Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единая государственная система гражданской защитыСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Гражданская защита» – нормативная дисциплина, которая изучается в высших учебных заведениях с целью формирования у будущих специалистов знаний, о состоянии и проблемах в сфере гражданской защиты, состава и функционирования Единой государственной системы гражданской защиты Украины, мероприятий и средств гражданской защиты, организации гражданской защиты на объектах хозяйственной деятельности согласно действующим законодательным и другим нормативно-правовым актам. Программа дисциплины «Гражданская защита» разработана с учетом того, что студенты изучают общие вопросы защиты человека и окружающей среды от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера в нормативных учебных дисциплинах «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда», «Охрана труда в отрасли», а также отдельные вопросы безопасности жизнедеятельности в общетехнических и профессиональных дисциплинах по избранной специальности. В связи с этим изучение дисциплины «Гражданская защита» основано на знаниях техногенных, природных, социально-политических опасностей, их поражающих факторов, способов и средств защиты от них людей, материальных и культурных ценностей и окружающей среды, полученных при усвоении учебных программ образовательно-квалифика-ционного уровня «бакалавр». Программа дисциплины «Гражданская защита» предусматривает изучение вопросов организации гражданской защиты на общегосударственном, региональном, местном и объектовом уровнях. В ходе изучения дисциплины студенты усваивают специальные знания по организации гражданской защиты на объектах хозяйственной деятельности, методике прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, планированию мероприятий по повышению стойкости объектов хозяйственной деятельности, реагированию на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий. Основной формой учебной работы студентов заочной формы обучения является самостоятельное изучение учебного материала по учебникам, учебным пособиям и методическим указаниям, которые разработаны на кафедре «Охрана труда». Изучать дисциплину нужно в последовательности, предлагаемой этой программой и методическими указаниями. Во время проработки литературы рекомендуется вести конспект, который поможет закреплению и систематизации полученных знаний.
Кроме программы и методических указаний для изучения дисциплины приведены вопросы и задачи для контрольного задания. Контрольное задание выполняется после изучения учебного материала дисциплины. Выполненное контрольное задание должно быть послано почтой в адрес кафедры не позже, чем за месяц до начала экзаменационной сессии. При наличии положительных оценок за контрольное задание и практические занятия студент допускается к сдаче зачета. ЦЕЛЬ И ЗАДАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Цель изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов способности творчески мыслить, решать сложные проблемы инновационного характера и принимать продуктивные решения в сфере гражданской защиты, с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, а также достижений научно-технического прогресса.
1.2 Задание изучения дисциплины
Задание изучения дисциплины – усвоение студентами новейших теорий, методов и технологий прогнозирования ЧС, построения моделей их развития, определения уровня риска и обоснование комплекса мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, защиты персонала, населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС, локализации и ликвидации их последствий. Усвоив программу учебной дисциплины «Гражданская защита», специалисты в соответствующих направлениях подготовки, должны быть способны решать профессиональные задачи с учетом требований ГЗ и обладать следующими главными профессиональными компетенциями для обеспечения реализации указанных задач. Общекультурные компетенции включают: • умение определить круг своих обязанностей в соответствии с направлением профессиональной деятельности с учетом задач по ГЗ; • знание методов и инструментария мониторинга ЧС, построения моделей (сценариев) их развития и оценки их социально-экономических последствий; • способность принимать решения по вопросам ГЗ в пределах своих полномочий.
