Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Методические указания Изучая данную тему, необходимо ознакомиться с основными способами защиты населения и их сутью, с классификацией защитных сооружений, усвоить порядок укрытия населения в них.
3.7.1 Оповещение и информирование субъектов обеспечения гражданской защиты Оповещение об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций состоит в своевременном доведении такой информации органам управления гражданской защиты, силам гражданской защиты, субъектам хозяйствования и населению. Оповещение об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается путем: 1) функционирования общегосударственной, территориальной, местной автоматизированных систем централизованного оповещения, специальных, локальных и объектных систем оповещения; 2) централизованного использования телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе мобильной связи, ведомственных телекоммуникационных сетей и телекоммуникационных сетей субъектов хозяйствования, а также сетей общенационального, регионального и местного радиовещания и телевидения и других технических средств передачи (отображения) информации; 3) автоматизации процесса передачи сигналов и сообщений об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций; 4) функционирования на объектах повышенной опасности автомати-зированных систем раннего выявления чрезвычайных ситуаций и оповещения; 5) функционирования в населенных пунктах, а также местах массового пребывания людей сигнально-громкоговорящих устройств и электронных информационных табло для передачи информации по вопросам гражданской защиты. Информацию по вопросам гражданской защиты представляют сведения о чрезвычайных ситуациях, которые прогнозируются или возникли, с определением их классификации, границ распространения и последствий, а также о способах и методах защиты от них. Органы управления гражданской защиты обязаны предоставлять населению через средства массовой информации оперативную и достоверную информацию, а также о своей деятельности по вопросам гражданской защиты, в том числе в доступной для лиц с недостатками зрения и слуха форме. Руководители субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности, обязаны систематически и оперативно делать достоянием гласности информацию о таких объектах в официальных печатных изданиях, на официальных веб-сайтах, информационных стендах и любым другим приемлемым способом.
Информация должна содержать данные о субъекте, который ее предоставляет, и сферу его деятельности, о природе возможного риска во время аварий, включая влияние на людей и окружающую природную среду, о способе информирования населения в случае угрозы или возникновении аварии и поведении, которого следует придерживаться.
3.7..2 Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской защиты К защитным сооружениям гражданской защиты относятся: 1) убежища – герметичные сооружения для защиты людей, в которых на протяжении определенного времени создаются условия, исключающие влияние на них опасных факторов, которые возникают вследствие чрезвычайной ситуации, военных (боевых) действий и террористических актов; 2) противорадиационные укрытия – негерметичные сооружения для защиты людей, в которых создаются условия, исключающие влияние на них ионизирующего облучения в случае радиоактивного загрязнения местности; 3) быстровозводимые защитные сооружения гражданской защиты – защитные сооружения, которые сооружаются из специальных конструкций за короткое время для защиты людей от действия средств поражения в особый период. Для защиты людей от некоторых факторов опасности, которые возникают вследствие чрезвычайных ситуаций в мирное время, и действия средств поражения в особый период также используются сооружения двойного назначения и простейшие укрытия. Сооружение двойного назначения – это наземное или подземное сооружение, которое может быть использовано по основному функциональному назначению и для защиты населения. Простейшее укрытие – это фортификационное сооружение, цокольное или подвальное помещение, которое снижает комбинированное поражение людей от опасных последствий чрезвычайных ситуаций, а также от действия средств поражения в особый период. Укрытию подлежат:
1) в убежищах: а) работники наибольшей работающей смены субъектов хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям гражданской защиты и располо-женных в зонах возможных значительных разрушений населенных пунктов, которые продолжают свою деятельность в особый период; б) персонал атомных электростанций, других ядерных установок и работники субъектов хозяйствования, которые обеспечивают функциони-рование таких станций (установок); в) работники наибольшей работающей смены субъектов хозяйствования, отнесенных к категории особой важности гражданской защиты и расположенных за пределами зон возможных значительных разрушений населенных пунктов, а также работники дежурного персонала субъектов хозяйствования, которые обеспечивают жизнедеятельность городов, отнесенных к соответствующим группам гражданской защиты; г) больные, медицинский и обслуживающий персонал учреждений здравоохранения, которые не подлежат эвакуации или не могут быть эвакуированы в безопасное место; 2) в противорадиационных укрытиях: а) работники субъектов хозяйствования, отнесенных к первой и второй категориям гражданской защиты и расположенных за пределами зон возмож-ных значительных разрушений населенных пунктов, которые продолжают свою деятельность в военное время; б) работники субъектов хозяйствования, расположенных в зонах возможных разрушений, опасного и значительного радиоактивного загрязнения вокруг атомных электростанций; в) население городов, не отнесенных к группам гражданской защиты, и других населенных пунктов, а также население, эвакуированное из городов, отнесенных к группам гражданской защиты и зонам возможных значительных разрушений; г) больные, медицинский и обслуживающий персонал учреждений здравоохранения, расположенных за пределами зон возможных значительных разрушений городов, отнесенных к группам гражданской защиты, и субъектов хозяйствования, отнесенных к категориям гражданской защиты, а также учреждений здравоохранения, которые продолжают свою деятельность в военное время; 3) в быстровозводимых защитных сооружениях гражданской защи-ты, простейших укрытиях и сооружениях двойного назначения – население городов, отнесенных к группам гражданской защиты, которое не подлежит эвакуации в безопасное место, а также других населенных пунктов.
