строится сист.выводных пред­ложений).

34.Понятие и соц.ф-ции науки.Научн.сообщ-во и этич.нормы науки. Понятие науки многозначно. Наука пони­мается как:1)сист. объективно истинных зн-ий;2)особая ф-ма человеч.деят-ти,направлен.на позн-е действ-ти;3) спец.соц.институт(учреждение).

В научн.сообщ-ве сущ-ют неписан.законы и нормы,кот.выраж.осн.ценности,правила отнош.и повед.ученых.Ценности: 1Универсализм(истинность независима от тех, кто ее формулир.);2Открытость для дальнейш. исслед-я;3Бескорыстность зн-я;4Организован. скептицизм(кажд.ученый несет ответственность за оценку доброкачественности своего обоснования). Важнейш.нормы: 1Отсутствие плагиата(выдавать чужое открытие за свое);2Неприятие фальсификации рез-та; 3Бескорыстный поиск и отстаивание истины; 4Рез-ты должны быть нов.зн-ем,логическим и обоснованным.

36.Ест.и иск.среда обит.людей.Проблема коэв-ции общ-ва и биосферы. Для более детальной хар-ки взаимод.чел.с прир.применяется понятие «окруж. среда» (среда обит.),под кот.подразумевают об­л.бытия, находящуюся в непосредственном контакте с чел. Различают ест.и искусств.ок­руж.среду. Ест. окруж. среда вклю­ч.гео- и биосферу, а также часть солнечной сист.в связи с космической деят-тью чел. Искусств.окруж.среда ( «вторая природа»)представляет собой сов-ть явл-ий и процессов,созданных че­л.,включая технику,а также жив.орг-мы,выведенные чел.С нек.долей условности мож­но говорить о техносфере как сист.искусств.объек­тов.Выдел. также ноосферу (особую сферу взаимод-я об­щ-ва и прир.,в пределах кот.разумная челове­ч.деят-ть станет определяющим фактором раз­вития.

Чел.,а следоват.и человеч.общ-во,вышли из прир.и связаны с ней нерасторжимыми узами.Жив.прир.– тот базис,без кот.не было бы ни чел-ва, происшедшего от животн.предков,ни общ-ва,кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков.В мире идет процесс обмена в-в между чел.,общ-вом и прир.Общ-во есть продолжение прир.Противоречивость отнош.в сист.общ-во-прир просматр.уже в том,что,с одной стороны,по мере разв.общ-ва оно во все большей степени овладевает силами прир.и ее богатствами.Все это реализуется в разв.производств.сил.С др.стороны, чем бол.чел.подчиняет себе прир.,тем бол.он от нее завис.Из этой усиливающейся завис-ти на горизонте просматриваются мысли о грядущих эколог.проблемах.Чел.на протяжении разв-я отнош.между прир.и общ-вом относился к прир. гл.образом как кладовке нужных материалов и материальных благ.Но остро вопр.о регенерации прир.встал в нашем веке.

 

 

37.Понятие общ-ва и его стр-ра. Человеч..общ-во есть своеобразн.сфера бытия,относительно обособленная от прир.Оно представляет собой выс­ший вид орг-ции материи.Соц.сист.от­личаются бол. динамичностью и разнородностью,в них сочетаются матер.и идеальное,объективное и субъективное, стихийное и планомерное.Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общ-ва.В изве­стной мере этому отвечает выделение подсист.(сфер) обществ. жизни:экономич.,политич.,ду­х.и культурной.

