Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Барнаульский юридический институт↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Барнаульский юридический институт
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
Уголовное право. Общая часть: планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями для самостоятельной работы курсантов, обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования Специальность – 031001.65 – Правоохранительная деятельность Специализация – Административная деятельность ОВД Срок обучения – 5 лет
Барнаул 2012
Уголовное право. Общая часть: планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями для самостоятельной работы курсантов, обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2012. – 73 с.
Планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями для самостоятельной работы разработаны доцентом кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России к.ю.н., доцентом подполковником полиции Т.Г. Газизовой
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии. Протокол № 19, «28» апреля 2012 г Рекомендованы к использованию в учебном процессе решением Методического совета БЮИ МВД России. Протокол № 9, «8» мая 2012 г.
© Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА по курсу «Уголовное право. Общая часть» на 2012 – 2013 учебный год (набор 2011 г.) Специальность 031001.65 – правоохранительная деятельность специализация – административная деятельность ОВД Срок обучения – 5 лет
ВВЕДЕНИЕ
Уголовное право занимает одно из основных мест в профессиональной подготовке лиц, обучающихся в юридическом вузе по специальности «Правоохранительная деятельность». По всем темам курса «Уголовное право. Общая часть» читаются лекции. Они позволяют ознакомится с основными положениями уголовного права, определяют основные направления для самостоятельной работы над учебным материалом. На семинарские занятия для обсуждения выносятся наиболее важные теоретические вопросы изучаемых тем. Цель семинарских занятий – научить курсантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них навык самостоятельного мышления и принятия юридически обоснованного решения по вопросам, изучаемым в курсе уголовного права. Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий и др. Готовиться к семинарским занятиям необходимо заблаговременно. Накануне семинара необходимо освежить в памяти изученные материалы. Практические занятия имеют своей целью: углубить и закрепить теоретические знания, полученные курсантами на лекциях, семинарских занятиях и в результате самостоятельной работы; привить обучаемым практические навыки юридического анализа предложенной ситуации. Как правило, перед началом решения предложенных задач проводится фронтальный опрос обучаемых по вопросам темы. Для успешного усвоения учебного материала курсанты должны после прослушивания лекции внимательно изучить предложенный план, уяснить содержание учебных вопросов, изучить рекомендованную литературу, выполнить задания для самоподготовки. Изучение материала к семинару и (или) практическому занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Затем следует внимательно прочитать соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется изучение и конспектирование источников основной и дополнительной литературы. Изученную при подготовке литературу следует критически осмыслить, проанализировать. Для облегчения процесса восприятия материала по ходу изучения литературы рекомендуется делать записи. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, тезисов, аннотаций и конспектов. План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике. Тезисы – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора. Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы). Конспект – краткое изложение существенного содержания работы. наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов Конспект научной работы это развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы. В конспекте, как правило, указываются наименование работы, её выходные данные (год и место его издания, количество страниц). Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать, рекомендуется использовать только общепринятую аббревиатуру. Самые важные, значимые, по мнению обучаемого положения необходимо выделять – например цветом, изменением размера букв, и др. В случае если делается тематический конспект, то в него включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же теме. Кроме того, изложение материала можно отразить схематично и в табличном варианте. Выступление на семинаре (практическом занятии) должно содержать теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, анализ законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. К каждому семинарскому занятию указаны вопросы, даны задания для самостоятельной работы и примерный перечень тем для подготовки докладов и сообщений. При подготовке к практическим занятиям решение каждой задачи должно быть оформлено письменно в тетради и грамотно аргументировано ссылками на закон и постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ. Следует исходить из того, что квалифицирующие признаки прямо не указанные в условии задачи, отсутствуют. При юридической оценке содеянного квалификация должно быть полной: применительно к каждому из лиц, в отношении которых можно предположить, что они совершили преступление, либо указать, что состав преступления в деянии отсутствует. При наличии совокупности преступлений необходимо указать все пункты, части статей, образующие совокупность. Решение задачи необходимо аргументировать разъяснениями пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР, СССР.