Профессиональные компетенции по виду деятельности включают: • проведение идентификации, исследования условий возникновения и развития ЧС и обеспечения скоординированных действий по их предупреждению на объектах хозяйствования в соответствии со своими профессиональными обязанностями; • выбор и применение методик по прогнозированию и оценке обстановки в зоне ЧС, расчета параметров поражающих факторов источников ЧС, которые контролируются и используются для прогнозирования, определения сил, средств и ресурсов для преодоления последствий ЧС; • понимание, разработка и внедрение превентивных и оперативных (аварийных) мероприятий ГЗ; • интерпретации новейших достижений в теории и практике управления безопасностью в ЧС; • обеспечение качественного обучения работников объектов хозяйствова-ния по вопросам ГЗ, оказания помощи и консультаций работникам организации (подразделения) по практическим вопросам защиты в ЧС; • оценки состояния готовности подразделения к работе в условиях угрозы и возникновения ЧС по установленным критериям и показателям. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы практических занятий и самостоятельной работы Тема 1. Структура и задачи гражданской защиты Украины. Организация ГЗ на объектах хозяйственной деятельности. Характеристика очагов поражения и поражающих факторов. Тема 2. Прогнозирование обстановки и планирования мер защиты в зонах радиационного загрязнения. Тема 3. Прогнозирование обстановки и планирования мер защиты в зонах химического загрязнения. Тема 4. Мониторинг чрезвычайных ситуаций: а) методы определения радиационного и химического загрязнения; б) приборы радиационной и химической разведки; в) приборы дозиметрического контроля. Тема 5. Основы защиты объектов хозяйственной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Тема 6. Мероприятия и средства коллективной и индивидуальной защиты населения в ЧС. Распределение времени на практические занятия (ПЗ) и самостоятельное изучение (СМ) приведено в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Темы практических занятий и распределение времени
Продолжение табл. 2.1
2.2 Методическое обеспечение и рекомендуемая литература Основные законодательные и нормативно-правовые акты 1. Конституція України. Основний закон. – К., 1996. 2. Кодекс цивільного захисту України. 3. Положення Про Єдину державну систему цивільного захисту України.
Базовая 1. Стеблюк М.І. Цивільна оборона та цивільний захист: Підручник., 2-ге видання, перероблене – К: Знання, 2010.– 487 с. 2. Миценко І. М. Цивільна оборона: навч. посіб. для студ. ВНЗ / 3. Депутат О.П., Коваленко І.В., Мужик І.С. Цивільна оборона.- Львів: Афіша, 2000. 336 с. 4. Цивільний захист. Дистанційний курс [Електронний ресурс]: – / Б.В. Дзюндзюк, В.А. Айвазов, О.В. Мамонтов, В.А. Рось, В.В. Савін. – Харків: ХНУРЕ, 2013. Режим доступу: http://www.ot.kture.kharkov.ua, вільний.
Дополнительная 1. Русаловський А.В., Вендичанський В.Н. Цивільний захист: Навч. посіб. / за наук. ред. Запорожця О.І., – К.: АМУ, 2008. – 250с. 2. Про захист людини від впливу іонізуючих випромінювань: Закон України від 14 січня 1998 р. – К., 1998. 3. ДСТУ 3891-99 “Безпека у надзвичайних ситуаціях”. – Київ. Держ. Стандарт. 1999 р. 4. Постанова КМ України “ Про затвердження Положення про організацію оповіщення і звя’зку у надзвичайних ситуаціях” від 15.02.99 №2. 5. Довідник з цивільної оборони / Г.Г. Міговіч, ЗАТ "Українська технологічна група". К. – 1998. – 526 с. Методическое обеспечение дисциплины 1. Методичні вказівки до практичних занять з дисципліни «Цивільна оборона» для студентів усіх спеціальностей / Упоряд. В.А. Айвазов, Б.В. Дзюндзюк, А.І. Хяннікяйнен, В.Б. Швед. – Харків: ХТУРЕ, 2003. – 28с. 2. Методичні вказівки до самостійної роботи з дисципліни «Цивільна оборона» («Цивільний захист населення») для студентів усіх спеціальностей./ Упоряд.: Б.В. Дзюндзюк, О.В. Мамонтов, Є.М. Анпілогов. – Харків: ХНУРЕ, 2007. – 90с. 3. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине "Гражданская защита" для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Сост.: Б.В. Дзюндзюк, В.А. Айвазов, В.А. Рось, В.В. Савин. – Харьков: ХНУРЕ.2014. – 106 с. Информационное обеспечение 1. Офіційне інтернет-представництво Президента України http://www.president.gov.ua/. 2. Верховна Рада України http:Верховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада України//www.rada.kiev.ua. 3. Кабінет Міністрів України http://www.kmu.gov.ua/. 4. Міністерство освіти і науки України http://www.mon.gov.ua, www.osvita.com. 5. Державна служба України з надзвичайних ситуацій http:Верховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада України//www.mns.gov.ua/. 6. Рада національної безпеки і оборони України http:Верховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада УкраїниВерховна Рада України//www.rainbow.gov.ua/.