3.7.3 Мероприятия по эвакуации Эвакуация проводится на государственном, региональном, местном или объектном уровне. В зависимости от особенностей чрезвычайной ситуации устанавливаются такие виды эвакуации: 1) обязательная; 2) общая или частичная; 3) временная или безвозвратная. Решение о проведении эвакуации принимают: 1) на государственном уровне – Кабинет Министров Украины; 2) на региональном уровне – Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации; 3) на местном уровне – районные, районные в городах Киеве или Севастополе государственные администрации, соответствующие органы местного самоуправления; 4) на объектном уровне – руководители субъектов хозяйствования. В случае возникновения радиационных аварий решение об эвакуации населения, которое может попасть в зону радиоактивного загрязнения, принимается местными государственными администрациями на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы согласно прогнозируемой дозовой нагрузки на население или по информации субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют ядерные установки, о случаях нарушений в их работе.
В неотложных случаях руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а в случае его отсутствия – руководитель аварийно-спасательной службы, который первым прибыл в зону чрезвычайной ситуации, может принять решение о проведении экстренной эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации или зоны возможного поражения. Обязательная эвакуация населения проводится в случае возникновения угрозы: 1) аварий с выбросом радиоактивных и опасных химических веществ; 2) катастрофического затопления местности; 3) массовых лесных и торфяных пожаров, землетрясений, сдвигов, других геологических и гидрогеологических явлений и процессов; 4) вооруженных конфликтов (из районов возможных боевых действий в безопасные районы, которые определяются Министерством обороны Украины на особый период). Общая эвакуация проводится для всех категорий населения из зон: 1) возможного радиоактивного и химического загрязнения; 2) катастрофического затопления местности с четырехчасовым прибытием прорывной волны при разрушении гидротехнических сооружений. Частичная эвакуация проводится для вывоза категорий населения, которые по возрасту или состоянию здоровья в случае возникновения чрезвычайной ситуации не способны самостоятельно принять меры по сохранению своей жизни или здоровья, а также лиц, которые, согласно законодательству, присматривают (обслуживают) за такими лицами. Частичная эвакуация может проводиться также для других категорий населения по решению органов и должностных лиц, указанных в части четвертой этой статьи. Проведение эвакуации обеспечивается путем: 1) создания региональных, местных и объектных органов по эвакуации; 2) планирования эвакуации; 3) определения безопасных районов, пригодных для размещения эвакуиро-ванного населения и имущества; 4) организации оповещения руководителей субъектов хозяйствования и населения о начале эвакуации; 5) организации управления эвакуацией; 6) жизнеобеспечения эвакуированного населения в местах их безопасного размещения; 7) обучения населения действиям во время проведения эвакуации.
3.7.4 Инженерная защита территорий Инженерная защита территорий включает: 1) проведение районирования территорий по наличию потенциально опасных объектов и опасных геологических, гидрогеологических и метеорологических явлений и процессов, а также риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ними; 2) отнесение городов к соответствующим группам гражданской защиты и отнесение субъектов хозяйствования к соответствующим категориям гражданской защиты; 3) разработка и включение требований инженерно-технических меропри-ятий гражданской защиты в соответствующие виды градостроительной и проектной документации и реализация их во время строительства и эксплуатации; 4) учет возможных проявлений опасных геологических, гидрогеологи-ческих и метеорологических явлений и процессов и отрицательных последствий аварий во время разработки генеральных планов населенных пунктов и проведения градостроительства; 5) размещение объектов повышенной опасности с учетом последствий аварий, которые могут произойти на таких объектах; 6) разработка и осуществление мероприятий по безаварийному функцио-нированию объектов повышенной опасности; 7) строительство сооружений, зданий, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности; 8) строительство противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозийных и других инженерных сооружений специального назначения, их содержание в функциональном состоянии; 9) обследование зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций, разработка и осуществление мероприятий по их безопасной эксплуатации; 10) другие мероприятия инженерной защиты территорий в зависимости от сложившейся ситуации. Осуществление мероприятий инженерной защиты территорий возлагается на субъектов обеспечения гражданской защиты.