При подготовке к занятиям по курсу «Уголовное право. Общая часть» кафедра рекомендует использовать следующие источники: 1. Периодические печатные издания – источники нормативных актов: а) «Российская газета»; б) «Российские вести»; в) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации; г) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации; д) Собрание законодательства Российской Федерации; е) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации; ж) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; 2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 3. Периодические научные и научно-популярные юридические печатные издания (журналы): а) «Государство и право»; б) «Российская юстиция»; в) «Законность»; г) «Уголовное право»; д) Журнал российского права 4. Периодические специальные издания Министерства внутренних дел Российской Федерации: а) Вестник МВД России; в) Информационные бюллетени; г) Щит и Меч. 6. Монографии, учебные пособия, лекции, статьи и другие источники. 7. При подготовке к занятиям, обучаемые могут использовать справочно-правовые системы "КонсультантПлюс", "Гарант", АИПС "Правовые акты МВД" НИР ВНИИ МВД России, АИПС НТИ-ЦА расположенные на внутреннем сайте института – http://buimain/, а так же использовать полный список учебно-методической и научной литературы находящийся в методическом кабинете кафедры. Основная литература ко всем темам дисциплины 1. Конституция Российской Федерации: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с изм. от 21.07.2007 г. ФКЗ № 5]. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2010. – 32 с. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 6. О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 7. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 8. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература 1. Баранчикова, М.В. Значение нормативных принципов уголовного права / М.В. Баранчикова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2009. - № 3 (9). – С. 37-39. 2. Бибик, О. Проблемы соотношения международного и российского уголовного права / О. Бибик // Уголовное право. – 2010. – № 3. – С. 15-20. 3. Генрих, Н.В. Предмет уголовного права в контексте теоретических проблем правопонимания / Н.В. Генрих // Журнал российского права. – 2010. – № 9. – С. 58-69. 4. Генрих, Н.В. Уголовное право в эпоху глобализации: сценарий развития / Н.В. Генрих // Российский криминологический взгляд. – 2009. – № 4. – С. 237-239. 5. Ежова, О.А. Понятие гуманизма / О.А. Ежова // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 2. – С. 20-21. 6. Ешек, Х.-Х. Основы уголовной политики / Х.-Х. Ешек // Российский криминологический взгляд. – 2010. – № 3. – С. 134-146. 7. Петин И.А. Конституционная направленность целей наказания и задач уголовного законодательства: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 8. Скутин С.Л. Элементы системы уголовного законодательства России: взгляд на проблему: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. Задание для работы в часы самоподготовки 1.Изучить рекомендованную к данной теме литературу. Рекомендации для самостоятельной работы Готовясь к ответу на первый вопрос необходимо уяснить, что термин «уголовное право» сложился исторически от употреблявшегося в древности понятия «отвечать головой», т.е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Такой термин является специфически русским, так как большинство стран мира определяет данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях. В литературе термин «уголовное право» используется в двух значениях: первое - как система норм уголовного законодательства и второе - как наука уголовного права. Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права, т.е. совокупности, суммы предписаний, закрепленных в законе или ином тексте, который признается источником права, и определяющих, какие деяния признаются преступлениями, какие меры уголовно-правового характера и при наличии каких предпосылок могут назначаться при совершении отдельным лицом запрещенного уголовным правом деяния. Содержание отношений, регулируемых уголовным правом, является вполне специфическим, сложным и неоднозначным. Выделяется три основные разновидности этих отношений: 1 Общерегулятивные (общепредупредительные) - это отношения, объектом которых являются общественные отношения, ставящиеся под уголовно-правовую охрану (т.е. это отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы применения уголовного наказания). 2. Охранительные (основные) - это отношения между лицом, совершившим преступление и государством в лице правоохранительных органов. 3.Конкретно-регулятивные (нетипичные) - это отношения, возникающие из деяний, не являющихся преступлениями, но внешне сходных с ними, а также возникающие из посткриминального (послепреступного) поведения. Под методом уголовного права необходимо понимать совокупность приемов и способов, осуществляющих регулирование общественных отношений, выступающих его предметом. Функциямиуголовного права являются основные направления уголовно-правового воздействия на преступность. В юридической литературе выделяются специальные функции уголовного права: 1. Охранительная функция, т.е. функция охраны общественных отношений от преступных посягательств. 2. Регулятивная функция, т.е. функция организации и урегулирования общественных отношений, возникающих в результате совершения общественно опасных деяний. 3 Восстановительная функция, т.е. функция восстановления нарушаемых преступлениями общественных отношений. 