Типы этнографических источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы этнографических источников



Связь с др. науками

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

Этнология и антропология. К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов.

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.Этнология и культурология

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Этнополитология — дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов

Этнология и демография, лигвистика, география, педагогика

Типы этнографических источников

Этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками. Этнографическим источником, характеризующим прошлую культуру и быт, социальную и семейную организации, являются свидетельства исторических памятников, музейных коллекций, фольклорные записи, археологические комплексы и т.д. Для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описа­ния ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологи­ческие исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Существует выработанное практикой определение истинности важного положения, содержащегося в исторической записи,— его неоднократное повторение в разных источниках (не менее трех раз). Изучение письменных источников. Возможность получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. Устные предания как источник получения этнологических мате­риалов исчезают быстрее, чем другие. Метод изучения археологических материалов. Методом этнологических исследований является сравни­тельное языкознание, переписи населения

Теория этноса Ю. В. Бромлея

Дуалистическая теория, следуя примордиалистской парадигме, выделяет стабильное ядро этноса, сохраняющееся на всем протяжении истории, ему было дано наименование этникос. К этникосу Ю.Бромлей относил совокупность культурных элементов, а именно язык, материальную культуру, нормы поведения, психический склад, самосознание и самоназвание (этноним). Важнейшей характеристистикой этникоса считается этническое самосознание. Этнос в более широком смысле понимался уже как «этносоциальный организм (ЭСО)» как этнос, существующий в пределах государства. То есть, «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность»[2][1]. В то же время, этническая общность — шире этникоса, так как включает основные социальные группы, присущие обществу соответствующей формации.

Теория этноса Гумилева

Пассиона́рная тео́рия этногене́за — гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской, и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества.Этнические системы –суперэтнос, этнос, субэтнос. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво.

Этнические процессы.

Процесс развития этноса называется этногенезом. В его основе лежат разнообразные этнические процессы — изменения отдельных этнических элементов, частей этноса и этноса в целом. Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы.

Эволюционные процессы — это значительные изменения основных элементов этноса, прежде всего — языка и культуры. Подразделяются на языковые (изменение языка, расширения или сужение его функций, словарного запаса, распространенности другого языка, двуязычие, языковая ассимиляция), внутриэтнические (ослабление или усиление культурной однородности), межэтнические (заимствование материальной и духовной культуры других этносов), надэтнические (вытеснение элементов традиционной культуры интернациональными).

Трансформационные процессы — изменения этнических элементов, влекущие за собой перестройку этнического самосознания, смену этнической принадлежности и этнонима. Различают этническое разделение (распад этнической общности на несколько новых или отделение части этноса от более крупной этнической общности) и этническое объединение (слияние групп людей различной общественной принадлежности или объединение нескольких этносов).

Для современного общества характерны две противоположные тенденции развития этнических процессов:

· стремление малых этносов к самоопределению в любой форме социально-территориальной организации от автономии до государственной независимости

· интернационализация образа жизни, проявляющаяся в отмирании традиционных внешних признаков этнических особенностей и в унификации культурно-бытовых и производственных условий существования этносов.

Оба процесса развиваются параллельно и могут проявляться в одних и тех же этносах.

 

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Славянская группа:

а) восточнославянская подгруппа. Народы: русские, украинцы, белорусы;

б) западнославянская подгруппа. Народы, поляки, лужичане, чехи, словаки;

в) южнославянская подгруппа. Народы: словенцы, хорваты, славяне-мусульмане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары.

Балтийская группа. Народы: литовцы, латыши.

Германская группа. Народы: немцы, австрийцы, германошвейцарцы, лихтенштейнцы, эльзасцы, люксембуржцы, фламандцы, голландцы, фризы, африканеры, евреи Европы и Америки, англичане, шотландцы, ютландоирлапдцы, англоафриканцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы США, багамцы, сентк.ггены, ямайцы, гренадцы, барбадосцы, тринидадцы, белизцы, гайанцы-креолы, суринамцы-креолы, шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане.

