Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен научн. Рев-ции. Противоречия нтп.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука как соц.явл-е органично связана с др.соц. явл-ями.Это особенно проявл.в совр.НТР.НТР означ. соед-е решающих переворотов в науке и технике при ведущей роли науки.НТР есть качеств.преобразование в производит.силах общ-ва и переход от машин. произ-ва к автоматическому и тем самым к коренному изм-ю места чел.в произ-ве.Не следует смешивать НТР и НТП. НТП осущ-ся непрерывно.НТР—его особая, революцион.стадия.НТП тесно связан с соц.,инициирует его и зависит от него.Наука явл.важнейшим звеном сист. «наука—техника—произ-во»,связана она и с др.обществ. подсист.(к-ра,образ-е).НТР открывает возм-ть плодотворных соц.преобразований.Вместе с тем в наст.вр. она разв.противоречиво,зачастую усугубляя соц.конфликты,обостряя глобальные проблемы цивилизации. Совр.этап НТР хар-ся не только нов.приоритетными направл-ями науки и техники(микроэлектроника, робототехника,биотехнология и т. д.),но и возрастающей ориентацией на чел.Выдвигаются нов.требован.как к технологии,так и к самим работникам произ-ва. 33.Стр-ра и ф-мы выражения научн.зн-я. Методы научн.исслед. Мельчайшей структурной ед. орг-ции научн.зн-я выступ. факт( фрагмент бытия, включенный в сист.научн.зн-я).К факту предъявляются два осн.требования:1)это должно быть действительное событие;2)факт должен быть надлежащим образом удостоверен,зафиксирован исследователем.Добывание, а также в известной мере обработка фактов произв-ся на эмпирическом уровне позн-я.Ф-мы орг-ции фактич. Материала:1проблема-сложн.вопр.или группу вопр., сложн.задача,а также зн-е о незн-и.2Гипотеза-промежут.пункт на пути от проблемы к теории(более или менее обоснованное предположение). Подтвержден. гипотезы перерастают в теории,не подтвердившиеся— отбрасываются.3 Теория — сист.строго доказанных научн.положений,обладающая объяснительной и предсказательной силой. Сущ-ют и др.ф-мы научн.позн-я,кот.не так легко определить и соотнести с вышеназванными ф-мами.В их числе: идея— ф-ма концентрации зн-я,нацеливающая на дальнейшее позн-е и практич.деят-ть,выступающая как ядро гипотезы или теории; концепция-- точка зрения, подход к предмету,воплощающая замысел или организующее начало теории. Метод— сист.правил и приемов теоретич.и практич. деят-ти,разработанных на основе закономерных связей действ-ти.Роль методов в позн-ии и практике исключительно велика.Уч-е о методах назыв. методологией. В науке сложилось мн-во эффективных методов позн-я.С точки зрения границ применимости методы можно разделить на три группы:1) всеобщий диалектика-материалистический метод, в равной мере применимый во всех обл.позн-я и рассматривающий процесс позн-я в его целостности и разв;2) общие(общенаучн.)методы применимые во всех обл.науки,но лишь на отдельных этапах исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, моделирование);3) частные(спец.)методы, применяемые только в отд.обл.зн-я Наиб.употребительна след.типология.Сущ-ют методы, кот. «работают»на обоих ур-нях(анализ,синтез,индукция, дедукция).Их назыв.общелогическими методами (методами мышления).С эмпирическим уровнем связаны наблюд.,эксперимент,измер-е,с теоретич.— абстрагирование,идеализация,исторический и логический методы. Общелогические методы1 Анализ( расчленение целого на части;2 Синтез( соотнесение кажд.эл-та с целым, воссоединение целого из часте);3 Индукция( общ.вывод строится на основе частн.посылок);4 Дедукция( из общ. посылок следует заключение частн.х-ра);5 Аналогия( на основе сх-ва объектов в одних признаках выдвигается предполож. и о сх-ве в др.6 моделирование( замена подлежащего изучению объекта его упрощенной копией). Эмпирические 1Н аблюдение( целенаправлен.восприятие явлений);2 Измерение( сопоставление измеряемой величины с др.,принятой за ед.