4. Предупредительная функция направлена на профилактику совершения запрещенных законом преступных деяний. При ответе на второй вопрос следует отметить, что курс уголовного права состоит из двух частей - Общей и Особенной. Они изучаются последовательно и составляют единую систему учебной дисциплины. Общая часть содержит законодательное закрепление и определение принципов, задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, основных понятий уголовного права, таких, как преступление, вина, соучастие, необходимая оборона, стадии совершения преступления и др. В Общей части также сформулированы положения об основании, условиях и пределах уголовной ответственности. Указывается на цели наказания, содержится описание видов наказания, определены условия и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения лиц, совершивших общественно-опасные деяния, от уголовной ответственности и наказания. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы, действие уголовного закона во времени и пространстве, решает вопрос о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность; перечисляет и раскрывает обстоятельства, исключающие преступность деяния. В отдельный раздел выделена уголовная ответственность несовершеннолетних с учетом особенностей их психологии, в котором учтена специфика этой возрастной группы. Особенная часть уголовного законодательства состоит из норм, содержащих описание отдельных видов преступлений и указание на конкретный вид, и размер наказаний, предусмотренных за совершение конкретных преступлений. Система Особенной части строится на основе иерархии ценностей, защищаемых уголовным правом и принятых государством и обществом. Современная доктрина российского уголовного права отражает такую иерархию ценностей: личность, общество, государство. Раскрывая содержание вопроса о принципах уголовного права следует отметить, что в действующем Уголовном кодексе законодательно определено пять принципов: законности, равенства гражданпередзаконом, вины, справедливости, гуманизма. Необходимо раскрыть понятие и содержание каждого из них. Уголовно-правовая наука - это система уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, о принципах уголовного права, об истории уголовного права и перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве. Источниками науки уголовного права являются: 1. правовые акты (Конституция РФ и УК РФ), 2. труды ученых, 3. практика реализации и применения уголовного права. Тема 2 Уголовный закон Лекционное занятие – 2 часа. Семинарское занятие – 4 часа. Практическое занятие – 2 часа Самостоятельная работа – 8 часов.
Учебные вопросы семинарского занятия № 1 1. Понятие уголовного закона. Его отличие от иных видов уголовного законодательства. Источники уголовного закона. 2. Действие уголовного закона в пространстве. Категории лиц, пользующихся правом экстерриториальности. 3. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила закона. 4. Виды толкования уголовного закона.
Учебные вопросы семинарского занятия № 2
1. Структура и техника уголовного закона. 2. Уголовный закон и уголовно-правовая норма. Виды уголовно-правовых норм. 3. Структура уголовно-правовых норм.
Литература 1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 2. О континентальном шельфе РФ: ФЗ РФ от 30.11.95 г. № 187-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 3. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ: ФЗ РФ от 31.07.98 г. № 155-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 4. О правовом положении иностранных граждан в РФ: ФЗ-115 от 25.07.02 г.: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 5. О гражданстве РФ: ФЗ-62 от 31.05.02 г: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 6. О Государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993 г.: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru. 7. О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 8. Богуш Г. Подлежат ли иностранные должностные лица ответственности по УК РФ?: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 9. Кленова Т.В. Проблема равенства в уголовном праве: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 10. Романец Ю.В. Вина как основание духовной и юридической ответственности: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 11. Скутин С.Л. Элементы системы уголовного законодательства России: взгляд на проблему:[Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru Задание для работы в часы самоподготовки 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Законспектировать п.1-7 литературы к теме. Рекомендации для самостоятельной работы Раскрывая основные черты уголовного закона, следует уделить особое внимание: 1) его форме (федеральный закон); 2) виду систематизации уголовного законодательства (кодекс); 3) его исключительному положению в качестве источника уголовного права (единственный источник уголовного права). Следует учитывать, что нормативно-правовые акты, к которым отсылают бланкетные диспозиции статей УК, источниками уголовного права не являются, и их изменение нельзя рассматривать в качестве изменения уголовного закона (например, при их изменении не применяются правила действия уголовного закона во времени). Тезис «уголовный закон — единственный источник уголовного права» является практически общепризнанным, он закреплен в ст. 3 УК. Однако в силу Конституции РФ в случае противоречия положений УК РФ нормам, закрепленным в Конституции РФ или в международном договоре, применяются, соответственно, конституционные нормы и нормы международных договоров. Соответствие УК и отдельных его положений Конституции РФ может быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Обсуждая вопрос о соотношении нормы и статьи закона, следу- этом, с одной стороны, ни одна из статей Особенной части не закрепляет нормы