Кельтская группа. Народы: ирландцы, гэлы, уэльсцы, бретонцы.

Романская группа. Народы: итальянцы, сардинцы, санмаринцы, италошвей-царцы, корсиканцы, ретороманцы, французы, монегаски (монакцы), нормандцы, франкошвейцарцы, валлоны, франкоканадцы, гваделупцы, мартиникцы, гвианцы, гаитийцы, реюньонцы-креолы, маврикийцы-креолы, сейшельцы, испанцы, гибралтарцы, кубинцы, доминиканцы, пуэрториканцы, мексиканцы, гватемальцы, гондурасцы, сальвадорцы, никарагуанцы, костариканцы, панамцы, венесуэльцы, колум­бийцы, эквадорцы, перуанцы, боливийцы, чилийцы, аргентинцы, парагвайцы, уругвайцы, каталонцы, андоррцы, португальцы, галисийцы, бразильцы, антильцы, румыны, молдаване, аромуны, истрорумыны.

Албанская группа. Албанцы.

Греческая группа. Народы: греки, греки-киприоты, каракачаны.

Армянская группа. Армяне.

Иранская группа. Народы: талыши, гилянцы, мазендаранцы, курды, белуджи, луры, бахтиары, персы, таты, хазарейцы, чараймаки, таджики, памирские народы, пуштуны (афганцы), осетины.

Нуристанскя группа. Нуристанцы.

Индоарийская группа.

Иранские языки:

УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

Финно-угорская группа. Народы: финны, карелы, вепсы, ижорцы, эстонцы, ливы, саами, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, ханты, манси.

Самодийская группа. Народы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.

Юкагирская группа. Юкагиры.

АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

Тюркская группа.

Монгольская группа.

ДРАВИДСКАЯ СЕМЬЯ

Южная группа. Народы: тамилы, ирула, малаяли, ерава, ерукала, кайкади, каннара, бадага, курумба, тода, кодагу, тулу, телугу.

Центральная группа. Народы: колами, парджы, гадаба, гонды, кхонд (куй, куви), конда.

Северо-восточная группа. Народы: ораон (курух), малто.

Северо-западная группа. Брагуи.

 

КОРЕЙСКАЯ СЕМЬЯ. Корейцы.

 

ЯПОНСКАЯ СЕМЬЯ. Японцы.

ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ. Народы: эскимосы (включая гренландцев), алеуты.

 

СИНО-ТИБЕТСКАЯ СЕМЬЯ

Китайская группа. Народы: китайцы, хуэй (дунгане), бай.

Тибето-бирманская группа. Качинская группа. Народы: качин (цзинпо), сак и др.

Группа бодо-гаро. Народы: гаро, бодо, трипура и др.

Группа миджу. Народ миджу.

Группа дигаро. Народы: дигаро, миду.

Группа мири. Народы: ади (абор), мири и др.

Группа дхимал. Народ дхимал.

Группа лекча. Народ лекча.

Восточногималайская группа. Народы: рай (кирати), лимбу и др.

Группа невари. Народ невари.

Группа гурунг. Народы: гурунг, таманг (муруми), лимбу и др.

 

 

НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ

Восточносуданская группа. Народы: нубийцы, горные нубийцы, мурле, тама, даджу, динка, кумам, нуэр, шиллук, ачоли, ланго, алур, луо (джолуо), календжин, бари, лотуко, масаи, тесо, туркана, карамоджонг.

Центральносуданская группа. Народы: креш, бонго, сара, багирми, мору, мангбету, пигмеи эфе и асуа.Группа берта. Народ берта.

Группа кунама. Народ кунама.

Сахарская группа. Народы: канури, тубу, загава.

Группа сонгаи. Народы: сонгаи, дьерма, денди.

Группа фур. Народ фур.

Группа комуз. Народы: кома, бега.

КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ

Южноафриканская койсанская группа. Народы: готтентоты, горные дамара, бушмены кунг, бушмены кхам и др

Группа сандаве. Народ сандаве.