3.7.5 Радиационная и химическая защита населения и территорий Радиационная и химическая защита населения и территорий включает: 1) мониторинг и оценку радиационной и химической обстановки; 2) организацию и осуществление дозиметрического и химического контроля; 3) разработку и внедрение типовых режимов радиационной защиты; 4) использование средств коллективной защиты; 5) использование средств индивидуальной защиты, приборов радиацион-ной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля аварийно-спасательными службами, формированиями и специализированными службами гражданской защиты, которые принимают участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушении пожаров в очагах поражения радиационно и химически опасных объектов и населения, проживающего в зонах опасного загрязнения; 6) проведение йодной профилактики спасателей, которые привлекаются к ликвидации радиационной аварии, персонала радиационно-опасных объектов и населения, проживающего в зонах возможного загрязнения, радиоактивными изотопами йода с целью предотвращения облучения щитовой железы;
7) предоставление населению возможности приобретения в личное пользование средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического и химического контроля; 8) проведение санитарной обработки населения и специальной обработки одежды, имущества и транспорта; 9) разработку общих критериев, методов и методик наблюдений и оценки радиационной и химической обстановки; 10) другие мероприятия радиационной и химической защиты в зависи-мости от сложившейся ситуации. Радиационная и химическая защита населения и территорий обеспечивается: 1) определением субъектов хозяйствования, в которых оборудуются места для проведения санитарной обработки населения и специальной обработки одежды, имущества и транспорта; 2) заблаговременным накоплением и поддержанием в готовности: а) средств коллективной и индивидуальной защиты; б) приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля; в) средств фармакологической противорадиационной защиты для йодной профилактики населения, спасателей и персонала радиационно-опасных объектов радиоактивными изотопами йода с целью предотвращения облучения щитовой железы. Осуществление мероприятий радиационной и химической защиты и ее обеспечения возлагается на субъекты обеспечения гражданской защиты.
3.7.6 Медицинская защита, обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения Медицинская защита и обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения включает: 1) предоставление медицинской помощи пострадавшим вследствие чрезвы-чайных ситуаций, спасателям и другим лицам, которые привлекались к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушения пожаров, проведения их медико-психологической реабилитации. Медпомощь населению обеспечивается службой медицины катастроф, руководство которой осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере здравоохранения; 2) планирование и использование сил и средств учреждений здравоохра-нения независимо от формы собственности; 3) своевременное применение профилактических медицинских препаратов и своевременное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий; 4) контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольст-венного сырья, питьевой воды и источников водоснабжения; 5) заблаговременное создание и подготовку специальных медицинских формирований; 6) создание в условиях чрезвычайных ситуаций необходимого количества дополнительных временных мобильных медицинских подразделений или привлечение дополнительных учреждений здравоохранения; 7) накопление медицинского и специального имущества и техники; 8) подготовку и переподготовку медицинских работников по оказанию экстренной медицинской помощи; 9) обучение населения способам оказания доврачебной помощи и правилам соблюдения личной гигиены; 10) осуществление мероприятий с целью недопущения отрицательного влияния на здоровье населения вредных факторов окружающей природной среды и последствий чрезвычайных ситуаций, а также условий для возникновения и распространения инфекционных заболеваний; 11) проведение мониторинга состояния окружающей природной среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуации; 12) санитарную охрану территорий и субъектов хозяйствования в зоне чрезвычайной ситуации; 13) осуществление других мероприятий, связанных с медицинской защитой населения, в зависимости от сложившейся ситуации. Осуществление мероприятий медицинской защиты населения возлагается на субъекты обеспечения гражданской защиты.
3.7.7 Биологическая защита населения, животных и растений Биологическая защита населения, животных и растений включает: 1) своевременное выявление факторов и очагов биологического заражения, их локализацию и ликвидацию; 2) прогнозирование масштабов и последствий биологического заражения, разработку и внедрение своевременных противоэпидемических, профилактических, противоэпизоотических, противоэпифитотических и лечебных мероприятий; 3) проведение экстренной неспецифической и специфической профилактики биологического заражения населения; 4) своевременное применение средств индивидуальной и коллективной защиты; 5) внедрение ограничительных противоэпидемических мероприятий, обсервации и карантина; 6) осуществление дезинфекционных мероприятий в очаге заражения, обеззараживание субъектов хозяйствования, животных и санитарной обработки населения; 7) оказание экстренной медицинской помощи лицам, пораженным биологическими патогенными агентами; 8) другие мероприятия биологической защиты в зависимости от сложившейся ситуации. Биологическая защита населения, животных и растений дополнительно включает установление противоэпидемического, противоэпизоотического и противоэпифитотических режимов и их соблюдение субъектами хозяйствования, учреждениями здравоохранения и населением. Осуществление мероприятий биологической защиты возлагается на субъекты обеспечения гражданской защиты.