особенной части в полном ее объеме. Так, все нормы имеют единую гипотезу, которая в статье Особенной части не закреплена (вопрос о гипотезе нормы Особенной части остается дискуссионным, самое распространенный подход к решению этого вопроса: единая для всех норм Особенной части гипотеза закреплена в ст. 8 УК, устанавливающей основание уголовной ответственности). С другой стороны, одна статья может закреплять элементы нескольких норм (например, если в этой статье несколько частей или закреплено общее для нескольких норм правовое понятие). Рассматривая вопрос о толковании уголовного закона, следует отметить отличия допустимого расширительного (распространительного) толкования от прямо запрещенной аналогии (способ восполнения пробела в праве). При толковании никаких пробелов в праве не восполняется, просто уточняется смысл закона, не точно выраженный в его тексте. Следует учитывать, что ни один из существующих в России органов государства (в том числе и Государственная Дума) не наделен правом легального (аутентичного) толкования закона, такое толкование УК возможно только путем принятия нового федерального закона. Некоторые ученые в качестве легального (аутентичного) толкования* рассматривают примечания к статьям УК, данные в тексте УК. При характеристике судебного толкования нужно различать казуальное толкование (уяснение смысла закона судом при применении рассмотрении дела) и общее (нормативное) толкование (разъяснения Пленума Верховного Суда РФ). Согласно ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»: «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение». Однако некоторые ученые полагают, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ носят не обязательный, а рекомендательный характер, основывая свою позицию на ст. 120 Конституции РФ: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Кроме того, они ссылаются на ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ», кото- пая поелусматпивает полномочие Вепховного Суда РФ лавать оазъ- яснения по вопросам судебной практики, но в отличие от Закона «О судоустройстве» не называет этих разъяснений «руководящими» и умалчивает об их обязательности. Сам Верховный Суд РФ в практике исходит из обязательности его разъяснений. Следует учитывать, что разъяснения Пленума Верховного Суда не являются ни нормативно-правовым актом, ни источником уголовного права — это разновидность официального толкования закона. Рассматривая действие уголовного закона во времени, следует разъяснить порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и правило, согласно которому определяется время совершения преступления (ч. 2 ст. 9 УК). Общее правило действия уголовного закона во времени — применяется закон, действовавший во время совершения преступления, уголовный закон обратной силы не имеет. Исключение из общего правила: уголовный закон имеет обратную силу, кода он: 1) устраняет преступность деяния; 2) смягчает наказание; 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление (например, предусматривает более благоприятные основания освобождения от уголовной ответственности). Если осужденный уже отбывает наказание, смягчение наказания по новому закону производится только в случае, если назначенное наказание выходит за максимальный предел размера или срока наказания, установленного новым законом. Но и в этом случае дело не пересматривается в полном объеме, просто наказание механически «урезается» до максимальных размеров (сроков), предусмотренных новым законом. Следует обратить внимание на особенности применения закона, имеющего обратную силу, на разных стадиях уголовного процесса. Рассматривая вопрос о действии закона в пространстве, целесообразно исходить не из текста закона, а из 4 принципов: территориального, гражданства, реального и универсального. При этом должны необходимо обратить внимание на особенности реализации этих принципов в действующем УК РФ и в практике его применения Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие уголовного закона. 2. Назовите основные принципы уголовного права 3. Какие виды толкования закона вам известны, их суть 4. Источник уголовного права. Практическое занятие Задача № 1 Утарбеков в купе поезда «Астана – Санкт Петербург» на территории Кустанайской области из мести за карточный проигрыш нанес ножевое ранение в живот Валиахметову. В г. Троицке (Россия) потерпевшему была оказана медицинская помощь, но из - за повреждений внутренних органов он скончался. Определите место совершения преступления. По уголовному кодексу какого государства следует квалифицировать содеянное Утарбековым. Мотивируйте принятое решение. Задача № 2 Во время полета по маршруту Сочи-Батуми на экипаж самолета ТУ-154 напали двое вооруженных пистолетами и гранатами мужчин (граждан России), потребовавших изменить курс и приземлиться на одном из турецких аэродромов. В завязавшейся борьбе один член экипажа был убит, а двое тяжело ранены. Чтобы сохранить жизнь пассажирам, командир корабля вынужден был посадить самолет на турецкий аэродром. По закону какого государства будут нести ответственность преступники? Варианты: 1.То же деяние совершено лицами без гражданства? 2. То же деяние совершено иностранными гражданами? 3. То же деяние совершено над открытым морем? 4. То же деяние совершено в воздушном пространстве Турции? Задача № 3 Во время погрузки в Архангельске боцман иностранного парохода, иностранный гражданин, избил на палубе российского грузчика, причинив ему легкий вред здоровью. Возможно ли привлечение к уголовной ответственности по Уголовному кодексу России боцмана иностранного парохода? Как следует решить вопрос, если боцман - лицо без гражданства?