Термин"общ-во"может употребляться в двух знач-ях.В широком смысле-это обособившаяся от прир.часть материальн.мира, представляющ. собой исторически развивающ.ф-му жизнедеят-ти людей,в узком смысле-это опред.этап разв. человеч.истории.Общ-во понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деят-ти бол.групп людей,объединенных на основе совместных интересов и договора.В своем первоначальном знач.термин"общ-во"обозначал общность,союз, сотрудничество людей.Однако в совр. понимании термины"общность"и"общ-во"не тождественны.Не всякая общность людей явл. общ-вом,но любое общ-во-это так или иначе самоуправляющаяся общность.Филос.взгляд на общ-во неотделим от филос.проблем лич-ти чел.В принципе выдел.три осн.подхода к объясн.связей и закономерностей, объединяющих людей в единое целое.Первый подход-натуралистический,согласно кот. человеч.общ-во рассматр.как ест.продолжение закономерностей прир.,мира животных.Др. подход-идеалистический,согласно кот. сущ-ть связей,объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований,мифов.Согласно атомистической теории общ-во есть сумма индивидов,связан. тем или иным взаимным договором. Ос-ти соц.сист.:1Сложность и иерархич.стр-ра; 2Интегративная сист.образующих качеств; 3Самоуправляемость;4Открытость; 5Приспосабливающаяся

38.Производствен.сфера обществен.жизни. Диалектика производит.сил и произ-вен.отнош. Закон соответствия. Произ-во рассматр.как обществ. процесс,т.е.процесс произ-ва людьми своей соц.жизни.Оно не сводится к про­из-ву матер.благ,а включпроиз-во дух. ценностей,обществ.отнош.,самих людей. Обществ. произ-во подразд. на ма­тер. и дух. Матер.произ-во есть необходимое усл-е сущ-я общ-ва и чел.Матер.произ-во дает ср-ва деят-ти, создает усл-я для дух.произ-ва.Для более конкретной хар-ки матер.произ-ва выдел.понятие сп-ба произ-ва.С п-б произ-ва пред­ставляет собой диалектическое единство производит.сил и производствен.отнош..Производит..силы выражают активное отнош.общ-ва к прир.,их важнейш. компонентами явл.люди и ср-ва произ-ва,наука, орг-ция произ-ва. Производств. отнош. —это отнош.между людь­ми по поводу произ-ва.К ним относ.прежде всего отнош.к ср-вам произ-ва,или ф-мы соб-ти,а также отнош. распределения,обмена и по­требления.Определяющая роль принадлежит производит.си­лам,производств. отнош.в свою очередь влия­ют на разв-е производит. сил и не могут опере­жать их развитие.

Дух.жизнь общ-ва-сист.произ-ва,обмена и потребления дух.ценностей(к-ра,наука,ис-во, религия,мораль,право,ф-я).Для хар-ки дух.жизни общ-ва исп-ют такие понятия как к-ра,обществ.созн-е.

39.Дух.сфера жизни общ-ва и проблема ценностей. Дух.жизнь общ-ва-сист.произ-ва,обмена и потребления дух.ценностей(к-ра,наука,ис-во, религия,мораль,право,ф-я).Для хар-ки дух.жизни общ-ва исп-ют такие понятия как к-ра,обществ.созн-е.Обществ.созн-е-сов-ть идей,теорий,принципов и т.д.,господствующих в обществен.бытие.В завис-ти от того,на что направлено созн-е,выдел.ф-мы: нравственное созн-е(мораль),правовая,политич., религ.,философск.,научн.(наука),худ.(ис-во),эколог., экономич.

К-ра —это создан­ная чел.сов-ть матер.и дух. ценностей,навыков,сп-бов их произ-ва и исп-я в целях обществ.прогресса.По­нятие к-ры связано с понятием ценности. Под ценно­стью понимается своеобразн.ф-ма отнош.между субъектом и объектом,когда они удовлетворяют потр-ти субъекта.Философск.учение о ценности назыв. аксиологией. Ценности различаются по своему х-ру:матер.и дух.,«предметные»и«субъектные».В наст.вр.наивысш.цен­ностью выступ.человеч.жизнь. Вообще же кажд.чел.стихийно или сознательно избирает для себя шкалу оценки.Это касается и общ-ва в целом. Производимые периодически изм-я этой шкалы хар-ся как переоценка ценностей. Исходя из различия между матер.и дух.ценностями,различают матер. и дух. к-ру.Под матер.к-рой понимается сов-ть матер.ценностей, сп-бов их произв-ва и овладения ими(прежде всего сюда входит техника).Ду­х.к-ру определяют как сов-ть дух.ценностей, т.е.зн-ний,ф-м мышления,сфер идеоло­гии,и сп-бов деят-ти по их созд-ю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)