(эталон);3 Эксперимент = наблюдение + воздействие на объект;4 Описание ( фиксацию ср-вами ест.и искусств.языков данных наблюдений и экспериментов) Теоретические: 1 Абстрагирование(о твлечение от ряда св-в предметов и отнош.между ними с целью выдел. существен.их признаков);2 Ист.м.( описание ист.разв объектов)3 Логич.м.( рассмотр.высш.стадии разв-я) 4 м. восхождения от абстрактного к конкретному.; 5 Формализация( вычленение и изуч.ф-мы(стр-ры) процессов,т.е.ф-ма рассм.как самост.предмет исслед-я;) 6 аксиоматизацией( сначала задается набор аксиом,затем из них строится сист.выводных предложений). 34.Понятие и соц.ф-ции науки.Научн.сообщ-во и этич.нормы науки. Понятие науки многозначно. Наука понимается как:1)сист. объективно истинных зн-ий;2)особая ф-ма человеч.деят-ти,направлен.на позн-е действ-ти;3) спец.соц.институт(учреждение). В научн.сообщ-ве сущ-ют неписан.законы и нормы,кот.выраж.осн.ценности,правила отнош.и повед.ученых.Ценности: 1Универсализм(истинность независима от тех, кто ее формулир.);2Открытость для дальнейш. исслед-я;3Бескорыстность зн-я;4Организован. скептицизм(кажд.ученый несет ответственность за оценку доброкачественности своего обоснования). Важнейш.нормы: 1Отсутствие плагиата(выдавать чужое открытие за свое);2Неприятие фальсификации рез-та; 3Бескорыстный поиск и отстаивание истины; 4Рез-ты должны быть нов.зн-ем,логическим и обоснованным. 36.Ест.и иск.среда обит.людей.Проблема коэв-ции общ-ва и биосферы. Для более детальной хар-ки взаимод.чел.с прир.применяется понятие «окруж. среда» (среда обит.),под кот.подразумевают обл.бытия, находящуюся в непосредственном контакте с чел. Различают ест.и искусств.окруж.среду. Ест. окруж. среда включ.гео- и биосферу, а также часть солнечной сист.в связи с космической деят-тью чел. Искусств.окруж.среда ( «вторая природа»)представляет собой сов-ть явл-ий и процессов,созданных чел.,включая технику,а также жив.орг-мы,выведенные чел.С нек.долей условности можно говорить о техносфере как сист.искусств.объектов.Выдел. также ноосферу (особую сферу взаимод-я общ-ва и прир.,в пределах кот.разумная человеч.деят-ть станет определяющим фактором развития. Чел.,а следоват.и человеч.общ-во,вышли из прир.и связаны с ней нерасторжимыми узами.Жив.прир.– тот базис,без кот.не было бы ни чел-ва, происшедшего от животн.предков,ни общ-ва,кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков.В мире идет процесс обмена в-в между чел.,общ-вом и прир.Общ-во есть продолжение прир.Противоречивость отнош.в сист.общ-во-прир просматр.уже в том,что,с одной стороны,по мере разв.общ-ва оно во все большей степени овладевает силами прир.и ее богатствами.Все это реализуется в разв.производств.сил.С др.стороны, чем бол.чел.подчиняет себе прир.,тем бол.он от нее завис.Из этой усиливающейся завис-ти на горизонте просматриваются мысли о грядущих эколог.проблемах.Чел.на протяжении разв-я отнош.между прир.и общ-вом относился к прир. гл.образом как кладовке нужных материалов и материальных благ.Но остро вопр.о регенерации прир.встал в нашем веке.
37.Понятие общ-ва и его стр-ра. Человеч..общ-во есть своеобразн.сфера бытия,относительно обособленная от прир.Оно представляет собой высший вид орг-ции материи.Соц.сист.отличаются бол. динамичностью и разнородностью,в них сочетаются матер.и идеальное,объективное и субъективное, стихийное и планомерное.Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общ-ва.В известной мере этому отвечает выделение подсист.(сфер) обществ. жизни:экономич.,политич.,дух.и культурной. Термин"общ-во"может употребляться в двух знач-ях.В широком смысле-это обособившаяся от прир.часть материальн.мира, представляющ. собой исторически развивающ.ф-му жизнедеят-ти людей,в узком смысле-это опред.этап разв. человеч.истории.