Задача № 4 Итальянский гражданин, преследуемый властями своего государства за подделку денег и ценных бумаг, перебежал на территорию РФ, где и был задержан. Обязаны ли российские власти привлечь этого иностранца к ответственности по российским законам? Как следует решить указанные вопросы, если бы он совершил убийство либо если он лицо без гражданства? Задача № 5 Гражданин России Махно совершил дорожно-транспортное преступление на территории Украины. Органами следствия он примем к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 264 УК РФ на территории Московской области. Постановлением судьи уголовное дело по обвинению Михно возвращено прокурору района в связи с тем, что преступление совершено на территории Украины и должно быть квалифицировано по УК этого государства. Правильно ли поступил судья? По закону какого государства следует квалифицировать деяние Махно? Задача № 6 Дорохин был осужден 15 января 1997 г. по ч. 1 ст. 146 УК РСФСР 1960 г. к двум годам лишения свободы за грабеж, совершенный 10 декабря 1996 г. в состоянии алкогольного опьянения, которое было признано отягчающим обстоятельством. Адвокат в кассационной жалобе указал, что квалификация действий и назначение наказания Дорохину неправильны по следующим основаниям. Уголовный закон, вступивший в силу с 1 января 1997 г., имеет обратную силу, так как он более мягкий: а) в санкции вместо двух видов наказания предусмотрены три вида наказания; б) состояние алкогольного опьянения не предусмотрено в качестве отягчающего обстоятельства. Проанализируйте доводы адвоката. Подлежит ли жалоба удовлетворению и дайте оценку их правильности.
Тема 3 Понятие преступления Лекционное занятие – 2 часа. Семинарское занятие – 2 часа. Практическое занятие – 2 часа Самостоятельная работа – 6 часов. Учебные вопросы семинарского занятия 1. Понятие и признаки преступления. 2. Криминализация и декриминализация деяния. 3. Классификация преступлений. 4. Понятие состава преступления и его значение. 5. Виды составов преступления и квалификация преступления Литература 1. Лыков, В. Соотношение административной и уголовной ответственности / В. Лыков // Законность. – 2010. – № 5. – С. 50-51. 2. Михаль О.А. О критерии преступлений / О.А. Михаль // Государство и право. – 2011. – № 10. – С. 35-42 3. Овечкина Е.В. Административная преюдиция как средство криминализации и декриминализации в уголовном праве России / Е.В. Овечкина // Закон и право. – 2009. - № 5. – С. 50-53. 4. Рогова Е.В. Уголовный проступок в системе категоризации преступлений: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru 5. Ширяев А.Ю. Понятие «состав преступления»: сравнительно-исторический опыт / А.Ю. Ширяев // Российский юридический журнал. – 2011. – № 5. – С. 104-110. Задание для работы в часы самоподготовки 1.Изучить рекомендованную к данной теме литературу. 2. Выучить наизусть ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации Рекомендации для самостоятельной работы Понятие преступления целесообразно рассмотреть в его историческом развитии. В частности, нужно отметить влияние социологической школы уголовного права в определении этого понятия (признак общественной опасности). В числе приз
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.014 с.) |