7. Офіційний сайт Фонду соціального страхування від нещасних випадків на виробництві та професійних захворювань України. http://www.social.org.ua МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Общие указания
Контрольная работа состоит из ответов на четыре вопроса и решения четырех задач. Каждый вопрос имеет десять вариантов (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), задачи составлены также в десяти вариантах (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Контрольные вопросы и задачи решаются по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой учебного шифра студента. Перечень контрольных вопросов и заданий по вариантам приведен в табл. 4.1. Контрольные вопросы и задания, а также задачи приведены в подразделах 4.2 и 4.3. Контрольную работу рекомендуется выполнять в ученической тетради или на листах формата А4. На титульном листе контрольной работы указывается фамилия, имя и отчество студента, номер учебной группы, домашний адрес и учебный шифр. Ответы на вопросы и решение задач должны сопровождаться ссылкой на литературные источники, а также схемами. Тексты ответов на вопросы и решения задач должны быть согласованы со схемами и эскизами путем цифровых обозначений. На каждой странице необходимо оставлять место для замечаний рецензента. В конце работы указывается перечень ссылок, ставится дата и подпись студента. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться методическими указаниями и литературой, рекомендованной к каждой теме.
Таблица 4.1 – Варианты контрольных вопросов и заданий
4.2 Вопросы и задания к контрольной работе 1. Рассмотрите суть понятия «гражданская защита» и принципы её осуществления. 2. Рассмотрите структуру и задачи единой государственной системы гражданской защиты, органы непосредственного руководства и управления. 3. Рассмотрите режимы функционирования единой системы гражданской защиты и основные направления деятельности органов управления в этих режимах. 4. Рассмотрите полномочия кабинета Министров Украины в сфере граж-данской защиты. 5. Рассмотрите полномочия государственной службы Украины по чрезвы-чайным ситуациям. 6. Рассмотрите полномочия министерств и ведомств в сфере гражданской защиты. 7. Рассмотрите полномочия местных государственных администраций в сфере гражданской защиты. 8. Рассмотрите полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской защиты. 9. Рассмотрите задачи и обязанности субъектов хозяйствования, права и обязанности граждан Украины в сфере гражданской защиты. 10. Рассмотрите силы гражданской защиты. 11. Рассмотрите направления государственного регулирования деятель-ности субъектов хозяйствования по вопросам гражданской защиты.
12. Рассмотрите направления деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования по обеспечению техногенной безопасности. 13. Рассмотрите мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, назначение, виды и задачи пожарной безопасности. 14. Рассмотрите осуществление государственного надзора в сферах техногенной и пожарной безопасности. 15. Рассмотрите порядок организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 16. Рассмотрите функции руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. 17. Рассмотрите функции штаба по ликвидации последствий чрезвы-чайной ситуации. 18. Рассмотрите содержание аварийно-спасательных и других неотлож-ных работ при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. 19. Рассмотрите организацию и проведение восстановительных работ в зоне чрезвычайной ситуации. 20. Рассмотрите содержание социальной защиты пострадавших от чрезвычайной ситуации. 21. Рассмотрите методы выявления и измерения уровня ионизирующих излучений. 22. Рассмотрите методы выявления и измерения концентрации опасных химических веществ в различных средах. 23. Рассмотрите классификацию приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля. Приведите примеры приборов каждого типа с кратким описанием их назначения и возможностей. 24. Рассмотрите назначение, состав, основные характеристики приборов химической разведки. 25. Рассмотрите характер, масштабы и степень радиоактивного загряз-нения местности при ядерных взрывах. 26. Рассмотрите характер, масштабы и степень радиоактивного загряз-нения местности при авариях с выбросом радиоактивных веществ. 27. Рассмотрите последовательность прогнозирования радиационной обстановки при авариях на радиационно-опасных объектах. 28. Рассмотрите последовательность прогнозирования химической обста-новки при авариях с выбросом и разливом опасных химических веществ. 29. Рассмотрите последовательность оценки радиационной обстановки в зоне радиоактивного загрязнения, возможные мероприятия радиационной защиты населения. 30. Рассмотрите последовательность оценки химической обстановки в зоне химического загрязнения, возможные мероприятия химической защиты населения. 31. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип действия и условия использования фильтрующих противогазов. 32. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип действия и условия использования изолирующих противогазов с регенеративным принципом действия. 33. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип действия и условия использования изолирующих противогазов с запасом воздуха (кислорода). 34. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип действия и условия использования шланговых противогазов. 35. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип защитного действия и условия использования средств защиты кожи изолирующего типа. 36. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип защитного действия и условия использования средств защиты кожи фильтрующего типа. 37. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип защитного действия и условия использования медицинских и фармакологических средств защиты. 38. Рассмотрите назначение, комплектацию, принцип защитного действия и условия использования средств специальной обработки кожи, личного имущества и одежды. 39. Рассмотрите сущность и способы специальной обработки местности, зданий и сооружений, подвижных объектов. 40. Рассмотрите назначение, классификацию и внутреннюю планировку укрытий.