3.7.8 Психологическая защита населения Мероприятия психологической защиты населения направляются на уменьшение и нейтрализацию отрицательных психических состояний и реакций среди населения в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций и включают: 1) планирование деятельности, связанной с психологической защитой; 2) своевременное применение лицензированных и разрешенных к применению в Украине информационных, психопрофилактических и психо-корректирующих методов влияния на личность; 3) выявление с помощью психологических методов факторов, которые оказывают содействие возникновению социально-психологической напряженности; 4) использование современных психологических технологий для нейтра-лизации отрицательного влияния факторов чрезвычайных ситуаций на население; 5) осуществление других мероприятий психологической защиты в зависи-мости от сложившейся ситуации. Организация и осуществление мероприятий психологической защиты населения возлагаются на государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям. 3.7.9 Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется: 1) по месту работы – работающего населения; 2) по месту обучения – детей дошкольного возраста, учеников и студентов; 3) по месту проживания – неработающего населения. Организация обучения действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается: 1) работающего и неработающего населения – на центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы местного самоуправления, которые разрабатывают и утверждают соответствующие организационно-методические указания и программы по подготовке населения к таким действиям; 2) детей дошкольного возраста, учеников и студентов – на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере образования и науки, который разраба-тывает и утверждает учебные программы по изучению мероприятий безопас-ности, способов защиты от влияния опасных факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями, по оказанию доврачебной помощи по согласо-ванию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты. Стандартами профессионально-технического и высшего образования предусматривается получение знаний в сфере гражданской защиты. Обучение работающего населения действиям в чрезвычайных ситуациях является обязательным и осуществляется в рабочее время за счет средств работодателя по программам подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также во время проведения специальных объектных обучений и тренировок по вопросам гражданской защиты. Порядок организации и проведения специальных объектных обучений и тренировок по вопросам гражданской защиты определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты. Для получения работниками сведений о конкретных действиях в чрезвычайных ситуациях с учетом особенностей производственной деятель-ности субъекта хозяйствования в каждом субъекте хозяйствования оборудуется информационно-справочный уголок по вопросам гражданской защиты. Лица при приеме на работу и работники каждый год по месту работы проходят инструктаж по вопросам гражданской защиты, пожарной безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях. Лица, которых принимают на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до начала выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности. Допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам гражданской защиты, в частности по пожарной безопасности, запрещается. Программы обучения по вопросам пожарной безопасности согласовываются с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты. Культура безопасности жизнедеятельности населения – это совокупность ценностей, стандартов, моральных норм и норм поведения, направленных на поддержание самодисциплины как способа повышения уровня безопасности. Популяризация культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и молодежи организовывается и осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, совместно с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере образования и науки, общественными организациями путем: 1) проведения школьных, районных (городских), областных и всеукра-инских соревнований по безопасности жизнедеятельности; 2) проведения учебно-тренировочных сборов и полевых лагерей; 3) участия команд-победительниц в мероприятиях международного уровня по этим вопросам. Обучение учеников, студентов и детей дошкольного возраста действиям в чрезвычайных ситуациях и правилам пожарной безопасности является обязательным и осуществляется во время учебно-воспитательного процесса за счет средств, предусмотренных на финансирование учебных заведений. Обучение детей дошкольного возраста действиям в чрезвычайных ситуациях и предотвращения пожаров от детских шалостей с огнем проводится путем формирования у них поведения, соответствующего возрасту ребенка, по собственной защите и спасению. Неработающее население самостоятельно изучает памятки и другой информационно-справочный материал по вопросам гражданской защиты, правила пожарной безопасности в быту и общественных местах и имеет право получать от органов государственной власти, органов местного самоуправ-ления, через средства массовой информации другую наглядную продукцию, сведения о чрезвычайных ситуациях, в зоне которых или в зоне возможного поражения от которых может оказаться место проживания неработающих граждан, а также о способах защиты от влияния опасных факторов, вызванных такими чрезвычайными ситуациями. Рекомендуемая литература: [2.2.1.2, 2.2.2.4]. Контрольные вопросы
1. Какие основные способы защиты населения? 2. Как классифицируются защитные сооружения? 3. Каковы общие требования к защитным сооружениям? 4. Что такое эвакуация? 5. В чем суть инженерной защиты? 6. В чем суть радиационной и химической защиты? 7. В чем суть медицинской защиты? 8. В чем суть биологической защиты? 9. В чем суть психологической защиты? 10. Каким образом осуществляется обучение населения действиям в ЧС?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.101 с.) |