Группа хадза. Народ хадза.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

Абхазо-адыгская группа. Народы: абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Нахско-дагестанская группа. Народы: аварцы (включая андо-цезов), лакцы, даргинцы, лезгины, удины, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, чеченцы, ингуши.

Западногималайская группа. Народы: канаури, лахули и др.

АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

Мон-кхмерская группа.

Аслийская группа. Народы: сенои, семанги.

Никобарская группа. Народ никобарцы.

Группа кхаси. Народы кхаси.

Группа мунда. Народы: санталы, мунда, хо, бхумидж, курку, кхария.

СЕМЬЯ МЯО-ЯО

Народы: мяо, шэ, яо.

 

СЕМЬЯ КАДАИ

Тайская группа.. Кам-суйская группа. Группа онг-бе.. Группа ли. Народ ли. Группа лаккья. Народ лаккья. Группа гэлао. Народы: гелао (гэло), мулао (мулем), маонань.

АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Группа континентальных на-дене. Народы: атабаски, апачи, навахи и др.

Группа хайда. Народ хайда.

Группа алмосан-кересиу.

Группа пенути. Народы: цимшиан, сахаптин, калифорнийские пенути, мускоги, тотонаки, михе, уастек, чоль, чокто, цоциль, канхобаль, мам, майя, киче, какчи-кель и др.

Группа хока. Народы: текистлатек, тлапанек и др.

АНДСКАЯ СЕМЬЯ

Группа кечуа. Народ кечуа. Группа аймара. Народ аймара.

Южная группа. Народы: мапуче (арауканы), пуэльче, теуэльче, селькнам (она), каваскар (алакалуф), ямана.

СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС

Группа чибча. Народы: тараска, ленка, мискито, гуайми, куна, яномам и др. Группа паэс. Народы: эмбера, варао и др.

ЖЕПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ

Карибская группа. Народы: карибы, уитото и др. Группа же-пано. Народы: пано, матако, тоба, же, каинганг, ботокудо, бороро и др.: АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: мабунаг, дхувал, джангу, гугу-йимидхирр, аранда, алья варра, варл- г пири, пинтупи, питжантжатжара, нгааньятжара, валмаджари, ньянгумарда, имиджи- с барнди, мурринх-патха, тиви, гуньвиньгу, эниндхильягва и др. 1]

ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ

Народы: чукчи, коряки, ительмены.

 

 

Антропологические типы человечества  
Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Австралоидная раса Переходные группы
Североевропейские типы: · Атланто-балтийская · Беломорско-балтийская Переходные типы: · Альпийская · Среднеевропейская · Восточноевропейская Южные типы: · Средиземноморская · Индо-афганская · Балкано-кавказская · Переднеазиатская (арменоидная) · Памиро-ферганская Азиатский тип Континентальные монголоиды[60] · Арктическая раса[61] · Тихоокеанские монголоиды[62] Американские расы Негры Негрилли (пигмеи) Капоидная раса — Бушмены и готтентоты Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы Между европеоидами и азиатской ветвью монголоидов: · Уральская раса · Лапоноиды · Южносибирская раса · Памиро-ферганская раса · Сибирский расовый тип[63] Между европеоидами и американской расой: · Американские метисы Между европеоидной и негроидной расами: · Мулаты · Эфиопская малая раса · Малые расы Западного и Восточного Судана · Южные синиды или Южноазиатская (малайская) раса
           

Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Эволюционизм — первая этнографическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Основоположником эволюционизма считается Эдуард Тэйлор, впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге «Исследования в области древней истории человечества» (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма. Среди последователей этой школы были также Л. Морган и Дж. Фрэзер.

 

Эдуард Бернетт Тайлор (в старой транскрипции Тэйлор, 2 октября 1832, район Лондона Кэмбервилл — 2 января 1917) — выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии. Первобытная культура — философско-антропологическое сочинение Эдуарда Тайлора, написанное в 1871 году. В данной работе народам, которые прежде считались дикарями, впервые приписывается культура. Тайлор склонен к отождествлению понятий культура и цивилизация. Он также вводит понятия анимизм (которое он считал синонимом слова спиритуализм — вера в духов) и «пережитки».

Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'Année Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.

· С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

· Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

· Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало: • выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида); • утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; • определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

 

Функционализм в этнологии

Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить. Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский(культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун(культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.)

Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей Малиновский Б.

Концепция работы Бр.Малиновского «Магия, наука и религия"

Религия коренится в социальной природе человека, она не связана с магией, и когда начинает развиваться наука, она обрекает магию на гибель, приходит ей на смену (не затрагивая религию). Малиновский показал, что на самом деле эти люди мыслят вполне рационально там, где их деятельность достаточно им подвластна – на своем огороде, в лагуне на рыбной ловле. Магия вступает в силу там, где велики элемент риска и непредсказуемость результатов деятельности.

Свои выводы Малиновский изложил в вышедшей в 1926 г. книге “Магия, наука и религия”. Магия и наука представляют собой не две стадии эволюционного процесса (наука приходит на смену магии), но две антропологические константы, т.е. существуют бок о бок. У магии – свое и достаточно прочное место в человеческой жизни, поскольку она (жизнь) никогда полностью не находится во власти человека и не укладывается ни в какие расчеты. Магии находится место и в сегодняшнем обществе. Малиновский предлагает, таким образом, чисто функциональное понимание магии. Он, как и Дж. Фрэзер, видит ее сходство с религией в том, что в обоих случаях речь идет о средствах получения желаемого результата, которые не поддаются проверке.

Согласно функциональному взгляду на религию и культуру в целом, в каждом типе цивилизации каждый обычай, идея, верование выполняет некоторую жизненную функцию. Из них главная – поддержание стабильности общественного порядка. Функция магии, согласно Малиновскому, состоит в том, чтобы помогать человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями, над которыми он не властен, помогать преодолевать страх, обретать надежду и таким образом преодолевать трудности.
С точки зрения функционализма, религия играет аналогичную роль: она является, как и у Дюркгейма, фактором интеграции общества. Малиновский руководствовался тем, что базисные потребности людей должны удовлетворяться таким способом, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой социальный хаос.

Малиновский показывает, что во всех обществах религия выполняет, прежде всего, две функции. В кризисных ситуациях – примером может служить смерть члена группы – она восстанавливает оказавшееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования. Во-вторых, посредством ритуала инициации делает индивида полноправным членом общества, обязывая его соблюдать лежащие в его основе “священные“ ценности нормы.

 

Арнольд ван Геннеп

23 апреля 1873, Людвигсбург, Королевство Вюртемберг — 7 мая 1957, Бур-ла-Рен, Франция) — известный французский фольклорист и этнограф. Президент общества французских этнографов (1952—57), основатель ряда этнографических изданий. Автор многочисленных трудов по общей этнографии и этнографии Франции; первым из французских этнографов применил метод этнографического картографирования.

Книгу открывают общие соображения ван Геннепа об обрядах перехода (гл. I): он предлагает свою классификацию обрядов, выделяет культурные оппозиции: мир профанный — мир сакральный, обряды позитивные (разрешающие) — обряды негативные (запрещающие), действия прямые — действия косвенные и т.д. Разбираются различные приемы магии. Следует обратить внимание на введенное ван Геннепом понятие «вращение» (pivotement букв, «полный оборот вокруг оси»), т.е. изменение сакрального на профанное и наоборот в зависимости от конкретной ситуации. Это тоже один из видов перехода, так как каждый человек в течение жизни оказывается обращенным то к сакральной стороне бытия, то к профанной. Чередование ритуалов, которому другие исследователи не придавали значения, понимается ван Геннепом как магический момент, важный для всего обрядового комплекса. Каждый обряд, указывал исследователь, состоит из цепи определённых действий, которые должны быть исполнены в установленном порядке. Только при соблюдении этого условия можно говорить об оформленном и совершенном обряде. Суть чередования заключается в отделении (отлучении, исключении) от одного состояния, в промежуточном состоянии и во включении (приеме, агрегации) в новое состояние.