Задачи к контрольной работе
Задача 1. На АЭС произошла авария реактора с выбросом радиоактивных веществ, при этом ветер направлен в сторону субъекта хозяйствования. Необходимо: · спрогнозировать размеры зон радиоактивного загрязнения и нанести их в масштабе на условную схему местности; · рассчитать дозы радиации, которые может получить персонал субъекта хозяйствования на рабочих местах в помещениях и вне помещений за время от начала облучения до окончания рабочей смены; · сравнить полученные дозы с лимитом среднесуточной дозы для населения; · предложить мероприятия по защите персонала субъекта хозяйствования. Исходные данные приведены в табл. 4.2
Таблица 4.2 – Исходные данные к задаче 1
Примечание. Аварийный реактор ВВЭР-1000 для чётных вариантов, РБМК-1000 для нечётных вариантов. Задача 2. На территории района расположен склад с жидкими опасными химическими веществами (ОХВ). Необходимо: · спрогнозировать размеры зоны химического загрязнения при аварийном разливе ОХВ на поверхность земли; · нанести зону химического загрязнения в масштабе на схему условной местности; · определить время, через которое облако с ОХВ подойдёт к населённому пункту на оси зоны загрязнения на удалении 2/3 её глубины, и длительность его поражающего действия; · рассчитать возможное количество и структуру пострадавших при средней плотности населения в зоне химического загрязнения 30 чел./км2 и отсутствии средств индивидуальной защиты; · предложить мероприятия по защите населения в зоне химического загрязнения. Исходные данные приведены в табл.4.3. Таблица 4.3 – Исходные данные к задаче 2
Примечание. Ночью все люди находятся в помещениях (т.е. в простейших укрытиях). Днём половина людей находится в помещениях, половина – вне помещений. Задача 3. Рассчитать экономический ущерб вследствие гибели и потери здоровья населения, оказавшегося в зоне ЧС. Структура пострадавших и погибших приведена в табл. 4.4 и 4.5:
Таблица 4.4 Структура пострадавших и погибших
Таблица 4.5 – Количество и возраст детей, потерявших кормильца вследствие ЧС
Приложение А
Таблица А.1 – Категория вертикальной устойчивости атмосферы
Таблица А.2 – Средняя скорость переноса радиоактивного облака, м/с
Таблица А.3 – Размеры прогнозируемых зон радиоактивного загрязнения местности при аварии на АЭС (конвекция, скорость переноса облака 2 м/с)
Таблица А.4 – Размеры прогнозируемых зон радиоактивного загрязнения местности при аварии на АЭС (изотермия, скорость переноса облака 5 м/с)
Таблица А.5 – Размеры прогнозируемых зон радиоактивного загрязнения местности при аварии на АЭС (изотермия, скорость переноса облака 10 м/с)
Таблица А.6 – Размеры прогнозируемых зон радиоактивного загрязнения местности при аварии на АЭС (инверсия, скорость переноса облака 5 м/с)
Таблица А.7 – Размеры прогнозируемых зон загрязнения местности при аварии на АЭС (инверсия, скорость переноса облака 10 м/с)
Таблица А.8 – Время начала выпадения радиоактивных осадков после аварии, час
Таблица А.9 – Доза облучения при условии открытого расположения в середине зоны загрязнения М, рад
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.086 с.) |