Общ-во понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деят-ти бол.групп людей,объединенных на основе совместных интересов и договора.В своем первоначальном знач.термин"общ-во"обозначал общность,союз, сотрудничество людей.Однако в совр. понимании термины"общность"и"общ-во"не тождественны.Не всякая общность людей явл. общ-вом,но любое общ-во-это так или иначе самоуправляющаяся общность.Филос.взгляд на общ-во неотделим от филос.проблем лич-ти чел.В принципе выдел.три осн.подхода к объясн.связей и закономерностей, объединяющих людей в единое целое.Первый подход-натуралистический,согласно кот. человеч.общ-во рассматр.как ест.продолжение закономерностей прир.,мира животных.Др. подход-идеалистический,согласно кот. сущ-ть связей,объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований,мифов.Согласно атомистической теории общ-во есть сумма индивидов,связан. тем или иным взаимным договором. Ос-ти соц.сист.:1Сложность и иерархич.стр-ра; 2Интегративная сист.образующих качеств; 3Самоуправляемость;4Открытость; 5Приспосабливающаяся 38.Производствен.сфера обществен.жизни. Диалектика производит.сил и произ-вен.отнош. Закон соответствия. Произ-во рассматр.как обществ. процесс,т.е.процесс произ-ва людьми своей соц.жизни.Оно не сводится к произ-ву матер.благ,а включпроиз-во дух. ценностей,обществ.отнош.,самих людей. Обществ. произ-во подразд. на матер. и дух. Матер.произ-во есть необходимое усл-е сущ-я общ-ва и чел.Матер.произ-во дает ср-ва деят-ти, создает усл-я для дух.произ-ва.Для более конкретной хар-ки матер.произ-ва выдел.понятие сп-ба произ-ва.С п-б произ-ва представляет собой диалектическое единство производит.сил и производствен.отнош..Производит..силы выражают активное отнош.общ-ва к прир.,их важнейш. компонентами явл.люди и ср-ва произ-ва,наука, орг-ция произ-ва. Производств. отнош. —это отнош.между людьми по поводу произ-ва.К ним относ.прежде всего отнош.к ср-вам произ-ва,или ф-мы соб-ти,а также отнош. распределения,обмена и потребления.Определяющая роль принадлежит производит.силам,производств. отнош.в свою очередь влияют на разв-е производит. сил и не могут опережать их развитие. Дух.жизнь общ-ва-сист.произ-ва,обмена и потребления дух.ценностей(к-ра,наука,ис-во, религия,мораль,право,ф-я).Для хар-ки дух.жизни общ-ва исп-ют такие понятия как к-ра,обществ.созн-е. 39.Дух.сфера жизни общ-ва и проблема ценностей. Дух.жизнь общ-ва-сист.произ-ва,обмена и потребления дух.ценностей(к-ра,наука,ис-во, религия,мораль,право,ф-я).Для хар-ки дух.жизни общ-ва исп-ют такие понятия как к-ра,обществ.созн-е.Обществ.созн-е-сов-ть идей,теорий,принципов и т.д.,господствующих в обществен.бытие.В завис-ти от того,на что направлено созн-е,выдел.ф-мы: нравственное созн-е(мораль),правовая,политич., религ.,философск.,научн.(наука),худ.(ис-во),эколог., экономич. К-ра —это созданная чел.сов-ть матер.и дух. ценностей,навыков,сп-бов их произ-ва и исп-я в целях обществ.прогресса.Понятие к-ры связано с понятием ценности. Под ценностью понимается своеобразн.ф-ма отнош.между субъектом и объектом,когда они удовлетворяют потр-ти субъекта.Философск.учение о ценности назыв. аксиологией. Ценности различаются по своему х-ру:матер.и дух.,«предметные»и«субъектные».В наст.вр.наивысш.ценностью выступ.человеч.жизнь. Вообще же кажд.чел.стихийно или сознательно избирает для себя шкалу оценки.Это касается и общ-ва в целом. Производимые периодически изм-я этой шкалы хар-ся как переоценка ценностей. Исходя из различия между матер.и дух.ценностями,различают матер. и дух. к-ру.Под матер.к-рой понимается сов-ть матер.ценностей, сп-бов их произв-ва и овладения ими(прежде всего сюда входит техника).Дух.к-ру определяют как сов-ть дух.ценностей, т.е.зн-ний,ф-м мышления,сфер идеологии,и сп-бов деят-ти по их созд-ю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.008 с.) |