 

Виктор Уиттер Тёрнер

28 мая 1920, Глазго — 18 декабря 1983, Шарлотсвилл, Виргиния, США) — английский и американский антрополог.Тёрнер исследовал лиминальные (пороговые, крайние, пограничные) сообщества и состояния коллективной жизни, феномены «анти-структуры» — явления раскола и разрыва, коллективного протеста, массовой аскезы, добровольной нищеты и утопического равенства, их роль в разные эпохи. Символы и системы символов, символические классификации для Тёрнера не статичны: они включены в действие (обычай, ритуал, церемониал, социальный конфликт, социальное движение) и в этом смысле должны быть поняты в их реальной работе, в «исполнении», в конкретности и динамике, как «ритуальный процесс» (название одной из главных книг Тёрнера). Отсюда интерес Тёрнера

 

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность. Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище.

 

Межэтнические конфликты

происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса.

Все существующие причины этнических конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколько групп:

1) социально-экономические - неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3) этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические - ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5) этнотерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8) культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.

 

По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон.

XX век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объе­динением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами. Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Нагорный Карабах (Арцах) Северо-Кавказские конфликты Кабардино-Балкарский конфликт. Осетино-Ингушский конфликт. Чеченский конфликт. Украинский «разлом» Русские в новом зарубежье

Способы регулирования этнических конфликтов. В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Для того чтобы успешно разрешать межэтнические конфликты на постсоветском пространстве, в частности сохранив политическое влияние в непризнанных государствах, России нужно определиться с собственной национальной идентичностью. Ответ на вопрос, чего мы добиваемся в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье, в немалой степени зависит от понимания российской элитой того, что, собственно, такое Российская Федерация. Для начала сама Россия должна стать государством, признанным собственным политическим классом.

 

Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:

Антропологические типы человечества[59]
Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Австралоидная раса Переходные группы
Североевропейские типы:
  • Атланто-балтийская
  • Беломорско-балтийская
Переходные типы:
  • Альпийская
  • Среднеевропейская
  • Восточноевропейская
Южные типы:
  • Средиземноморская
  • Индо-афганская
  • Балкано-кавказская
  • Переднеазиатская (арменоидная)
  • Памиро-ферганская
Азиатский тип
  • Континентальные монголоиды[60]
  • Арктическая раса[61]
  • Тихоокеанские монголоиды[62]
Американские расы
Негры Негрилли (пигмеи) Капоидная раса — Бушмены и готтентоты Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы Между европеоидами и азиатской ветвью монголоидов:
  • Уральская раса
  • Лапоноиды
  • Южносибирская раса
  • Памиро-ферганская раса
  • Сибирский расовый тип[63]
Между европеоидами и американской расой:
  • Американские метисы
Между европеоидной и негроидной расами:
  • Мулаты
  • Эфиопская малая раса
  • Малые расы Западного и Восточного Судана
  • Южные синиды или Южноазиатская (малайская) раса

 

Связь с др. науками

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

Этнология и антропология. К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов.

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.Этнология и культурология

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Этнополитология — дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов

Этнология и демография, лигвистика, география, педагогика

Типы этнографических источников

Этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками. Этнографическим источником, характеризующим прошлую культуру и быт, социальную и семейную организации, являются свидетельства исторических памятников, музейных коллекций, фольклорные записи, археологические комплексы и т.д. Для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описа­ния ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологи­ческие исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Существует выработанное практикой определение истинности важного положения, содержащегося в исторической записи,— его неоднократное повторение в разных источниках (не менее трех раз). Изучение письменных источников. Возможность получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. Устные предания как источник получения этнологических мате­риалов исчезают быстрее, чем другие. Метод изучения археологических материалов. Методом этнологических исследований является сравни­тельное языкознание, переписи населения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.086 с.)